Развитие компьютерных звуковых плат и карт расширения буквально несколько лет назад практически замерло. Массовая интеграция аудиокодеков на материнских платах в какой-то момент лишила смысла приобретать дискретные адаптеры для большинства ПК, не связанных с профессиональной работой со звуком. Отчасти виной тому стала маркетинговая политика производителей акустики для ПК и наушников, которые гипертрофированно разделили сегменты "игрового" компьютерного звука и "псевдоаудиофильского" сегмента. Но время неумолимо стирает эти грани, и многие любители хорошего, но недорогого звука постепенно обзавелись универсальными гарнитурами со сбалансированным звучанием, которым встроенных аудиокодеков на материнских платах зачастую не хватает, чтобы раскрыться на полную. Кроме того, многие гаджеты, ноутбуки и даже игровые приставки не могут похвастаться качественным аудиотрактом и для них внешние модули станут единственной возможностью подключить звуковую аппаратуру Hi-Fi и "Hi-End"-класса. Неудивительно, что постепенно растёт и предложение звуковых карт с подключением USB и сегментацией под разные потребности: от базового усиления наушников и микрофона до мощных аудиопроцессоров с высококачественными ЦАП и АЦП. В линейке продукции под брендом Creative особняком стоит относительно новая модель Sound BlasterX G6 с топовой начинкой. Интересно, что в самой Creative для этой звуковой карты делают акцент на игровую направленность, хотя в действительности она справится и с музыкальными композициями любых жанров в паре с дорогими наушниками при прослушивании lossless-аудио в форматах вплоть до 32-бит 384 кГц.

Спецификация

Модель (по классификации производителя) SB1770
Звуковой процессор SB-Axx1
Цифро-аналоговый преобразователь Cirrus Logic CS43131
Аналого-цифровой преобразователь Cirrus Logic CS5361
Максимальное качество воспроизведения Режим DSP: PCM 16/24/32-бит / 44.1, 48, 88.2, 96 кГц;
Режим Direct: PCM 16/24/32-бит / 44.1, 48, 88.2, 96, 176.4, 192, 352.8, 384 кГц*;
DoP 24-бит / 176.4 , 352.4 кГц;
* воспроизведение 384 кГц возможно доступно только в ОС Windows 10 или новее.
Макс. качество записи (вход микрофона) 16/24/32-бит / 44.1, 48, 88.2, 96, 176.4, 192 кГц
Макс. качество записи (оптический вход) 16/24/32-бит / 44.1, 48, 88.2, 96, 176.4, 192 кГц
Выход Стерео
Поддерживаемый импеданс наушников 16 - 600 Ом
Отношение сигнал/шум 130 дБ (ЦАП), 114 дБ (АЦП)
Возможность повышающего микширования стереозвука до виртуального объемного звучания По схеме 5.1, 7.1
Подключение: 1 x 1/8'' комбинированный разъём Line In / mini TOSLINK;
1 x 1/8''комбинированный разъём Line Out / mini TOSLINK;
1 x 1/8'' разъём для наушников или гарнитуры;
1 x 1/8'' разъём для внешнего микрофона.
EAX EAX Advanced 5.0
Аудиокодек AAC, SBC, aptX Low Latency
Bluetooth Bluetooth 4.0, поддержка
Bluetooth Multipoint (два устройства), профили: A2DP, AVRCP, HFP
Радиус действия До 10 метров
ASIO Воспроизведение и запись
Тип микрофона встроенные микрофоны с датчиком ориентации устройства (книжная/альбомная ориентация)
Поддерживаемые операционные системы Mac OS X версии 10.8 или выше;
Windows 7 / 8 / 8.1 / 10.
Поддерживаемые игровые приставки PlayStation 4, Xbox One, Nintendo Switch
Размеры продукта (B x Ш x Г) 111 x 70 x 24 мм
Вес 144 грамма

Официальная страничка продукта: https://ru.creative.com.

Упаковка и комплектация

Продаётся Creative Sound BlasterX G6 в плотной картонной коробке с неплохой полиграфией, которую некоторые читатели могли уже видеть ранее у предшествующей модели Sound BlasterX G5. Используются те же дизайнерские решения с фотореалистичным изображением устройства на чёрном фоне и агрессивными вставками красного цвета. Обратная сторона упаковки отведена под описание основных "фишек" звуковой карты на английском языке.

