Тест Palit GeForce RTX 4080 GameRock OmniBlack

Сравнение с Palit GeForce RTX 3080 Ti GameRock и MSI GeForce RTX 4090 Suprim X.

Плавно снижаясь от топа к бюджетным решениям, Nvidia выпускает на рынок чуть менее элитные видеокарты 4000 серии. Сегодня поговорим об RTX 4080. Изначально её показали в двух вариантах: на 16 и 12 Гб, но общее негодование по поводу урезанности младшей версии привело к её переименованию в RTX 4070 Ti. В очередной раз сулят от 2х до 4х крат преимущества над RTX 3080 Ti, но в эти числа никто из нас не верит изначально. Ладно бы они указали просто “до 4х раз” или внизу подписали, что это с DLSS 3.0, но нет. То есть новинка минимум в 2 раза должна быть быстрее.

Напомним, что в наших тестах без DLSS RTX 4090 была в 2 раза быстрее, чем RTX 3090, которая почти копия 3090 TI. Лишь в одной из 13 игр в 4К с трассировкой.

А теперь следите за числами. У 3090 Ti на 5% больше CUDA-ядер по сравнению с 3080 Ti. У 4090 по сравнению с 4080 их больше на 68%. Чувствуете разницу? Даже если бы слайд про 4090 был правдивым, то про 4080 он таким бы стать не мог просто на основе количества различных блоков и ядер, особенно если брать во внимание младшую 4080 на 12 GB, которая урезана ещё на 29%.

Итак, по сравнению с 3080 Ti мы наблюдаем у 4080 сохранение рекомендуемой цены. Но почему мы полагаем, что не будет 4080 Ti или Super-версии? На фоне 3080 с 10 Гб видеопамяти новинка подорожала на $500. Про новую микроархитектуру мы рассказали в обзоре 4090, поэтому опустим новое поколение RT, техпроцесс и прочее. По CUDA-ядрам новинка превосходит предшественницу почти на 12%, как и по другим блокам, не считая ROP’ов - их больше на 16%. Однако если сравнивать с Ti-версией 3080, то у 4080 явный недобор, особенно, если обратить внимание на битность шины - она хуже даже по сравнению с обычной 3080. Спасибо, что объём видеопамяти увеличили. Разумеется, это не значит, что производительность новинки будет хуже 3080 Ti. У нас, как минимум, L2 кэш более чем в 10 раз больше, а также выше частота как чипа, так и видеопамяти; поэтому хватит теории.

Тестовый стенд

RTX 4080 у нас в исполнении Palit GameRock OmniBlack. Раз Nvidia сравнивает новинку с 3080 Ti, то и мы также поступим. Она у нас в схожем исполнении Palit GameRock. Заодно посмотрим, насколько лучше 4090 MSI Suprim X с её 68%-м превосходством в количестве ядер и блоков. За процессорную производительность в ответе стоковый i9-12900K с DDR5 в XMP 7200 МГц CL34. Остальные комплектующие перед вами.

  • Процессор: Intel Core i9-12900K
  • Материнская плата: MSI MEG Z690i Unify
  • Оперативная память: DDR5 TEAMGROUP DELTA RGB Black 32GB (2x16GB) 7200MHz CL34-42-42-84 1.4V
  • Видеокарта #1: Palit GeForce RTX 4080 GameRock OmniBlack
  • Видеокарта #2: Palit GeForce RTX 3080 Ti GameRock
  • Видеокарта #3: MSI GeForce RTX 4090 Suprim X
  • Блок питания: DeepCool PQ1000M
  • Охлаждение: NZXT Kraken Z63
  • Корпус: BC1 Open Benchtable
  • Операционная система: Windows 11

Синтетические тесты

В Aida GPGPU Benchmark, несмотря на большую частоту видеопамяти, 22.4 ГГц у 4080 против 21 ГГц по эффективной у 4090, скорость копирования всё равно ниже. Наверняка сказалась битность шины, в то же время у 3080 Ti с более широкой шиной копирование почти в 2,5 раза медленней.

Разница по террафлопсам между 4090 и 4080 достигает 70%, что немного выше соотношения по количеству блоков. В то же время 3080 Ti не хватает до 4080 37% флопсов.

