Обзор и тест AMD Ryzen 7 9800X3D

Лучший. Игровой.

“Лучший игровой процессор”, “убийца Intel”, “царь игры” и просто “лучший” - как только не называют недавно вышедший Ryzen 7 9800X3D. Но при трезвой оценке понимаешь, что цена кусается, да и все вышедшие 9000 Ryzen'ы совсем на малость быстрее предшественников в играх. Отсюда возникает вопрос: “Так ли он хорош?”. Сегодня и узнаем.

Архитектура и особенности

Главным изменением в новой серии процессоров с 3D кэшем является рокировка дополнительного слоя L3 кэша и основного процессорного комплекса. Теперь ядра процессора сверху, а дополнительный кэш снизу. Как и в обычных Ryzen'ах тепло от ядер напрямую передаётся к крышке процессора, и им ничто не мешает.

В 9800X3D AMD не только значительно улучшила температурные показатели, но и разблокировала множитель ядер, а также впервые в 9000 серии Ryzen'ов по-настоящему увеличила частоту ядер в новинке.

В сравнении с 7800X3D новинка имеет на 200 МГц выше предельную частоту, но при этом всё равно уступает 9700X 300 МГц. Также впервые в серии выросла рекомендуемая стоимость, до этого было наоборот.

Помимо этого не забываем про множество улучшений в микроархитектуре Zen 5. Возможно, в купе с улучшенным теплоотводом и объёмным кэшем они заиграют новыми красками.

Тестовый стенд

Сравнивать 9800X3D будем, естественно, с 7800X3D, а также с восьмиядерным собратом без 3D кэша. Со стороны Intel противником выступит i9-14900KF. Ultra 9 285K на конкурента в играх не тянет, сами понимаете, и ещё не факт, что это изменится с новыми BIOS’ами и патчами для Windows. Ryzen'ы расположились в материнской плате ASUS ROG Crosshair X670E Hero, а i9 в ASUS ROG Maximus Z790 Apex Encore. Оперативная память набрана двумя модулями по 24 ГБ от TeamGroup T-Force Xtreem. Остальные комплектующие перед вами, операционная система Windows 11 24H2.

  • Видеокарта: Palit GeForce RTX 4080 GameRock OC
  • Процессор #1: AMD Ryzen 7 7800X3D
  • Процессор #2: AMD Ryzen 7 9800X3D
  • Процессор #3: AMD Ryzen 7 9700X
  • Процессор #4: Intel Сore i9-14900KF
  • Материнская плата #1: ASUS ROG Crosshair X670E HERO
  • Материнская плата #2: ASUS ROG Maximus Z790 Apex Encore
  • Оперативная память DDR5: TeamGroup T-Force Xtreem [FFXD548G7200HC34ADC01] 2x24 Г
  • Система охлаждения: Ocypus Iota L36 WH
  • Накопитель: Kingston KC3000 2 ТБ
  • Блок питания: DeepCool PX1300P
  • Корпус: BC1 Open Benchtable
  • Операционная система: Windows 11 24H2

Методика тестирования

Перед началом тестов снова нужно определиться, в каком режиме тестировать процессоры. С последними микрокодами i9-14900KF в Intel Default режиме, идущим по умолчанию, имеет предел мощности в 253 Вт и троттлит даже в играх.

Повысить лимиты мощности на ASUS можно с помощью одного пункта, при этом сброс частот при средне-высокой нагрузке сохранится, а в режиме ASUS Advanced OC процессор железно держит свои частоты и ограничен лишь вашей системой охлаждения.

На наш взгляд отключение лимита мощности с сохранением троттлинга является оптимальным вариантом. Для 9700X лимит мощности был тоже одной кнопкой повышен до 142 Вт.

Сток

Синтетические тесты

В Aida64 9800X3D демонстрирует более чем двукратный прирост в пропускной способности кэша первого уровня, серьёзно выросла скорость L2, а по L3 разница будто является заслугой только большей частоты. Скорость чтения и записи памяти равны, но копирование при идентичном XMP уступает предшественнику, а задержка выше на 7.5 нс. Виновниками выросшей Latency являются последние BIOS’ы, причём на производительность это не повлияло. Помимо прочего бросается в глаза высокая скорость L3 на 9700X в сравнении с 9800X3D. В 7000 серии разница была куда меньше.

