Обзор и тест Palit GeForce RTX 5080 GameRock

Сравнение GeForce RTX 4090 и GeForce RTX 4080 SUPER

Чуть больше двух лет мы ждали анонса новой 5000 линейки видеокарт Nvidia. Одновременно были представлены четыре новинки: RTX 5090, 5080, 5070 Ti и 5070, а также DLSS 4 и обновление некоторых других технологий.

Сегодняшний тест будет посвящён предфлагману: GeForce RTX 5080: посмотрим на производительность в QHD и UHD, с RTX и без, а также немного затронем DLSS.

Стоила ли 5080 двух с лишним лет ожиданий - сегодня и узнаем. 

Микроархитектура Blackwell 2.0, Reflex 2, DLSS 4 и другое

Что изменилось в микроархитектуре? В основе Blackwell 2.0 лежит Ada Lovelace, послужившей основой 4000 линейке, но со множеством улучшений.

Тензорные ядра пятого поколения теперь поддерживают формат INT4, позволяющий повысить пропускную способность для вычислений с такой точностью и вдвое снизить требования к памяти.

RT-ядра четвёртого поколения теперь могут обрабатывать более крупные и сложные сцены с более высокой производительностью как в стандартной, так и в расширенной геометрии.

Также был добавлен AMP - процессор управления ИИ, который помогает планировать задачи ИИ параллельно с рендером графики.

Теперь все шейдерные мультипроцессоры могут переключаться между INT32 и FP32, что может удвоить пропускную способность до двух раз.

Помимо этого графические ускорители 5000 линейки получили апгрейд памяти до GDDR7.

Не менее важным улучшением является обновление встроенного кодировщика видео, а также поддержка DisplayPort 2.1.

Ещё Nvidia поработала над усовершенствованием энергоэффективности новинок.

Ну и конечно же DLSS 4. В обзоре DLSS 3 мы рассказывали, что Nvidia (Да и AMD тоже) включает в это понятие сразу несколько технологий, такие как апскейл, сглаживание, реконструктор лучей и генерация кадров. DLSS 4 принёс с собой новую “фишку” - многокадровую генерацию.

Теперь RTX 5000 серии способны добавлять между двумя реальными кадрами два или три сгенерированных, что и позволило Хуангу нарисовать сравнительные столбики для RTX 5080 в два раза выше, чем у 4080 в играх с DLSS 4.

Но этим апгрейд DLSS не ограничился. Новая ИИ модель на основе трансформеров улучшает качество апскейла, реконструкции лучей и сглаживания DLAA.

Причём это не эксклюзив новых видеокарт. А новая модель для генерации кадров работает быстрее на 40% и использует на 30% меньше видеопамяти. 4000 линейка тоже получит прирост.

Помимо этого был представлен Reflex 2, который ещё сильнее сокращает задержку ввода, чуть ли не предсказывая будущее.

Он, похоже, будет эксклюзивом RTX видеокарт. Работу на GTX не обещают.

Если сравнить поверхностные характеристики RTX 5080 с обычной и Super версией 4080, то можно сказать, что новинка недалеко ушла. Рекомендуемая стоимость сохранилась на уровне супера, а вот реальная - другой разговор. Количество различных ядер и блоков выросло всего на 10.5% в сравнении с обычной 4080 и на 5% в сравнении с суперской, при этом лимит мощности вырос на 40 Вт. Объём L2-кэша не изменился, как и видеопамяти. Битность шины осталась прежней, но переход на GDDR7 позволил добиться на треть большей пропускной способности памяти.

Тестовый стенд

Сравнивать будем три видеокарты: RTX 4080 Super, RTX 5080 и 4090. Первая в исполнении Palit JetStream OC, а другие две GameRock. Остальные комплектующие перед вами, операционная система Windows 11 24H2.

  • Видеокарта #1: Palit GeForce RTX 4080 SUPER JetStream OC
  • Видеокарта #2: Palit GeForce RTX 5080 GameRock
  • Видеокарта #3: Palit GeForce RTX 4090 GameRock
  • Процессор: AMD Ryzen 7 9800X3D
  • Материнская плата: MSI MPG X670E Gaming Plus WIFI
  • Оперативная память DDR5: Teamgroup T-Create Expert [CTCWD532G6000HC38ADC01] 2x16 ГБ
  • Накопитель #1: Samsung 970 EVO Plus 1 ТБ
  • Накопитель #2: Teamgroup Vulcan Z 2 ТБ
  • Блок питания: Thermaltake TOUGHPOWER GF A3 1050W
  • Система охлаждения: Custom loop
  • Корпус: BC1 Open Benchtable
  • Операционная система: Windows 11 24H2

Синтетические тесты

В подтестах 3DMark разрыв между 80-ками куда выше 5% разницы в количестве ядер. Особенно в Fire Strike Ultra: 4080 Super отстаёт от преемника на 18%, а в обратном пересчёте 5080 на 21% быстрее предшественника, но примерно в той же степени от теста к тесту отстаёт от 4090.

