Снижение таймингов у модулей DDR5-4800 увеличивает производительность в играх

Доступность оперативной памяти нового поколения потихоньку улучшается, чего нельзя сказать про её стоимость, которая не особо торопится спускаться до более-менее адекватных значений. Из-за этого многие пользователи приобретают самые доступные на рынке модули DDR5 со скоростью работы 4800 MT/s, но всё не так грустно, как может показаться на первый взгляд.

Профессиональный оверклокер Тобиас Бергстрем (Tobias Bergström), он же Rauf, показал, что даже самые простые модули оперативной памяти нового поколения могут показывать достойную производительность в играх по сравнению с более дорогими и разогнанными моделями. Для этого он взял модули, основанные на микросхемах трёх производителей: Micron, Samsung и SK hynix.

Первая компания производит самые простые и доступные микросхемы, зачастую со стоковыми значениями тактовой частоты и таймингов. Вторая производит микросхемы с повышенной скоростью работы. Третья производит одни из лучших микросхем на данный момент, способные в существенный разгон и сжатие таймингов.

В эксперименте принимала участие память OCPC DDR5-4800 CL38-38-38-77 на Micron, G.Skill DDR5-6000 CL40-40-40-76 на Samsung и ES DDR5-6133 CL40-40-40-76 на SK hynix. Понятное дело, что скорость передачи данных у Samsung и SK hynix существенно выше, в данном случае до 28%, но именно в играх более важным показателем считается целочисленная производительность (Integer). Для замера изменения производительности использовался бенчмарк Geekbench 3, который хорошо реагирует на изменения параметров оперативной памяти.

Использование предустановленных профилей разгона на материнской плате ASUS ROG Maximus Z690 Apex меняют значения памяти на 5200 MT/s CL36-39-35-55 (Micron), 6000 MT/s CL32-35-35-52 (Samsung) и 6133 MT/s CL30-37-37-28 (SK hynix). Использование пресетов позволило уменьшить разницу между модулями на Micron и SK hynix с 8% до 3% в целочисленной производительности.

Последним и главным тестированием является проверка зависимости целочисленной производительности от скорости работы и субтаймингов, которое показало, что изменение скорости работы с 4800 MT/s до 5200 MT/s даёт 1% прироста, в то время как оптимизация и сжатие субтаймингов даёт 4% прироста по сравнению со стандартными значениями.

Большое тестирование показало, что именно в играх и задачах, где требуется большая целочисленная производительность, даже самые доступные модули оперативной памяти DDR5-4800 могут демонстрировать достойную производительность. Здесь большую роль играет не скорость работы, а тайминги и субтайминги, оптимизация которых позволяет повысить производительность до уровня премиальных модулей.