Изучаем софт NVIDIA Control Panel и GeForce Experience
Компания NVidia выпускает видеокарты для домашних компьютеров и рабочих станций. Самым первым решение была карта NV1, представленная в 1995 году. C 2002 года появилась панель управления Nvidia и с 2016 GeForce Experience, которые позволяют управлять качеством отображения выводимого контента на экран. Два инструмента будут описываться в одной статье не просто так. Всё потому, что у AMD Radeon Software Adrenalin также присутствует похожий функционал в составе одного ПО. В текущем виде он появился позже, чем у Nvidia, но всё же затрагивать только панель управления было бы, как минимум, нечестно.
Немного хочется остановиться на конфигурации ПК, а именно на тех элементах, которые повлияли на отображение и сравнение результатов некоторых функций.
- Видеокарта: ZOTAC GAMING GeForce RTX 3060 Ti AMP White Edition LHR
- Видеокарта: ZOTAC GAMING GeForce RTX 3070 AMP Holo LHR
- Монитор: IIyama ProLite XUB2493HS 1920x1080 80Hz
- Процессор: AMD Ryzen 9 3900X
Монитор самый обычный, ничего примечательного - тем самым не будет разговоров про то, что результат видно только на дорогих мониторах.
Всё, что описано в статье проверено лично, поэтому выводы будут делаться из собственного тестирования, информации от пользователей, использующих данное ПО, и с официального сайта NVIDIA.
Оглавление
Панель управления (Control Panel)
Начнём с сердца видеокарт Nvidia, если можно так выразиться, а именно с панели управления, в которой собраны основные настройки для работой с графиком и цветом выводимого на экран изображения.
Регулировка параметров цвета для видео
При первом входе в панель управления NVIDIA нас встречает регулировка параметров цвета для видео. Что подразумевается под видео? Любой сериал, фильм, мультфильм и прочее. Для проверки полученного результата необходимо запустить любой видеоряд и практически на ходу смотреть изменения в цветопередаче. Стоит уточнить, что данная настройка работает только в видео файлах, на отображение цветов на рабочем столе никак не влияет. Кроме этого мы можем выбрать, на каком дисплее внести настройки. В данном случае дисплей один. Сами же настройки можно оставить на совести видеоплейера, который используется, либо с помощью данного раздела привести в желаемый для себя вид. Изменить яркость, контрастность, оттенок, насыщенность. Во вкладке гамма "покрутить" красный, зелёный и синий цвета, составляющие RGB профиль, а также дополнительно выбрать динамический диапазон в виде полного или ограниченного. В некоторых случаях данные настройки помогут изменить отображение цвета дисплея в лучшую сторону или же сделать цвета под свой вкус. Если говорить о динамическом диапазоне, то полный позволяет отображать больше деталей в темных или белых областях в некоторых видеоматериалах. Субъективно полный динамический диапазон смотрится выигрышнее и даёт немного более "сочную" картинку в отличии от ограниченного. С ограниченным складывается ощущение небольшой пелены в видеоряде.
Регулировка параметров изображения для видео
В следующем разделе, который как и прошлый применяется только к видео, имеется возможность изменить настройки подчеркивания контуров, подавления помех и сглаживания чересстрочной развертки для каждого из доступных дисплеев. Здесь также есть возможность оставить выбор на усмотрение видеоплейера или же задать самим. Необходимо ли нам подчеркивать контуры в видео или необходима некоторая размытость, есть ли на изображении какие-либо дефекты. А также настройка чересстрочной развертки - использование обратной телекинопроекции, которая позволяет воспроизводить оригинальные изображения фильмов, преобразованных в формат видео (DVD, 1080i HD), но иногда это может вызывать негативный эффект в виде рывков, поэтому если вы получите такой эффект, то настройку скорее всего придётся отключить.
Изменение разрешения
Далее в настройке драйверов нас ждёт новая категория: "Дисплей". В ней первым пунктом идёт изменение разрешения для каждого из дисплеев. Мы можем выбрать разрешение, частоту обновления и изменить настройки цветопередачи. В этот раз настройки цветопередачи влияют на все виды отображаемого контента на дисплее, а не только в видео.
Вернёмся к разрешению. В данном пункте доступна кнопка "Настройка"... Через неё можно создать любое пользовательское разрешение для любого из доступных мониторов, выбрать тип сканирования, частоту обновления, глубину цвета и настройки синхронизации. Например, с помощью частоты обновления можно немного "разогнать" матрицу монитора, если производитель заложил небольшой запас или же "покрутить" настройки синхронизации, особенно если при подключенном мониторе есть проблемы с простоем видеокарты (данный способ не всегда помогает в связке с некоторыми мониторами).
После каждого изменения имеется возможность нажать тест и увидеть результат. Если результат положительный и нет каких-либо проблем с изображением, то достаточно нажать "Да". Иначе при возникновении проблем или отсутствии картинки настройки восстановятся на прошлые через 15 секунд.
Регулировка параметров цвета рабочего стола
В данном пункте регулируются параметры цвета рабочего стола для каждого из дисплеев, есть выбор регулируемого цветового канала, настройка яркости, контрастности и гаммы. Мы можем изменить цифровую интенсивность или оттенок цвета или же выставить так называемый приоритет эталонного режима без каких-либо дополнительных регулировок.
Поворот дисплея
Данная настройка необходима в случаях, если у вашего монитора есть возможность поворота монитора или он первоначально ориентирован нестандартным способом, например, книжной ориентацией. Тем самым для необходимого нам монитора устанавливаем нужную ориентацию. Конечно, повернуть изображение можно и клавишами Alt + Ctrl + стрелки, но такой способ не всегда срабатывает.
Просмотр состояния HDCP
High-bandwidth Digital Content Protection — «защита широкополосного цифрового содержимого». В разделе отображается информация о поддержке монитором и видеокартой. Для обычного пользователя нет особой разницы в том присутствует ли HDCP или нет.
HDCP создана для защиты передачи медиаконтента между HDCP-передатчиком и HDCP-приёмником. Технология также предусматривает использование HDCP-повторителей с защищёнными портами для нисходящего потока данных (от поставщика к заказчику услуги). В системе может быть до семи уровней HDCP-повторителей и до 128 HDCP-совместимых устройств.