В CUDA-тесте V-Ray 5080 в два раза хуже супера, что явно говорит о неготовности драйвера или бенчмарка к подобным вычислениям на новой видеокарте. Помимо этого Stable Diffusion и Cinebench 2024 так и вовсе отказались работать на новинке, поэтому придётся подождать. В то же время в тесте RTX, 5080 расположилась посередине между флагманами предыдущей линейки.

В Blender 5080 всего на секунду опередила предшественницу, что означает 4% прирост за поколение.

А в Davinci Resolve новинка вырывается на первое место при рендере в H.264 и AV1. В H.265 все оказались ± равны.

В Adobe Premiere Pro, наоборот, 5080 лидирует в H.265, а в H.264 выступает наравне с 4090.

В OBS 5080 тоже очень хороша в скорости кодирования видео. Прирост есть во всех трёх кодеках, а само качество кодирование не изменилось.

Тесты в играх (RTX OFF)

Киберпанк, ультра пресет, 1440p разрешение. Сначала пройдёмся по играм без лучей в Quad HD и 4К, а потом уже с трассировкой. В недавно обновлённом киберпанке 5080, можно сказать, лидирует. 4090 на 2% лучше неё по среднему FPS, но сильно проигрывает в стабильности фреймтайма, при этом потребляет почти на 100 Вт больше.


Переключаемся в 4K. Падение FPS на 5080 совпадает с оным у 4090, а 4080 Super просела немного сильнее. Ни одна из участниц не способна поддерживать 60 FPS в среднем, поэтому даже без RT, ультра пресет в 4К по силам только одной видеокарте, обзор которой будет у нас несколько позже.


Alan Wake 2. Высокий пресет. Ситуация противоположная. Теперь 5080 проигрывает лавлейсам по стабильности фреймтайма, причём это не только сочетания длинный-короткий кадр, но и реальные микростаттеры. По средней кадровой частоте новинка находится посередине, чуть ближе к 4090.


От перехода в 4К FPS упал в равной степени на всех участницах и в этот раз не превысил 50%. Фреймтайм 5080 стал ещё хуже, надеемся, что это временная проблема первых драйверов.

Black Myth: Wukong. Синематик пресет. В бенчмарке RTX 4080 периодически проседает ниже 60 FPS. 5080, имея скромное 10% преимущество, преодолевает заветную планку, а 4090 впереди ещё на 11%.

С повышением разрешения дистанция между видеокартами слегка выросла. Теперь разница между смежными ускорителями равна 14%, но снижение настроек или включение апскейлера для достижения приятного FPS наверняка снова уменьшит эту разницу.

Silent Hill 2 Remake, эпичный пресет. Прирост за поколение вырос до 16%, а до 4090 новинке не хватает ещё 9% FPS. При этом снова можно отметить, что ни одна из видеокарт не достигает собственного лимита мощности, поэтому увеличение доступного лимита на 5080 пока не выглядит критично. Стоило упомянуть датчик HotSpot раньше. На 5000 линейке он заблокирован или скорее недоступен на прежнем месте для приложений мониторинга, поэтому они всегда передают значение 255.

Переход в 4К больнее всего восприняла RTX 4080. Она потеряла 46% FPS, в то время как 5080 и 4090 только 42%. Разница между 80-ми выросла до 23%, но этого недостаточно для 60 FPS в среднем. Нужно поиграться с настройками со всеми видеокартами.

Dragon Age: The Veilguard, ультра пресет с отключенной трассировкой. Баланс сил придерживается прежнего курса. Пока что выделился только киберпанк и Alan Wake 2.

В Ultra HD 5080 потеряла меньше всех FPS и почти догнала 4090. Прирост за поколение вырос до 27%. Везде бы так.

Warhammer 40,000: Space Marine II, ультра пресет. В 1440p ни одна из видеокарт не способна полностью удовлетворить владельцев 144- или 165 Гц мониторов, но простор для снижения настроек большой. 4080 отстаёт от преемницы на 17%, а в обратном пересчёте новинка в среднем отрисовывает на 20% больше FPS, чем предшественница. 4090 за дополнительные 100 Вт потребления предлагает сверху ещё 10% к кадровой частоте.

