Тест AMD Ryzen 7 7700X. Сравнение с Ryzen 7 5700X vs Intel Core i7-12700K vs R7 5800X3D

В ожидании 3D-чуда?

Продолжая тему Ryzen 7000 линейки, невозможно пройти мимо R7 7700X. Пойдут ли три семёрки в названии ему на пользу и окажется ли он более удачной покупкой, чем другие представители семейства? Узнаем об этом в данной статье.

Содержание:

Если считать новинку семейства Рафаель наследником Ryzen 7 5700X, то она подорожала на $100, правда, пока мы готовили обзор, рекомендуемая стоимость успела упасть на $50. Ядер и потоков столько же (об их микроархитектуре мы рассказали в обзоре 7600X), а частота выросла на 900 МГц. Если верить слухам о готовящемся 7700 без X в названии, то предшественником можно считать 5800X, который на старте был дороже на приличные $150, а от вышедшего позже 5700X его отличал лимит мощности и максимальная частота буста.

Тестовый стенд

5700X у нас ещё не был, поэтому сравним новинку с ним, а также добавим 5800X3D и i7-12700K. Оперативная память с XMP 6400 МГц CL40 будет использоваться как для i7, так и для 7700X, а для 5000 ryzen'ов мы воспользуемся модулями G.Skill с имитируемым XMP 3600 МГц CL16. Оба комплекта состоят из двух модулей общим объёмом 32 Гб. Накрывать процессоры будет система жидкостного охлаждения Arctic Liquid Freezer II 360, список материнских плат перед вами, операционная система - Windows 11. Изоляция ядра, снижающая производительность на ryzen'ах, отключена.

  • Видеокарта: ASUS ROG STRIX GeForce RTX 3090
  • Процессор #1: AMD Ryzen 7 5700X
  • Процессор #2: AMD Ryzen 7 7700X
  • Процессор #3: AMD Ryzen 7 5800X3D
  • Процессор #4: Intel Core i7-12700K
  • Материнская плата #1: ASRock B550 Taichi Razer Edition
  • Материнская плата #2: ASRock X670E PG Lightning
  • Материнская плата #3: ASUS ROG Maximus Z690 Hero
  • Оперативная память #1: G.Skill Trident Z [F4-3200C14D-32GTZ] 2x16 ГБ
  • Оперативная память #2: A-Data XPG Caster RGB[AX5U6400C4016G-DCCARGY] 2x16 ГБ
  • Оперативная память #3: G.Skill Trident Z5 [F5-6000U3636E16GX2-TZ5K] 2x16 ГБ
  • Система охлаждения #1: ID-Cooling SE-224-XT BLACK V2
  • Система охлаждения #2: ARCTIC Cooling Liquid Freezer II-360
  • Накопитель: Crucial MX500 2 TB
  • Блок питания: High Power Astro GD-II 1200W
  • Корпус: BC1 Open Benchtable
  • Операционная система: Windows 11

Не будем тянуть кота за хвост и сразу перейдём к тестам.

Тесты в стоке

Синтетические тесты

В бенчмарках и различном софте только 5700X ограничен лимитом мощности, а учитывая насколько он мал (всего 78 Вт), мы добавили результаты без него в многопоточных тестах.

В CPU-Z это дало 13% прирост, и на фоне улучшенного результата 7700X оказался быстрее не на впечатляющие 37%, а на 20, что тоже немало. Однопоточная нагрузка проводится принудительно на первом ядре ryzen'ов, а не на самом удачном, что могло оказаться причиной победы 12700К в single thread зачёте.

В Cinebench R23 i7 уступил первое место новинке, но только в однопотоке; в мультипоточном тесте 7700Х не достаёт 16% баллов до интела. 5700X без лимитов повторно улучшил свой результат на 13% при многоядерной нагрузке.

Не без помощи AVX-512 инструкций и, конечно же, DDR5 свежий R7 почти на треть опережает предшественника в обеих группах нагрузок. 12700K быстрее ещё на 16% в мультипотоке, но в малопоточных задачах он отстаёт от Рафаеля на 8%.

