Тест ASRock Radeon RX 7900 GRE Steel Legend OC
RX 7900 GRE - самая странная видеокарта в линейке последних Radeon'ов. Изначально она предназначалась для рынка Китая, что следует из аббревиатуры GRE - Golden Rabbit Edition, посвящённой году золотого кролика в Китае, но через некоторое время начала продаваться по всему миру.
Спецификации
Куда больше вопросов вызывают её несбалансированные характеристики. GRE дороже 7800 XT всего на 10%, при этом предлагает на треть больше ядер и блоков, ROP’ов так и вовсе на 67% больше! При этом объём кэша и памяти у золотого кролика совпадает с 7800 XT. А если учитывать, что частота видеоядра и видеопамяти ниже, то выходит, что подсистема памяти даже уступает младшей модели. Ещё и TBP (типичное энергопотребление) ниже, чем у 7800 XT.
Сможет ли 7900 GRE удивить нас своим мощным чипом, или медленная память не даст ей раскрыться? - Сегодня и узнаем. Вы на i2hard, и мы начинаем.
Тестовый стенд
Максимально близкое исполнение рыкс позволит нам получить наиболее точные результаты. 7800 XT и 7900 GRE получили белоснежное одеяние Steel Legend OC от ASRock, а 7900 XT облачена в Phantom Gaming OC. Противником из зелёного лагеря выступит RTX 4070 Super в исполнении Palit JetStream OC. Остальные комплектующие перед вами, Resizable Bar включен.
- Видеокарта #1: ASRock Radeon RX 7800 XT Steel Legend OC
- Видеокарта #2: ASRock Radeon RX 7900 GRE Steel Legend OC
- Видеокарта #3: ASRock Radeon RX 7900 XT Phantom Gaming OC
- Видеокарта #4: Palit Geforce RTX 4070 Super JetStream OC
- Процессор: AMD Ryzen 7 7800X3D
- Материнская плата: Gigabyte B650M DS3H
- Оперативная память DDR5: G.SKILL Trident Z5 [F5-7600J3646G16GX2-TZ5RK] 2x16 ГБ
- Система охлаждения: ARCTIC Cooling Liquid Freezer II-360
- Накопитель: Kingston KC3000 2 ТБ
- Блок питания: MSI MPG A1000G PCIE5
- Корпус: BC1 Open Benchtable
- Операционная система: Windows 11
Тестирование
Синтетические тесты
3DMark не оправдал наши надежды. Отставание 7800 XT от GRE колеблется в районе 10%, соответствуя разнице в стоимости. 4070 Super отстаёт от новинки в подтесте Fire Strike Ultra, но в Time Spy Extreme они наравне. В то же время тест трассировки лучей Port Royal отдал предпочтение Super'у.
В Blender 7900 GRE лучше проявила себя, разместившись по центру между собратьями, но 4070 Super далеко впереди.
Наконец, мы нашли хорошую полноценную сборку Stable Diffusion для Radeon'ов, использующую Zluda. В ней рыксы примерно в 3 раза быстрее, чем в сборке DirectML, но Nvidia снова лидирует с огромным отрывом.
Интеллектуальное шумоподавление ста RAW-фотографий в Adobe Photoshop тоже выполняется быстрее на GeForce. Если вам приходится регулярно обрабатывать сотни снимков, то выбор очевиден.
В Davinci Resolve 4070 Super экономит 25 и 10% времени при рендере в H.264 и AV1 кодеках в сравнении с Radeon'ами которые равны между собой. Однако в H.265 RTX не сильна.
В Adobe Premiere Pro разница между H.264 и 265 практически не наблюдается, а медленная подсистема памяти золотого кролика привела к отставанию не только от 4070 Super, так ещё и от более дешёвой 7800 XT.
В Topaz Video AI все участники равны из-за низкой производительности Ryzen 7800X3D. Минимальное отставание 4070 Super даёт пищу для размышлений, но лучше не гадать, ведь погрешность никто не отменял.
