Обзор и тест видеокарты Palit GeForce RTX 3050 StormX

Наиболее доступный вариант RTX 3050 с достойной производительностью и хорошей системой охлаждения.
Обзор и тест видеокарты Palit GeForce RTX 3050 StormX

В конце января 2022 года NVIDIA представила младший графический ускоритель в 3000 линейке видеокарт. Новинка использует сильно урезанный чип от RTX 3060, где под нож попало не только графическое ядро, но и подсистема памяти вместе с шиной PCI Express. Теперь ширина шины стала 128 бит, а количество линий PCI Express сократилось с 16 до 8, что, конечно, неприятно, но не так критично, как в случае 4х линий у RX 6500 XT. Сам производитель позиционирует эту карту для игр в разрешении 1080р при высоких настройках графики в 60 fps. Это мы и проверим, а заодно узнаем, на что способна видеокарта в более тяжелых условиях, а именно в 1440р и в трассировке лучей.

Спецификации

Модель PALIT GeForce RTX 3050 StormX
Графический процессор GA106
Техпроцесс 8 нм
Частота GPU 1552 МГц
Частота GPU Boost 1777 МГц
Количество шейдерных процессоров 2560
ROPs/TMUs 32 / 80
Ширина шины 128 бит
Видеопамять 8 Гб GDDR6
TDP 130 Ватт
Габариты 170 х 125 х 40 мм

Упаковка и комплектация

Видеокарта PALIT GeForce RTX 3050 StormX поставляется в миниатюрной картонной коробке со стандартным для 3000 линейки оформлением. Дизайн упаковки полностью копирует то, что мы уже видели в видеокартах 3000 линейки от Palit. Традиционно Palit не помещает на упаковке изображение видеокарты, а дает лишь стилизованное название графического ускорителя. Также указан объем видеобуфера и принадлежность к линейке StormX.

С обратной стороны расположены минимальные спецификации, которые скорее относятся в общем к 3000 линейке, чем конкретно к RTX 3050.

Внутри упаковки находится еще одна коробка, в которой в антистатическом пакете расположена видеокарта.

Внешний вид

Графический адаптер PALIT GeForce RTX 3050 StormX получил достаточно строгий пластиковый кожух, который тем не менее украшен интересным геометрическим рисунком. Видеокарта занимает два слота расширения, а ее длина и ширина составляют 170 и 125 мм соответственно. Такие миниатюрные размеры позволят использовать видеокарту в Mini-ATX сборках. За охлаждение отвечает один 100 мм вентилятор, который имеет 9 лопастей с примитивным дизайном без дополнительных насечек, применяющихся для оптимизации воздушных потоков.

С обратной части нас встречает печатная плата, не прикрытая каким-либо бэкплейтом. С одной стороны, его отсутствие объясняется тотальной экономией на всем и отсутствием необходимости повышать жесткость и без того легкой видеокарты, а с другой, пластиковая пластина позволила бы защитить элементы на обратной стороне платы, которые могут пострадать при неаккуратных манипуляцией внутри системного блока.

С торца открывается неплохой вид на систему охлаждения. Видно, что радиатор пронизывают три никелированные теплотрубки, а их контакт с чипом осуществляется через теплораспределительную пластину, которая также отводит тепло от микросхем памяти GDDR6. Зона питания также контактирует с радиатором через термопрокладки.

Для питания в видеокарте расположен один 8-пиновый разъем, хотя видеокарте с ее потреблением в 130 Ватт хватило бы и 6-и пин. Производитель рекомендует использовать блок питания на 550 Ватт. Однако стоит понимать, что это указано с очень большим запасом. Графический адаптер не лишен и RGB-подсветки, что весьма странно для такого бюджетного решения.

На задней панели расположены три разъема DisplayPort 1.4а и один HDMI 2.1, позволяющие подключить до четырех мониторов одновременно.