В 3DMark Fire Strike Ultra разница уже меньше. 4080 опережает Ампер на 30%, а до 4090 ей не достаёт 47% баллов.

В 3DMark Time Spy Extreme числа схожие, но тенденция на сближение сохранилась.

Однако в Raytracing Feature Test разрыв между видеокартами снова увеличился, особенно между 4080 и 3080 Ti. Первая быстрее в трассировке на 48%.

В Adobe Premiere Pro в качестве проекта используется отрезок наших игровых тестов с цветовой коррекцией, но мы ограничены производительностью i9-12900K. Если вам знакомы эффекты, обрабатывающиеся во время финального рендеринга в основном на видеокарте, и имеющие значительную зависимость от вычислительной мощи - дайте нам знать.

В Davinci Resolve нагрузка на процессор смешная, однако такой же проект и рендерится куда дольше, и разница снова невелика.

А вот использование Optix в Blender позволяет куда лучше задействовать видеокарту. RTX 4080 опережает 3080 Ti на 48%, а 4090 ускоряет рендер ещё на 32%.

Тесты в играх, QHD

Как же дела обстоят в играх?

Киберпанк, ультра пресет, плотность толпы на минимум. Первым делом пройдёмся по Quad HD разрешению, сравним как без трассировки, так и с ней, а после повторим в 4K. Апскейлеры использоваться не будут, Resizable Bar включен на всех видеокартах.

В Киберпанке нет упора в процессор, но отличие FPS между видеокартами невелико. 68% разница в количестве блоков между 4090 и 4080 вылилась ни в 68% разницу и ни в 60, и даже ни в 50% превосходство, а всего лишь в 28% преимущества по среднему FPS. Между 4080 и 3080 Ti разница ещё меньше. Какие от 2-х до 4-х раз? Нам бы четверть наскрести!

Для новоприбывших расскажем про графики. Средний показатель, меньший 1 и 0.1% находятся порознь, поэтому FPS 4090 состоит не из этих столбцов, а из этих. Не зря же мы их в разные цвета окрасили.

Включение трассировки сказывается на 3080 Ti сильнее всего. В то время как она потеряла 59% FPS, для Лавлейсов утрата составила 53%, из-за чего 4080 быстрее предшественника теперь на 42%. Влияние процессора на статистику редких и очень редких событий сошло на нет, поэтому она стала соответствовать среднему показателю.

Assassin's Creed Valhalla, самый высокий пресет графики. Энергопотребление 4000 серии здесь смешное, в то время как 3080 Ti почти достигла своего 370-Ваттного лимита. Температуры на графиках в разделе VRM являются датчиками Hot Spot. По FPS разница поколений ещё меньше, чем в Киберпанке, а между Адами наоборот. На 23% 4080 опережает Тишку, а 4090 привносит ещё 32%.

Doom Eternal, ультра-кошмарный пресет. Энергопотребление видеокарт в этой игре куда выше. 4090 приблизилась к своему 480-Ваттному лимиту, 4080 до 340 Вт не хватает ещё меньше, а 3080 Ti своим лимитом ограничена с самого начала. По сравнению с Ассасином она потеряла по чипу почти 200 МГц, что отчасти увеличило её отрыв от 4080. Последняя быстрее на треть, а 4090 снова не реализует преимущество своего чипа, в среднем она даст лишь 27% дополнительных кадров в секунду.

На удивление включение трассировки лучей не увеличило, а немного уменьшило энергопотребление видеокарт. Разница по FPS тоже сократилась, что странно. RT-ядра 3-го поколения не могли оказаться слабее второго. Получается без должной оптимизации от них и толку 0?

Dying Light 2, пресет графики “высокое качество”. DirectX переключили на 12 версию, с ним фреймтайм ровнее и ниже. Наконец мы преодолели 33% планку между 4090 и 4080, хоть и не сильно. Между 80-ми GeForce’ми немногим меньше - 31%.

Включение всех видов трассировок в одинаковой степени просадило FPS на 30- и 4080, они потеряли 51-52%, в то время как 4090 только 48%, из-за чего её отрыв от 4080 увеличился до 45%.