Система защиты состоит из трёх основных компонентов:
- протокол аутентификации;
- шифрование передаваемых данных;
- защита от подслушивания «третьим лицом» Wikipedia.
Установка цифрового аудио
В установке цифрового аудио находится список портов, которые поддерживают вывод звука, а также кнопка для перехода к настройкам звука в Windows.
Регулировка размера и положения рабочего стола
В регулировке размера и положения рабочего стола изменяются режимы масштабирования, разрешение, частота обновления и выбирается с помощью чего будет производиться масштабирование: дисплей или графический процессор (ГП). Настройка полезна в случае, когда монитор не может отобразить какое-либо приложение на весь экран и показывает его, к примеру, по центру экрана с черными рамками по краям. Тогда мы можем принудительно "заставить" изображение растянуться до нужных нам пределов. В вкладке "Размер" можно вручную подогнать изображение под размеры экрана.
Ставим галочку "Включить изменение размеров рабочего стола", нажимаем "Изменить размер"... Дальше мы видим сами настройки, с помощью которых растягиваем или сужаем изображение до нужных нам рамок.
Установка нескольких дисплеев
В данном меню отображаются все подключенные дисплеи. Можно вручную отключить ненужные при необходимости или же добавить дисплей, который не отображается, но точно подключен, нажав на надпись "Нужного дисплея нет"... Далее выбрать "Точное определение дисплея" и "Активировать подключение телевизора".
Регулировка настроек изображения с просмотром
С прошлым разделом мы закончили, теперь перейдём в "Параметры 3D" - один из самых больших разделов. Первым пунктом нас встречает упрощённая регулировка настроек изображения. Выбираем между 3 вариантами:
- Настройки согласно 3D-приложению
- Расширенные настройки 3D-изображений
- Пользовательские настройки с упором на: Производительность, Баланс, Качество
В первом случае приложение само выбирает настройки, которые ему необходимы. В третьем случае выбираются настройки на производительность, баланс или качество. При выборе же второго пункта необходимо перейти в раздел "Управление параметрами 3D" и продолжить настройки самим.
Управление параметрами 3D
А теперь перейдём к основным настройкам 3D приложений на видеокартах NVIDIA.
Глобальные параметры
Начнём с вкладки "Глобальные параметры". В ней представлено большое количество настроек для повышения производительности или повышения качества выводимого изображения.
Масштабирование изображения (NVIDIA Image Scaling)
Первым в списке выступает масштабирование изображения или по другому NVIDIA Image Scaling. Данная опция появилась, начиная с драйверов 496.84. Хотя, если говорить точнее, даже на одну версию раньше, но рекомендуется использовать либо свежие драйверы, либо 496.84 во избежание проблем. Здесь доступно две опции Вкл. и Выкл. При включении у нас появляется возможность увеличивать резкость и включить Оверлей-индикатор. Стоит заметить, что на месте данной опции в более старых версиях было только увеличение резкости или Image Sharpening. Но возникает закономерный вопрос: мы видим увеличение резкости и так, а опция называется масштабирование изображения. Как это понимать?
На самом деле с данной опцией обстоят дела очень интересно. Если говорить совсем просто, то это - аналог FSR от AMD. Только в случае с AMD резкость устанавливается автоматически, а у Nvidia подбирается, исходя из ваших предпочтений. Конечно, никто не мешает ещё добавить резкости в драйверах AMD, но это совсем другая история.
Обратимся к таблице ниже. Она максимально точно отображает принцип работы технологии масштабирования для разных входных и выходных разрешений: 1080p, 1440p, 4K. К примеру, если у нас монитор 1080p, то при включении масштабирования в 85 процентов входное разрешение равно 1632 x 918.
Всё бы ничего, но исходя из опции выше, нет выбора масштабирования. Как быть? В GeForce Experience есть конкретная настройка для выставления масштабирования в процентах. Предположим, что нет желания ставить GeForce Experience. Здесь у нас два способа. Первый из них - использовать только увеличение резкости. Кроме этого увидеть изменение программно невозможно, поэтому пришлось делать фотографии монитора для сравнения изображения с нулевой резкостью и 100 % резкостью.
Второй способ предполагает изменение разрешения в самой игре. Да, именно так. Таблица разрешений у нас есть, выставляем аналогичное разрешение или максимально близкое и видеокарта сама отмасштабирует с применением новой технологии. Конечно, в панели управления должно быть включено масштабирование изображения, иначе мы получим обычное масштабированием. Также можно и даже нужно добавить немного резкости. Конечный результат посмотрим немного позже, используя ПО GeForce Experience, чтобы не было необходимости повторяться.
CUDA-графические процессоры
CUDA – это архитектура параллельных вычислений от NVIDIA, позволяющая существенно увеличить вычислительную производительность благодаря использованию GPU (графических процессоров).
На сегодняшний день продажи CUDA процессоров достигли миллионов, а разработчики программного обеспечения, ученые и исследователи широко используют CUDA в различных областях, включая обработку видео и изображений, вычислительную биологию и химию, моделирование динамики жидкостей, восстановление изображений, полученных путем компьютерной томографии, сейсмический анализ, трассировку лучей и многое другое.
©hyperpc.ru
Настройку можно оставить на значении по умолчанию.
DSR - Плавность и DSR - Степень
Dynamic Super Resolution или Динамическое суперразрешение позволяет рассчитывать картинку в играх в более высоком разрешении, а затем масштабирует полученный результат до разрешения вашего монитора, обеспечивая графику в 4К на HD экране.
©Wikipedia
Более подробно можно ознакомиться в статье: Виды сглаживания и их особенности
Доступен выбор настроек DSR - Степень, среди которых несколько шагов разрешения и при активации хотя бы одного из них появляется пункт DSR - Плавность. При активации DSR - степени мы можем выставить разрешения экрана большие, чем позволяет монитор, при этом имеется возможность сгладить резкие переходы с помощью плавности.
Если оценивать технологию применительно к играм, то логичным результатом становится снижение производительности. При этом когда мы делаем скриншот, то получаем результат в динамическом суперразрешении. Ниже показаны примеры для модификатора 1.78 и 4.00 от базового разрешения 1080p.
Но это ещё не всё. Остался параметр плавность, с ним не всё так однозначно. По уже некоторой традиции программно разницу невозможно заметить, поэтому сравниваем фотографии.
