Нужно ли разгонять ПК?
Сегодня поговорим о разгоне современных комплектующих. Эту темы мы поднимаем практически во всех видео и чаще всего в специальных условиях тестирования прирост производительности внушителен и хорошо заметен. Но так ли необходим этот самый разгон в реальном применении? В первую очередь имеются в виду игры, ведь именно для них в конечном счёте оказываются собраны даже компьютеры для учёбы.
Для современных комплектующих - современные игры, а значит, обязательно надо проверить RTX, DLSS. Проработаем все варианты. Приоритет будет отдан настройкам, приближенным к тем, что выставил бы обладатель похожего железа. Естественно, в таком деле важнейший элемент - видеокарта. Это никак не обойти, но уделим внимание и процессорной части, тем более что с включенной трассировкой лучей нагрузка возрастает и на неё.
Итак, зачем же нужен разгон? Раньше это был доступный способ получить производительность, близкую к флагманской, на более дешёвом экземпляре. Но те времена позади. Сейчас увеличить тактовую частоту процессора хотя бы в полтора раза в домашних условиях тяжеловато, к тому же ценовое разделение сместилось больше в различие по числу ядер, а с увеличением их количества подручными средствами ситуация ещё тяжелее, чем с частотой.
Вторая причина, толкающая в омут оверклокерства - недостаток производительности имеющегося на руках железа. По весомости и массовости эта причина скорее даже первая. Случаи вдыхания второй жизни в систему многократно разобраны, и у нас есть несколько видео, где уже довольно пожилой процессор сдаётся перед новинками игропрома в стоке, но вполне бодро готовит кадры в разгоне и не сильно уступает новинкам.
То всё о былом. Сейчас, наоборот, разберёмся со свежими и актуальными комплектующими. Вот купили вы не самый дешевый, хороший процессор, чудом добыли видеокарту. Надо ли сначала всё разогнать или не стоит оно того и можно просто качать все игры? Очевидный вариант “выставил 4к, все ползунки вправо и не буду я трогать ваши тайминги” понятен и пояснений в целом не требует. Мы же попробуем разобраться в более интересных сценариях.
Тестовый стенд
Итак, в вашем системном блоке современный процессор, комплект памяти из двух планок по 16Гб с xmp 3200 МГц CL16, желанная RTX 3060, купленная по рекомендуемой цене. Вопрос изучения: можно ли заметить разницу в играх в FullHD между состоянием "всё в стоке" и разгоном процессора, а точнее связки процессор-память. А если бы видеокарта была мощнее? А если процессор? А в разрешении выше? Вот на эти вопросы и попробуем ответить.
Видеокартой для FullHD у нас будет Palit Dual RTX 3060.
В первой части сравнения из имеющегося в стенде Ryzen 9 5950X будем эмулировать 5600X, благо по ядрам и кешу можем получить 100% копию. Различия по частоте и удачности ядер обойдём, выставив фиксированные 4,6 ГГц на все ядра; какие-то отличия от обычного 5600х в наших условиях тестирования вряд ли будут заметны.
Чтобы увидеть потенциал процессора, воспользуемся RTX 3080Ti тоже от Palit , но в исполнении Gamerock. С ней можно будет понять, где процессор прохлаждается и предположить сколько ФПС он мог бы выдать без упора в видеокарту.
XMP 3200 МГц у памяти тоже эмулируем, шикарный комплект от Gskill будет работать на нужной частоте и с таймингами 16-18-18-36, остальное в авто. Это для стока.
В качестве разгона набор таймингов будет куда более агрессивным, практически максимум, который можно выжать из DDR4 на райзене в домашних условиях с напряжением не сильно выше 1,5 В. Обратите внимание, что удалось выключить GDM и задать очень низкое значение RFC - это заслуга отборных чипов в комплекте памяти.
С процессором останемся в рамках предположения о 5600х и в разгоне выставим на все ядра 4750 МГц. Бывает и лучше, но встречаются и неудачные экземпляры. В любом случае от настройки памяти прирост быстродействия будет гораздо более заметным.
Полный набор комплектующих для теста выглядит так (см.фото ниже). Запись экрана вторым компьютером с использованием карты захвата.
Тесты в играх, 1080p
Начнём с Red Dead Redemption 2, сценарий "наконец-то поиграю в то, что раньше тормозило", 1080p, максимальный пресет, Vulkan.
