Тест Intel Core i7-12700K. Сравнение с R7 5800X и i7-10700K

Полноценный тест в стоке и с разгоне. С DDR4 и DDR5.

Наше знакомство с семейством процессоров intel Alder Lake началось с i7-12700K. Но то был инженерный образец, не лучший контроллер, слабая DDR5, поэтому мы пообещали обновить результаты. Дали слово - нужно сдержать. Сейчас у нас есть релизный i7, хорошая память, а чтоб вы не заскучали в этот раз сравним его с неочевидными конкурентами: i7-10700K и Ryzen 7 5800X.

Логика проста. Одиннадцатое поколение процессоров intel было не столь привлекательным для владельцев десятого, поэтому многие его пропустили, да и обновляться каждый год не каждый захочет. Но насколько выросла производительность за два поколения и стоит ли она того? Это и выясним. Что касаемо райзена, его цена планомерно снижается, материнские платы не столь дорогие, поэтому возникает вопрос. А стоит ли intel доплаты? Насколько больше я за неё получу? Вопрос поставлен, переходим к тестовому стенду.

Тестовый стенд:

  • Видеокарта: Palit GeForce RTX 3080 Ti GameRock OC
  • Процессор #1: Intel Core i7-10700K
  • Процессор #2: Intel Core i7-12700K
  • Процессор #3: AMD Ryzen 7 5800X
  • Материнская плата #1: ASUS ROG Maximus XIII Hero
  • Материнская плата #2: ASUS TUF Gaming Z690-plus WIFI D4
  • Материнская плата #3: ASUS ROG Maximus Z690 Hero
  • Материнская плата #4: ASRock B550 Taichi Razer Edition
  • Оперативная память DDR4: G.SKILL Trident Z F4-3200C14D-32GTZ 2x16 ГБ
  • Оперативная память DDR5: T-FORCE DELTA RGB FF3D532G6200HC38ADC01 2x16 ГБ
  • Система охлаждения: ARCTIC Liquid Freezer II-360
  • Накопитель: Crucial MX500 2 TB
  • Блок питания: Deepcool DQ850-M-V2L
  • Корпус: Open Stand
  • Операционная система: Windows 10

Тесты в стоке

Синтетические тесты

Два поколения подряд Intel наращивал IPC своих детищ, что не могло не отразиться в синтетике. Даже в тесте однопотока бенчмарка CPU-Z наблюдается 37% преимущество нового i7, а с учётом четырёх энергоэффективных ядер в многопотоке это число увеличивается до 64%. Ryzen в свою очередь ближе к 10700K, обходя его на 15%.

В Cinebench R23 разрыв ещё больше. Одноядерная производительность здесь почти в 1.5 раза выше, а при рендере всеми силами процессора экономится 80% времени. 

Зависимость Geekbench от скорости памяти выставляет новый вид ОЗУ в лучшем свете. Если в однопоточных дисциплинах это не проявляется, то когда трудятся все ядра, быстрая доставка данных высокочастотной DDR5 улучшает результат на 14%. 

В Adobe Premiere Pro уже не такая колоссальная разница между процессорами, но факт, что DDR5 ускоряет рендер лучше, чем сильно возросший IPC и большее количество ядер - впечатляет. 

Тест кэша и памяти в AIDA64 немного печалит. При равных частотах памяти её латентность у 12700К почти на 10 нс выше, чем у 10700K. Приятно видеть, что скорость чтения и копирования чуть выше, но это явно не компенсирует 20% разницу в латентности. Высокочастотная DDR5 увеличивает этот показатель ещё на 10 нс, но зато с ней скорость копирования и чтения на 60% выше, а записи так и вовсе на 80%.

Закончим синтетические тесты анализом температурных показателей при их проведении. В подтесте Koro бенчмарка Blender 5800X достигает своего лимита мощности в 142 Ватта. И несмотря на то что это самый низкий показатель, маленькая площадь отвода тепла приводит к самой высокой температуре ядер среди нашей тройки. Показатели i7-ых очень зависят от материнской платы и самого процессора. В нашем случае 12700K при чуть меньшем напряжении имеет немногим более высокое энергопотребление, как и температуру.

Тесты в играх

Какими будут показатели при равном напряжении, покажут тесты в разгоне, а мы пока продолжим проверять результаты стока в играх.

Call of Duty: Warzone, настройки - киберспорт, DLSS - производительность.

На выбранном участке новой карты FPS схож со старой. 12700K с DDR5 набирает более высокий средний показатель, но по статистике редких и очень редких событий DDR4 по-прежнему впереди. Ryzen дышит в затылок, без мониторинга их не отличить, но особо чувствительные смогут заметить 12% разницу между i7-ми. На удивление, это не так уж и много.

