Обзор и тестирование внешней звуковой карты Creative Sound Blaster GC7

Внешняя USB звуковая карта с усилителем для наушников, совмещенная с функциональным пультом управления всех звуковых событий в играх.
Обзор и тестирование внешней звуковой карты Creative Sound Blaster GC7

Компания Creative выпустила внешнюю звуковую карту с дизайном под микшерский пульт. Данный продукт в первую очередь направлен на геймерский рынок.

Пользователю предоставляется удобное аналоговое управление всех звуковых процессов с помощью регуляторов, кнопок, в том числе и настраиваемых. Поддерживаются различные входы и выходы, одновременное воспроизведение звука с двух источников с их взаимной регулировкой.

Возможно подключение не только к ПК, но и к игровым консолям и мобильным гаджетам.

Данный девайс расширяет возможности игроков не только за счет своего исполнения, но и из-за применения фирменных технологий по обработке звука.

Технические характеристики

  • Вес: 280 г;
  • Габариты: 47×114×173 мм;
  • Динамический диапазон: 116 дБ;
  • Звуковые процессоры: Super X-Fi Ultra DSP, SB-Axx1;
  • Макс. качество воспроизведения: DSP Mode: PCM 16 / 24-bit 48.0, 96.0kHz, 192 kHz, SPDIF Output: PCM 16 / 24-bit, 48.0 kHz;
  • Разрешение при записи: SPDIF Input: 16 / 24-bit, 48.0, 96.0, 192 kHz;
  • SPDIF passthrough: 16 / 24-bit, 48.0, 96.0, 192 kHz;
  • Вход для микрофона: 16 / 24-bit 48.0, 96.0, 192.0 kHz;
  • Оптический вход: 16 / 24-bit 48.0, 96.0, 192.0 kHz;
  • Линейный вход: 16 / 24-bit 48.0, 96.0, 192.0 kHz;
  • Интерфейсы: USB Type-C, 4×3,5 мм (выход линейный, вход мобильный, микрофонный, выход на наушники), 2×SPDIF (вход, выход), Bluetooth;
  • Усилитель для наушников: 32-300 Ом;
  • ЦАП: 125 dB (A-weighted), THD+N: ~0.0005%;
  • АЦП: 114 дБ (взвешенный по кривой A), THD+N: 0.0006%.

Упаковка и комплектация

Внешняя звуковая карта поставляется в картонной коробке с цветной обложкой. На синем фоне находится фотография устройства, название модели, описание возможностей подключения к различным устройствам и множество пиктограмм поддерживаемых технологий.


Более подробные описания находятся с обратной стороны упаковки, здесь же мы видим комплект поставки и фотографию интерфейсной панели.


Описание по подключению с иллюстрациями находится с внутренней стороны обложки, также оно доступно на сайте производителя в формате PDF.


Звуковая карта зафиксирована в коробке в поролоновой форме, сверху прижата вставкой с иллюстрацией и описанием элементов управления.


В комплект входит бумажная инструкция и три кабеля:

  • AUX с двумя позолоченными 3,5 мм джеками 4-пин;
  • USB-А – USB Type-C;
  • Оптический кабель.


Внешний вид

Звуковая карта Sound Blaster GC7 собрана в призматическом корпусе из черного матового пластика. Углы на торцевых гранях закругленные.


На верхней панели находятся элементы управления, за счет них звуковая карта внешне напоминает микшерский пульт.


По краям расположены два цилиндрических круговых аналоговых регулятора: слева – громкость, справа - GameVoice Mix для регулировки баланса между двумя аудиовходами. На регуляторах имеется подсвеченная отметка положения, вращение плавное, с конечными позициями.


По центру еще один универсальный аналоговый регулятор. Им настраивается параметр, выбранный кнопками, находящимися по периметру центрального LCD-экрана, на котором будут отображаться цифры громкости. Данный регулятор вращается с точными отсечками.


Здесь имеются кнопки настройки ВЧ, НЧ, микрофона и двух режимов: виртуальный объемный звук и режим SXFI.


Кнопка SXFI (Super X-Fi) имеет четыре режима:

  • зеленая подсветка – режим включен;
  • синяя – режим Battle Mode;
  • оранжевая – режим выключен;
  • мигает красная – загрузка профиля SXFI через Bluetooth со смартфона.

По нижнему краю находятся четыре настраиваемых кнопки с RGB-подсветкой по контуру: С1-С4.


Правее расположена кнопка включения/отключения микрофона с красной подсветкой-индикатором.


На лицевой панели по левому краю идут четыре белых индикатора: три показывают источник подключения, четвертый - Dolby Audio Decoder.


По правому краю - два 3,5 мм разъема: микрофон и наушники.


На тыльной панели, кроме интерфейсов подключения, имеется еще несколько переключателей.


