Обзор и тест AMD Ryzen 7 7800X3D. Сравение с AMD Ryzen 7 5800X3D, Intel Core i7-13700K и AMD Ryzen 7 7700X
Лучшее - враг хорошего. Двухчиплетные Ryzen 9 7900- и 7950X3D дали понять, что в погоне за всем и сразу нужно идти на уступки, чего стоит только подготовка к их использованию. Является ли 7800X3D более дружелюбным к пользователю процессором, и по совместительству лучшим игровым камнем - сегодня узнаем.
Чем отличается 7800X3D от другого восьмиядерного рафаеля помимо наличия 3D-кэша? Начальной ценой, она выше на $50, заявленный TDP выше при меньшей максимальной температуре, а вот максимальная частота ниже на приличные 500 МГц. У других 3D-шек есть второй чиплет с высокочастотными ядрами без этого кэша, а 7800X3D имеет только один.
Тестовый стенд
Соперниками новинке выступят прошлогодняя модель - 5800X3D в материнской плате ASRock B550 Taichi Razer Edition и двумя модулями оперативной памяти по 16 ГБ на чипах Samsung B-Die с имитируемым XMP 3600 МГц CL16. Ryzen 7 7700X даст понять, насколько много даёт L3 кэш вопреки уменьшению частоты ядер. Он, как и 7800X3D разместились в ASUS ROG Crosshair X670E Gene. Оперативная память типа DDR5 на чипах “Hynix A-Die” имеет тот же объём с имитируемым XMP 6000 МГц CL32.
Из синего лагеря будет i7-13700K в материнской плате ASUS ROG Maximus Z690 Hero. Остальные комплектующие перед вами, блок питания - MSI MPG A1000G PCIE5.
- Видеокарта: Palit GeForce RTX 4090 GameRock
- Процессор #1: AMD Ryzen 7 5800X3D
- Процессор #2: AMD Ryzen 7 7700X
- Процессор #3: AMD Ryzen 7 7800X3D
- Процессор #4: intel core i7-13700K
- Материнская плата #1: ASRock B550 Taichi Razer Edition
- Материнская плата #2: Asus ROG Crosshair X670E GENE
- Материнская плата #3: Asus ROG Maximus Z690 Hero
- Оперативная память: G.SKILL Trident Z5 [F5-7600J3646G16GX2-TZ5RK] 2x16 ГБ
- Система охлаждения: ARCTIC Cooling Liquid Freezer II-360
- Накопитель: Crucial MX500 2 TB
- Блок питания: MSI MPG A1000G PCIE5
- Корпус: BC1 Open Benchtable
- Операционная система: Windows 11
Сток
Синтетические тесты
Синтетические тесты в стоке начинаем с Aida64. Разница в скорости кэшей первых двух уровней между ryzen'ами 7000 серии сопоставима с разницей в частоте, однако скорость и задержка L3 кэша у новинки заметно уступает оной у 7700X. Также латентность памяти у 7800X3D выше.
В Cinebench R23 подсистема памяти не оказывает влияния на результат, поэтому 7800X3D проигрывает своему восьмиядерному собрату. И так как недавно у нас был тест 7900X3D, мы добавим столбики с его результатам и баллами 13900K тоже.
Различные тесты, включенные в Geekbench 5 активно взаимодействуют с оперативной памятью, да видимо в таком объёме, что большой L3-кэш снова не помогает 3D-шкам проявить себя. В то же время напичканные энергоэффективными ядрами intel'ы лидируют в многопоточных тестах, да и в однопоточных не отстают.
В 6-м Geekbench’е важность многопоточной производительности ещё ниже, 7900X3D, имея в 1.5 раза больше ядер с высшей частотой, всего на 21% быстрее 7800X3D, при этом сама по себе частота дала 10% прирост в однопоточном зачёте.
Даже в Adobe Premiere Pro 3D-кэш лишь позволил сократить до 1% отставание 7800 от 7700. 4 ядра 7900X3D с большей частотой уже толком не дают прироста, а вот intel'ы чувствуют себя лучше в этой “монтажке”.
