Обзор и тест PowerColor Radeon RX 6600 XT Red Devil

Могла бы быть избранной...

Сегодня опять затронем болезненную тему видеокарт, а именно поговорим о Radeon RX 6600 XT. Ведь лучше поздно, чем никогда. Так? Кроме того, доступность по рекомендуемым ценам является всё ещё только во снах, так что сравнения и обзоры долго не потеряют в актуальности.

Интерес к материалу можно подогреть тем, что в наших руках оказался экземпляр PowerColor в исполнении Red Devil, который по праву считается одним из лучших в этом поколении видеокарт AMD. Итак, что же может предложить младший на данный момент видеоускоритель в шеститысячной линейке?

Сравнение характеристик и конкуренты

Сравним характеристики с ближайшим соседом - RX 6700 XT. По вычислительным блокам разница вроде бы невелика -  25%, но всё, что касается памяти, отличается гораздо сильнее, и главное - даже не в её объёме (8ГБ всё ещё можно считать достаточными) и не в сокращении вместе с количеством чипов памяти шины доступа к ней до 128 бит. Гораздо интереснее как повлияет на итоговую производительность уменьшение в три раза объёма infinity кеша.

Кроме того, важно отметить наличие только 8 линий PCI-express четвёртой версии, что по пропускной способности равно 16 линиям предыдущего поколения, но, например, в 5000-ной линейке радеонов сокращение линий наблюдалось только в моделях с индексом 500.

В соперники выберем вышеупомянутого соседа по модельному ряду - RX 6700 XT в референсном исполнении и представителя от NVIDIA - RTX 3060, которая по всем косвенным характеристикам выглядит прямым конкурентом. Её удалось раздобыть в исполнении Inno3D Twin X2 OC.

Если вернуться к результатам Aida GPGPU теста, то можно обратить внимание на различия в производительности для красных и зелёных карт, всё согласно особенностям архитектур. Применительно к играм внимание стоит обратить на операции с FP32 данными, где все три карты довольно близки. 

Естественно не стоит забывать, что это - пиковые значения; в реальной смешанной нагрузке соотношения могут быть другими и на первый план выйдут программные оптимизации и задействованность специализированных блоков вроде ускорителей трассировки.

Например, в Geekbench5 можно проследить преимущество RTX 3060 над RX6600XT, как в OpenCL, так и в Vulcan. Опять же, это комплексная оценка и зависит она в основном от выставленной ценности конкретной задачи в итоговом подсчёте баллов.

С другой стороны, бенчмарк рендера Blender показывает совсем разные соотношения в зависимости от сцены: BMW выходит гораздо быстрее на 3060, причём даже 6700 не может с ней конкурировать, в Koro, наоборот, 3060 оказывается в аутсайдерах, а Victor ставит непосильные задачи перед 6600XT.

Но главное предназначение игровых видеокарт, как ни крути - игры. Так ведь? И именно им уделим гораздо больше внимания.

Тестовый стенд

Вооружаемся стендом в составе Ryzen 5950x, материнской платы ASUS ROG Crosshair VIII Formula и двумя планками по 16 ГБ DDR4 королевской выделки от Gskill. Выставляем 25 градусов на кондиционере и приступаем к тестам.

  • Процессор: AMD Ryzen 9 5950X 
  • Материнская плата: ASUS ROG Crosshair VIII Formula
  • ОЗУ: G.SKILL F4-3600C14D-32GTESA 2x16 ГБ
  • Видеокарта #1: PowerColor Radeon RX 6600 XT Red Devil
  • Видеокарта #2: AMD Radeon RX 6700 XT
  • Видеокарта #3: INNO3D GeForce RTX 3060 Twin X2 OC
  • Блок питания: Corsair AX1200i, 1200 Вт
  • Накопитель #1: NVMe ADATA XPG SX8200 Pro 512 ГБ (Windows 10 Pro со всеми обновлениями).
  • Накопитель #2: NVMe SSD Kingston KC600 1 ТБ.
  • Корпус: Open stand

Тесты в играх 1080p

Целевым разрешением для RX 6600 XT является 1080p, естественно, не единственно возможным, но начнём именно с него. Red Dead Redemption 2, максимальный пресет, API Vulkan. Smart access memory или resizable bar включены.