Вполне ожидаемая картина для RTX 3060. Она может отрисовать комфортное количество кадров для игры, но для их подготовки совершенно нет необходимости в разгоне или в более мощном процессоре, чем наш ненастоящий 5600х. Он не нагружен и наполовину, если верить датчику загруженности всех ядер. Ограничение со стороны видеокарты хорошо видно и по максимальной загруженности одного потока она тоже далека от полной. Включение 3080Ti в тест оказалось оправданным и даже показательным. Видно, что в стоке процессор способен подготовить почти вдвое больше кадров, чем показывает с 3060, и даже прослеживается увеличение ФПС в разгоне, но вот его потенциал немного туманен. Тут временами и 3080Ti оказывается препятствием, что видно и по фреймтайму. Пока без скоропостижных выводов, но разгон в реальных условиях что-то не впечатляет. Переходим к следующей игре.
Cyberpunk 2077, сценарий “вот для неё я и покупал эту сборку, сейчас глянем, что там за лучи”, в настройках снова максимальный пресет - трассировка лучей: ультра, DLSS в сбалансированное положение, 1080p.
График загруженности RTX 3060 снова прямой, претензий к карте никаких - вот вам 60 кадров с лучами и DLSS, но для этого опять нет необходимости не только в разгоне, но даже в стоковом 5600х, без упора в видеокарту он с лёгкостью и в стоке выдаст в полтора раза больше. 3080Ti чувствует себя в 1080p очень уверенно, всё-таки карта для более высоких разрешений, но разгон памяти и процессора ставит и перед ней временами сложные задачи. Обеспечить чистый тест процессора с такими настройками не получится, временами она становится узким местом, но лишь временами. За весь тест набегает 17% прироста по среднему ФПС и 25% по ФПС в редких событиях.
Следующая игра - Watch Dogs: Legion, сценарий использования "посмотрю, насколько графика игр шагнула вперёд", выставляем ультра пресет, RTX отражения - “высокое”, DLSS - баланс, 1080p.
Эта игра с удовольствием использует процессорные мощности и даже на примере RTX 3060 можно разглядеть складочки на прямой графика загрузки видеокарты, но в целом результат всё равно одинаковый, что с разгоном, что без. Правы были те, кто говорил: "Собираешь компьютер для игр - инвестируй в видеокарту!" В правой части экрана у нас получился классический тест процессора, 5600х не смог удивить 3080Ti в FullHD даже с такой быстрой памятью. Как и в Киберпанке, потенциальная производительность в разгоне у процессора больше почти на 20%.
Но радоваться таким приростам как-то преждевременно, уж с 3080Ti можно было бы или разрешение побольше использовать, или настройки подкрутить, например, выключить DLSS, чтобы прям в нативе трассировать.
В том, что на RTX 3060 различия не появятся можно было не сомневаться. Прямые загруженности видеокарты стали только прямее, но ФПС снизился и уже не может считаться комфортным - надо снижать уровень графики. Для 3080Ti ситуация другая. В стоке 5600 подготовил совершенно то же количество кадров без упора в видеокарту, правда запас теперь не такой большой. Зато с разгоном памяти 3080Ti наконец-то перестала простаивать и занялась работой почти на полную мощность. Ещё немного процессорной производительности и мы увидели бы прямую и здесь.
Имеем чуть больше 5% преимущества разгона над стоком, но стоит помнить, что это топовая видеокарта и всего лишь FullHD.
Тенденция в играх становится приблизительно понятной, но стоит добавить проекты, активно использующие видеокарту, например, Resident Evil Village (довольно популярная игра с богатой историей). Выставляем 1080p и пресет трассировка лучей.
Да.. Игра как бы говорит: “Зачем мне процессор? Дай мощнее видеокарту”. Даже в стоке 5600х с лёгкостью обеспечит более 200ФПС в этой катсцене, чего не скажешь о большинстве доступных или правильнее сказать недоступных видеокарт. Полная загрузка всех вычислительных мощностей как RTX 3060, так и 3080Ti на протяжении всего теста. В деревне разгон процессора и настройка памяти ничего не даёт, решает видеокарта. Но добавлять разгон видеокарт в планы не входило. Это бы слишком усложнило сравнение и повествование.
Теперь игра с противоположной философией - Call of Duty: Warzone. 1080p можно, конечно, настройки графики и повыше, но зачем, если цель - доминировать над человеком по ту сторону экрана, а не текстурки рассматривать. Поэтому киберспорт и надежда только на процессор и память.
И действительно разница есть, только вот в разгоне 5600x безжалостно упирается в возможности RTX 3060, причём эти возможности всего немногим выше способностей 5600 в стоке. Это можно проследить, если сравнить ФПС сборки без разгона с разными видеокартами, на 3080Ti Райзену дышится легче. Стоит иметь ввиду, что замеры были в реальных онлайн-матчах и там с абсолютной повторяемостью не очень. Кроме того, использовались настройки по умолчанию для количества задействованных потоков (в случае 5600x Renderworkercount автоматически задаётся, как 4).