Температуры и потребление
Несмотря на больший заявленный TDP 7800XD потребляет меньше 7700X. Причём нехило так меньше, чуть ли не в 2 раза. Температура при этом не особо-то и ниже. Наш образец 13700K не из холодных, в стоке Z690 Hero подаёт на него нескромное напряжение, и даже лимит мощности в 253 Вт не спасает нашу водянку, а точнее процессор под ней. 5800X3D, в отличие от преемника упирается в свой температурный лимит, потребляя при этом в 1.5 раза больше энергии. Возникает очевидный вопрос: откуда такие проблемы с отводом тепла у новинки?
Причём в Cinebench при большем на 7 Вт энергопотреблении и частоте на 300 МГц выше он на 7 °С холоднее по сравнению с тестом аиды. Если вместо жидкостной системы охлаждения установить четырёхтрубочный кулер, то температура вырастает на 7.5 °С, а частота упадёт на 35 МГц. Если понизить температурный лимит с этой башней до 80 °С, то теряется ещё около 50 МГц, а 70 °С-ый лимит снизит частоту ещё на 165 МГц, что в сумме даёт всего 4% падение производительности.
В играх высокое влияние оказывают воздушные потоки в корпусе, а также мощность видеокарты. Мы попробовали увеличить качество DLSS, чтобы разгорячить 4090 на 100 Вт сильнее, но процессор немного расслабился от частичного упора в видеокарту, и температура в конечном итоге вышла такая же.
Тесты в играх
Хватит смотреть на градусы, пора бы и FPS сравнить. Но что там с первоначальной настройкой? Двухчиплетным 3D-шкам нужно указывать, какие приложения являются играми, для чего необходимо выполнить несколько дополнительных пунктов. 7800X3D в этом не нуждается, поэтому для него нужно лишь последняя версия ПО и желательно производительный режим Windows, так как на сбалансированном мы замечали странное распараллеливание в играх, из-за чего падает FPS.
Киберпанк, пресет: трассировка лучей ультра, FSR: ультра производительность, плотность толпы высокая. Для Ryzen включен SMT-патч. Если пробежаться глазами по мониторингу, то можно заметить пару-тройку интересных моментов. Например, все процессоры имеют схожую температуру, но при этом у 7800X3D напряжение на ядра куда ниже соперников. Энергопотребление тоже скромное, по сравнению с i7 разница двукратная, при этом intel'ы впервые были побеждены в этой игре, пусть и на 2%, пусть за счёт SMT-патча, и только по среднему показателю, но 7800X3D сделал это! А 7900X3D не смог, так как в киберпанке страдает от многочиплетности.
Far Cry 6, ультра пресет, трассировка включена, HD-текстуры отключены. FSR производительность. В этой игре значимость 3D-кэша куда выше. 7700X уступает прошлогоднему 5800X3D, что уж говорить про новинку, которая при меньшей частоте на 38% быстрее. Даже 13700K уступает ей 20%, да и 7900X3D из-за 6 активных ядер и сбалансированного режима заметно позади.
Shadow of the Tomb Raider, наивысший пресет, 1080p с 20% модификатором разрешения. И снова кэш решает! 3D-шки лидируют, перевалив за отметку в 300 FPS по среднему показателю. Интересно, что в таких обстоятельствах 7800X3D не сильно-то и превзошёл предшественника - всего на 13%, при этом в предыдущих играх эта разница была за 20%. 7700X ничего не может противопоставить старшим intel'ам. У них и ядер больше, да и отставание по кэшу уже не то, что в прошлых поколениях.
StarCraft II, все настройки на максимум. Тенденция сохраняется. 3D-шки лидируют, 13700K отстаёт даже от 5800, но компенсирует это статистикой редких и очень редких событий. 7800X3D на 26% быстрее предшественника и на 36% обходит 7700X, несмотря на приличное отставание по частоте. 7900X3D, наконец, вырвался вперёд за счёт большей частоты.