Половинки коробки опломбированы заводскими стикерами. Внутри сделано мягкое ложе с выемкой по форме корпуса звукового адаптера, под которым спрятаны нехитрые комплектные аксессуары.

Комплектация Creative Sound BlasterX G6, как и у предшественников, сведена к минимуму:
  • Краткая пользовательская инструкция;
  • Буклет с информацией о гарантийном обслуживании;
  • Карточка с приветственным посланием;
  • MicroUSB 2.0 кабель;
  • Оптический кабель 3,5 мм Mini-TOSLINK.

Внешний вид

Корпус внешней звуковой карты Creative Sound BlasterX G6 будет знаком любителям продукции этого производителя еще со времен выхода Sound Blaster E5. Разница только в небольших дизайнерских решениях. Де-факто отверстия под встроенные микрофоны превратились в заглушки, так как в G6 их не стало, исчезла область с пометкой NFC и центральная декоративная вставка под шлифованный алюминий обзавелась подсвечиваемым RGB-логотипом.

В основании корпуса приклеена резиновая накладка. Она скрывает винты с треугольным шлицем, так что желающим заглянуть внутрь устройства придётся не только подпортить внешний вид устройства, но и обзавестись набором нестандартных бит для отвертки.


На левой грани устройства размещен один стереоразъём 3,5 мм совмещенного линейного и оптического входа и один аналогичный выход, а также microUSB для питания и передачи данных. Вход и выход работают с 3,5 мм mini-jack и с оптическими 3,5 мм Mini-TOSLINK-кабелями. Правая грань привычно отдана под крупное колесо регулировки громкости с удобным ребристым кантом и два стереоразъёма: для наушников и микрофона. Все разъёмы позолоченные. Колесо изменения громкости вращается в обе стороны без ограничений и подсвечивается по внутреннему ободу (можно отключить в ПО).


Одна из длинных боковых граней разместила на себе кнопки управления работой режимов обработки звука Scout Mode и SBX и двухпозиционный переключатель усиления наушников (L - для экземпляров с импедансом до 150 Ом и H - для 150-600 Ом). Чуть правее - три индикатора режимов работы и нанесенный тёмно-серой краской логотип Dolby Audio.


Расположение кнопок и разъёмов хорошо подобрано, чтобы к ним был быстрый доступ и штекеры кабелей не мешали друг другу.

Софт

При подключении к совместимым игровым консолям, а именно PlayStation 4, Xbox One, Nintendo Switch, дополнительного программного обеспечения не требуется. Работа с мобильными платформами не заявлена, вероятнее всего, из-за нареканий к этому функционалу от пользователей предыдущих поколений звуковых карт. На примере же с операционной системой Windows 10 работа звуковой карты Creative Sound BlasterX G6 и базового функционала начинается сразу с подключения USB-кабелем к портам ПК или ноутбука.

Для тонкой настройки звучания и режимов обработки звука на ПК потребуется установить программное обеспечение Sound Blaster Connect 2. Скачать его можно бесплатно на официальном сайте Creative. На момент подготовки обзора актуальная версия Sound Blaster Connect для Windows имела индекс 3.4.06.00. На страничке продукта также было доступно для загрузки обновление микропрограммного обеспечения (прошивка) SB1770_V1_13_190307_1520.exe, но его установка не потребовалась, так как тестируемый экземпляр уже был обновлён.

Панель управления Sound Blaster Connect 2 претерпела небольшой редизайн и обзавелась неплохим набором заготовок звуковых параметров под различный аудиоконтент. Подготовленные пресеты закрывают как усредненные типовые сценарии использования, такие как "Игра", "Музыка", "Кино", так и содержат настройки под многие популярные игры типа CS:GO, PUBG, Overwatch, The Witcher 3 и др. Каждую заготовку можно перенастроить под себя или создать свою с нуля.