Справа налево: кнопка включения, переключатель подключенных устройств, порт USB Type-C, оптический выход, оптический вход, переключатель усиления наушников, линейный вход и линейный выход.


Переключатель подключенных устройств имеет три положения:

  • PC – подключение к ПК или ноутбуку, при этом звук будет вводиться через USB подключение.
  • Console – звук будет выводиться с игровых приставок через оптический кабель или через AUX кабель, подключенный к линейному входу, питание звуковой карты будет также через USB.
  • Mobile – подключение звука через AUX линейный вход или через USB-C выход гаджета, в первом случае питание также необходимо подключать через USB к сетевому зарядному устройству.

Снизу на корпусе две ножки на всю длину корпуса, передняя ниже задней, за счет этого корпус стоит под небольшим наклоном.


На ножках наклеены резиновые накладки, под ними по углам имеются отверстия под винты.


Схемотехника



Внутри корпуса находится плата с распаянными интерфейсами, кнопками и регуляторами.

С лицевой стороны мы видим два звуковых процессора: X-Fi Ultra DSP CUDSP600-B0W8NBC, поддерживающий технологию голографического звучания SXFI, и четырёхъядерный SB-Axx1 SBXA3E3 N83NHZ, отвечающий за многоканальный виртуальный звук.


Рядом с ними находиться микросхема XT25F64B-S – это 64-битная флэш память.

С другого угла платы находится чип N52810, отвечающий за подключение девайса по Bluetooth LE (с низким энергопотреблением).


Возле аналогового входа распаян двухканальный АЦП Cirrcus Logic CS5381, 120 дБ, 24-бит, 192 кГц, также он осуществляет цифровую фильтрацию и обеспечивает шумоподавление.


Здесь же находится усилитель выходного сигнала: четыре JFET одноканальных операционных усилителя TL08. 

Рядом находится ЦАП AKM4377, это микросхема от японской компании Asahi Kasei Microdevices на основе 32-битной архитектуры. Конвертер поддерживает частоты дискретизации сигналов PCM до 768 кГц, и DSD – до DSD256(4хDSD), показатель THD + N доведён здесь до уровня –107 дБ, а отношение сигнал-шум (SNR) – до 125 дБ. В неё встроен усилитель для наушников, выходная мощность составляет 60мВт на 16 Ом.

Еще один двухканальный АЦП предназначен для микрофона - Cirrcus Logic CS5345, 104 дБ, 24-бит, 192 кГц. В состав входит микрофонный предусилитель с коэффициентом 32 дБ. Возле него находится единственный в схеме сглаживающий конденсатор и один операционный усилитель TL08.


С обратной стороны платы находится лишь одна микросхема – 32-разрядный ARM контроллер STM32F072 с флэш-памятью на 128 Кбайт. 


Данный контроллер обеспечивает связь через USB, оснащен АЦП и двухканальным ЦАП. Так же он занимается управлением интерфейсов и портов ввода/вывода.


Программное обеспечение

Для программного управления девайсом имеется утилита Creative App. Сразу после установки и подключения было предложено обновить прошивку устройства.

Утилита автоматически определяет подключенный девайс. 

На главной вкладке "Устройство" несколько виджетов:

Звуковой режим – отдельные настройки уровней для наушников и динамиков во всех режимах Acoustic Engine и эквалайзер. Все изменения можно сохранить в виде нового режима. Также имеются предустановленные режимы, включающие в себя в том числе и различные игровые проекты.


Acoustic Engine – включение или отключение режимов специальных улучшайзеров звука и изменение уровней в каждом.


Эквалайзер – 10 полос настройки, отдельно бас и тембр ВЧ, а также предусилитель. Для эквалайзера имеются предустановки в виде обширного списка.

Crystal Voice – настройки микрофона, уменьшение фонового шума, «умное» регулирование громкости, трансформация голоса по выбранным предустановкам и эквалайзер микрофона.


Scout Mode – игровой режим, выделяющий высокие и средние частоты для акцента на звуках шагов, перезарядки и других нюансов в шутерах. Возможно назначение горячих клавиш, но с данной картой это не актуально.


Декодер – звук в Dolby Digital уравновешивается между тихими и громкими фрагментами по трем уровням.


Микшер – регулировка уровней громкости по всем интерфейсам. Также настраивается оптический выход – сквозная передача звука или микс для линейного выхода и разъема наушников.


Super X-Fi – запуск внешнего приложения SXFI App, которое отвечает за голографическую технологию, настраивающую звук по форме ушей пользователя в зависимости от используемых наушников. Подробнее данную технологию и её настройки мы рассматривали в статье «Обзор усилителя для наушников Creative SXFI Amp».