От роста числа пикселей снова сильнее всех пострадала RTX 4080, она единственная не тянет 60 FPS в среднем. Потребление видеопамяти на 4090 перевалило за 16 ГБ, что является пределом для 80-ок, но если занято - не значит, что используется. Интересно, как бы 8 и 12 Гигабайтные видеокарты справлялись бы с 4К текстурами?

God of War: Ragnarök, ультра пресет. Игры от Sony продолжают радовать невысокими системными требованиями. Пусть здесь высокий фреймрейт ещё менее востребован, чем в той же Вахе, но всё равно на быстром мониторе никто не откажется наблюдать соответствующую плавность и отклик. Тем не менее, прирост за поколение не впечатляет. 4080 Super отстаёт от новинки на 10%.

По уже привычной закономерности, отставание Super’а в 4К от соперниц выросло, но даже так FPS везде приятный. Правда на 5080 приятней. А на 4090 ещё лучше.

Marvel Rivals, ультра пресет с SSGI глобальным освещением и SSR отражениями. Несмотря на избегание люмена, FPS в геройском шутере на Unreal Engine 5 ниже, чем в God of War, так что даже на флагманских видеокартах придётся подобрать оптимальные настройки для лучшей отзывчивости управления. Super несильно отстаёт от Blackwell’a по среднему FPS, а 4090 впереди на 15%, но по меньшему 0.1% лидирует 5080. Микростаттеры на ней слабее.

В Ultra HD новинка продолжает радовать хорошим фреймтаймом даже в сравнении с 4090, несмотря на 18% преимущество последней по среднему FPS.

Hunt Showdown, кастомный пресет, близкий по требовательности к высокому. Средний FPS на всех участниках хороший, да и 19% прирост за поколение радует после Marvel, но 5080 выделяется в плохом свете наличием постоянных статтеров. Уже не первый раз замечаем, что если нужно найти какую-нибудь проблему железки, то она проявит себя в Ханте.

В 4К 144 FPS не получается даже на 4090. Владельцам топовых мониторов придётся либо проститься с лучшим сглаживанием от AMD в этой игре, либо прибегнуть к апскейлу.

В среднем по девяти играм в 1440p 5080 всего на 16% лучше предшественницы. Если топ позапрошлого поколения 3090 Ti была наравне, а то и хуже 4070 Ti, то сегодня мы наблюдаем 7% преимущество 4090 над 5080. То есть побить флагман прошлого поколения сможет только флагман текущего.

4К не меняет ситуацию. Да, 5080 теряла меньше FPS в сравнении с 4080 Super, но 4090 в среднем лишалась ещё чуть меньшего количества кадров.

Тесты в играх (RTX ON)

Может быть, сила новинок в играх с трассировкой лучей? Зря, что ли, Nvidia RT ядра прокачивала? Проверять будем в Quad HD разрешении по-прежнему без масштабирования и апскейла.

Включаем трассировку пути в киберпанке и наблюдаем падение FPS до неприятного уровня. Вопреки ожиданиям 5080 потеряла больше всех FPS, с небольшой разницей просел Super, а 4090 лучше всех переваривает трассировку пути, обгоняя 5080 теперь по всем показателям.

В Alan Wake 2 тоже не жалеем участниц - выбираем высокий пресет лучей. Просадка FPS несколько меньше, чем в киберпанке, но 5080 снова лишилась наибольшего количества кадров в процентах. Вдобавок ко статтерам теперь она сравнялась по среднему FPS c предшественницей. Можно, конечно, надеяться на будущие драйверы или патчи в игре. Но вдруг не помогут?

Переключаем трассировку в Вуконге на очень высокий уровень. Потеря FPS здесь ещё меньше в сравнении с предыдущими играми, и в этот раз 5080 просела слабее 4080 Super, но сильнее 4090. Теперь флагман прошлого поколения на 18% быстрее новинки, а между 80-ми разница выросла до 15%.

В ремейке Silent Hill 2 переключатель рейтрейсинга меняет программный люмен на аппаратный. В случае с нашими видеокартами просадка FPS невелика, но 5080 снова выделяется наибольшей потерей кадровой частоты.