На вкладке "Звук" звучание можно оптимизировать с помощью фирменных технологий SBX Pro Studio. Все настройки русифицированы и сопровождаются краткими описаниями, поэтому разобраться в них легко. Интересно реализован эквалайзер, который помимо изменения тембра низких и высоких частот на диаграммах позволяет и в прямом смысле слова нарисовать корректировочную кривую. В этом же разделе программно включается режим Scout Mode, улучшающий восприятие в играх звуков шагов, речи и эффектов оружия, что позволяет точнее определять местонахождение противника в виртуальном пространстве. Этот режим можно быстро включать и выключать кнопкой на корпусе звуковой карты. Тем, кто часто играет или смотрит видео по ночам, пригодится динамическая регулировка колебаний громкости встроенным Dolby Digital декодером.



Для подключенных к звуковой карте микрофонов все настройки сосредоточены на вкладке "Голос". Кроме привычных регулировок чувствительности и различных вариантов шумо- и эхоподавления реализован эффект Voice Morph, изменяющий звучание записываемого голоса забавными вариантами.



Устройство позиционируется как "игровое", поэтому без управляемой подсветки не обошлось. Под символом "Х" на крышке устройства скрывается RGB-светодиод, для которого задается не только цвет, но и один из четырех режимов свечения: Solo (однотонный), Pulsate (пульсирующий), Music Reactive ("под музыку") и Cycle (цикличная смена цвета). При желании можно и полностью выключить подсветку.



В последней вкладке, получившей название "Установка" сгруппированы настройки уровня громкости входных и выходных каналов, раздельные опции для наушников и динамиков и режимы выводы звука. Поддерживается "прямой" вывод звука без каких-либо эффектов Direct Mode и виртуализация звучания по схеме 5.1 и 7.1.



В настройках самой панели Sound Blaster Connect 2 реализован переключатель светодиодного индикатора колеса регулировки громкости, а также функции сброса настроек к заводским параметрам и обновления прошивки.


Использование

Благодаря комбинированным входным и выходным разъёмам TRS и mini Toslink, Sound BlasterX G6 возможно подключить к разной современной технике. Наглядная иллюстрация основных вариантов показана в комплектной инструкции, снабженной описанием на разных языках, в том числе и русском. Разнесение точек подключения по разным граням сделано удобно.

Пластиковый корпус с прорезиненным основанием имеет удачные габариты и занимает мало места на столе с ПК или полке с аудиоустройствами. Он сгодился бы и для мобильного использования, если бы был встроенный аккумулятор как в Е5. Но от него отказались, сделав акцент на работу с игровыми консолями, ПК и ноутбуками. Материалы корпуса приятные на ощупь и, благодаря серой расцветке, немаркие. Основные кнопки, индикаторы и колесо регулировки громкости подсвечиваются приятным белым цветом. Логотип смотрится неплохо. За счет возможности выбора цвета символа "X" и одного из четырех эффектов свечения девайс сочетается с современными игровыми RGB-гаджетами, но без возможности синхронизации. Подсветка отключается из программы Sound Blaster Connect, на корпусе нет отдельного переключателя.

Комплектация очень скромная, но радует, что в комплект вложен оптический кабель mini Toslink. Всё-таки он предпочтительнее аналоговых соединений через штекеры 3,5 мм мини-джек.

Колесо регулировки громкости вращается равномерно без особого усилия, но, как и у протестированного нами ранее Sound Blaster E5, неинформативно из-за отсутствия промежуточных позиций. Однако в отличии от Е5 оно перестало быть гладким и появилось оребрение, поэтому исчезла склонность к проскальзыванию под пальцами, когда руки слегка вспотели. Функциональность колеса регулировки меняется двухсекундным нажатием на него, переключаясь с управления громкостью аудиовыхода на регулировку микрофона. При этом меняется цвет подсветки с белого на красный. Также уровень яркости меняется пропорционально уровню громкости. Это удобно и наглядно. С управлением громкостью всё не так однозначно позитивно. Колесо регулирует громкость в операционной системе, соответственно при переключении входов установленные значения могут меняться на максимум при подключении новых наушников или колонок.

Кнопка Scout Mode имеет двойной функционал и при нажатии длительностью 2 секунды включает или выключает режим вывода звука Direct Mode.