Far Cry 6, ультра пресет, HD-текстуры отключены, так как вызывают статтеры. Недолго музыка играла: теперь мы столкнулись с препятствием в виде ограничения производительности процессором. Причём это происходит не только в сочетании с Лавлейсами, но и с 3080 Ti. Игра малопоточная, поэтому процессор подготавливает кадры всего несколькими ядрами. На наши датчики внимания не обращайте, их поломала 11 винда.

Трассировка лучей повышает нагрузку не только на видеокарту, но и на процессор, поэтому ситуация осталась прежней. Почти всё время у нас упор в процессор.

Forza Horizon 5, все настройки на максимум. После недавнего обновления FPS знатно просел. Причём как с упором в видеокарту, так и в процессор. При этом визуальные отличия между футажами с текущего теста и оного на 4090 найти ой как нелегко. Ощущение будто трассировка лучей теперь работает по умолчанию, но не отображается, потому что её переключение на максимальный уровень с выключенного состояния приводит к малейшей просадке FPS. Даже 3080 Ti потеряла меньше 10%.

Бог Войны, ультра пресет. Возвращаемся к тестам с упором в ГП. Полукоридорный мир God of War позволяет найти участки с низкой нагрузкой на ЦП, но высокой на ГП. В одном из таких мест RTX 4090 отрисовывает на 24% кадра в секунду больше по сравнению с 4080, в то время как та же 4080 обходит Ампера на 27%.

Horizon Zero Dawn, наивысший пресет графики, FoV 70. В очередной раз получаем упор в процессор. На деле это не так плохо, как может казаться, просто мешает сравнивать видеокарты. По факту у нас на максимальных настройках больше 200 FPS в игре, в которой многим и 60 было б за глаза.


Метро Исход, расширенное издание. Экстремальный пресет графики, трассировка лучей: ультра. А вот в шутере, пусть и одиночном, 200 FPS не помешали бы, но 12900K в бенчмарке, где нагрузка на него не так уж и велика, просаживается ниже 100 кадров в секунду. У 4080 и 3080 ti загрузка видеочипа едва отступает от 100%, но разница между ними рекордно маленькая. Каких-то 9% по среднему показателю.

Red Dead Redemption 2, максимальный пресет качества. Несмотря на неполную загрузку видеокарты, упор в неё есть, иначе бы с 4090 фпс бы не был столь высоким по сравнению с 4080. Однако отрыв всё же небольшой - всего 18%. Между 80-ками больше, уже 28%.

Ремастер человека-паука, очень высокий пресет настроек графики. Снова мы ограничены i9-12900K, причём интересно, как игра рандомизирует FPS с упором в процессор. Можно было подумать, что нагрузка от драйвера 4000 линейки выше, чем от 3000, но нет. В других играх такого нет, это паук особенный, от запуска к запуску в нём может выйти разный FPS. Идеальная игра для тестов.

От включений трассировки нагрузка на видеокарту увеличилась сильнее, чем на процессор, но даже с 3090 недогруз даёт о себе знать.

Watch Dogs: Legion, ультра пресет, DirectX 12. Снова упор в процессор. У 4090 постоянный, а у 4080 в начале и конце бенчмарка.

С лучами, но без DLSS FPS сильно проседает. Даже с 4090 не всегда упор в i9, но несмотря на это, по среднему FPS она опережает 4080 сильнее, чем во многих других играх. В отличии от этой пары, 3080 ti отстаёт от 4080 несильно - всего 19%, либо в обратном пересчёте 4080 опережает её на 23%.

В среднем по 6 из 12 играм, где не было упора в процессор, RTX 4080 опережает отстающую якобы в 2-4 раза 3080 Ti на 28%. 4090 быстрее новинки на 27%, что в 2 с лишним раза меньше ожидаемой разницы, основанной на оснащённости чипа. С одной стороны, переплата за 4090 не выглядит оправданной с точки зрения FPS за рубль. С другой, выбор в пользу 4080 выглядит уже не такой чудовищной потерей производительности, как мог показаться.

С включенными лучами было всего 3 игры без упора в процессор, поэтому сравнивать проценты с предыдущими не стоит. С виду отставание 3080 Ti от 4080 увеличилось, но мы видели, что это было только в Киберпанке. В Dying Light 2 просадка от RTX была одинаковой, а в DOOM и Watch Dogs 4080 теряла даже больше FPS в процентах.

