Тест Intel DG1 vs GTX 1030, Radeon Vega 7 и UHD Graphics 750

Видеокарты Intel. Начало.

Отличная вещь для потребителей - конкуренция производителей, не так ли? Цены падают, продукт развивается. От того и появление третьего гиганта на рынке видеокарт сулит только хорошее. Так давайте посмотрим, насколько удачным вышел первый пробник компании intel в категории дискретных видеокарт. Встречайте: Intel Iris Xe, она же intel DG1. Подобный ей графический ускоритель Iris Xe Max вы могли наблюдать в некоторых ноутбуках с процессорами Intel Tiger Lake в конце 2020 года.

 

Переходим к знакомству: исполнение в нашем случае от ASUS с полным названием ASUS DG1-4G. Если верить спецификации на их сайте, то видеокарта состоит из 80 исполнительных блоков, имеет интерфейс PCI Express 3.0 всего с четырьмя линиями. Объём памяти неплох: в отличие от начальных видеокарт Nvidia микроархитектуры Pascal, здесь 4 гигабайта, но сам тип памяти не впечатляет - имеем LPDDR4 с эффективной частотой 4266 МГц. Дополнительная информация ждёт нас уже на сайте intel. Здесь наблюдаем, что чип построен на 10-нм техпроцессе, а его частота может достигать 1500 МГц, ширина шины при этом 128 бит. Но тут же замечаем несостыковочку. Заявленое поколение PCI Express на сайте интел - 4.0, а на сайте ASUS - 3.0, причём в GPU-Z на интеле вовсе указывается PCIe 4.0 x8, а на AMD - 3.0 x8. Но к этому мы вернёмся позже, после знакомства с тестовым стендом.

Конкурентом со стороны встроенной графики синих будет выступать UHD 750 в составе процессора i5-11600K, со стороны красных выступит Ryzen 5 4650G, содержащий Vega 7.

Тестовый стенд:

  • Видеокарта #1: ASUS DG1-4G
  • Видеокарта #2: Gigabyte GT 1030 OC 2G
  • Процессор #1: Intel Core i5-11600K
  • Процессор #2: AMD Ryzen 5 4650G
  • Материнская плата #1: ASUS ROG MAXIMUS XIII HERO
  • Материнская плата #2: ASRock B550 Taichi Razer Edition
  • Система охлаждения: Gamer Storm Castle 360RGB v2
  • Оперативная память: G.Skill TrizentZ F4-3200C14-16GTZ 2x16 GB
  • Накопитель: Silicon Power Ace A58 1TB
  • Блок питания: Deepcool DQ850-M-V2L
  • Корпус: Open Stand

Как работает видеокарта? Немного хлопот.

Итак, как же работает видеокарта? Для начала её нужно об этом хорошо попросить. Первым делом необходимо включить в биосе материнской платы параметр Above 4G Decoding.

На ROG Maximus он всегда включен, а вот на AMD наоборот. И чтобы переключить этот параметр, его нужно найти, а для этого понадобится другая видеокарта либо встроенная графика. Кроме того, нужно ковать железо пока горячо. В случае с интел, а может и ASUS, где сторонняя видеокарта не понадобилась, у нас был ровно один запуск в Windows, во время которого нужно было установить драйвер на видеокарту, иначе после перезагрузки изображения на экране вам не видать до ближайшего сброса биоса. В случае с AMD или ASRock можно было перезагружаться сколько душе угодно.

Следующей по очереди уделим внимание частоте графического ядра. Алгоритм её работы очень похож на таковой у процессоров интел. Есть 2 лимита мощности - короткий и длинный. Величина первого нам неизвестна, а вот второй вступает в силу менее чем через минуту и составляет всего 25 ватт. В связи с этим частота в играх будет зачастую ниже, но ваш взгляд, возможно, привлекло нечто иное (правый нижний угол стресс-теста, бесконечно пополняющий свой счётчик найденных артефактов). Настало время поговорить о драйверах.

Расскажем в виде небольшой истории. То был пасмурный четверг, на улице лил дождь, а на экране настала очередь тестировать киберпанк. Для этого очень хорошо подходила катсцена, начинающаяся на парковке. Однако стоило на неё загрузиться - произошло зависание, а затем и вылет.