В Cinebench 2024 9800X3D показывает отличный прирост за поколение, особенно в тесте всех ядер, набрав на четверть больше баллов, чем 7800X3D. Ещё более удивительным выглядит отставание 9700X от новинки. Неужто 3D'шка лучше держит частоты под нагрузкой? i9, разумеется, лидер в многопоточных тестах, но в однопотоке уступает 9700X.

В GeekBench 6 преимущество i9 над 9800X3D резко упало до 15%, отставание 9700X не изменилось, а прирост за поколение всё же сократился.

В Davinci Resolve 7800X3D рендерит на целых 30% дольше преемника. 9000-е восьмиядерники сравнялись, а выбор в пользу i9 позволит сократить время рендера на 13%.

В Adobe Premiere Pro прирост за поколение невелик из-за сильного влияния скорости ОЗУ, не без помощи которой i9 лидирует с большим отрывом, чем в Davinci.

В Topaz Video AI 9800X3D снова обогнал 9700X, пусть и на процент. Преимущество 14900KF снова выросло, обработка видео на нём производится значительно быстрее.

Температуры и потребление

В стресс тесте AIDA FPU 9800X3D потребляет почти на 40 Вт больше предшественника, при этом греется всего на 3 °С сильнее. Да, датчики у последних Ryzen'ов куда-то там передвинули, но всё равно разница невелика. При этом частота ядер аж на 600 МГц выше. В целом, выжать на нашем 7800X3D больше 90 Вт - это целая задача, несмотря на лимит в 162 Вт. Множество алгоритмов его просто душат, примерно, как i9 в данный момент. Он тоже далёк от лимита по мощности и току, но всё равно троттлит, не достигая предельных температур. Новая 3D'шка в этом плане более раскрепощённая.

Поэтому стоит сравнить на ней систему жидкостного охлаждения с парочкой башенных кулеров разного класса. При лучшей передаче тепла значимость системы охлаждения всегда вырастает.

Так оно и есть. Разница по частоте ядер между всеми участниками не превышает 100 МГц, но под двубашенным кулером 9800X3D на 10 °C горячее, а под четырёхтрубочной башней температура выше ещё на 6 °C. И это на максимальных оборотах.

В тихом режиме разница между башнями падает до 2 °C, а вот отрыв 360 мм СЖО вырос аж до 16 °C.

В Starfiled башенные кулеры в тихом режиме так и вовсе сравнялись, а вот водянка, не “вдыхающая” горячий воздух из видеокарты с потреблением 240 Вт, охлаждает процессор аж на 24 °C лучше. Частота процессора во всех случаях равна, но за счёт меньшей температуры под СЖО он запрашивает меньшее напряжение и ток, как следствие падает энергопотребление и поэтому преимущество воды становится ещё больше.

Тестирование на разных материнских платах

И раз теперь новинка куда более прожорливей 7000 3D'шки, то давайте быстренько обсудим выбор материнской платы. Простенькая материнка без радиаторов теперь приведёт к потере производительности в софте, т.к. для её VRM предел находится в районе 90 Вт, но этого хватит для большинства игр, особенно при упоре в видеокарту.

Сейчас у нас на руках есть три материнских платы на разных чипсетах и совершенно разных классов. Очевидно, Gigabyte B650M Aorus Pro AX проигрывает X670E и X870E Hero от ASUS в количестве интерфейсов, портов и разъёмов, но что насчёт производительности?

Вот AIDA64, ASUS’ы явно впереди по пропускной способности памяти и с ними чуть ниже задержка, но знаете что? Они мухлюют. При включении XMP платы от ASUS повышают частоту infinity fabric на 100 МГц, благодаря чему и растут скорости. Мы осуждали это решение в 8000 Ryzen'ах, так как оно приводит к нестабильности, а на 9000 это и не вредит, но и пользы не несёт. Тем не менее в основных тестах мы всегда ставим обратно 2000 МГц.