Total War Saga: Troy, ультра пресет, детализация травы и размеры отрядов - экстрим, модификатор разрешения - 50%. Изначально мы добавляли Трою с такими настройками в качестве мема, шутки, но в итоге она прижилась. Однако оглядываясь в прошлое на полученные в ней результаты можно прийти к выводу, что игр с подобным распараллеливанием нет и не предвидится, поэтому, как минимум, в итоговых результатах учитываться она больше не будет.
Hogwarts Legacy, ультра пресет графики и трассировки лучей. 7700X второй раз дал бой 5800X3D, если не считать Трою. По среднему FPS они равны, но по очень редким событиям рафаэль впереди. Утроение L3-кэша увеличило FPS на треть с оговоркой на частоты, а intel'ы, можно считать, наравне с 7800X3D, так как по статистике редких событий они лидируют.
Atomic Heart. Пресет графики: атомный, FSR: ультра производительность. Похожая история с Hogwarts, да не совсем. 7700X равномерно по всем показателям на 2% лучше 5800X3D. 7800 в свою очередь снова в лидерах, но не по очень редким событиям. Они за intel'ами, причём в приличном отрыве. 7900X3D, несмотря на тот же FPS с восьмиядерным братом, сильно проиграл по кривизне фреймтайма.
Escape From Tarkov. Кастомный пресет, режим практики. Внезапно Тарков наплевал на собственную настройку использования только физических потоков для 13700K, ну и пусть, невелика потеря. Выходит, i7 равен прошлогодней 3D-шке, 7700X на 10 кадров позади, а 7800X3D не понимает, что за кипиш внизу происходит, не мешайте восседать на троне!
Call of Duty Warzone 2.0, низкий пресет графики, текстуры высокие, FoV 120, DLSS: баланс. 7800X3D своим FPS показывает, что готов к вашим 240 Гц мониторам, но без запаса. 7700X, похоже, полюбил первое место с конца, разве что по очень редким событиям держится, но там царствует рандом и настроение серверов. По той же причине не спешите расчехлять кошельки ради 7900X3D и его лучшего фреймтайма.
Hunt Showdown, низкий пресет, качество объектов и текстур высокое, FoV 110. На рекордные 42% 7800X3D превосходит 7700X, а если учесть разные частоты ядер, то и все 50% можно приписать 3D-кэшу. Жаль, что он не спасает от периодических волн статтеров в этой игре.
CS:GO, настройки на минимум, максимальное сглаживание. Единственная в своём роде игра, где обделённые кэшем процессоры могут отыграться, но почему-то 7700X не реализовывает своё 10% преимущество по частоте ядер, да и если вспомнить обычный 7900X, то его FPS был почти на 8% выше. Загадка, в общем.
В среднем по 10 играм без Трои. 7800X3D безоговорочный лидер. Более дорогой 13900K на 10% хуже по среднему показателю и лишь по очень редким событиям наравне. Разумеется, не забываем про его способности в рабочих задачах, там он в далёком отрыве. Приятно видеть 22% прирост за поколение между 800-ми 3D-шками. Было опасение, что низкая зависимость от памяти нивелирует прирост от DDR5, но по этой же причине увеличилась значимость более быстрых ядер. Баланс.
Разгон
Переходим к разгону, тут нас ждут интересности.
Настройка 5800X3D не изменилась. 3733 МГц по памяти с первым таймингом 14, а ядра разогнаны через Curve Optimizer на минимальные -30 единиц с помощью утилиты PBO2 Tuner.
13700K осилил 5.4 ГГц по производительным ядрам и на ГГц ниже по энергоэффективным. По памяти вышло 7000 МГц с первым таймингом 32. Если ожидали большего, можете глянуть наш тест на эту тему, и увидеть, насколько лучше 7800 МГц.
Разгон памяти 7700X и 7800X3D одинаковый - 6200 МГц CL28. Не стоит стремиться выжать лишние 200 МГц ценой высокого напряжения на SoC, особенно на 3D-шках. Как выяснилось, они могут быть очень чувствительны к нему.
Что касаемо ядер, 7700X по стандарту настроен через Curve Optimizer с тем же лимитом по максимальной частоте, а вот на 7800X3D мы отыгрались, погнав его по шине до 108.9 МГц. Благодаря этому максимальная частота выросла с 5050 МГц до 5500.