Исключив возможность нестабильного процессора, памяти, повреждённых файлов игры, операционной системы и тому подобного, пришло время проверить саму видеокарту на ошибки. И как вы могли наблюдать, их было очень много. Однако, сохраняя позитив и отринув мысли о возможном браке видеокарты, мы решили проверить предыдущую версию драйвера. И наши усилия тут же окупились. Артефактов MSI Kombustor не наблюдал. Но счастье было недолгим. Киберпанк, парковка, зависание и вылет. Снова. И после этого вновь посыпались артефакты. Однако в других играх, за исключением Resident Evil Village, всё было хорошо, что явно не должно было иметь место при столь нестабильной видеокарте. Кто разгонял, тот понимает наши слова. Да даже в киберпанке можно было часами кататься по городу, но в некоторых местах словить моментальное зависание и вылет. Что интересно, так это другие подтесты MSI Combustor. В них всё было чисто. Делать было нечего - нужно перебирать драйверы, раз с их сменой происходят изменения.

Спустя некоторое время, вот, что мы получили: с новейшим на данный момент драйвером 30.0.100.9862 сыпятся артефакты в комбусторе и вылетает киберпанк. К слову, на UHD 750 тоже сыпятся артефакты, но игры не вылетают. На предыдущем к нестабильному киберпанку присоединяется резидент VIII. А артефакты возникают только после вылета из них. Стоит перезагрузиться и они пропадают до следующего вылета из игры. На двух более ранних драйверах то же самое. На 27.20.100.9316 киберпанк стабилен, но резидент всё ещё вылетает, а комбустор даже не запускается. И только на 27.20.100.9168 драйвере, чуть ли не первом, стабилен и киберпанк, и деревня, но зато датчик энергопотребления в HWiNFO64 показывает в 38 раз меньшее значение, да и с другими играми есть проблемы, поэтому рассказ о драйверах будет продолжаться на протяжении всей статьи, а в подписях вы будете наблюдать упоминание новизны драйвера. Так что сразу обозначим: самый свежий на данный момент драйвер 30.0.100.9862 будет обозначаться как новый, а 27.20.100.9168 как старый.

Возвращаемся к версии PCI Express. GPGPU тест в AIda 64 позволяет понять, что GT 1030 с четырьмя линиями PCI Express 3.0 ограничена 3-мя Гб/с. В то же время DG1 демонстрирует чуть большие показатели. То есть выше, чем мог бы позволить PCIe x4 3.0, но куда ниже, чем на x4 4.0. Причём они не зависят ни от драйвера, ни от платформы. Даже смена поколения PCIe на более ранние версии не меняет этих показателей. Однако не стоит забывать, что софт не всегда готов к новым продуктам. Тот же 4650G демонстрировал очень низкую пропускную способность на старте.

При этом по гигафлопсам дискретка от intel лидирует в тесте одинарной точности, обходя UHD 750 в 3 раза.

Тесты в бенчмарках

В 3DMark Time Spy лидерство Iris Xe сохраняется, но теперь она превосходит встройку чуть более чем в 2 раза.

В бенчмарке Fire Strike отрыв DG1 увеличился, в то время как вега и 1030, наоборот, слегка растеряли своё преимущество.

При выборе OpenCL в GeekBench 5 расстановка сил остаётся прежней, однако в API Vulkan DG1 оказывается даже слабее встройки i5. Первым делом сразу полезли проверять старый драйвер, но на нём результат так и вовсе оказался в 2 раза хуже текущего, поэтому имеем, что имеем.

В Adobe Premiere Pro мы использовали наш типичный отрезок с тестами, где участвуют 4 видеодорожки, наложение фотошоповского изображения, а также “небольшая” цветокоррекция, чтобы графическим ускорителям точно было чем заняться.

И при таком раскладе DG1 справилась весьма неплохо, особенно в сочетании со встроенной графикой.

Причём не важно, будь то встройка Intel или AMD. Судя по диспетчеру задач, используется кодировщик встройки, а обработка идёт силами дискретки, но как оно на самом деле - приходится только гадать.

Однако вы могли заметить, что использовался старый драйвер. Дело в том, что новый с Premiere Pro не дружит, причём встроенной графики это не касается.

В Davinci Resolve использовался точно такой же проект, в котором Iris Xe показала себя хуже всех, и это не зависит от версии драйвера, а синергия встроенной и дискретной графики тут не работает. Также стоит упомянуть, что GT 1030 не могут кодировать видео, но обе программы для монтажа умеют пользоваться её вычислительными мощностями, что тоже сокращает время рендера.