Тесты в играх (RTX OFF)
Киберпанк, средний пресет, 1440p. Не удивляйтесь невысоким настройкам. Они сразу выставлены с прицелом на 60 FPS в 4К разрешении для 7900 GRE. В отличие от бесполезного бенчмарка, в самом киберпанке 4070 Super на 8% опережает 7900 GRE, которая всего на 5% быстрее 7800 XT. Radeon'ы могут похвастаться отличным фреймтаймом, в то время как на Nvidia между сочетаниями длинный-короткий кадр проскакивают некие подобия микростаттеров, но это мелочи. В других играх мы увидим большие неприятности.
От перехода в 4К 4070 Super пострадала сильнее всех, потеряв более половины FPS. Разница между рыксами тоже выросла, но 7% отставание 7800 XT от GRE’шки почти невозможно почувствовать. Не смотря на идентичное исполнение, 7800 XT имеет более высокий лимит мощности в сравнении с бывшим китайским эксклюзивом, что отчасти позволяет ей работать на больших частотах.
Starfield, средний пресет со 100% масштабированием. В этот раз мы имеем статтеры на всех видеокартах, причём в одних и тех же местах. Стоит отметить, что даже по меньшему 0.1% видно: у GeForce’а они сильнее. При этом средний FPS 4070 Super всего на 1% отличается от оного на 7900 GRE.
Просадка от повышения разрешения на всех участниках вышла плюс-минус одинаковой, в связи с чем баланс сил не изменился.
Hogwarts Legacy, высокий пресет. В отличие от оживлённого городка, где вы будете ловить статтеры независимо от видеокарты и процессора, прогулка по лесной тропинке выходит максимально плавной на Radeon'ах. В то же время 4070 генерирует микрофризы каждые две-три секунды. Такие статтеры вполне терпимы, но лучше бы их вообще не было. Да и по среднему FPS RTX на уровне 7800 XT.
В Ultra HD слегка выросло доминирование 7900 XT над числовой тёзкой. Теперь оно достигло 25% по среднему FPS. И это при 5% разнице в количестве ядер и блоков. Вот настолько важен видеокартам объём и скорость кэша, да и более высокочастотная видеопамять вносит свою лепту.
Alan Wake 2, высокий пресет, DLSS и FSR: качество. В некоторых играх эффективней прибегнуть к использованию апскейлеров, нежели снижению других графических настроек. Противостояние 4070 Super и 7900 GRE в очередной раз не выходит за рамки 10% по среднему FPS, однако в этой игре проблемы с фреймтаймом теперь у рыкс. За полутораминутный отрезок на них спокойно проскакивает, минимум, семь микростаттеров, в то время как на 4070 Super статистику очень редких событий портят только редкие сочетания длинный-короткий кадр, никак не влияющие на плавность картинки.
В 2160p 4070 Super потеряла меньше всех FPS, сравнявшись по среднему показателю с золотым кроликом и сохранив преимущество по стабильности фреймтайма.
Assassin’s Creed Mirage, наивысший графический пресет. Впервые мы наблюдаем более чем 10% разницу по среднему FPS между 7900 GRE и 4070 Super в пользу последней. Помимо этого стабильность фреймтайма тоже на стороне Nvidia, но в этот раз не приходится говорить о рваной картинке, без мониторинга вы ничего не заметите. Разве что сама камера в бенчмарке рывками двигается.
В 4К-разрешении микростаттеры на Radeon'ах стали сильнее, но по-прежнему едва ощутимы. 7900 GRE потеряла больше FPS, чем 7800 XT из-за просевшей частоты видеоядра, в Quad HD они шли вровень. И что самое смешное, теперь эти рыксы с 33% разницей в количестве ядер и блоков равны по всем показателям из-за задушенной подсистемы памяти на GRE.