Анизотропная фильтрация
Анизотропная фильтрация — в трёхмерной графике метод улучшения качества изображения текстур на поверхностях, сильно наклонённых относительно камеры. Как билинейная и трилинейная фильтрация, анизотропная фильтрация позволяет устранять алиасинг на различных поверхностях, но при этом вносит меньше размытия и поэтому позволяет сохранить большую детализацию изображения. Анизотропная фильтрация требует относительно сложного вычисления и поэтому только около 2004 года она стала «бесплатной» (не снижающей общей кадровой частоты, либо снижающей её незначительно) в графических платах потребительского уровня.
©Wikipedia
Данная настройка не во всех играх работает корректно и зачастую разница незаметна на глаз. В большей степени результат фильтрации зависит от конкретной игры. А сможете ли вы отличить разницу в картинках ниже, несмотря на небольшую разницу в расположении автомобиля? (Сравнивается средний уровень фильтрации и максимальный.)
Вертикальный синхроимпульс
Вертикальный синхроимпульс - соотношение частоты отрисовки кадров к частоте обновления дисплея. На выбор нам доступно несколько вариантов. Первый - самый простой, мы отдаём управление данной настройкой 3D-приложению (например, игре). Тем самым в игре выбираем использовать вертикальный синхроимпульс (вертикальная синхронизация) или нет. Далее мы рассмотрим немного подробнее каждый из пунктов.
Выкл означает, что мы принудительно отключаем вертикальный синхроимпульс в каком-либо из 3D-приложений. Таким образом частота отрисовки кадров будет зависеть от производительности видеокарты. Обратите внимание на количество кадров/с, при этом монитор с частотой обновления 80 Гц.
Вкл. - принудительно включает вертикальный синхроимпульс в каком-либо из 3D-приложений. Счётчик кадров/с равен частоте обновления монитора.
В адаптивном режиме частота кадров ограничена максимальным значением частоты обновления монитора. В нашем случае 80 Гц, при этом при снижении синхронизация отключается. В чём же тогда разница между Вкл. и Адаптивный? В режиме Вкл. частота отрисовки кадров также может падать в связи с тем, что видеокарта, особенно не самая производительная, не всегда может поддерживать в том или ином 3D - приложении необходимое количество кадров/с, но при этом возможно появление негативных эффектов в виде эффекта подтормаживания. В адаптивном режиме такой эффект наблюдаться не будет. Таким образом, если есть уверенность в производительность видеокарты и достаточна производительность монитора, то можно пользоваться включением синхроимпульса, в остальных случаях лучше использовать адаптивный режим.
В режиме Адаптивный (половина частоты обновления) снижает частоту отрисовки кадров вдвое от величины частоты обновления дисплея. В нашем случае частота обновления дисплея 80, а кадров/с - 40. Такой режим позволит получить более плавную игру в ситуациях, когда видеокарта не может отрисовать количество кадров в секунду равным частоте обновления дисплея.
И остался заключительный вариант - Быстро. В данном режиме при превышении количества кадров в секунду выше, чем частота обновления экрана обрезаются лишние кадры, тем самым исчезают разрывы и не страдает задержка вывода изображения на экран. На деле же, например, в Control, при значении количества кадров в секунду ниже, чем частота обновления экрана также отсутствуют разрывы, но такое верно только для DX11. В DX12? при настройке Быстро видно разрывы при любом количестве кадров.
В режиме включенного вертикального синхроимпульса разрывы отсутствуют при значении количества кадров в секунду равной частоте обновления экрана. Если же частота будет падать ниже, то разрывы будут появляться неизбежно.
Мы всё говорим о разрывах, да о разрывах. Ниже запечатлён режим отключенного вертикального синхроимпульса. Если при нормальной скорости не видно разницы, то установите замедленный режим просмотра. В видео можно заметить как трубы периодически срезает по линии движения камеры.
Виртуальная реальность - сглаживание с избыточной выборкой и переменной частотой
Данный метод улучшает качество изображения в VR. Метод использует NVIDIA Variable Rate Shading (VRS), ключевую функцию в архитектуре NVIDIA Turing, для динамического применения до 8-кратного суперсэмплинга к центру дисплея гарнитуры VR, где обычно фокусируется взгляд. Он интеллектуально применяет суперсэмплинг только тогда, когда доступен запас графического процессора, чтобы поддерживать фиксированный FPS гарнитуры VR и обеспечивать плавное взаимодействие с VR.
По сравнению с альтернативными методами, которые обеспечивают сверхдискретизацию всего экрана с большим количеством совпадений с частотой кадров, адаптивное использование VRSS сглаживания с переменной частотой повышает качество изображения, сохраняя при этом типичную фиксированную частоту обновления 90 Гц гарнитуры VR. В VR-игре Boneworks VRSS поддерживает FPS выше 90, тогда как полноэкранный 4-кратный суперсэмпл снижает частоту кадров до неиграбельных уровней.
На выбор доступны режимы Выкл., Всегда Вкл. и Адаптивное. В первом случае настройка отключена, во втором случае всегда включена и старается использовать все ресурсы видеокарты, при этом может наблюдаться снижение производительности. В режиме Адаптивное используются только не задействованные ресурсы видеокарты, тем самым вероятность снижения производительности минимизируется.
ГП рендеринга OpenGL
Перед нами стоит выбор между Автовыбор и одной из видеокарт, если у нас их несколько. При автовыборе обработка приложений на OpenGL занимается любой из ускорителей, при ручном выборе - конкретный графический процессор. Включает более 300 функций для рисования сложных трёхмерных сцен из простых примитивов. Используется при создании компьютерных игр, САПР, виртуальной реальности, визуализации в научных исследованиях. На платформе Windows конкурирует с Direct3D. © Wikipedia
Заранее подготовленные кадры виртуальной реальности
Позволяют ограничить количество кадров, которые может подготовить ЦП перед из обработкой видеокартой. Для виртуальной реальности рекомендуются низкие значения, но для повышения производительности придётся найти баланс между большим и низким значением.
Затенение фонового освещения
Данная настройка позволяет с помощью шейдеров рассчитывать затенение между объектами в области одной камеры при сохранении приемлемой производительности. Функцию впервые применили в игре Crysis. Эффект очень сильно зависит от игры - в некоторых не видно результата от изменения настройки. Не применимо в играх DX12.