Пользовательские кнопки – на данной вкладке мы можем настроить кнопки С1-С4. Можно назначить функции устройства: звуковые режимы (последовательное переключение между тремя заранее выбранными режимами), включение Scout Mode, включение микрофона, переключение выходов (динамики, наушники, динамики совместно с наушниками) или функции системы: управление мультимедиа (пауза, переключение треков), навигация (запуск выбранного приложения или файла), текст и эмодзи (вставка), нажатие (назначить действием кнопку или комбинацию с клавиатуры).


Также для каждой из четырех кнопок можно выбрать свой цвет RGB, для полного отключения подсветки нужно выбрать черный.


Вторая вкладка отвечает за воспроизведение – настройки дискретизации для каждого выхода, настройка аудиоэффектов, включение виртуального объемного звука.



Запись – настройка дискретизации всех входов.


Вкладка настройки – обновление прошивки, настройка автозапуска, переключение между темной и светлой темой оформления.



В нижнем левом углу продублированы некоторые функции для оперативного изменения: переключение выходов, уровни громкости выхода и входа.

Имеется мобильная версия одноименного приложения, именно оно подключается к девайсу по Bluetooth LE. Все возможности утилиты идентичны и позволяют управлять устройством дистанционно.


Тестирование

Тестовая система:

  • Материнская плата: ASRock X570 Extreme 4;
  • Процессор: AMD Ryzen 7 3700X;
  • Оперативная память: Kingston HyperX FURY Black [HX426C16FB3K4/32];
  • Накопитель: Goodram IRDM Ultimate X NVMe PCIe Gen 4×4 на 500 ГБ;
  • Операционная система: Windows 11 Pro 64-bit, версия 21H2.

Тесты RMAA

Звуковые характеристики аудиокарты измерялись в программе Right Mark Audio Analyzer 6.4.5. Настройки по умолчанию, изменялся только режим "один канал записи" или "два". Тесты прогонялись несколько раз при разных настройках уровня громкости и записи.


Наиболее качественный тестовый сигнал 1 кГц был получен при уровне громкости на выходе в диапазоне 20-25 %, запись - 80%. В среднем на уровне -120 дБ и с наименьшими помехами. При большей громкости шумы и искажения росли от 10-20 дБ и более.


Наилучшие показатели были получены в режиме 24-бит 96 кГц. Общая оценка - «Очень хорошо». По трем пунктам карта получила оценку «Отлично». Плохую оценку за взаимопроникновение каналов не нужно учитывать, тест был в монорежиме.


Полученные графики

АЧХ равномерный, на высоких частотах спад после 20 кГц. На низких частотах спад не более 0,1 дБ до 30 Гц. На слух провалы менее 0,5 дБ будут просто незаметны.


Уровень шумов и коэффициент гармонии на хорошем уровне, он несколько ниже паспортных характеристик, но это нормально для измерений в подобных условиях.





Сравнение работы карты в разных режимах (16 бит 48 кГц, 24 бит 96 кГц, и 32 бит 192 кГц) продемонстрировали практически идентичные результаты. Единственное, присутствует спад АЧХ на низких частотах в режиме 16 бит 48 кГц.


По шумам и динамике разница несущественная.



Субъективная оценка

К звуковой карте подключались наушники этой же компании: игровые Creative SXFI Air C, внутриканальные Creative Aurvana Trio, а также музыкальные Creative Aurvana Live! и Creative Aurvana SE.

Прослушивались различные музыкальные композиции и тестовый диск «Multimedia FSQ». Звучание в играх оценивалось на примере онлайн шутера Warface и CS GO.

Creative Sound Blaster GC7 хорошо справляется со всеми музыкальными жанрами, звук естественный с отличной детализацией на всех частотах - этого достаточно для точного позиционирования в играх даже без включения специальных профилей. Хорошо звучат практически все жанры, динамика на высоком уровне, никакой каши в насыщенных композициях, все четко и детально. Посторонние шумы и помехи отсутствуют, фоновых шумов при выключенном звуке нет.

В играх включение профиля Scout Mode выдавало очень интересные эффекты: на фоне звуков боя, выстрелов и взрывов четко выделялись детали в виде топота ног, перезарядки оружия, шорохи, движения. Это позволяет лучше определить направление звука в пространстве, но при этом сглаживается объем в звучании и хуже воспринимается дистанция.

Применение в играх виртуального многоканального звука при активных голографических настройках в режиме SXFI также достаточно интересно, хорошо заметен объемный окружающий звук, пространство расширяется.

С микрофонами звуковая карта работает на хорошем уровне, запись качественная, без искажений звука, посторонние шумы отсутствуют. Но здесь прежде всего все зависит от качества самого микрофона.