Призрак Тсусимы, высокий пресет. Игра идёт отлично на всех участниках. RTX 4070 Super на последнем месте, но отставание от 7900 GRE по среднему FPS достигает всего 5%, а на 20% более низкий показатель меньшего 0.1% обусловлен сочетаниями длинный-короткий кадр, не являющихся статтерами.
Вполне ожидаемо, что ПК-порт эксклюзива Playstation четырёхлетней давности не заставит снижать настройки графики ниже высоких ради достижения 60 FPS в 4К. 7800 XT снова сравнялась по всем показателям с GRE’нкой, в очередной раз не оправдывая доплату в 10%.
Horizon Forbidden West, высокий пресет. 7900 GRE всего на 7% опережает 7800 XT и на 4% отстаёт от 4070 Super. При этом на GeForce снова статистику редких и очень редких событий портят сочетания длинный-короткий кадр, всего лишь являющиеся особенностью мониторинга, усиленной использованием Nvidia Reflex. Без этой технологии фреймтайм куда ровнее, что может сбить с толку, ведь отзывчивость управления, наоборот, без Reflex хуже.
Из-за однотипных результатов возникает не так много тем для обсуждения, поэтому много внимания уделяется стабильности фреймтайма. К низкому FPS можно привыкнуть, либо повысить его, снизив настройки. В то же время от статтеров редко можно избавиться, а они как раз и мешают погружению в игру. В Horison на Radeon’ах за один тестовый круг частенько один статтер да проскочит.
Hellblade 2, средний пресет, DLSS и FSR: качество. По выбранным настройкам графики уже понятно, что эта игра является самой требовательной из всех, что были. Однако нужно держать в уме, что графика на низких настройках в одной игре может выглядить лучше, чем максималки в другой, либо являться более технологичной. Тем временем 4070 Super подкралась к 7900 XT по среднему FPS, на 11% обогнав GRE’гория.
От повышения разрешения 4070 потеряла наибольший процент FPS, из-за чего разница с 7900 GRE снова сократилась до неощутимых 7% по среднему показателю. Подсистема памяти 7900 XT в этот раз хуже проявила себя, позволив старшей рыксе отрисовать на 15% больше FPS в среднем.
Helldivers 2, средний пресет. Благодаря последним патчам и драйверам низкая эффективность Radeon'ов в распространении демократии была устранена. И теперь мы наблюдаем очередной паритет между новинкой и её визави из зелёного лагеря.
В 4К мы получаем в районе 70 FPS на 7900 GRE и 4070 Super. Такого запаса может не хватить для серьёзных баталий, из-за чего может понадобиться ещё большее снижение графических настроек. Это ж что получается? Helldivers 2 - самая неоптимизированная игра в нашем списке?
Counter Strike 2, низкий пресет, динамические тени для всего, 2хMSAA. И даже в контре мы наблюдаем близкие результаты. GRE’лка всего на 5% опережает 7800 XT и на 1% впереди 4070 Super по среднему FPS. При этом статистика очень редких событий на 7900 XT просела из-за небольшого упора в процессор, но с RTX статтеры, присущие всем участникам, сильнее.
В 4К меньше всего просела 7900 XT из-за ранее упомянутого упора в процессор, благодаря чему её преимущество над GRE’чкой выросло до 22%.
Call of Duty: Warzone 2.0, низкий пресет, широкий FoV для техники. 7900 XT снова оказалась избыточной, ограничителем FPS выступает 7800X3D. Вполне обычная ситуация для онлайн шутера. Статистику редких и очень редких событий в Warzone очень сложно оценить из-за рандомных статтеров на любом железе, поэтому они учитываться не будут в среднем результате..
В 4К 7900 XT оторвалась от GRE’млина на 21%, а вот паритет других трёх видеокарт не изменился. Так что если Warzone - это ваша основная игра, самая дешёвая из этих видеокарт может подойти вам лучше всего.