RGB-подсветка весьма минималистична и, вопреки ожиданиям, освещает только надпись Palit. Расположение скорее неудачное, так как сверху находится 8-пиновый разъем питания, провода от которого полностью закрывают собой всю иллюминацию.

Печатная плата

Сердцем видеокарты является графический процессор GA106, произведённый по 8 нм техпрoцессу. Он включает в себя 2560 шейдеров, 32 блока растеризации и 80 текстурных блoков. Видеопамять представлена 4 микросхемами GDDR6 производства Micron. Питание выполнено по схеме 4+1, где 4 фазы отведены для видеочипа, а 1 - для видеопамяти. Системой питания управляет ШИМ-контроллер NCP81611 от компании uPI Semiconductor.

Тестирование

Конфигурация тестового стенда

  • Материнская плата: ASUS Z490 TUF Gaming PLUS WIFI;
  • Процессор: Intel Core i9 – 10850K;
  • Оперативная память: Crucial Ballistix Black 2x16 Gb 4100 МГц CL17;
  • Видеокарта: Palit GeForce RTX 3050 StormX;
  • Блок питания: Deepcool DQ750ST Quanta 750W;
  • Корпус: Fractal Design Meshify 2;
  • Драйвер: GeForce 511.65.

На обзор попала стандартная версия видеокарты. Заявленные производителем частоты составляют 1777 Мгц. В продаже также можно найти разогнанную версию с увеличенными на 30 МГц частотами, но целенаправленно гнаться за такой картой смысла, очевидно, нет.

Приведем подробные характеристики BIOS, из которых следует, что уровень TDP составляет 130 Вт без возможности увеличения. Удивительно, что производитель ограничил и минимальный порог TDP, а именно 100 Вт, что выглядит как минимум странно.

Сток, разгон и андервольт

Производитель не обделил видеокарту технологией остановки вентиляторов в простое, что делает ее бесшумной при низкой нагрузке. Вентиляторы стартуют при температуре 60 градусов, а останавливаются при остывании чипа до 40 градусов. Минимальная скорость вращения составляет 1000 об/мин.

Для разгона и андервольта видеокарты использовалась программа MSI Afterburner.

Удивительно, но для своих размеров карта получилась достаточно холодной. Под нагрузкой в MSI Kombustor температура GPU достигает 70 градусов. Частота чипа составляет ~1900 МГц, а эффективная частота памяти - 14000 МГц. Система охлаждения работает на 59% от максимальной скорости, что составляет 1700 об/мин. Издаваемый шум равен 43 дБ. Видеокарту сложно назвать тихой. Шум системы охлаждения можно охарактеризовать как гул от работающего вентилятора. Причем он проявляется и на минимальных оборотах. И даже в наушниках он хорошо слышим (при условии, что системный блок находится на столе). Повышение оборотов до 100% (2700 об/мин.) понижает температуру чипа до 63 градусов, но уровень шума возрастает до 57 дб. Находиться возле компьютера становится неприятно.

Разгонный потенциал порадовал, кривую частот/напряжений чипа удалось сместить на +225 МГц, а частоту памяти - на +1250 МГц, что можно назвать очень хорошим результатом. В итоге рабочие частоты чипа в MSI Kombustor составили около 2100 МГц, а памяти - 16500 МГц. Однако с разгоном слегка увеличилась температура чипа на ~1 градус при небольшом повышении оборотов системы охлаждения.

Благодаря разгону, производительность в тестах 3DMARK Port Royal и Time Spy увеличилась на целых 11%.

А вот V-Ray Benchmark на разгон отреагировал аж 16-19% прибавкой производительности.

Параметры андервольта изначально планировалось подобрать таким образом, чтобы производительность в играх оставалась такой же, как и при состоянии “из коробки”, путём занижения лимита мощности при сохранении изменений в кривой частот/напряжений и памяти. Однако все уперлось в ограничение минимального TDP в 77%. При этом производительность в играх увеличилась на 3-4% относительно стокового состояние, а потребление упало со 130 до 100 Ватт. Если бы не ограничения производителя, то можно было бы добиться и еще большего снижения.