Эксплуатация

Идея вынести практически всё управление звуком на внешний пульт не нова, и во многих случаях это действительно удобнее, чем программные настройки в среде операционной системы.

Особенно это актуально для игр и стриминга. Чтобы внести изменения не нужно сворачивать окно самой игры и запускать панель управления звуком.

Также в самой игре, за счет регулятора GameVoice Mix, мы можем изменять баланс звука между двумя входами.

Если к входу «mobile line in» подключить смартфон, а к входу микрофона и наушников гарнитуру, то можно разговаривать по телефону, не покидая игру, просто отрегулировав уровень громкости с двух источников – понизить звук игры и увеличить звук со смартфона, или наоборот.

Этот же вход можно подключить к звуковой карте ПК и через него выводить звук с проигрывателя, например, AIMP. При этом игровые звуки будут выводиться через USB на Sound Blaster GC7. При помощи микшера мы можем слушать и любимую музыку, и игру, в нужные моменты усиливая звук с нужного источника. Во многих игровых жанрах звук игры не так и важен.

Для регулировки взаимного баланса звука в игре и в игровом чате нужно чтобы чат был не в самой игре, а через дополнительное приложение, в котором так же настраиваем звук через выход на кодеке ПК, подключенном к нашей звуковой карте, как в примере выше.

Еще один плюс: в игре Warface невозможно переключить звук с динамиков на гарнитуру, переключившись в панели управления. Он все равно будет выводиться через динамики – игру необходимо перезапустить. С внешней звуковой картой этой проблемы нет – нажал кнопку и звук уже в гарнитуре.

Интерфейс Bluetooth хоть и присутствует, но звук по нему не передается. Данное подключение нужно для управления девайсом через мобильное приложение и для передачи со смартфона профиля SXFI, созданного в одноименной мобильной программе.

Звуковая карта может выводить звук одновременно и на колонки, и на наушники; это невозможно сделать при помощи обычного кодека, встроенного в материнскую плату ПК.

Из неудобств проявилось отсутствие визуального оповещения при смене режимов на программируемых кнопках. Если на кнопку назначена смена настроек поочередно, то непонятно какой именно режим включен в данный момент, цвет кнопки не изменяется, а определить на слух сложно. Думаем, что можно было бы к каждому режиму привязать свой цвет и он изменялся бы от выбранного режима, ведь не зря же подсветка на кнопках RGB.

Такая смена цвета предусмотрена только на кнопке SXFI, о чем мы писали выше.

Имеются ограничения по использованию микрофона. Нельзя подключить USB микрофон, а для гарнитуры с комбинированным штекером 3,5 мм понадобится переходник-разветвитель на два гнезда.


Заключение

Внешняя USB звуковая карта Creative Sound Blaster GC7 нам понравилась и оставила положительные впечатления. Привыкнув к её использованию, появляется зависимость от комфорта. Не понимаешь, как же раньше обходился без столь удобного решения, пытаясь все время выдумывать и использовать различные «костыли».

Прежде всего, это именно геймерский девайс. Для серьезной работы со звуком он будет мало интересен, у него нет, как у специализированных звуковых карт, многоканальных выходов, дополнительных входов, аналоговые интерфейсы ограничиваются 3,5 мм разъемами. Но для геймера, когда в игре важен любой нюанс и нет времени отвлекаться, удобный пульт управления звуком, находящийся под рукой, будет важным дополнением к прочей периферии.

Цена данной модели нам видится немного завышенной: комплектующие, лежащая в основе схемотехники, встречаются и в более доступных по стоимости звуковых картах, исполнение корпуса из пластика не выглядит как премиальное решение. А также, учитывая целевую аудиторию, хотелось бы видеть более приемлемый ценник; это аудиофилы готовы платить много за специализированные девайсы, но они не станут рассматривать GC7 к покупке.

Плюсы:

  • Удобное исполнение в виде пульта с регуляторами и кнопками;
  • Программируемые кнопки;
  • Поддержка фирменных технологий обработки звука;
  • Программное обеспечение для ПК и мобильных гаджетов;
  • Беспроводное управление и настройка со смартфона;
  • Возможность микширования звука с двух входов;
  • Разнообразные интерфейсы подключения;
  • Подключение к игровым консолям;
  • Наличие LCD-дисплея;
  • Усилитель для наушников.

Минусы:

  • Нет возможности подключения USB микрофона;
  • Нет цветовой индикации выбранного режима на программируемых кнопках;
  • Программное обеспечение перегружено функциями дублирующими друг друга на разных вкладках;
  • Стоимость видится завышенной.
31 мая 2019
Что может предложить любителям оверклокинга 6-ядерный Intel Core i5-9600k, и до какой частоты можно разогнать этот процессор на материнской плате среднего уровня? Ответы на эти и другие вопросы в материале редакции I2HARD.ru.