Рендер несложного проекта в Adobe Premiere Pro занимает на 14% больше времени у 7700X по сравнению с i7. Видно, что кэш немного помогает 5800X3D, ведь частота его ядер ниже, чем на 5700X, но рендер всё равно на 5% быстрее.

В Aida64 скорость чтения и копирования памяти чересчур низкая, что ставит под сомнение необходимость в этом бенчмарке ближайшее время.

Температуры и потребление

Ryzen 5 7600X не порадовал температурами в своём обзоре, а 2 дополнительных ядра 7700X не сулили ничего хорошего, однако он не так горяч, как ожидалось. Мы представляли, что даже с трехсекционной жидкостной системой охлаждения он будет упираться в 95 °С лимит, но нет. Средняя температура находится в районе 85 °С. Для сравнения, 5800X3D только и делает, что пытается пробить свой лимит в 90 °С. В то же время температура 12700K не превышает 80 °С, а 5700X из-за своего ограничения в 78 Вт так и вовсе чуть тёплый. Так что давайте сравним ещё кое-что.

Например, без ограничений по потреблению 5700X всё равно остаётся холодным. У нас свежа память о 5800X - там были постоянные 90 °С при потреблении на 15 Вт выше. 

В свою очередь, если ограничить 7700X температурной планкой в 85 °С, то это лишь поможет с температурными скачками, которые по непонятным причинам происходят на 7000 ryzen'ах. Мы аидой пользуемся из-за постоянной и равномерной нагрузки, но на новых процессорах AMD периодически температура сильно подскакивает, при этом энергопотребление в этот момент не меняется, что странно.

75 °С лимит уменьшает частоту на 50 МГц, что едва заметно. При этом процессор на 10 °С меньше греется и “кушает” на 20 Вт меньше.

Не будем на этом останавливаться. Устанавливаем воздушный кулер и переходим в Cinebench. Вообще, мы сочли этот стресс-тест интересным, потому что 7600X здесь грелся заметно сильнее по сравнению с аидой, но под водой для R7 изменений мало. Под башней же процессор постоянно греется до 95 °С и имеет частоту на 70 МГц ниже. Если ограничить температуру до 85 °С, то мы теряем ещё 50 МГц, а с 75 °С лимитом дополнительно отнимется уже 100 МГц. То бишь при почти равных температурах вода позволяет процессору иметь частоту в тяжёлой синтетике примерно на 120 МГц выше, что не так уже и много, если посмотреть на цены систем охлаждения.

В играх же вмешивается видеокарта, и чем она в прямом смысле мощнее, тем больше горячего воздуха достанется кулеру. В нашем случае снова наблюдается паритет по энергопотреблению из-за более высоких температур с кулером - 11.5 °С по средней и 9 °С по максимальной, при этом частота ядер на 130 МГц ниже.

Тесты в играх

Киберпанк, пресет трассировка лучей: ультра, DLSS - ультра производительность, плотность толпы высокая, SMT-патч включен. Для 8-ядерных ryzen'ов этот патч даёт самый высокий прирост, но даже с ним 7700X не смог догнать i7. Последний опережает как по среднему показателю, так и по очень редким событиям на 10%. 5800X3D идёт наравне с новинкой, но видно, что фреймтайм у неё поровнее будет.

Far Cry 6, ультра пресет, трассировка включена, HD-текстуры отключены, FSR - производительность. 5800X3D лидирует по среднему FPS. По сравнению с 5700X дополнительный L3 кэш, вопреки более низкой частоте, дал ему 34% прирост по среднему FPS, в то время как улучшение микроархитектуры, удвоение L2, DDR5 и почти ГГц по частоте ядер принесли только 20% прирост. Удивительно, не правда ли?