Как следствие, температура чипа уменьшилась на 5 градусов. При этом обороты вентиляторов снизились до 45% (1360 об/мин), а уровень шума составил 38 дБ, что уже является хоть и не идеальным, но достаточно комфортным показателем. Однако стоит отметить, что у менее удачного экземпляра видеокарты результаты андервольта будут хуже.

Производительность в играх

Тестирование в играх производилось в стоке и разгоне, а также в двух разрешениях: 1080р и 1440р. Просим обратить внимание, что видеокарта тестировалась в режиме PCIe 3.0. При использовании PCIe 4.0 производительность была бы на несколько процентов выше.

Cyberpunk 2077

Игра от CD Projekt Red тестировалась при среднем пресете графики. DLSS был установлен в режим “качество”. В 1080р игра демонстрировала достаточную производительность. В нативном Quad HD частота кадров опускалась до 40, но включение DLSS исправляло ситуацию. Видеопамяти было с запасом: даже в 1440р использованный объем не превышал 5.5 Гб. Разгон обеспечил дополнительные 7-9% к среднему количеству кадров.

Red Dead Redemption 2

В Red Dead Redemption 2 на ultra настройках видеокарта показала себя весьма достойно, лишь немного не дотянув до заветных 60 кадров в разгоне. Но небольшая коррекция настроек легко исправит эту ситуацию. Увеличение частот также обеспечило нас дополнительными 8-10% FPS.

Tom Clancy's Rainbow Six: Siege

В киберспортивных дисциплинах видеокарта способна удовлетворить даже владельцев 240-герцовых мониторов в Full HD разрешении, и это на максимальных настройках графики с API Vulkan. DLSS в режиме “качество” приходится очень кстати и дополнительно повышает производительность на 20%.

Far Cry 6

Игра оказалась самой требовательной к объему видеопамяти из нашего теста даже без установленных HD текстур. В разрешении 1440р при включенных DXR отражениях и тенях требовалось около 6.5 Гб видеобуфера. В целом производительность достаточная только в Full HD, при повышении разрешения желательно понижать настройки графики. Разгон повысил показатель FPS на 8%.

Forza Horizon 5

На среднем пресете графики игра выдает комфортную для гоночного симулятора частоту кадров. Разгон увеличил FPS на дополнительные 8%.

Выводы

У Palit в очередной раз получилось сделать достойную бюджетную одновентиляторную видеокарту с высокой производительностью и стильным дизайном. Несмотря на все кажущиеся упрощения, видеокарту нельзя назвать плохой и отговаривать от покупки. Основные опасения вызывала именно система охлаждения, но абсолютно напрасно: даже в стоке видеокарта изредка переступает за отметку в 70 градусов по чипу, правда ценой некоторого акустического дискомфорта. Поэтому любителям полной тишины данная видеокарта противопоказана, но небольшой андервольт практически полностью решает эту проблему. Что касаемо видеопамяти, то данному решению 8 Гб приходятся в самый раз, а вот если бы производитель установил 4 Гб, то привлекательность продукта резко снизилась.

В целом видеокарта оставляет весьма положительное впечатление. Ведь RTX 3050 - это сам по себе бюджетный продукт, которому не требуется ни мощное охлаждение, ни модельный внешний вид. Потому исполнение StormX сможет полностью удовлетворить потребности рядового пользователя за весьма доступную на фоне конкурентов цену.

Плюсы:

  • Маленький размер;
  • Цена;
  • Производительная система охлаждения.

Минусы:

  • Шумный вентилятор;
  • Ограниченные нижний и верхний пороги TDP;
  • Отсутствие бэкплейта.
31 мая 2019
Что может предложить любителям оверклокинга 6-ядерный Intel Core i5-9600k, и до какой частоты можно разогнать этот процессор на материнской плате среднего уровня? Ответы на эти и другие вопросы в материале редакции I2HARD.ru.