Макс. частота кадров и макс. частота кадров фонового приложения
С помощью текущего параметра имеется возможность ограничить максимальную частоту кадров в 3D-приложениях. Тем самым мы ограничиваем нагрузку на видеокарту. Полезно для снижения энергопотребления или в ситуациях, когда нет необходимости в большом количестве кадров, например, одиночные игры.
На скриншотах ниже показана работа в режиме отключено и включено. В режиме включено выставлено ограничение в 30 кадров/сек.
Макс. частота кадров фонового приложения позволяет снизить количество кадров в секунду и нагрузку на видеокарту в 3D-приложении в неактивном/свернутом/фоновом режиме. Нам доступен ползунок для регулировки необходимого значения кадров в секунду.
Многокадровое сглаживание (MFAA)
Технология предназначена для устранения негативных последствий при работе с сглаживанием MSAA. Более подробно можно ознакомиться в статье:
Виды сглаживания и их особенности
Потоковая оптимизация
Потоковая оптимизация позволяет приложению использовать несколько ядер процессора. В случае если приложение не умеет использовать несколько ядер процессора, то настройка ничего не поменяет. Если же нет необходимости в использовании нескольких ядер процессора и это оправдано, то настройку можно отключить. Кроме этого, опция может негативно влиять на производительность приложений или же, наоборот, повышать её. При появлении проблем отключаем, в ином случае оставляем в Авто или включаем.
Размер кэша шейдеров
Кэш шейдеров может храниться на накопителе. С помощью настройки мы может как кэшировать без ограничений, так и выставить лимит по дисковому пространству. Кроме этого, есть возможность выключить или оставить управление кэшом за приложением.
Увеличение кэша требует определенного места на накопителе и может привести к долгим загрузкам приложения, но одним из положительных эффектов будет повышение плавности работы в тех или иных сценариях, потому как обращение к кэшированным данным намного быстрее, чем постоянное кэширование. Однако, если в системе установлено большое количество оперативной памяти, то потребности в кэшировании, в большинстве случаев нет (особенно для игр). Если же плавность работы, например, игр оставляет желать лучшего, то можно попробовать достигнуть баланса между долгими загрузками и плавностью работы игры.
Режим низкой задержки (NVIDIA REFLEX)
Режим низкой задержки служит за уменьшение задержки рендеринга (вывода изображения на экран). В результате повышается отзывчивость в какой-либо игре. Для получения максимального эффекта необходим монитор с поддержкой G-Sync. К сожалению, монитор, представленный в статье, не имеет в своём составе платы G-Sync, поэтому включение или отключение опции не сказалось на задержках.
На видео (на английском языке) показывается принцип работы технологии. Обращайте внимание на Latency по всему длительности видео.
Программный мониторинг не позволил увидеть уменьшение Latency на обычном мониторе.
Режим управления электропитанием
В режиме управления электропитанием мы можем выбрать между обычным и предпочтительным режимом высокой производительности. В первом случае операционная система поддерживает производительность видеокарты на определённом уровне производительности. Во втором видеокарта всегда работает на максимальном напряжении и базовой частоте графического процессора и максимальной частоте памяти в простое, а при нагрузке на частоте буста.
Всё это смотрится слегка непонятным. На изображениях ниже наглядно изображено два режима работы. В первом случае видеокарта снижает частоты и напряжения после нагрузки. Во втором же нагрузки на видеокарту нет, но частоты и напряжение постоянно держится на одном уровне. Как это сказывается на видеокарте? В целом никак. Если же перейти к нюансам, то в первом случае потребление карты в простое порядка 15 Вт, во втором случае - 47 Вт. Кроме этого наблюдается небольшой рост температур с 32 градусов в простое до 40.
Зачем нужен такой режим? Предположим есть проблемы в работе карты на низком напряжении, тем самым мы можем "заставлять" карту постоянно "работать". Понятно, что если видеокарта не работает на низком напряжение, то с ней явно что-то не так, но всё же как вариант, особенно если нет гарантии, может помочь. В ином случае, если ОС каким-либо образом ограничивает видеокарту, то такой вариант тоже имеет место быть. Как система ограничивает видеокарту? Всё очень просто. В Windows также есть режимы автовыбора, высокой производительности и экономии энергии. Иногда режимы работают не совсем корректно, что может привести к тому, что в определённой игре Windows решит, что необходимо экономить энергию и на выходе количество кадров в секунду будет значительно меньше.
Сглаживание - FXAA, гамма-коррекция, параметры, прозрачность, режим
Ещё одна настройка, отвечающая за сглаживание. В данном случае сглаживаются неровные края так, как они отображаются на экране. Более подробно также можно ознакомиться в статье:
Виды сглаживания и их особенности
С целью не повторяться в описании каждой из настроек в панели NVIDIA посмотрим на два варианта сглаживания методом постобработки FXAA. В первом случае воспользуемся встроенными в игру настройками. Обращайте внимание на края объектов.
Во втором случае воспользуемся замещением настроек игры. В игре всё сглаживание выключено, в панели управления включено FXAA, гамма-коррекция, параметры, прозрачность на максимальные значения, режим замещения настроек приложения. Аналогично обращаем внимание на края объектов.
Тройная буферизация
В данной опции повышается производительность в режиме вертикальной синхронизации, но только в приложениях, которые используют OpenGL, а не DX.
Фильтрация текстур - анизотропная оптимизация по выборке, качество, отрицательное отклонение УД, трилинейная оптимизация
Фильтрация текстур служит как для улучшения качества, так и для ухудшения в пользу повышенной производительности. На деле же в плане качества изменения не сильно заметны, а производительность при изменении настроек особо не растёт. Настройки можно оставить по умолчанию, либо выставить по своему усмотрению. Настройки применимы только для DirectX.
Программные настройки
В программных настройках мы можем выбрать необходимое приложение для тонкой настройки или добавить своё приложение. Настройки аналогичны тем, что описаны выше.