Итак, 3060 и 6600XT довольно близки, но 6% преимущества карты AMD всё же набирается, причём скорость вентиляторов и температуры тоже ниже у карты АМД, но это скорее заслуга исполнения Red Devil. Radeon RX 6700 XT выглядит заметно более производительной картой и её энергопотребление тоже в лидерах.

Horizon Zero Dawn, 1080p, пресет - наивысшее качество, отрыв RX6600XT от RTX 3060 сохраняется на уровне 6% по среднему фпс, а отставание от 6700XT, наоборот, сокращается.

Следующая игра - Forza Horizon 4. 1080p, ультра пресет, помимо подавляющего преимущества карт АМД можно отметить, что для 6700XT уже ощущается нехватка процессорной мощности, впрочем 6600 тоже с этим сталкивается, но несколько реже. Тут ещё сказывается различная прибавка производительности от включения resizable bar для радеонов и geforce, коснёмся этого в более высоком разрешении, где вернётся упор в видеокарту для всех участников теста. А в 1080p разница между 6600XT и 6700 XT меньше 10%. В тоже время 3060 отстаёт от 6600 почти на 30%.

Ещё одним примером игр, где карты определённого производителя имеют преимущество можно назвать assassin's creed valhalla, вернее было бы сказать даже, что наблюдается явная работа не в полную силу со стороны карт Nvidia. 1080p, пресет графики - самое высокое. Снова преимущество 6600XT над 3060 измеряется в десятках процентов. Естественно, такие игры не стоит считать эталоном и ссылаться на них в спорах, но и пропускать такие примеры поведения видеокарт не стоит.

Продолжим перечень игр Cyberpunk 2077. 1080p, пресет качества высокий, свежий патч 1.3, но проблемы с картами АМД всё ещё на месте. Трудно сказать - сложности это мониторинга или действительные проблемы производительности, но всплески на графике фреймтайма перед глазами, между тем карты RTX такой проблемы лишены.  По среднему фпс возвращаемся к различию менее 10% между RTX 3060 и RX 6600 XT, 30-процентное преимущество 6700ХТ тоже сохраняется.

А вот в Watch Dogs: Legion с пресетом “очень высокое” наблюдаем обратную картину: RTX 3060 страдает нервным фреймтаймом, причём такое поведение можно исправить отключением SAM, потеряв до 10% ФПС в среднем. Но если смотреть по наибольшим показателям, то имеем небольшое преимущество RX6600XT над 3060 и почти 20-процентный отрыв 6700XT от младшего представителя линейки; всё же Infinity cash, а именно его размер, имеет большое влияние  

Не покидая сырых улиц Лондона, повысим настройки графики, выставим пресет ультра, интерфейс игры уже сигнализирует о недостаточности 8ГБ видеопамяти. Конечно, это не приговор. И действительно, встретиться с проблемами на этой почве нам вряд ли удастся. Поездка на машине идёт по плану, помимо закономерного снижения ФПС можно отметить увеличение разрыва между всеми участниками сравнения. 6700ХТ отрисовывает почти на четверть кадров больше, чем 6600XT, а 3060 по среднему ФПС позади новинки на 8%.

Ну и куда же без Call of Duty: Warzone. 1080p, киберспортивные настройки, недавний минипатч вернул возможность использовать оверлей мониторинга MSI Afterburner в игре, незамедлительно этим воспользуемся. Полную загрузку видеокарт можно заметить только на 6600ХТ и 3060, 6700ХТ же временами простаивает в ожидании процессора. Любопытно, что со времён анонса 3060 разработчики улучшили игру так, что младшая RТХ стала выдавать примерно на четверть фпс меньше в похожих условиях. Но это мы отвлеклись. В текущем состоянии игры поездка на грузовике на всех трёх картах из сравнения проходит очень плавно, но 6700XT выдаёт примерно на 17% больше ФПС, чем 6600XT, и примерно на столько же от 6600 отстаёт RTX 3060. Конечно, стоит иметь ввиду, что это замер в онлайн-матче и тут не добиться 100% повторяемости.