И перед тестом в играх стоит упомянуть ещё один важный фактор производительности DG1 - температуры. Пассивная система охлаждения видеокарте на пользу не идёт, высокая температура чипа в сочетании с низким лимитом мощности снижает частоту почти на треть от максимальной. Добавление обычного 120-мм вентилятора неплохо повышает частоту, а соответственно, и производительность. Мы же будем тестировать что-то среднее, имитируя хорошо продуваемый корпус.

Тесты в играх

Первым по алфавиту идёт Assassin's Creed Valhalla. Пресет графики низкий, разрешение 1080p с модификатором разрешения 50%, что в данной игре равно разрешению 540p. И даже со столь низким количеством пикселей и максимальной частотой графического ядра дискретная графика intel не способна выдавать стабильные 30 FPS. UHD 750 при куда меньшем значении среднего показателя количества кадров имеет более ровный фреймтайм, GT 1030 со своими под завязку забитыми двумя гигабайтами видеопамяти демонстрирует куда более лучшую производительность, а Vega 7 для них всех попросту недостижима. Что касаемо драйвера, на старой версии в этой игре были жуткие артефакты и мерцания.

BattleField V, минимальный пресет графики, 1080P с модификатором 70%, для данной игры это - 900p. Если у вас возник вопрос, почему бы просто не сделать 900р, то ответ прост: мониторинг поломается. Да и это банально удобней в плане сворачивания игры или читаемости текста, разрешение которого остаётся прежним. В отличие от ассасина, вега не лидирует по показателю среднего FPS, теперь первенство за DG1. Однако её фреймтайм оставляет желать лучшего. Что уж там, у встройки он опять лучше. На старой версии драйвера производительность на удивление выше, но проблема со статтерами не ушла.

Киберпанк, низкий пресет, 1080p, модификатор разрешения 50%. То бишь снова 540p. Благодаря пользовательским апскейлерам по типу Lossless Scaling, содержащим в себе Fidelity Super Resolution, играть с таким разрешением вполне можно... Было бы... Вот только производительность видеокарт неприемлема. У всех участников теста, кроме веги, FPS порой просаживается ниже 20. Как тут насладишься геймплеем?

Red Dead Redemption 2, пресет графики минимальный, 1080p с модификатором разрешения ⅚. Здесь это - 900p. На 1030 пришлось повозиться с конфиг-файлом, так как игра не позволяла применять настройки из-за превышения размера видеопамяти. Оно и видно. Мало того, что видеокарты nvidia с микроархитектурой Pascal не особо хороши в играх на вулкане, так ещё и перегонка данных из оперативной памяти в видеопамять через шину PCIe 3.0 x4 снижает производительность до уровня встроенной графики intel. Тут и пригодились 4 гигабайта Iris Xe, благодаря которым она в 1.5 раза превосходит 1030, отрисовывая консольные 30 кадров. То есть на ней вполне можно пройти RDR2, как и на APU от AMD. А со старым драйвером FPS будет даже чуть выше.

Resident Evil Village, все настройки на минимум, разрешение - Full HD, FSR - производительность. 1030 погибла. Press F to Respect. Жуткая нехватка видеопамяти с медленной шиной оказали критичные последствия. А в резиденте геймплей при FPS ниже 30 замедляется. DG1 снова спасена своими четырьмя гигабайтами, однако вне катсцены, да и в ней тоже, периодически мерцают текстуры, что сильно отвлекает и мешает играть, причём у UHD 750 та же проблема. И смена драйвера не помогает. В то же время vega 7 чувствует себя как дома. Хоть по умолчанию и выделено ей всего 500 мб видеопамяти, штрафа за его нехватку она никакого не получит, так как в любом случае берутся данные из ОЗУ.

Что ж, современные AAA проекты даются очень тяжко столь слабым графическим ускорителям, давайте взглянем на что-то попроще.

GTA V, настройки на минимум, 1080p. И вот уже другое дело. Вполне приятный геймплей. На старом драйвере у Iris Xe были проблемы. Если изрядно покататься по городу, то начинались дикие статтеры, но благо на новой версии это исправили. В GTA даже на встройке intel можно поиграть при желании. Воистину нетребовательная игра. Однако процессорной производительности 4650G периодически не хватает. Кто бы мог подумать?

GT 1030 в столь нетребовательных играх проявляет себя с лучшей стороны. У неё и фреймтайм ровный, и FPS высокий.

Далее танки от Wargaming. 1080p, пресет графики средний. FPS везде достаточный, причём можно даже понизить пресет графики, на котором встройка летает, однако фреймтайм оставляет желать лучшего. 1030 снова лидирует. Сразу за ней Vega, а вот для интеловских видеокарт стоит понизить настройки. Также, если приглядеться, можно заметить более затемнённую картинку на них.