Настройка Surround, PhysX
Данные настройки говорят сами за себя. В случае с PhysX мы выбираем, на что будет ложиться обработка эффектов: Автовыбор, ЦП или видеокарта. В большинстве случаев достаточно оставить Автовыбор или выбрать видеокарту. Игр с поддержкой PhysX не так много. Если же сравнить PhysX сравнить на CPU и GPU, то вывод можно сделать по изображениям ниже.
Конфигурация Surround позволяет сделать один виртуальный монитор. Данный режим работает только при включении нескольких мониторов к видеокарте. Такой режим работы может пригодиться в рабочих задачах, например, мониторинг процессов или в игровых, как пример - автосимуляторы.
Другие настройки
В данной категории рассмотрим настройки, которые присутствуют в панели управления. В верхней строчке меню присутствуют дополнительные настройки - Рабочий стол. В них мы можем включить параметры для разработчиков, добавить контекстное меню рабочего стола, показывать значок в системной области и отображать значок активности в области уведомлений.
При активации второго пункта при нажатии на ПКМ на рабочем столе мы увидим строчку "Панель управления NVIDIA". В Windows 11 необходимо нажать "Показать дополнительные параметры", чтобы увидеть появившуюся строчку. При активации третьего пункта в системной области отобразится значок NVIDIA, при двойном нажатием левой кнопки мыши мы будем попадать в панель управления, а при нажатии правой кнопкой мыши доступен выбор между панелью управления, GeForce Experience (если установлен) и выходом.
При включении параметров для разработчика появляется соответствующая настройка. В ней мы предоставляем доступ к счётчикам производительности ГП только администраторам или всем пользователям. Если вы администратор или хотите, чтобы настройки отображались только у администратора, тогда настройку оставляем без изменений. Если же на ПК несколько пользователей и необходим доступ к счётчикам у каждого из пользователй, то настройку следует изменить.
При активации 4 пункта меню становится доступен новый значок в системной области.
При нажатии по нему левой кнопкой мыши появится небольшое окно с отображением процессов, которые в данный момент используют видеокарту.
При нахождении в разделах параметры 3D появляется пункт меню с соответствующим названием. В нём мы можем активировать настройку "Показать визуальный индикатор PhysX".
Таким образом выглядит индикатор. Он отображает, что в данный момент эффекты обрабатываются силами процессора. Если будет отображаться GPU, то видеокартой. Некоторые игры принудительно используют определенный вид работы с данным видом эффектов, а в некоторых доступна регулировка с помощью панели управления.
Нажав на меню "Справка" и "Информация о системе", открываются вкладки "Дисплей" и "Компоненты". Во вкладке "Дисплей" собрана информация по видеокарте, а во вкладке "Компоненты" - названия библиотек и соответствующих им файлов. Тем самым, вы можете вычислить нужную библиотеку, если вдруг возникнут какие-либо проблемы, или определить то, что может быть не нужно (хотя удалять "лишнее" не всегда рекомендуется)
GeForce Experience
Настало время перейти к программному обеспечению GeForce Experience. При первом входе ПО попросит войти под существующей учётной записью или создать новую. Кроме этого, можно войти с использованием социальных сетей. Без входа основные функции будут недоступны.
Главная
После входа нас встречает вкладка ГЛАВНАЯ, где отобразятся все установленные игры или ПО, которые могут работать с видеокартами Nvidia. К сожалению, добавить любую игру невозможно, но Nvidia заявляет список игр, которые поддерживаются, у себя на странице: Список поддерживаемых приложений. В списке по ссылке отображаются игры, но есть возможность из выпадающего списка выбрать и приложения.
В правом нижнем углу приложения находится кнопка ОТПРАВИТЬ ОТКЛИК. С помощью данной функции можно отправить отзыв или предложение о работе какой-либо функции из выпадающего списка "Категория отзыва" или выбрать "Другое", описав иную проблему.
Теперь рассмотрим небольшие значки в правом верхнем углу. Самый первый значок, который выделен красным цветом на скриншоте ниже меняет вид отображения установленных игр. Сейчас установлен плиточный вид.
После нажатия на кнопку отображение меняется на список, как на скриншоте ниже.
Следом идёт кнопка фильтра. С помощью неё мы можем посмотреть избранные, оптимизированные, Ansel-совместимые, Freestyle-совместимые, скрытые игры. Данная настройка влияет только на текущее отображение.
Самые крайние три точки позволяют запустить поиск игр и приложений на компьютере. Местоположение игр находится автоматически, но имеется возможность добавить свои папки. Об этом немного позже.
Следующий пункт - "Оптимизировать все игры и приложения". Позволяет установить оптимальные настройки с точки зрения Nvidia для всех установленных игр. В левом верхнем углу изображения каждой игры отображается, была ли произведена оптимизация игры или нет. Если стоит серый минус - оптимизация не выполнялась, если черная галочка на зелёном фоне, то оптимизация выполнена. После нажатия текущего пункта вы увидите галочки на всех играх, которые корректно установлены.
Теперь перейдём к самим "плиткам" с играми. В режиме списка делается всё аналогично, только нажатий необходимо на одно меньше в связи с тем, что доступны сразу все нужные кнопки. Итак, наводим на плитку мышкой и видим следующее:
Изображение игры немного затемнилось, появилась кнопка ЗАПУСТИТЬ, ПОДРОБНЕЕ, значок звезды и глаза, а также название игры выделилось зелёным цветом. Обо всём немного подробнее.
Значок звезды при нажатии добавляет игру или приложение в избранное. После этого мы можем отфильтровать игры по избранным и отображать в списке только нужные.
Значок глаза позволяет скрыть игру или приложение из списка, но с помощью фильтра можно посмотреть все скрытые.
Кнопка ЗАПУСТИТЬ выполняет ту функцию, которая на ней написана. Она запускает игру или приложение. В целом GeForce Experience позволяет заменить любой лаунчер для запуска игр. Своеобразный локальный лаунчер. При этом нет необходимости держать ярлыки игр на рабочем столе, а достаточно запускать само ПО с рабочего стола или с системной панели.