Тень Лары, наивысший пресет, 600p с модификатором 20%. По мере приближения к рынку 5700X всё сильнее и сильнее прижимается к своему лимиту мощности теряя в частоте. Однако нельзя сказать, что потери критичны. От силы 200 Мгц мы лишились, оставив этот лимит в покое - невелика потеря. Вот 64 Мб L3 - другой разговор, с ними FPS в 1.5 раза выше, что вообще крышесносно. Соперники 3D-шки вообще ничего ей противопоставить не могут. Что забавно, 7700X потребляет даже больше, чем 3D, при этом более чем на 10 °С холоднее, а 5700X с 12700K так и вовсе в районе 50 °С греются.

StarCraft II, максимальные настройки, 1080p. И снова десятки улучшений и нововведений в 7700X не способны противостоять дополнительной плитке памяти в процессоре. Причём в этой игре прирост за поколение неплохой - 30% по среднему FPS. Это позволяет спокойно обойти i7, но 3D-шка заставляет нас думать, что этого мало. Не стоит ей верить.

Total War Troy, ультра пресет, детализация травы и размеры отрядов - экстрим, модификатор разрешения - 50%. Вот оно, будущее! То будущее, которое мы ждём от игр. Идеальное распараллеливание по потокам и перенос громадного количества данных через ОЗУ. На фоне задушенного лимитом 5700X, 3D-шка выглядит немногим сильнее, всего на 17%, в то время как новинка быстрее на 38%, а 12700K более чем в 1.5 раза превосходит его по всем показателям, эффективные ядра не простаивают.

CS:GO, минимальные настройки, максимальное сглаживание. Если для Трои 96 МБ L3 кэша было мало, то для Контры, наоборот, он с избытком. Даже 25 МБ у i7 оказалось достаточно, чтобы за счёт большей производительности ядер показать FPS выше, чем у 3D. Однако, когда у тебя и L3 в достатке, и ядра быстрые, контра откликнется сиюминутно. 7700X не даст соврать.

Escape From Tarkov. Кастомный пресет, офлайн режим с минимальным количеством ботов. Пока 5800X3D красуется на первом месте, расскажем немного про использование только физических потоков в настройках игры. Как видите, мы эту настройку не включали. Причина проста. Что на 7600X, что на 7700X, с ней FPS падает почти на 10 единиц, а на 12700K она вообще не работала.

Microsoft Flight Simulator, ультра пресет, DirectX 12. Всё же игра может немного параллелиться. По загрузке ядер видно, что задействованы они едва ли, но прирост по сравнению с R5 и i5 у сегодняшних многоядерников есть, в районе 10%. Тем не менее, статтеры проскакивают везде, да и 60 FPS в среднем на этом аэродроме способен выдать только 5800X3D.

В среднем по восьми играм выходит, что 5800X3D лидирует. За счёт Контры и особенно Трои, 7700X и 12700K от него несильно отстают, а по фреймтайму так и вовсе обходят, но отдельные случаи вы сейчас и так наблюдали. Чтобы не дублировать одну и ту же информацию, для внешних процентов за 100 взят 5700X, а для внутренних - 7700X. По нашей выборке игр новинка опережает предшественника на четверть. Будь на его месте 5800X, разница сократилась бы не сильно, максимум до 20% по нашим прикидкам. 12700K проиграл Рафаелю в 6 из 8 игр, но Киберпанк и Троя, ставшие исключением, заставляют нас сказать, что эти два процессора на одном уровне.

О материнской плате ASRock X670E PG Lightning

И давайте немного отвлечёмся от сравнения процессоров и поговорим о материнских платах. Возможности ASUS ROG Crosshair X670E Gene в разгоне мы показали в ролике о Ryzen 9 7900X, а об ASRock PG Lightning на том же чипсете мы толком не рассказывали. Как и упоминалось в ролике о 7600X, она хорошо подходит для тех, кто рыться в BIOS не желает. Выбор максимальной температуры идёт первым же пунктом. Чуть ниже в подменю можно выставить XMP или EXPO, а также тут есть режим таймингов, дающий ещё небольшой прирост.