Попутно мы экспериментировали с парой настроек. Вот чем для вас является Load Line Calibration? В простом понимании для многих это способ манипуляцией напряжением, однако в случае ryzen'ов она работает совершенно иначе.
Как видите, по мере ослабления LLC, напряжение не падает, а, наоборот, растёт, при этом температура всё равно снижается. Почему? Причина в токе. Куча алгоритмов привела к тому, что по датчикам TDC и EDC амперы падают по мере ослабления LLC, и вместе с ними уменьшается энергопотребление. Однако платой за это является частота. По стандартному датчику она растёт вплоть до LLC 5, рекомендованного ASUS, однако её эффективный показатель снижается уже на LLC 7. В конечном итоге экономия 10 °С с помощью LLC 1 оборачивается 6% потерей производительности. В стоке с башенкой и 70 °С лимитом и то меньше терялось.
В играх тоже падает FPS. Что в киберпанке, что в Far Cry он стал ниже на 4% по среднему показателю. Важно понимать, что это результаты конкретного экземпляра процессора. Например, 7700X вплоть до LLC 5 не теряет производительность, а LLC 8 делает его только горячее. Поэтому в вашем случае с помощью того же Cinebench и HWiNFO отслеживайте падение эффективной частоты.
Второй любопытной настройкой оказался разгон по шине. При высокой нагрузке его увеличение только вредит. В нашем случае температура с потреблением выросли на 2 единицы, а частота упала на 30 МГц, при этом даже в промежутках между тестами не проскакивает максимальная частота в 5500 МГц
Однако в играх с большей шиной FPS выходит выше. В киберпанке всего на 1%, что едва отличимо от погрешности, но в Far Cry уже 2%, и тоже в пользу большей шины. И раз уж 3D-шки - это процессоры для игр, то и разгон будет ориентирован под игры.
Синтетические тесты
В Аиде 7800X3D почти догнал по скорости кэшей первых двух уровней 7700X. По L3 отставание существенное, но, как мы выяснили, это не помеха. Примечательно, что самая высокая задержка памяти у системы с DDR4.
В синтетических тестах минимальные изменения. Из-за слабого разгона, а скорей андервольта 13900K подрастерял баллы в однопотоке, но в многопоточных тестах его лидерство не пошатнулось, особенно в тестах Geekbench, учитывающих разгон памяти. Всё-таки у intel разгон памяти дал + ГГц, а не 200 МГц, как у ryzen'ов. Особенно хорошо на эту разницу откликнулся Premiere Pro. 5800X3D получил самый скромный прирост от разгона, из-за чего его отставание только увеличилось.
Температуры и потребление
По температурам вышло интересно. 5800X3D остыл на 10 °С, при этом почти достигнув своих максимальных частот, а 7800X3D увеличил частоту всего на 80 МГц ценой 7 Вт и 5-7 °С. Причём по некоторым датчикам он даже перелез за свой 89 °С-ый лимит. При этом иронично видеть всего на 200 МГц большую частоту по сравнению с предшественником. 13700K мы, разумеется остудили меньшим напряжением, при этом удалось даже повысить частоты.
Тесты в играх
В киберпанке разгон дал хороший прирост для процессоров с 3D-кэшом. 8% ускорение по среднему FPS на 5800X3D вы увидите только в этой игре из нашего списка. 7800X3D разогнался уже на 11% за счёт большей частоты ядер, а обделённые 7700X и 7900X3D на приличные 16%!
В Far Cry тоже результативность разгона 7800X3D не уступает 7700X. Как и упоминали ранее, прирост от настройки памяти у 3D-шки однозначно ниже других процессоров, но зато разгон ядер даёт больше. Поэтому в отличие от 5800X3D с его скромным приростом новинка не теряет в позициях после разгона.
В Ларе 7800X3D прилично прогревается, даже сильнее чем в Трое, где энергопотребление выше. В стоке было почти то же самое, и очень интересно, с чем конкретно это связано. Напоминает ситуацию с синебенчем и аидой, где прослеживалась аналогичная нелинейность в зависимости температуры процессора от энергопотребления.