Тесты с RTX ON

Обойти стороной производительность с трассировкой лучей непозволительно, поэтому запускаем Resident Evil Village, 1080p, пресет “трассировка лучей”. Кто-то скажет: “Ну, конечно, опять игра специально под радеоны”. И мы ответим, что будут и другие варианты реализации новомодных технологий. В деревне же 6600XT смотрится неплохо, по среднему фпс  3060 обходит его на 14%. Интересно другое: 6700 быстрее собрата более чем на 40%, хотя разница в блоках ускорения трассировки между ними - 25%; с другой стороны, аналогичное различие в потоковых процессорах и трёхкратное преимущество в infinity cash выливается вот в такой вот разгром по ФПС. В этой игре есть ещё FSR на случай слишком низкой производительности, но это уже совсем другая история, да и ФПС комфортный на всех трёх картах.

Теперь Watch Dogs: Legion, выставим RTX отражения в положение среднее, всё те же 1080p и пресет очень высокое в остальном. И вот, в более нейтральной игре, 3060 соревнуется уже с 6700XT, естественно, если закрыть глаза на проблемы resizable bar у карт nvidia в "Собаках". 6600ХТ не может дать комфортный уровень фпс и тут пригодился бы FSR, но его нет в этой игре, зато на 3060 можно активировать DLSS. Да, для 1080p это будет не лучшим решением, но сама возможность присутствует.

В Cyberpunk 2077 всё ещё интереснее, если к пресету “высокий” добавить все три пункта трассировки, из которых освещение на уровень “среднее”, то формально можно говорить о преимуществе и лидерстве RTX 3060. Фактически все три карты демонстрируют слишком низкий ФПС для игры, можно опять апеллировать к DLSS и отсутствию FSR, но кто-то скажет ,что с ними всё равно ощущения не те, и многие с этим согласятся. 1080p - это вам не попсовые 4к, тут только честные пиксели ценятся, поэтому оставляем трассировку только для освещения, также в положении “среднее”.

Тесты в играх 1440p

С такими настройками производительность 3060 и 6700XT с натяжкой можно приравнять к сносной, 6600XT настаивает на консольном уровне ФПС. Заметим, что все сложности с производительностью видеокарты встречают уже в fullhd, о нехватке видеопамяти всерьёз речи пока не шло. Но стоит попробовать разрешения и повыше.

Watch Dogs: Legion, 1440p, пресет “самое высокое”. Ситуация с производительностью гораздо лучше трассировки в 1080p, соотношения между 6600 и 6700 перекочевали из более низкого разрешения, а вот RTX 3060 подтянулась по среднему ФПС почти до уровня 6600XT, с включенным Resizable bar, естественно.

Red Dead Redemption 2. Для прогулок по дикому западу разрешение не помеха, даже в 1440p все три карты могут сносно работать с максимальным пресетом, относительные соотношения производительности между участниками сравнения сохранились: 3060  медленнее 6600XT, 6700XT далеко впереди.

Forza Horizon 4, 1440p, ультра пресет, ФПС очень много, но теперь с радеонами нет упора в процессор, 6700XT чуть более 15% производительнее младшего брата, а 6600XT в свою очередь на 30% быстрее конкурента, RTX 3060. 

Причём, если отключить resizable bar на всех трёх картах, то в процентах разница сократится серьёзно. Прибавка производительности, если она вообще ещё есть, может быть совсем не однородна для карт от разных производителей.

Если же хочется посмотреть на трассировку в 1440p, то c адекватными настройками не так много игр, которые позволят сделать это с хотя бы относительным комфортом на видеокартах уровня 6600XT и 3060. Одна из них - Resident Evil Village, 1440p, пресет “трассировка лучей”.  в целом по сравнению с 1080p фпс упал совсем немного. Отрыв RTX 3060 от 6600XT немного увеличился, но до 6700XT ей всё ещё далеко.

Разгон

Хотелось бы затронуть тему разгона. Тем более, что такая производительная система охлаждения должна в этом поспособствовать, но ограничение напряжения в 1150 мВ не даёт развернуться; по факту можно прибавить только 50-100 МГц от стоковых по чипу. В таких условиях расширение лимита энергопотребления полностью бесполезно, предустановленных 160Вт с запасом хватит.