Теперь нажмём на кнопку ПОДРОБНЕЕ. Под цифрами 1, 2 и 3 находятся уже привычные для нас элементы, а именно: добавить в избранное, скрыть и запустить игру. Под цифрой 4 отображается, проведена ли оптимизация игры (в нашем случае игра не оптимизирована). Под цифрой 5 производится оптимизация игры. Под цифрой 7 находятся небольшие квадраты на разных участках игровой сцены, каждый из которых показывает, где получено то или иное улучшение. При наведении на квадрат мы получаем описание или же, выбирая один из вариантов настроек из списка, мы получаем подсвеченный квадрат с описанием на игровой сцене. Кроме того, в данном случае можно посмотреть изменения на 5 разных сценах. То же самое можно получить, нажимая на небольшие прямоугольники в нижней части сцены.
Под цифрой 6 находится более тонкая оптимизация игры. В ней мы выбираем необходимое разрешение, режим дисплея (полный экран, в окне, в окне без рамки) и один из готовых пресетов производительности между производительностью и качеством. При этом ПО позволяет сразу увидеть получаемые настройки на том или ином пресете.
Самым последним пунктом, который не совсем относится к вкладке ГЛАВНАЯ, а переходит с нами везде, является кнопка уведомлений. При нажатии на неё мы можем отобразить текущие уведомления, если они есть. Конечно, в данной строчке есть ещё кнопки, но об этом немного позже.
С вкладкой ГЛАВНАЯ закончено, теперь перейдём на следующую - ДРАЙВЕРЫ.
Драйверы
Вкладка ДРАЙВЕРЫ говорит сама за себя. Здесь мы можем проверить наличие обновлений для драйверов, посмотреть какие драйверы на данный момент установлены, а также увидеть небольшие ролики о том, на что направлены изменения и для какой игры улучшена совместимость.
Но на этом ещё не всё. Нажмём на три точки и нам станет доступен выбор между двумя видами драйверов: Game Ready и Studio. Первые направлены на производительность в играх, вторые - на работу в различных графических приложениях.
При выборе Studio нам предлагается загрузить другую версию драйверов, а также отображается, в каком программном обеспечении нас ждут улучшения.
И это ещё не всё. Если у вас есть какие-либо проблемы с текущими драйверами, то имеется возможность переустановки драйверов. Для этого необходимо нажать на три точки, которые располагаются немного ниже.
Внутриигровой оверлей
Одна из более интересных функций, наряду с оптимизацией - функция внутриигрового оверлея. Для запуска оверлея необходимо нажать на кнопку в программе или на сочетание клавиш Alt+Z. Сочетание клавиш будет активно при условии, что оверлей включён. Да, его можно как включить, так и выключить при желании.
Перейдём к самому оверлею. В целом функций достаточно много, поэтому пробежимся по каждой из них.
Настройки
Начнём с настроек, для этого нажмём на шестерёнку в правом нижнем углу появившегося интерфейса.
Подключиться
Первым пунктом идёт настройка ПОДКЛЮЧИТЬСЯ. В ней можно выбрать социальную сеть, в которую можно будет загружать скриншоты или видео своих любимых повторов или записей.
Расположение HUD
В данном меню настроек нас встречает несколько подменю: камера, индикатор состояния, производительность, зрители и комментарии. О каждом пункте поподробнее.
В пункте камеры мы можем выбрать расположение камеры в одном из четырёх углов и её размер. Необходимо по большей части для стриминга.
Индикатор состояния настраивается аналогично, выбираем нужную сторону. Индикатор показывает, в каком состоянии находится стрим: запущен или нет.
Следующим пунктом идёт производительность. На выбор также доступен выбор положения отображения информации. Из оверлея мы видим: кадров/с, базов. расширен. и задержка.
Выбирая кадров/с, всё достаточно просто. На экране появляется счётчик FPS. В данном случае он отображается в правом верхнем углу.
При выборе базов всё немного интереснее. Здесь нам доступна информация по кадров/с, кадров/с 99%, задержка рендеринга, степень загрузки ЦП и степень загрузки ГП. Вызывается достаточно просто при нажатии сочетания клавиш Alt+R.
В расширенном режиме доступно большее количество информации. Теперь мы видим частоту ГП, тактовую частоту памяти, температуру ГП, скорость вентилятора, энергопотребление ГП и напряжение ГП. К слову последнее округляется до десятых значений. Если текущее напряжение 987 мВ, то на мониторинге будет 1 Volt.
В задержке отображается только количество кадров/с, степень загрузки ГП и задержка рендеринга. При использовании мониторов с G-Sync информации будет немного больше.
Теперь поговорим об оставшихся подменю, а именно "Зрители" и "Комментарии". Данные меню необходимы для отображения количества зрителей и комментариев на стриме. Здесь нет ничего сложного. Аналогично выбираем позицию, где будут располагаться данные блоки, если они нужны.
Сочетания клавиш
Следующее меню настроек - сочетание клавиш. В нём можно поменять текущие сочетания клавиш или ознакомиться с существующими. Кроме этого не на все операции назначены клавиши по умолчанию. При желании имеется возможность восстановить значения по умолчанию.
Записи
В меню записи выбирается путь на накопителе, где будут храниться временные файлы во время записи и готовые записанные файлы записи или повторов.
Прямая трансляция
В прямой трансляции мы настраиваем непосредственно свою трансляцию на один из стриминговых сервисов. На выбор доступны: Facebook, Twitch, Youtube. Каждый из сервисов имеет свои ограничения на качество трансляции. Нам разрешено выбрать из готовых пресетов качества или сделать свой пользовательский. Кроме этого доступен выбор разрешений и частота кадров для некоторых сервисов. В этом плане у Youtube выбор более богатый, а самый ограниченный выбор у Facebook.
На примере трансляции Twitch рассмотрим дополнительные настройки. В пользовательских оверлеях имеется возможность добавить, например, изображение для вывода на стрим. Слотов доступно 3. В принимающем сервере отображаются все доступные сервера Twitch, выбирайте с наилучшим стабильным соединением и пингом для вас. Стабильность соединения и пинг можно проверить самим с использованием статей на соответствующую тематику на twitch.tv.
Лучшие моменты
Настройка лучших моментов позволяет выбрать путь для сохранения временных файлов лучших моментов и объём временных файлов для последующего создания лучшего момента.
Фоторежим / Игровой фильтр
В данном пункте находится опция включения или выключения Nvidia Ansel. Если игра поддерживает Geforce Experience, то она поддерживает и технологию Ansel. Её мы рассмотрим немного позже.
Аудио
В настройках аудио настраивается громкость системных звуков, микрофона и его усиления, а также присутствует возможность разделить аудиодорожки.