Причём на старом драйвере FPS значительно выше. Вот уж удивило.

Dota 2, Full HD разрешение, пресет графики второй из четырёх. Сразу расскажем про старый драйвер: на нём в доту поиграть можно, но недолго. Минут 10. За это время потребление оперативной памяти безустанно растёт и когда достигает 20 гигабайт, игра зависает. В случае меньшего объёма ОЗУ, понятное дело, это произойдёт раньше. Однако за те 10 минут удалось выяснить, что на старом драйвере FPS тоже выше, хоть и ненамного. Вот ещё одно забавное наблюдение: ryzen снова не можете подготовить достаточное количество кадров для своей встроенной графики. Всё же L3 кэш очень важен, а тут ещё и оперативная память гоняет данные не только для процессорных ядер, но и для графических. GT 1030 спокойно рисует более 100 кадров в секунду, а для встройки от синих есть ещё более низкий графический пресет.

CS:GO, всё на минимум, разрешение Full HD. Здесь тоже на интеловских видеокартах значительно темнее изображение.

Причём эта проблема тянется уже около года, если не больше. Фреймтайм оставляет желать лучшего. Вроде у вас и больше сотни FPS, но при игре они ощущаются рваными. 1030 и Vega в этом плане на голову выше. Причём на старом драйвере средний FPS выше, но фреймтайм станет ещё более рваным.

Тесты в разгоне

Такими были тесты в стоке, а разгон... А разгона нет. К выходу флагманских решений обещают его добавить, но на данный момент всё, что можно сделать - это поставить вентилятор к радиатору. Делать мы этого, конечно же, не будем, однако конкуренты вполне “гонибельны”. Ввиду труднодоступности видеокарт сейчас всё чаще встречаются пользователи, сидящие на новеньком процессоре, топовой плате и без видеокарты.

О разгоне. Процессорная часть i5-11600K не так интересна, 5 ГГц есть, ну и хорошо. Оперативная память взяла 3733 МГц с первым таймингом 14, а частоту встроенного видеоядра удалось повысить до 1650 МГц, что на 350 МГц выше стоковой частоты. Для Ryzen 5 4650G предел частоты памяти встретился на более высокой отметке в 4133 МГц с первым таймингом 16. Встроенное ядро достигло лимита стабильной частоты на отметке 2300 Мгц. Кривую частоты ядра GT 1030 вышло поднять на 180 МГц, а частоту памяти удалось разогнать на максимум, доступный в MSI Afterburner, что повысило эффективную частоту на 2000 МГц.

Ну что, ещё кружочек?

В тесте одинарной точности GPGPU Vega 7 выхватила первенство у DG1, как и по скорости копирования памяти. UHD тоже подобралась к ним вплотную, но держим в уме, что видеопамять предназначена только для графического процессора, а вот оперативная активно используется ещё и центральным.

В 3DMark Time Spy встройка AMD снова заняла лидирующую позицию, да и UHD 750 сократила отставание в 2 раза.

В подтесте Fire Strike DG1 из последних сил удерживает первенство, но уже не с той былой уверенностью.

В Geekbench 5 ситуация повторилась, в API OpenCL ириска теперь на втором месте, а в вулкане всё также на последнем.

В Premiere Pro сочетание разогнанной встроенной графики и DG1 не ускорило рендер по сравнению со стоком ни в случае с AMD, ни в случае с Intel. Однако теперь их догнала Vega, а UHD 750 и 1030 вплотную подобрались к скорости кодирования DG1

В Davinci Resolve отставание ириски только увеличилось, причём результаты Vega 7 и GT 1030 очень близки к тем, что были в премьере.

К слову о кодировке и кодировщиках. Его производительность в графических решениях Iris та же, что и во встройках 600 и 700 линейки. Его частота связана с частотой графического ядра, поэтому разогнанная UHD 750 показывает большую производительность в перекодировании видео c помощью Quick Sync.

Декодирование AV1 завезли и на UHD 750, и на DG1. Первая даже в стоке тянет 8К с ускорением, однако у дискретки с этим разрешением проблемы. А где их нет? Верно - на старом драйвере.

Переходим к играм. В ассасине разогнанная встройка догнала дискретку той же компании, а если обратить внимание на статистику редких и очень редких событий, она даже впереди. Однако, учитывая разрешение и FPS, более-менее комфортный геймплей можно получить только на Vega.