В Dragon Age более гибкая настройка лучей, но мы всё равно выкрутили всё на максимум и, на удивление, потеряли не так уж и много - около четверти FPS. Что интересно, 4090 пострадала больше всех, а 4080 Super, наоборот. Правда, разница их потери FPS в рамках погрешности.

Indiana Jones and the Great Circle, максимальный пресет с выключенной трассировкой пути. Отключение Path Tracing’а здесь не выключает лучи полностью, так как на их основе построено глобальное освещение в игре. И на таких настройках мы получаем один из самых низких приростов за поколение, но и отрыв 4090 далёк от рекорда.

Теперь включаем трассировку пути. FPS просел от 65 до 70%, и это несмотря на то, что мы отталкивались не от полной растеризации. 5080 демонстрирует не самую низкую потерю FPS, но 4090 снова выделяется большей устойчивостью. Теперь она на 26% превосходит новинку.

В среднем по восьми играм (Индиана с разными лучами был посчитан как две) RTX 5080 всего на 11% опередила 4080 Super, а до уровня 4090 ей не хватает ещё 19%. Так как список игр другой, сравнивать эти показатели со средними результатами в играх без лучей нельзя, но по просадке в каждой отдельной игре мы видели, что 5080 не получила каких-то преимуществ в производительности от новых RT ядер. По крайней мере в текущем поколении игр.

With Multi Frame Generation в Cyberpunk 2077

Многокадровая генерация. Давайте на фоне киберпанка быстренько о ней поговорим. Специально показываем вам, как выглядит фреймтайм при использовании MSI Afterburner и Riva Tuner. Не пугайтесь, такой забор возникает не из-за статтеров, а из-за методики замера времени кадра мониторингом.

При использовании другой утилиты мы наблюдаем хорошие показатели меньших 1 и 0.1%. Что касаемо среднего FPS, прирост от однокадровой генерации составил 73% для RTX 4080 и 66% для 5080. Два сгенерированных кадра дают 5080 уже 129% прирост, а три 186%. Разумеется, при упоре в видеокарту речи о двух-, трёх- и четырёхкратном приросте быть не может, т.к. часть мощностей уходит на генерацию кадров.

Соответственно, реальный FPS выглядит следующим образом. Генерация первого кадра просаживает FPS на 16%, а последующие уже на 6-7%.

Разгон и андервольт

Перед подведением итогов рассмотрим разгон и андервольт RTX 5080. Несмотря на увеличенный в сравнении с 4080 Super лимит мощности, новинка ни разу его не достигла в играх, поэтому отсутствие возможности его расширения на Palit Gamerock некритично. Гонится 5080 отлично. Кривую частоты ядра мы смогли увеличить на 415 МГц для разгона и на 430 МГц для андервольта. Частота памяти взяла максимальные для MSI Afterburner +2000 МГц, что означает увеличение эффективной частоты GDDR7 на 4 ГГц. Ограничение лимита мощности на минимальном значении в 69% позволяет видеокарте не потреблять больше 250 Вт. В итоге с андервольтом мы экономим около 60 Вт в Alan Wake 2 c потерей всего 1% FPS, но чуть более стабильным фреймтаймом. Чип остыл на 4 °C, а память примерно на 2 °C. При этом скорость вращения вентиляторов упала почти на 300 об/мин. С разгоном вертушки ускорились на 200 об/мин, потребление выросло примерно на 20 Вт, температуры практически не изменились, а FPS вырос на 7%.

В Warhammer прирост кадровой частоты от разгона достиг 10%, а андервольт без потери производительности снизил скорость вентиляторов на 450 об/мин.

В Индиане даже разогнанная 5080 не потребляет 300 Вт, при этом FPS на 11% выше, чем в стоке. Да и андервольт помимо снижения потребления и уровня шума дал 7% прирост.

Итоги

Что собой представляет RTX 5080? Если не считать киберпанка, который в некотором смысле превратился в некую технодемку, то 5080 является промежуточным звеном между 4080 Super и 4090 как по FPS, так и по потреблению. То она является некой 4080 Ti Super ну или 4080 Pro Max - называйте, как хотите, суть вы поняли. Несмотря на множественные улучшения в микроархитектуре, прирост за поколение весьма скромный и в среднем превышает 20% только в 4К, а из глобальных отличий обычный пользователь заметит только наличие многокадровой генерации в меню настроек. Несмотря на одинаковую рекомендуемую стоимость у RTX 5080 и 4080 Super, все мы понимаем, что новинка будет дороже на старте продаж. И именно разница в стоимости между ними, а также величина доплаты за 4090 будут определять, что стоит брать.