Захват видео
В настройках захвата видео настраиваются мгновенные повторы, запись видео и лучшие моменты. Нам доступен выбор длительности повтора, настройки качества, разрешение, количества кадров и скорости передачи.
Уведомления
В текущих настройках изменяется отображение уведомлений после выполнения соответствующих действий.
Настройки конфиденциальности
В настройках конфиденциальности единственный переключатель, позволяющий включить или выключить запись с рабочего стола.
Мониторинг производительности
Мониторинг производительности позволяет настроить параметры задержки на количество выборок для вычисления задержки, а также предлагает настроить горячую клавишу. По умолчанию она отсутствует. Кроме этого настраиваются путь расположения файла журнала и также назначается горячая клавиша. По умолчанию она отсутствует.
Запуск мгновенного повтора, записи и прямой трансляции
Теперь вернёмся на главный экран оверлея. И посмотрим сразу на 3 основные функции, а именно: мгновенный повтор, запись и прямая трансляция. При нажатии на строчку настройки в любой из функции мы увидим настройки, которые рассмотрели немного выше. В случае с мгновенным повтором нажимаем кнопку включить или Alt+Shift+F10, при активации записи или прямой трансляции - строчка пуск или сочетание клавиш Alt+F9 или Alt+F8 соответственно.
Галерея
При выборе галереи нам доступно несколько функций. Под последними наградами под цифрой 1 понимаются последние фотографии или видео, которые были отсня. Под цифрой 2 создаются папки с сгруппированными видео и скриншотами. В данный момент выделена папка Control. И снизу отображается путь до этой папки. При нажатии на "Открыть папку файла" мы попадает в саму папку через проводник Windows.
При нажатии на кнопку "Открыть с выделенной в текущий момент папкой" в блоке "Все награды" мы попадаем внутрь папки. Здесь мы также можем открыть папку файла, кроме этого удалить ненужный нам скриншот или видео, аналогично можно сделать и в последних наградах, не заходя в папку. При выделении скриншота или видео в папке или в недавних наградах появляется кнопка общий доступ (или же двойном щелчке) появляется дополнительная настройка.
Здесь мы можем выбрать путь, куда будут загружены наши видео или скриншоты. На выбор Google фото, Imgur и Weibo.
Выполним вход, например, в Google фото можно загружать полученный скриншоты на свой диск.
Если выбрать видео и нажать общий доступ, то появится небольшой редактор видео, в котором мы можем изменить длительность видео и его громкость, а также поменять заголовок и выбрать аудиторию: публичный, нет в списке, приватный. Также доступен вариант загрузки на Weibo в виде видео или анимированного GIF или же на Google фото в виде анимированного GIF.
Также в главном меню галереи имеется возможность посмотреть историю загрузок видео или скриншотов.
Микрофон и камера
Вернёмся к главному экрану. Здесь мы можем видеть значок микрофона, который позволяет выбрать режимы работы микрофона, а именно: нажми и говори, включить или выключить. Для камеры доступна настройка включения или выключения (Alt+F6).
Производительность
Вернёмся к главному меню внутриигрового оверлея и выберем плитку производительность. В появившемся меню можно поделить отображаемую информацию на две группы: мониторинг производительности, где отображаются некоторые данные по загруженности видеокарты, а также можно посмотреть текущий fps, если нажать на стрелочку вправо.
В категории настройки производительности нам доступна автоматическая настройка, или по другому автоматический разгон видеопамяти и графического процессора. Достаточно активировать переключатель и начнётся автоматический подбор частот. Процедура не очень быстрая. По результату будет отображено значение разгона. У всех это значение будет варьироваться в зависимости от удачности карты и доступных лимитов по питанию. На примере получилось +106 МГц. Это среднее значение по чипу, в каких-то точках оно получилось больше, в каких-то меньше. Кроме этого видеопамять также получила разгон +200 МГц. Стоит отметить, что данную процедуру необходимо проводить на рабочем столе без запущенных игр. На примере начата игра, но автоматическая настройка была запущена на рабочем столе. Внутриигровой оверлей на рабочем столе запускается аналогично Alt+Z из него уже переходим в меню производительность. Также автоматический разгон не даёт максимально возможных результатов и не может гарантировать стабильность во всех случаях, но как инструмент в один переключатель повысить производительность карты имеет место быть. Если же есть желание вручную разогнать и получить более высокие результаты, то необходимо пользоваться другими инструментами, которые Nvidia пока не предоставляет.
Это ещё не всё. Также после разгона имеется возможность изменить процентное соотношение максимального напряжения. В указанном выше примере данный ползунок не дал никакого эффекта по причине упора в максимальное напряжение 1.081 В, обойти которое невозможно. Имеется возможность поднять максимальное энергопотребление и целевую температуру, тем самым поднять немного производительность при условии, если видеокарта упирается в один из этих лимитов. Это даст чуть большую производительность, но и повлечёт за собой больший нагрев. Целевая скорость вентилятора позволяет выбрать между автоматической скоростью вентилятора по кривой заданной производителем и вручную установленной на одном положении.
Важный момент: если используется данный инструмент и, например, MSI Afterburner, то может возникнуть конфликт и приоритет будет отдаваться одной из программ, поэтому всегда пользуйтесь только одной или выключайте вторую перед проверкой.
Снимок экрана
Функция снимка экрана говорит сама за себя. При нажатии на кнопку или сочетание клавиш Alt+F1 производится снимок экрана и размещается в галерее, о которой было описано выше. Можно также делать снимок рабочего стола, но для этого в настройках конфиденциальности необходимо разрешить функцию снимка и снятия видео рабочего стола. Выше об этом упоминалось.
Фоторежим (Nvidia Ansel)
Теперь немного поговорим о фоторежиме или Nvidia Ansel. Данный режим позволяет сделать различного вида фото и накладывать на них фильтры. Подробнее можно ознакомиться по ссылке: Nvidia Ansel
Ниже мы посмотрим на фото сверхвысокого разрешения и снимки HDR. HDR делается параллельно с .RAW форматом. На последнем скриншоте отображён элемент - сетка.