Киберпанк, пресет графики - трассировка лучей ультра, RT-отражения выключены, DLSS - ультра производительность, плотность толпы высокая.
Здесь всё иначе. ryzen отстаёт от 10700К на 10%, а по 1 и 0.1% ещё сильнее. На тот же процент 12700К опережает своего предка, но при использовании DDR5 это преимущество возрастает до 31%, а по сравнению с райзеном FPS так и вовсе в 1.5 раза выше. 

Тень лары, наивысший пресет, модификатор разрешения 20%.

За счёт большого L3 кэша ryzen в начале третьей сцены набил себе средний показатель количества кадров выше, даже чем у свежего i7, но по мере приближения к рынку ситуация меняется на противоположную - 12700К оказывается впереди, но тоже лишь немного. Речь идёт про i7 с DDR4. Новый стандарт памяти увеличивает минимальный показатель на 10%, а средний на 9. 10700K должен увеличить свою производительность на 17% и 27% соответственно, чтобы нагнать внука.

StarCraft II, максимальные настройки графики.

Два производительных ядра, большой кэш, быстрый доступ к ОЗУ - это самые главные критерии в этой игре, влияющие на FPS. DDR5, как мы помним, имеет более высокую латентность, из-за чего проигрывает предшествующему стандарту. У 5800X целых 32 МБ L3, отчего он близок к варианту 12700K с DDR5. А 10700K... а 10700K отстаёт от них более чем на 20%.

Total War Saga: Troy, ультра пресет графики, детализация травы и размеры отрядов - экстрим, сглаживание и модификатор разрешения на минимум.

Вот он идеал работоспособности всех игр. Четыре дополнительных ядра и более быстрые восемь? Получи полуторакратный прирост. Высокая пропускная способность памяти? Получи ещё 21% сверху. Отличный пример того, какими играми могли бы быть в плане приростов. Но чтобы их получить, пришлось создать условия, в которых старый четырёхъядерный i5 выдал бы всего 9 кадров. 

CS:GO, минимальные настройки, кроме разрешения текстур и сглаживания.

Ryzen всех победил. Необходимые для игры данные успевают вовремя попасть в его большой L3 кэш, из-за чего FPS в игре не зависит от скорости ОЗУ. В свою очередь i7 с DDR5 демонстрирует результат хуже, чем с DDR4, из чего становится понятно, что промахи в кэш имеют место быть, и даже более производительные ядра это не компенсируют. Однако по сравнению с 10700K i7 12-го поколения позволяет набрать на четверть больше кадров.

В среднем по палате выходит, что при использовании идентичной DDR4 переход с i7-10700K на 12700K даст вам на четверть больше FPS. Если собрать на DDR5, то уже на треть, но и цена памяти заметно выше. По сравнению с райзеном средний показатель будет выше уже на 8 и 16% соответственно. А статистика редких и очень редких событий ещё лучше.

Если нашу любимую Трою не учитывать, то разница становится ещё меньше. 

За 12700KF придётся выложить сумму примерно на 5 тысяч рублей больше, чем за 5800X. Плюсом к этому можно сэкономить на материнской плате. Даже материнка за 5 тысяч рублей может выдержать 5800X, хоть и с натяжкой. С другой стороны, скоро выходят платы на младших чипсетах 600 серии у Intel, так что экономия в конечном итоге может оказаться не столь большой.

Тесты в разгоне

Теперь пора рассмотреть разгон. 5800X взял по памяти стандартные 3800 МГц с первым таймингом 14, а ядра были разогнаны с помощью Curve Optimizer. При использовании обычной СЖО фиксирование частоты приведёт к ухудшению результатов. 

10700K спокойно взял 5 ГГц с невысоким напряжением 1.3в и щадящим LLC пятого уровня. Оперативная память выше 4300 МГц стабилизироваться отказалась. Двуранги, всё же. Производительные ядра 12700K при схожем напряжении стабилизировались на той же частоте, энергоэффективные взяли ровно 4 ГГц, а с контроллером памяти повезло. В режиме Gear 1 DDR4 стабильна вплоть до 4133 МГц с первым таймингом 16.

А вот DDR5 по частоте подниматься отказалась. 6600 МГц вообще не запускается, а 6400 МГц то стабильно, то после перезагрузки не включается. Пришлось ужать тайминги на частоте XMP. Вышло неплохо. CL сократился на 10 единиц до 28, благодаря чему латентность в аиде упала ниже 60 нс, а в случае DDR4 ниже 50. Это по-прежнему куда выше, чем у 10700K, но при этом даже с меньшей частотой пропускная способность DDR4 у 12700K выше, чем у старого i7, по крайней мере тест Aida сообщает именно об этом.

Так как разгон производительных ядер у i7-ых вышел идентичным, то в синтетике, не зависимой от памяти, баланс между ними не изменился, а вот ryzen чутка подрастерял своё преимущество.