У некоторых из вас может возникнуть вопрос, почему 4070 Super идёт наравне с рыксами, а не проигрывает? Ведь по многим чужим тестам Radeon'ы хороши в “колде”. Мы тоже задались этим вопросом, посмотрели эти тесты, и поняли в чём дело. Многие тестируют варзон на максимальных настройках, либо используют бенчмарк Modern Warfare 2. Как видите, экстремальный пресет приводит к 12% преимуществу рыксы над RTX, а результаты бенчмарка компании никак не проецируются на королевскую битву. Причём в бенчмарке преимущество рыксы на максимальных настройках не увеличивается, а, наоборот, уменьшается. Теперь у нас есть ответ.
В среднем по 11 играм RX 7900 GRE всего на 6% производительней 7800 XT, а до уровня 7900 XT ей не хватает 16% FPS. RTX 4070 Super в среднем равна обозреваемой рыксе с небольшими отклонениями то в пользу одной, то другой. Игр с сильным перевесом, как в бенчмарке Call of Duty, нам не попалось. В 4000 серии Nvidia вышел хороший прирост в Warzone, а с недавними патчами и драйверами рыксы больше не страдают в Helldivers 2.
В Ultra HD разрешении баланс сил не меняется, разве что отрыв лидирующей 7900 XT увеличился за счёт отсутствия упора в процессор в паре игр.
Остаётся рассмотреть трассировку лучей и оценить разгон с андервольтом.
Тесты в играх (RTX ON)
В киберпанке включение всех видов лучей, кроме трассировки пути, отняло огромный процент FPS на всех видеокартах, даже 4070 Super лишилась 60% кадров в секунду. Рыксы потеряли несильно больше, около 70%, но в совокупности с изначально большим FPS и наименьшей просадкой 4070 Super находится ближе всех к заветным 60 FPS.
В Hogwarts Legacy Radeon'ы обзавелись статтерами. После крупного обновления большая часть тестового отрезка проходит с адекватным FPS на рыксах, но под конец FPS на 7800 XT просаживается до 20, на GRE ещё ниже, до 18, а на 7900 XT до 28 FPS.В то же время 4070 Super ниже 60 FPS не проседает.
Трассировка пути в Alan Wake 2 уничтожает рыксы. Более чем в шесть раз у них просел FPS, а на 4070 Super только в два с лишним раза. Тем не менее, FPS на Super’е невысокий, так что придётся снижать настройки. На Radeon'ах же вряд ли хоть с какой-то минимальной трассировкой выйдет удержать 60 FPS.
Разгон и андервольтинг
В конце марта разгон памяти, сильно ограниченный ранее, был разблокирован до более высоких значений, что должно пойти на пользу видеокарте с медленной подсистемой памяти.
На деле вышел обычный прирост. Память взяла всего один дополнительный ГГц по эффективной частоте. В купе с повышением предела мощности и частоты видеоядра разгон дал всего 5% прирост. В то же время андервольт ограничен снижением лимита по энергопотреблению всего на 10%, поэтому мы экономим 26 Вт и получаем 3% увеличение FPS.
В Hellblade 2 разгон дал те же 5% дополнительных кадров, а андервольт 1%. При этом по температурам заметные отличия есть только по датчику HotSpot, но с андервольтом скорость вращения вентиляторов сократилась почти на 200 об/мин относительно стока, а разгон, наоборот, ускорил их на 100 об/мин.
Итоги
В итоге RX 7900 GRE лишь подтвердила свою странность. 6% прирост производительности относительно 7800 XT слишком мал, чтобы всеръёз задумываться о выборе между ними. Если разница в цене минимальна, доплачиваешь за GRE, если ощутима - лучше сэкономить.
При выборе между 4070 Super и 7900 GRE тоже нужно отталкиваться от цены. Если вам не важна производительность в рабочих задачах, не кажется большой потерей отсутствие DLSS и менее качественный кодировщик видео, то выбор в пользу 7900 GRE даст очень близкий FPS в играх без DXR-отражений за меньшие деньги.