Как это выглядит на нашей ASRock? Если через 20 секунд запуска нет, выключи питание. Подожди 30 секунд, пока плата не разрядится. Ускорить этот процесс зажатием кнопки питания или зарядкой телефона через USB невозможно. Далее включи плату и подожди ещё минуту. Спамь Delete, никаких сообщений не будет, если упустишь момент, винда как ни в чём не бывало начнёт грузиться, и ты потеряешь ещё время. Думаете на этом всё? Как бы не так! После каждого нестарта материнка сама включает встроенное видеоядро процессора, которое было выключено вручную, а это повышает требование к напряжению SoC, что может привести к нестабильности.

То есть каждый раз после всего этого вам ещё нужно лезть к чёрту на куличики, чтобы её выключить. Кстати, автоматическое обновление драйверов тоже может само включиться.

“Почему бы не сократить этот процесс, сбросив биос перемычкой?” - спросите вы. Потому что он не сбросится, если не разрядить плату, что делает это действие полезным только в том случае, если после описанных выше этапов плата всё равно не стартует.

Но хорошо, допустим, вы всё разогнали, все тесты прошли и со спокойной душой легли спать. На следующее утро включаете компьютер, а он.. не включается. После холодного старта материнская плата волшебным образом забывает, как ей удалось запустить ваш разгон в прошлый раз. Никаких mrc fast boot здесь нет. “Проходи все этапы каждый раз, если хочешь разгон и не жалуйся” - девиз PG Lightning.

Что ещё смешнее, если вы в какой-то момент захотите сбросить разгон и запуститься просто в XMP, то плата не сможет этого сделать. Снова не старт. А наше первое обновление BIOS выглядело так. Просто чёрный экран и всё. Это пугает, ведь через 5 и через 10 минут ничего не изменилось. Она окирпичилась? Или окирпичится после перезагрузки? Такие мысли были единственными спутниками тянущейся к кнопке питания руке. Так что ASRock, как вы поняли, рекомендовать под разгон мы не можем. Возвращаемся к тестам.

Разгон

Посмотрим же на поведение процессоров в разгоне.

Разгон 5700X и 5800X3D одинаков. Максимум они смогли взять 3733 МГц по памяти с первым таймингом 14 в режиме делителя контроллера памяти 1:1. Сам процессор был настроен через Curve Optimizer. Нам повезло, оба взяли -30 по всем ядрам, а для 5700X ещё была повышена максимальная частота на 200 МГц. Для 3D’шки курва настраивалась через софтину PBO2 Tuner.

12700K взял 5 ГГц по большим ядрам и 4 ГГц по маленьким. DDR5 по частоте выше не пошла, поэтому просто ужали тайминги. CL опустился на целых 10 единиц.

7700X тоже не поехал выше 6400 МГц по памяти, причём для стабилизации этого значения понадобилось поднять напряжение на SoC до 1.425 В. По курве вышло также, как у 5700X. Неужто синергия семёрок помогла?

Синтетические тесты

Современные процессоры получают копеечный прирост от разгона ядер, если у вас не золотой камушек. Поэтому что в CPU-Z, что в Cinebench R23 результаты у всех подросли менее чем на 10%.

Даже в Geekbench 5 баланс сил не изменился. Разве что 5800X3D просел, так как он и максимальную частоту ядер не нарастил, и разгон памяти с его-то кэшем даёт мало.

В Premiere Pro 7700X по-прежнему на 14% дольше рендерит сцену, а вот отставание 5000 ryzen'ов увеличилось на 2-3%.

В AIDA64 скорость L3 кэша 5700X выросла чуть ли не в 1.5 раза после разгона. На самом деле дело не сколько в разгоне по курве, сколько в снятии лимитов.

Температуры и потребление

По температурам интересно вышло. У 5- и 7700X одинаковая настройка курвы, частоты в процентах тоже примерно на одном уровне выросли +210 МГц в среднем для 5700 и +260 МГц для 7700. В то же время температуры и потребление на первом немного подросли, а на втором без изменений. 5800X3D в то же время остыл на 10 °С и увеличил частоту на 125 МГц.