В целом мы ожидали даже меньшей разницы между 4080 и 3080 Ti, так что вышло не так уж и плохо. Рекомендованная цена та же, производительность выше и сама видеокарта гораздо холоднее и энергоэффективней. Фактическая цена, естественно, иная, поэтому сопоставляйте приросты и реальную стоимость самостоятельно.

Тесты в играх (UHD)

В 4K будет меньше зависимости от процессора, да и в целом интересно, как новинка себя покажет, поэтому стоит и его рассмотреть.

В Киберпанке 4080 выдаёт 63 кадра в среднем, но это бенчмарк, в игре даже езда по дороге просаживает FPS сильнее, поэтому придётся жертвовать настройками ради большей плавности.

С трассировкой так и вовсе здесь самый низкий FPS из всего нашего списка игр выходит. Даже с 4090 не выйдет обойтись без апскейлера, но с ней однозначно можно будет использовать менее агрессивный пресет.

В Ассассине 4090 отрисовывала на 32% больше FPS в QUad HD, при переходе в 4К эта разница выросла до внушительных 45%. В свою очередь отставание 3080 Ti от 4080 сократилось с 18% до 14%.

В Dying Light 2 FPS всех видеокарт с запасом, чтобы не падать ниже 60 FPS в более сложных сценах, например, том же лесу, виднеющемся в конце кат-сцены.

С лучами FPS падает до кинематографического уровня на 3080 Ti, в то время как на 4090 он почти в 2 раза больше. Между видеокартами 4000 серии мы получили рекордную полуторакратную разницу по среднему FPS, в то время как между 80-ками разница выросла несильно (до 27%).

В DOOM’е FPS самый высокий среди всех игр. Действительно игра является примером хорошей оптимизации. Если обратить внимание не только на средний FPS, но и на меньшие 1 и 0.1%, которые просаживаются во время открытия порталов, то выйдет, что во время просадок между крайними видеокартами более чем двукратная разница!

С активированным RTX соотношения почти не изменились, средний FPS упал на всех видеокартах на 27%, при этом даже 3080 Ti вполне способна порадовать владельцев 4K 144Гц мониторов.

Даже с новыми драйверами волны микростаттеров в Far Cry 6 не прекратились у 4090. На 4080 они тоже есть, хоть и реже. У 3080 Ti они гораздо реже, но сильнее, что на практике куда заметней без мониторинга. И да, даже в 4К можно встретить упор в процессор с 4090.

Трассировка не помогает избавиться от упора в ЦП. Будто бы даже наоборот, в этой игре лучи нагружают видеокарту не сильнее, чем процессор.

В Forza падение FPS от переключения разрешения на Ultra HD произошло в куда меньшей степени на 4090 по сравнению с соперниками. В то время как её средний показатель уменьшился на 26%, FPS 80-к упал на 34-35%.

Включение трассировки снова приводит к едва заметному изменению фреймрейта. Может, мы правы, и она по умолчанию уже была включена?

В God of War 4080 просела сильнее всех при переходе в 4К. У 3080 Ti средний FPS упал ровно на треть, у 4090 на 30%, а у неё на 37%. Разумеется, из-за этого отрыв 4090 увеличился, а отставания ампера уменьшилось.

В Horizon мы теперь не ограничены процессором и можем, наконец, сравнить видеокарты. И.. что-то не впечатляет. Преимущество 4080 над 3080 Ti достигает всего 16%, а 4090 опережает новинку на 35%.

В Метро мы ещё помним, что на старте 3000 серии лучи вызывали сочетания длинный-короткий кадр в мониторинге, среди которых прятались реальные статтеры. На новом поколении GeForce таких проблем нет, но периодические статтеры всё же присутствуют. Ultra HD разрешение сильно увеличило разницу между видеокартами. 4080 быстрее, чем 3080 Ti уже не на 9, а на 35%.

В RDR2 тоже много сочетаний длинный-короткий кадр, но они никак не ощущаются и являются лишь особенностью мониторинга MSI Afterburner. 4080 снова потеряла больше всех FPS в 4K. У 4090 и 3080 Ti он упал на 25 и 29% соответственно, а у неё на 35%. Это более узкая шина памяти сказывается?