С меньшей разницей в пропускной способности памяти преимущество 12700K c DDR5 над ним же, но с DDR4 сократилось с 14% до 8%, а 10700K стал отставать от них чуть меньше. В однопоточных тестах показатели остались теми же.

Скорость рендера i7 семейства comet lake почти догнала оную у 5800X, 12700K с DDR4 ускорился ещё сильнее, а с DDR5 наоборот, самый слабый прирост по сравнению с XMP.

С разгоном процессоры intel прибавили в энергопотреблении и температурах, а ryzen остался почти на том же месте. При идентичном напряжении среднее потребление на двенадцатиядерном i7 выше на 25 ватт, чем на восьмиядерном, а средний и максимальный показатель температуры выше на 10 градусов. 5800X при энергопотреблении на 66 ватт ниже имеет плюс-минус такую же температуру, как у 12700K.

В очередной раз напомним, что эти показатели варьируются от процессора к процессору, и даже сама среда, в которой проводится сравнение, оказывает огромное влияние на показатели. Например, в том же блендере, но следующем подтесте pavillion barcelona ситуация будет совершенно иной. Ведь здесь потребление процессоров intel выше, особенно у 12700K, а райзен, наоборот, “кушает” на 20 ватт меньше.

Тесты в играх

В играх же температуры куда лучше, если в корпусе не жарко. У нас открытый стенд, а это значит, что видеокарта не выплёскивает свои сотни ватт в лопасти системы охлаждения процессора. Что касаемо FPS, произошли интересные изменения. Если раньше 12700К в зависимости от памяти в среднем на 12-13% обходил оппонента слева, то сейчас отрыв увеличился до 16-19%. А ryzen поравнялся с ровесником из синего лагеря.

В киберпанке похожая ситуация. Ryzen получил от разгона наименьший прирост, а у 12700K на DDR4 он выше, несмотря на меньшую частоту по сравнению с 10700K, что в очередной раз подтверждает факт сильного голода памяти у процессоров семейства Alder Lake. DDR5 по-прежнему лидирует, но так как ей частоту не увеличивали, преимущество в FPS над DDR4 сократилось с 18 до 9%.

Тенденция сохраняется и в Ларе. Ryzen с разгоном получил всего 13% прирост по среднему FPS, в то время как 10700K 21%. А новый i7 ускорился на 22 и 14% соответственно. Однако нужно держать в уме тот факт, что большинство райзенов ограничено частотой памяти 3800 МГц. Точнее, частотой infiniti fabric, но сейчас не об этом. У нас уже были i5-12600K и i9-12900K, которые не гнались выше 3900 МГц по памяти. То есть на данный момент изменение баланса сил между процессорами очень зависит от удачности контроллера памяти, и ещё, весьма вероятно, от материнской платы.

Так как на старкрафт не особо влияет пропускная способность памяти, то её необычно сильное увеличение у 12700K с DDR4 не особо помогает, из-за чего 10700K сократил разрыв, и новый i7 впереди уже не на треть, а на четверть. ryzen тоже неплохо растерял позиции. Раньше он обходил 10700K на 23%, а теперь только на 7%.

В трое, наоборот, пропускная способность памяти оказывает ключевую роль в производительности платформы, развязывая ядра процессору. 12700K с DDR4 получил наибольший прирост, а с DDR5 наименьший. Жарит процессоры Total War неплохо. 180 ватт в игре не каждый день увидишь. И в отличие от старкрафта здесь самый горячий не ryzen, а 12700K.

В контре 5800X получил колоссальный прирост. Колоссально малый, менее процента, что ещё раз подтверждает почти полное отсутствие промахов в кэш. 12700K тоже получил низкий прирост, 7 и 6% соответственно. Большая его часть заключена в разгоне ядер, влияние ОЗУ всё же не пропало, но даже этого хватило, чтобы вырвать первенство у райзена. L3 кэш у 10700K поскромнее, 16 МБ вместо 25. И ему разгон дал в среднем 9% дополнительных кадров.

Итоги

В среднем по палате имеем следующие результаты. 5800X просел почти до уровня 10700K. i7 12-го поколения с DDR4 получил больше прироста, чем остальные, а с DDR5, наоборот, прирост от разгона скромнее. 

Опять же, если Трою не учитывать, то выходит, что по среднему FPS 12700K в разгоне с DDR4 на 20% обходит 10700K и на 13% 5800X. C DDR5 на 21 и 15% соответственно. А “всего лишь” или “на целых!” решать вам и только вам. 

Не забывайте учитывать производительность своей видеокарты, наличие упора в её производительность и продолжительность её пребывания в вашей системе. 

И на этом всё. Спасибо за прочтение, не болейте, и до новых встреч!

31 мая 2019
Что может предложить любителям оверклокинга 6-ядерный Intel Core i5-9600k, и до какой частоты можно разогнать этот процессор на материнской плате среднего уровня? Ответы на эти и другие вопросы в материале редакции I2HARD.ru.