Истинный потенциал компьютера можно оценить по крайней правой части, где с разгоном средний ФПС увеличился на 17% по сравнению со стоком; по редким событиям прирост меньше, но это всё же онлайн-проект.
Попробуем сделать промежуточные выводы: для современной игровой сборки, не самой бюджетной, но и далеко не топовой разгон процессора и памяти имеет какой-то смысл только в соревновательных играх или если у вас очень производительная видеокарта, но монитор не может похвастаться высоким разрешением, такое тоже бывает,..наверное.
Так, а что если вы всё же не профессиональный кибератлет и разрешение монитора у вас не 1080p. В таком случае для RTX 3060 уже придётся понижать настройки, зато 3080Ti окажется в более подобающих условиях. Логично будет оставить именно эту видеокарту, но добавить в сравнение соответствующий процессор - флагманский. В нашем случае развязать ему руки-ядра и не ограничивать частоты. Разгон тоже будет фиксированным, но в этот раз на частотах 4850/4825 МГц для двух CCX соответственно. По памяти все настройки останутся прежними: 3200 CL16 для стока и 3800 МГц CL 14 в разгоне.
Тесты в играх, 1440p
1440p, поехали. Watch Dogs: Legion, ультра пресет, RTX отражения высокие, DLSS выключен, премиум гейминг, конфиг ПК - "тебя я видел во сне".
Трассировка интересна не самим фактом включения в настройках, а всё же визуальным эффектом. Правильно построенные отражения, тени, освещение не сильно влияют на геймплей или соревновательный элемент, но в одиночных играх добавляют реалистичности картинке в случае грамотной реализации, и как ни крути - вот оно будущее игр.
60 кадров в среднем имеем на всех конфигурациях. С разгоном можно заметить совершенно незначительное преимущество, но брать его в расчёт смысла нет никакого. Если требуется больше кадров в секунду, то можно немного снизить настройки графики, запас есть у шестиядерного процессора и в стоке, и в разгоне, и уж тем более у 16 ядерного монстра. Хочется сказать только, что даже для 3080Ti в 1440p без DLSS разгон не даст ничего заметного в актуальных "Собаках".
Перемещаемся в киберпанковское будущее, тоже 1440p, максимальный пресет с лучами, DLSS выключаем.
Всё уперлось в возможности 3080Ti и говорить о пользе разгона процессора снова совершенно бессмысленно. Картинка красивая, но результирующая производительность системы уже не тянет на топовый уровень. Не беда - у нас есть DLSS и мы им немедленно воспользуемся.
Переключаем настройку в сбалансированное положение, ФПС растёт стремительно, но ограничителем остаются возможности видеокарты. Что-то менять в настройках графики при таком уровне ФПС вряд ли много игроков станет. Хотелось бы посмотреть на влияние настройки памяти или использование более производительного процессора, но этого влияния нет. На каждой из конфигураций в сравнении абсолютно одинаковый уровень производительности. Вот тебе и значимость разгона.
Закрепляем полученные результаты в Red Dead Redemption 2, 1440p, максимальный пресет.
Можно было бы обратить внимание на незначительные различия в показателях, но они больше смахивают на погрешность измерений и никак не тянут на разницу в цене процессоров и памяти, а снижать настройки графики нет никакого смысла, потому как уровень фпс высокий (больше 100 в среднем на каждой конфигурации) Намечается тенденция, которая не удивительна и полностью могла быть предсказана нашими постоянными зрителями ещё до начала теста в высоком разрешении.
Теперь к новинке - Far Cry 6. 1440p, пресет ультра, включены HD текстуры и трассировка лучей.
Настройки никак не предвещали какое-то различие в фпс, но оно есть, причём игры серии FarCry никогда нельзя было назвать прям требовательными к большому числу потоков. Получается, что настроенная память позволяет на системе с 5600Х получить до 10% лишних кадров и догнать 5950х в стоке. Разогнанный же флагман с настроенной памятью выдаст ещё примерно на 5% больше ФПС в среднем, а прибавка по редким событиям будет и того выше. Конечно дело тут не в многоядерности, а в увеличившихся требованиях к однопоточной производительности. Это опять подводит нас к размышлениям из начала обзора: чем новее игра, тем больше пользы может быть от разгона даже относительно свежего процессора. Возможно, на следующих поколениях и новых сокетах всё опять выравняется, а сейчас имеем, что имеем.
В завершении незаменимый Warzone, настройки те же,что и в первый раз, но разрешение выше - 1440p.