В Человеке-пауке 4090 по-прежнему ограничена процессором, а между 4080 и 3080 разница едва достигает 16% по среднему FPS. От двух раз говорите, да?

С лучами какой-никакой, но упор в 4090 есть, но она отрисовывает всего на четверть кадров больше, чем 4080, а та в свою очередь опережает 3080 Ti на те же 24%.

В бенчмарке Собак только во время взрыва FPS падает до уровня ночного города в самой игре. В целом 60 FPS на 3080 Ti большую часть времени будет, но 4080 отрисует на 25% больше кадров в секунду, а 4090 и вовсе на 69%.

С трассировкой снова статистику редких и очень редких событий у ампера портят сочетания длинный-короткий кадр, которых почти нет на адских Ловеласах. В очередной раз 80-ки просели от лучей в равной степени, а 4090 слабее.

В среднем по уже 9 играм мы лишь подтверждаем общую тенденцию по переходу в 4К. 4090 потеряла меньше всех FPS в процентах, а 4080 больше всех. Теперь она опережает 3080 Ti не на 28%, а на всего на 20%. Причём эти числа почти не изменятся, если использовать тот же список игр, что и в Quad HD.

С лучами - да, 3080 Ti посильнее отстаёт от 4000 линейки, но не настолько, чтобы сказать: “Старое поколение было куда хуже с трассировкой”. Изменения едва заметные. Возможно, в новом поколении игр начнут использовать технологии, позволяющие задействовать потенциал нового поколения RT-ядер. А пока имеем, что имеем.

Разгон и андервольтинг

Перед подведением итогов остаётся проверить эффективность разгона и андервольта, но иллюзий тут не питайте. GDDR6X на 4080 изначально более разогнана, поэтому неудивительно, что добавить МГц удалось меньше, чем в своё время на 4090. Тем не менее, андервольт с разгоном памяти позволяет скинуть 56 Вт энергопотребления в Forza с сохранением производительности! Разгон без поднятия напряжения на чип ускорил 4080 на 6%.

В God of War прирост по среднему FPS от разгона такой же, при этом общее энергопотребление видеокарты выросло на незначительные 12-13 Вт. Эффектность андервольта куда заметней. При той же производительности мы сократили “жор” почти 70 Вт, благодаря чему и температуры упали, и видеокарта тише стала.

В Метро прирост от разгона вновь повторяется, а эффективность андервольта не перестаёт увеличиваться. В этот раз экономится почти 80 Вт. То бишь на четверть можно снизить энергопотребление новинки без потери производительности, что очень впечатляет.

Заключение

По итогу, что собой представляет RTX 4080? Её производительность выше любой видеокарты предыдущего поколения, она гораздо энергоэффективней и лучше охлаждается в контексте итоговых температур с датчиков. В то же время тенденция на рост цены не может не напрягать. Да, 3080 Ti имеет ту же рекомендованную стоимость, но мы же не с 4080 Ti сравниваем, а с 4080, истинного предшественника которого в лице 3080 рекомендовалось продавать по цене на $500 ниже! Такая тенденция повышения цен категорически неприемлема. Да, можно объяснять это фразами, мол платить предлагают не за номер серии, а за производительность. Но это уже как-то переходит понемногу в разряд предложений от напёрсточников у вокзала. Как и утверждения о 2-4х-кратном росте производительности относительно 3080ти. В дебрях сносок и мелкого шрифта может и есть почва для таких утверждений, но уж слишком сильно она пахнет натуральными удобрениями! Без всякого этого маркетинга и "эмейзинга" в презентациях карты наверняка отлично продавались бы и с реальными цифрами в презентациях, особенно с учётом внезапного дефицита на 4090. Однако, это - наши эмоциональные рассуждения. Наверняка, под такой стратегией поведения Нвидиа есть основа из статистики продаж и исследований о манипуляциях сознанием людей.

31 мая 2019
Что может предложить любителям оверклокинга 6-ядерный Intel Core i5-9600k, и до какой частоты можно разогнать этот процессор на материнской плате среднего уровня? Ответы на эти и другие вопросы в материале редакции I2HARD.ru.