В нашем распоряжении присутствует и панорамные фото, но они доступны только в некоторых играх. Продемонстрировать работу не представилось возможным, но список игр следующий:
- The Witcher 3: Wild Hunt
- Mirror's Edge: Catalyst
- The Witness
- Watch Dogs 2
- Dishonored 2
- Mass Effect: Andromeda
- Ghost Recon: Wildlands
- Hellblade: Senua's Sacrifice
- PRO Evolution Soccer 2018
- Tekken 7
- Agents of Mayhem
- For Honor
- Ark: Survival Evolved
Возможно, это не весь список. Проверить достаточно просто - если в фоторежиме вам не доступно панорамное фото, то игра не поддерживается.
Кроме данных режимов мы можем накладывать разного рода фильтры, но о них мы поговорим ниже, потому как фильтры одинаковые и повторяться нет никакого смысла.
Фильтр (Nvidia Freestyle)
Фильтр или Nvidia Freestyle позволяет изменять изображение на экране с помощью фильтров на постоянной основе. К примеру, если вы хотите немного поменять стилистику игры или цвет, то режим фильтры в этом поможет. Данные фильтры есть и в фоторежиме, поэтому если необходимо сделать снимок, то достаточно фоторежима. Немного информации можно посмотреть по ссылке: Nvidia Freestyle
Мы же пробежимся по всем фильтрам, настройки поставлены на скорую руку, каждый фильтр настраивается под любой вкус, фильтры можно комбинировать как угодно. В фильтрах также присутствуют настройки для людей с проблемами в распознавании цветов.
С списком поддерживаемых игр можно ознакомиться по ссылке: Поддерживаемые игры. В правом верхнем углу страницы присутствует выпадающий список с фильтром для Freestyle или Ansel. Можно не знакомиться со списком, а аналогично проверить в любой игре, если поддержка будет отсутствовать, то фильтры либо не применятся либо даже не запустятся.
И на этих разнообразных скриншотах закончено рассмотрение огромного раздела внутриигрового оверлея.
Настройки
Перейдём к настройкам программного обеспечения Geforce Experience.
Общие
В общих настройках мы видим два столбца. В правом описана текущая система и функции. При этом, разворачивая функции, имеется возможность посмотреть, поддерживается ли данная функция на компьютере или нет, а также, что необходимо для её поддержки. Галочка - поддерживает, точка - не поддерживает или оборудование неизвестно. К сожалению, GameStream протестировать не удалось в связи с тем, что необходима Nvidia Shield, но для теста необходима всё же отдельная статья.
С правым столбцом закончили. В левом отображается информация о программе и возможно установить галочку для включения экспериментальных функций. На момент написания статьи экспериментальные функции отсутствуют, поэтому активация пункта не имела смысла. Далее мы можем поменять язык на доступный из списка. Чуть ниже доступно включение внутриигрового оверлея и его настройка. Настройка описана выше в статье. Ниже идут уведомления для рабочего стола в виде наград (если участвовали в определенных событиях; да, они иногда бывают) и обновлений драйверов. И последний блок загрузок позволяет сразу скачивать драйверы и ждать команды установки пользователя. По умолчанию приходит уведомление и дальше пользователь решает, скачивать ли драйверы и потом устанавливать, или нет.
По итогу мы что-то ещё пропустили, и это - масштабирование изображения. В панели управления мы уже рассматривали масштабирование изображения и первый вариант как с ним работать. Здесь же рассмотрим второй вариант. Переведём переключатель в состояние включено. Все основные разрешение мы рассмотрели в панели управления, они также указываются при выборе процентного соотношения масштабирования. После включения слева внизу появляется надпись оптимизировать, но не стоит её сразу нажимать. Как в ней и написано, оптимизация затронет все игры, которые присутствуют на главной странице в Geforce Experience. Если необходимо оптимизировать конкретную игру, то нужно на главной странице перейти в конкретную игру (в ней уже будет выставлено необходимое разрешение согласно масштабирования" и нажать "Оптимизировать". Стоит упомянуть, что указанные разрешения не всегда поддерживаются играми и может выставиться разрешение близкое к текущему. Это лишь немного повлияет на производительность и качество масштабирования. Также нам доступно увеличение резкости "по вкусу". Добавляем то количество, которое нам необходимо.
А теперь честно и с правдой в глазах скажем, а есть ли "мыло"? На этот вопрос каждый ответит для себя сам. Ниже лишь будут указаны скриншоты. Для начала посмотрим скриншоты "голого" масштабирования без резкости в Forza Horizon 4, т.к. резкость, как уже говорилось ранее, невозможно зафиксировать программным обеспечением, зато хорошо видно на глаз.
В Forza Horizon 4 масштабирование фиксируется программными средствами. А, например, в Apex Legends при попытке получить скриншот на выходе получается уменьшенное изображение согласно выставленного разрешения в масштабировании.
А теперь всё же попробуем зафиксировать разницу в масштабировании с включённой на 100% резкостью. Попробуйте определить, где какое изображение сами.
Учетная запись
Теперь перейдём к чему-либо попроще - это учётная запись. Здесь мы можем поменять аватар и то только на те варианты, которые доступны из галереи аватаров, запомнить меня на этом ПК, чтобы не приходилось постоянно входить под своим логином и паролем, а также можно запомнить другой компьютер при нажатии на значок в виде мела напротив надписи конфиденциальность.
Игры и приложения
В играх и приложениях присутствует три основных блока. Поиск приложений или приложений? И здесь присутствует неточность в переводе. В итоге отображается количество найденных игр и приложений, а также доступна кнопка сканировать сейчас. Она необходима, если добавить новое местоположении в блоке ниже. Тогда ПО просканирует указанные папки и выдаст количество найденных приложений и игр, которое затем отобразиться на вкладке главная. Последний блок - автоматическая оптимизация добавленных игр при их добавлении. Будет полезно, если нет желания подбирать настройки и оставить их на усмотрение Nvidia.
Заключение
Вот и подошёл к концу обзор панели управления и Geforce Experience. Объем получился достаточно большой, некоторая информация осталась за кадром, о некоторой поговорили вскользь, а некоторую невозможно протестировать в силу отсутствия необходимого оборудования. Хотя для таких вещей будет интереснее прочитать отдельную статью или посмотреть видео. Спасибо, что осилили наш материал и постарайтесь не заблудиться в описанных выше настройках!