Ценой 65 Вт и 20 °С i7-му дались 300 МГц по большим и 400 по маленьким ядрам. Он прям на грани. Естественно, никто не мешает сбросить 100-200 МГц ради тишины и покоя; в отличии от нас, вас никто не запинает за отсутствие 5 ГГц.

Тесты в играх

15, 14 и 10% дополнительных кадров получили от разгона 5700, 7700 и 12700 соответственно в Киберпанке. 5800X3D в то же время ускорился на 5%. Его большой кэш является как и плюсом, дающим максимум в стоке, так и минусом, почти не вознаграждающим за рагон. Из-за этого 3D’шка начала терять позиции. 7700X опережает её на 7% по среднему FPS и на 14% по редким событиям.

В Far Cry 6 после разгона 3 из 4 процессоров сравнялись. Разницу приходится искать с лупой. 7700 на пару-тройку процентов отстаёт по среднему FPS, а у i7 фреймтайм ровнее.

В Ларе 1.5% прирост от разгона у 5800X3D не помешал сохранить лидерство. Слишком уж он сильно опережал соперников. По температурам при этом он теперь не так сильно выделяется. Обделённый кэшем собрат греется также, а 7700X при том же энергопотреблении, что у предшественника, внезапно на 8 °С холоднее. Неужто нам попался какой-то удачный образец?

В StarCraft II 3D’шка, не получившая прирост от разгона, уступила первенство новинке, ускорившейся после настройки на 10% в этой стратегии. 5700X, в свою очередь, прибавил 13% кадров по среднему показателю, а 12700K - 11%.

В Трое 5700X получил самый высокий прирост от разгона - немалые 18%. Оно и не удивительно, ведь в этой игре его 78 Вт лимит мешался сильнее всего, сейчас он все 120 “кушает”. Благодаря сброшенным оковам он теперь почти не отстаёт от 3D’шки по среднему FPS, а по меньшим 1 и 0.1%, на удивление, даже превосходит.

В Контре 3D’шка просела до последнего места по среднему FPS, но обратно Трое по редким и очень редким событиям опережает 5700X. Почему-то у последнего иногда проскакивают засечки на ровной линии фреймтайма.

В этот раз Тарков не благоволит новым ryzen'ам. FPS маленько рандомит от запуска к запуску, из-за чего разогнанный 7600X выдавал тут 140 FPS в среднем, обходя 5800X3D, но 7700X идёт с ним нога в ногу. 12700K тоже не отстаёт, это трио едва отличимо даже с мониторингом.

Получив 11% прирост по среднему FPS в симуляторе полётов от мелкомягких, 7700X смог догнать результат стокового 5800X3D и добиться 60 кадров в секунду. При этом по меньшим 1 и 0.1% он опережает любого из разогнанных соперников.

В среднем по палате выходит, что 5800X3D, как и ожидалось, просел по позициям, теперь он на третьем месте, хоть и с небольшим отрывом. 12700K догнал 7700X, и если смотреть по среднему FPS, i7 опережает R7 теперь не в 2 из 8 игр, а в половине.

В среднем больший прирост от разгона дал о себе знать. Опять же, не забывайте, что речь идёт всего о нескольких процентах, из-за которых чаша весов лишь немного смещается в пользу одного или другого процессора.

Кардинальной разницы между ними нет, поэтому к нашим объективным тестам добавляйте собственные субъективные предпочтения. Хочется ли вам находиться на актуальном железе? Или же радоваться апгрейду на собственной платформе? Решать только вам.

Заключение

Наше же мнение насчёт новинки сложилось таким образом: Ryzen 7 7700X вышел хорошим процессором. По крайней мере, наш образец в температурном плане вышел не таким горячим, как 5800X в своё время, причём потери от градусных лимитов минимальны, можно даже воздух поставить и не париться. Прирост в 23-25% относительно 5700X не выглядит столь впечатляюще, как это было последние 2 поколения, где без смены материнской платы и памяти вам позволяли поднять FPS на треть. В этот раз апгрейд дороже, отсюда и недовольство, наше в том числе.