Стоит отметить сразу: для 5950x по умолчанию Renderworkercount 16, а для 5600х - 4, у шестиядерника изначально невыгодная позиция и наверняка можно было бы чуть улучшить результат, но мы попробуем тестировать в реальных условиях - купил, скачал, запустил.
Ничего нового для 5600х мы не видим, отрисовывается то же количество кадров, что и в 1080p с этой видеокартой, упора в неё нет. 5950х в стоке отрабатывает на уровне разогнанного младшего соседа по линейке, а настройка памяти помогает ему вплотную приблизиться к отметке 200ФПС при поездке на грузовике и даже иногда её преодолевать. 3080Ti, судя по загруженности, могла бы ещё выдать несколько кадров сверху, но это уже история для суровых энтузиастов и процессоров новых поколений.
Итоги
Попробуем систематизировать полученные результаты: в игровом пк из современных комплектующих не бюджетного уровня главной была, есть и будет видеокарта, на неё все надежды и основная нагрузка в подавляющем большинстве игр и уровней настроек графики. Особенно это заметно с включением трассировки лучей. Получается так, что разгон видеокарты - чаще всего единственный способ повысить уровень ФПС без изменения настроек графики, в среднем можно рассчитывать на увеличение производительности до 7-10% с использованием штатной системы охлаждения.
Гораздо эффективнее заменить видеокарту на более производительную или всё же снизить некоторые параметры, а с учётом высокого тепловыделения старших видеоускорителей скорее андервольт будет идеальным выбором.
Если ваше сердце занято соревновательными играми, особенно FPS, то тут настройки графики почти наверняка не будут максимальными, и при использовании видеокарт уровня RTX 3060 и выше уже можно задуматься о разгоне и настройке связки память-процессор.
Позиционирование видеокарт производителями не всегда идеально, но в отношении RTX 3060 оно удачное - 1080p для всех современных игр. DLSS её временами здорово выручает. Если не копаться в сравнении приближенных скриншотов, а мы периодически это делаем (ссылка на видео), то технология эта неплохо справляется в сложных режимах и высоких разрешениях. В выборе между комфортным уровнем ФПС и незначительными огрехами умного суперсэмплинга не каждый согласится на меньшее количество кадров в секунду.
RTX 3080Ti в FullHD чувствует себя чаще как школьник, оставленный на второй год в пятый раз подряд: всё легко, но парта уже явно маловата. 1440p - вот где она способна раскрыться. Выше тоже можно, но тут уже всё зависит от игр и конкретных настроек. Можно ещё дать совет по выбору видеокарт. Конкретное исполнение для энергоэффективных решений вроде RTX 3060 не так важно, тут вопрос скорее эстетики и, возможно, шума от вентиляторов. К Palit Dual вопросов с нашей стороны не возникло ещё в первом тестировании в момент анонса, сейчас ничего не изменилось.
Изучаем Palit GeForce RTX 3080 Ti GameRock
К выбору топовых видеускорителей стоит подходит серьёзнее - совсем другой уровень лимитов мощности и требований к охлаждению. Cерия Gamerock не первый раз на нашем столе и оставляет снова положительные эмоции. Монолитная сборка, качественные материалы.
Три вентилятора с крыльчаткой 90 мм эффективно обдувают развитый радиатор с шестью теплотрубками, с чипом контактирует никелированная пластина.
Использование высокочастотной GDDR6X памяти накладывает особые требования к её охлаждению. У RTX3080Ti Gamerock за это отвечает отдельная пластина с радиаторами. Показатель tJunction памяти на этих картах один из лучших, что можно было проследить в мониторинге во время игровых тестов.
Эта же пластина отводит тепло от зоны VRM, к которому претензий найти не удалось, разве что фамильная особенность карт 3080Ti со странным поведением лимита мощности при его увеличении.
Можно отметить, что несмотря на то, что у 3080Ti нет чипов памяти на обратной стороне печатной платы, металлический бекплейт не только декоративный элемент; он через термопрокладки тоже включён в процесс теплоотвода.
Подытожим: получается разгон процессора и памяти сейчас нужен только кибератлетам? Конечно, нет. Помимо очевидного увеличения производительности в широком спектре задач (не только в некоторых играх), разгон и тюнинг параметров приносит огромное количество удовольствия от достигнутых значений настоящим энтузиастам и им сочувствующим.
Хобби не всегда имеет конкретную прикладную цель, но путь может помочь лучше разобраться в предмете, устройстве и принципах работы.
Кроме того, в случае топовых комплектующих есть возможность получить уровень производительности выше любого доступного за деньги, а там уже открываются непререкаемые аргументы в дискорд и форумных спорах.