Аппаратная начинка Sound BlasterX G6 на голову выше внешних звуковых адаптеров Creative предыдущих поколений. Да и в своей ценовой категории она задает крайне высокую планку для конкурентов. Карта разрабатывалась практически с нуля и с заделом на высококачественный вывод звука. Благодаря новой схемотехнике и высококлассным компонентам, инженерам удалось снизить искажения до впечатляющих значений - 0,0002% у ЦАП и 0,0006% у АЦП. В качестве стереофонического ЦАП применена новая микросхема Cirrus Logic CS43131 с поддержкой 32-битного аудиосигнала с частотой дискретизации 384 кГц и динамическим диапазоном 130 дБ. Установленный АЦП Cirrus Logic CS5361 лишь слегка уступает ему в части динамического диапазона, который заявлен на уровне 114 дБ. В G6 используется мощный дискретный транзисторный усилитель наушников Xamp, усиливающий оба аудиоканала по отдельности, что положительно сказывается на детализации звучания во всём диапазоне воспроизводимых частот. Благодаря сверхнизкому выходному импедансу в 1 Ом, Sound BlasterX G6 подойдет к любым наушникам от внутриканальных высокочувствительных моделей с низким сопротивлением до студийных экземпляров с сопротивлением в пределах 600 Ом. Причём переключение режимов усиления с низкого (L - для наушников до 150 Ом) на высокое (H - для наушников от 150 до 600 Ом) аппаратное, с отдельными цепями питания.

Как результат перечисленного выше, при использовании внешней звуковой карты Creative Sound BlasterX G6 остаются только положительные впечатления от качества звучания подключенных к ней наушников и колонок. В Direct Mode звук чистый, сбалансированный, детальный и полностью нейтральный. При работе с наушниками усилитель не только повышает громкость звучания, но и в отличии от звуковых карт предыдущих поколений сохраняет звучание максимально близким к оригинальному. Никакого бубнения низких частот и заметных на слух искажений. Даже на недорогих наушниках разница с хорошими, встроенными в материнские платы кодеками слышна даже непрофессиональным слухом.

При использовании эффектов обработки звука SBX, в том числе и пресетов в программе Sound Blaster Connect 2, можно добиться приятного слуху и сочного звучания любых стилей музыки, не говоря уже об аудиоспецэффектах в видео и звуковом окружении в играх. Любители получить развернутую звуковую картину в виртуальных баталиях могут использовать многоканальную виртуализацию или Scout Mode, делающий более отчетливым узкий диапазон воспроизводимых частот и выделяющий шаги и мелкое бряцанье оружия в играх. Но с этими двумя функциями надо экспериментировать, так как в зависимости от реализации игрового звукового движка и используемых разработчиками игр программных решений не везде есть положительный эффект. В тех же PUBG и CS:GO после включения Scout Mode становится лучше слышно недалеко передвигающихся сотрудников. При этом глобального улучшения определения виртуального направления звука не заметно, да и звук собственных действий персонажа акцентируется сильнее, что в некоторых игровых ситуациях отвлекает.

Заключение

Внешняя звуковая карта Creative Sound BlasterX G6 - новый эталон качественного "домашнего" компьютерного звука. Игровое позиционирование и совместимость с игровыми консолями видится нами скорее как попытка охватить большую аудиторию и заинтересовать высококлассным звучанием стремительно растущее сообщество геймеров. По факту устройство легко можно назвать "музыкальным" и оно справится с любыми жанрами музыки в паре с хорошими наушниками и гарнитурами верхнего ценового диапазона. Вне зависимости от того, какой вариант звука предпочитает конкретный пользователь - чистый и естественный, без дополнительной обработки и с минимумом искажений или насыщенный цифровыми SBX-эффектами, Creative Sound BlasterX G6 гибко настроится под любой из них и порадует не только любителей, но и фанатов качественного звука.

Преимущества Creative Sound BlasterX G6:

  • Отличное качество звука (высококлассные АЦП и ЦАП);
  • Дискретный усилитель Xamp для наушников с сопротивлением до 600 Ом;
  • Возможность прямого вывода звука без обработки;
  • Оптический аудиовход и аудиовыход;
  • Настройки звука посредством SBX-эффектов;
  • Совместимость с PC и Mac;
  • Совместимость с игровыми консолями PlayStation 4, Xbox One, Nintendo Switch.

Недостатки:

  • Колесо регулировки управляет громкостью в операционной системе;
  • Оптические разъёмы не защищены от пыли.