В Старкрафте видно, что в отличие от 5800 7800X3D не достигает своих максимальных частот, что даёт повод поэкспериментировать с разгоном по шине и настройкой курвы. Например, можно ограничить максимальную частоту, чтобы редкие её проявления во время стресс тестов не приводили к нестабильности, а это уже позволит ещё лучше настроить кривые для ядер.
В Трое разгон по шине практически нивелируется высокой нагрузкой на все ядра, что в очередной раз указывает на исключительность этой игры, как и факт того, что 7700X догнал новинку по среднему FPS, а по фреймтайму даже уделал.
В Хогвартсе 13700K в очередной раз радует 16% приростом от разгона. Ощущается всё это дело субъективно, например Дмитряге 15% разница кажется заметной без мониторинга, а 10% - нет. Поэтому задумываешься, а нужен ли разгон, который даёт ещё меньше, особенно, если брать во внимание затрачиваемые на него силы.
В атомике только i7 ускорился на 13%, остальные процессоры даже 10% не набрали. Примечательно, что теперь 7800X3D - самый горячий из всех процессоров, ведь 5800X3D и 7700X упёрлись в свои лимиты частот и после настройки курвы подбирают для них меньшее напряжение. 13700K, пусть и другим способом, но получил тот же эффект.
Некогда бывший наравне с 5800X3D i7 теперь опережает его на 12% в Таркове, но всё ещё отстаёт от 7800 на 17%. Интересно порассуждать, изменится ли значимость кэша в онлайне, где крутится больше данных. Но даже если 3D-шки просядут в нём сильнее всех, у них всё равно высокий запас FPS на фоне конкурентов.
В Варзоне видно, что рандом сыграл против 7800X3D. Он получил сильно меньший прирост по сравнению с 7700X, что значит либо в стоке вышел слишком хороший результат, либо в разгоне низкий, либо оба варианта сразу. Такова прерогатива онлайн-игр. Вон, i9 тоже проиграл i7, и явно не из-за 8 дополнительных мелких ядер.
В Ханте пропасть между восьмиядерными рафаелями увеличилась до 46% по всем показателям. В среднем по всем играм числа будут не столь впечатляющими, но факт наличия проектов, особенно сетевых шутеров, со столь огромной разницей заставляет присмотреться к 3D-шкам.
В Контре 7700X получил всего 1% от разгона, что говорит о достаточности L3 кэша, однако FPS 7800X3D гласит об обратном. Разгон ядер повысил частоту отсилы на 5%, а FPS вырос на 7%. Разумеется, результаты перепроверили, и они только подтвердились. Создаётся впечатление, будто на 7800 частота на деле выше той, что мы видим.
В среднем по палате прирост за поколение у разогнанных восьмиядерных 3D-шек составил внушительный 31%. Intel'ы сравнялись за счёт равных частот, а 5800X3D из-за скромного прироста опустился на последнее место, выгнав оттуда 7700X.
Все эти изменения прослеживаются и по средним приростам от разгона. Всё же его нерезультативность на 5800X3D не передалась даже 7900X3D, на котором шиной ядра не гнали. Так что теория теорией, но истинные результаты получаются практикой.
Итоги
По итогу, действительно, можно считать 7800X3D лучшим игровым процессором, возможно, уступающему только 7950X3D.
И приятно осознавать, что он является самым бюджетным в своей линейке с 3D кешем, чего не скажешь в целом. Всё же с момента выхода 7700X успел сбросить в цене, и разница в их стоимости ушла далеко за $50. Тем не менее на фоне общей стоимости платформы доплата того стоит.
Что касаемо цен на intel'ы, Ryzen 7 7800X3D расположился между i7 и i9, имея при этом большую игровую производительность и меньшее энергопотребление.
Недостатков у него тоже хватает, всё же новинка слабее в рабочих задачах по однопоточной производительности и сильно хуже в многопоточной, при этом многие из вас наслышаны об их суицидальном нраве. Мы с опаской делали тесты, боясь что вот-вот он может сгореть.