В батле при большом желании на разогнанной UHD вполне можно пройти одиночную кампанию, а 4650G позволяет вернуть полноценное Full HD разрешение, сохраняя комфортный FPS. GT 1030 с разгоном получила 12% дополнительных кадров в среднем, что тоже неплохо, учитывая насколько смешное её энергопотребление даже сейчас.

В киберпанке встроенная графика интел снова догнала дискретную. Причем сложно понять, что послужило причиной. Даже хорошо разогнанная память не должна покрыть такую огромную пропасть в количестве исполнительных боков между ними, в 2.5 раза их больше у Iris Xe. Возможно, здесь немаловажную роль играет скорость обмена данных PCI Express, а может, и новый драйвер даёт прирост. В целом, опять же, нормально поиграть выйдет только на Vega, с остальными картами придётся обойти киберпанк стороной, либо редактировать конфиг игры, понижая настройки ниже минимальных.

Во второй части Red Dead Redemption ириска сохранила вторую позицию, всё же она обходит UHD 750 на 15% с новым драйвером и на 22% со старым по среднему FPS. Интересный вопрос, изменится ли производительность встройки с более старым драйвером. Не выясняли, но с удовольствием прочтём результаты ваших тестов, если кто захочет проверить.

В резиденте разогнанная UHD 750 почти всё время способна выдавать более 30 кадров. Об этом сообщает её практически не отстающий видеоряд. А вот 1030.. 1030 разгон тут не поможет. Нужно как-то урезать потребление видеопамяти, если это вообще возможно. В свою очередь для веги можно выбрать более качественный пресет FSR, благо FPS тут с запасом.

Встройка 4650G получила больший прирост от разгона, нежели ядра, потому теперь в GTA V упор в CPU встречается чуть чаще, чем в стоке. И даже с такой форой Vega победила разогнанную GT 1030. У i5-11600K и его встроенного видеоядра тоже дела наладились. С разгоном они добились стабильных 60 кадров.

К сожалению, в World of Tanks не получится с комфортом поиграть на среднем пресете графики даже на разогнанной 750-ой. Куда лучше будет снизить настройки. А с GT 1030 и вегой вполне можно разгуляться и поднять качество картинки.

Такие игры, как Dota 2, всё же демонстрируют сильное отставание даже разогнанной UHD 750 от куда более насыщенной исполнительными блоками Iris Xe. Почти полуторакратная разница между ними вырисовывается при том, что у DG1 частота ядра на четверть ниже, да и память, наверняка, с большей латентностью.

Однако в контре преимущество дискретки невелико. Всего 16% по среднему FPS, при этом фреймтайм хуже. То есть вполне возможно, что на 750-ой играть даже приятней. А ещё лучше на 1030 или разогнанной веге. Они ушли далеко в плане стабильности.

Итоги

Если говорить конкретно о ASUS DG1-4G, то это действительно пробник, необходимый скорее для разработчиков. Конкуренты сильны. Стоковая вега обходит её в большинстве игр, а разогнанная UHD 750 порой может сравняться или вовсе обойти её.

Да, больший объём видеопамяти, чем у 1030 позволяет ей жить в тех местах, где GT захлёбывается, но по большей части ни одна из них не тянет современные AAA проекты.

Если говорить о простеньких игрушках по типу доты, контры, танков и гта, то тут 1030 показывает себя куда стабильней.

Если расценивать ASUS DG1-4G как бесшумное офисное решение, то для этого есть встроенная графика от тех же intel, да и такой софт как премьер про даёт понять, что больше всего проблем именно в драйверах. Половина игр работает на одном, половина - на другом. В Davinci Resolve intel слабы на любой версии, а в Premiere Pro на старом драйвере скорость рендера куда выше.

Поэтому самое главное, на что стоит надеяться и во что нужно верить в преддверии флагманских видеокарт - это не то, насколько они будут интересны майнерам; Не то, на чьём они будут уровне: RTX 3070 или 3080. Беспокоиться и надеяться нужно именно на доработку драйверов. Очень хотелось бы видеть третьего конкурента на рынке видеокарт в лице intel и очень не хотелось бы, чтобы драйвера поставили на них крест.

26 августа 2021
Легкая симметричная игровая мышь Razer Viper 8KHz поддерживает частоту опроса 8000 Гц, оснащена передовым сенсором Razer Focus+ и фирменными оптическими переключателями с низкой задержкой.