Всё же сравним производительность со стоком. Watch Dogs: Legion, 1080p, пресет графики “самое высокое”. Где-то 4% разницы набегает, в большей степени от увеличения частоты памяти, конечно же. Любопытно, что предел её частоты установлен аж на 2400 Мгц, причём до 2200МГц прослеживается увеличение производительности, а дальше, к сожалению, зона стабильности заканчивается.

В Resident Evil Village с теми же настройками, что и прежде, а именно: пресет “трассировка лучей” в 1080p, различий уже побольше - 7% по среднему ФПС и немногим больше по редким событиям. 

Стоит отметить, что небольшое увеличение частоты и энергопотребления никак не сказалось на температурах. Если отбросить небольшие колебания комнатной температуры, то всё осталось так же, на более чем комфортном уровне. Вентиляторы продолжают работать в почти беззвучном режиме, при этом нагрузку на видеокарту в этой сцене можно сравнить со стресс-тестами.

Получается, что в полной нагрузке видеокарты имеем около 60 градусов на видеочипе и памяти. 

Система охлаждения Red Devil

Видеокарта хоть и младшая в линейке радеонов, но со стороны так и не скажешь. Добротный двухсекционный радиатор с четырьмя теплотрубками, ровная никелированная медная площадка, контактирующая с видеочипом и микросхемами памяти.

Всё это обдувается двумя крупными вентиляторами с диаметром крыльчатки 110 мм. Складывается ощущение, что такой комплект справился бы и с двумя 6600XT одновременно. Кроме того, нельзя не отметить металлический кожух и бэкплейт - всё это добавляет карте прочности и солидности. 

Бэкплейт в охлаждении не участвует, но и не мешает. Он обильно снабжён перфорацией и довольно далеко отстоит от печатной платы.

Кстати, это может создать некоторые сложности, если слоты для оперативной памяти расположены слишком близко к разъёму PCI-express. 

Дополняют облик серьёзного продукта два биоса с переключателем и агрессивная подсветка. Что ещё можно желать?

Заключение

Если же говорить о RX 6600XT в целом, то можно утверждать, что объём infinity cash влияет на производительность существенно, но даже 32 МБ оказывается достаточно, чтобы 128 бит шины доступа к памяти хватило для достойного итогового результата. 

Затронем тему соперничества с RTX 3060. В классическом смысле радеон всё же быстрее, особенно в fullHD. Да, трассировка лучей номинально выводит карту НВИДИА в лидеры локального соревнования, но говорить о комфортном уровне ФПС не приходится ни на одной из карт. Это с настройками, которые рука сама тянется выставить, если не забывать стоимость ускорителей на сегодняшний день. Помочь 6600XT мог бы FSR, но массовый официальный приход этой технологии ещё не наступил, хотя умельцы прикручивают его уже даже к первому сталкеру. 

Что касается объёма видеопамяти, то 8 Гб гораздо лучше выглядят, чем 6, и ничем не хуже чем 12ГБ, по крайней мере, сейчас и в обозримом будущем. Класс карт не предполагает разрешения экрана выше 1440p. 8 линий PCI-express 4.0 более чем достаточно для 6600XT и даже с третьей версией интерфейса заметного снижения производительности не будет.

Самую больной вопрос освещать не хотелось бы, но вы и сами всё знаете: RX6600XT оказалась под прицелом майнеров и можно наблюдать как проблемы с наличием, так и ещё более обидные проблемы с ценой, которая значительно выше рекомендуемой. К тому же сама рекомендуемая стоимость тоже изначально задана высокой и в спокойное время такой анонс был бы встречен с неодобрением.

Что ж, будем ждать криптозимы и потом уже скачаем все игры.

На этом всё, до новых встреч, всем пока!


26 августа 2021
Легкая симметричная игровая мышь Razer Viper 8KHz поддерживает частоту опроса 8000 Гц, оснащена передовым сенсором Razer Focus+ и фирменными оптическими переключателями с низкой задержкой.