В Cinebench разница в рамках погрешности, мощный VRM ASUS’ов не даёт преимущества в частоте ядер.

В Davinci Resolve разница в одну секунду тоже не является заметной.

В Premiere Pro, вообще, Gigabyte побеждает.

Думаете, в играх разница будет? Как бы не так. В играх не столько едва заметная разница по FPS обращает на себя внимание, сколько меньшее потребление процессора на плате Gigabyte. Причём разница по температуре как-то не соответствует различиям по Ваттам, возможно, просто датчик потребления менее точен, либо в комнате потеплело. В любом случае переплачивать за дорогущую плату ради большей производительности 9800X3D, как видите, явно не стоит, в разделе с разгоном будет ещё одно подтверждение этому.

И раз уж мы заговорили про материнки, то нельзя пройти мимо нового режима, именуемого X3D Turbo Mode на Gigabyte и Turbo Game Mode на ASUS. 

Описание перед вами. Эта опция отключает SMT и второй чиплет. Вот так просто, причём вы могли подумать, что это происходит динамически, только при запуске игр.. нифига. Причём мы в каждом обзоре 9000 райзенов показывали вам, к чему приводит отключение SMT.

На восьмиядернике оно либо вредит, как в киберпанке, либо ничего не даёт, как в PUBG. Причём первое воспроизведение тестового отрезка, не идущее в зачёт, сопровождалось дикой просадкой FPS в одном месте. Зачем добавлять настолько бесполезную.. нет, даже вредную опцию - для нас загадка.

Тесты в играх

Киберпанк, Ray Tracing: Ultra пресет, DLSS: Ультра-производительность. В отличие от стресс теста потребление на 3D'шках разнится несильно, при этом новинка на 14% впереди. Учитывая, что 7800X3D и так быстрее остальных участников, новинка побеждает с огромным отрывом. В сравнении с более высокочастотным 9700X кэш дал 35% прирост.

Starfield, Ультра пресет, DLSS: Ультра-производительность. Благодаря хорошему распределению нагрузки по потокам 14900KF опережает 7800X3D, но аж 18% прирост за поколение вывел 9800X3D на первое место, разве что по очень редким событиям он проигрывает Intel'у несколько процентов. Интересно, насколько удачный образец нам попался, ведь 7800X3D ни одним ядром не достигает своих максимальных частот, в то время как новинка стабильно держит 5225 МГц, потребляя на 20 Вт больше, но греясь меньше. Стоит ли упоминать “жор” i9, улетевший за 200 Вт?

Hogwarts Legacy, ультра пресет графики и трассировки лучей. Похожая картина. i9 немного опережает прошлую 3D'шку, но новая повышает планку FPS до небывалых высот. Кэш дал новинке внушительный 32% прирост в сравнении с 9700X. Наши переживания насчёт его пропускной способности были напрасными.

Warhammer 40,000: Space Marine II, ультра пресет, DLSS: качество. Прирост за поколение невелик, всего 10%. Почти такая же разница между 9800X3D и i9. Интересно, через сколько поколений процессоры начнут подготавливать в этой сцене 144 FPS?

Starcraft II, все настройки на максимум. Здесь 9000 Ryzen'ы демонстрируют хороший прирост за поколение, но на 3D'шке он вышел ещё больше обычного, аж 23%. 24-ядерный Intel равен восьмиядерному 9700X по среднему FPS, при этом даже в Starcraft’е малопоточный буст не как не проявляет себя на i9. Что уж говорить про остальные игры?

Uncharted 3, запущенная через эмулятор RPCS3, рекомендуемые настройки из Wiki, 300% масштабирование. Прирост за поколение невероятен. Аж 29%. Причём знаете, что удивительно? 21% разница между 9000 Ryzen'ами. Дело в том, что между 7700X и 7800X3D разницы в эмуляторе практически нет, а у их преемников внезапно появляется и сразу за 20%. Неужто L3 в Zen 5 для AVX-зависимых задач отлично подходит? В любом случае, новая 3D'шка теперь и для RPCS3 стала лучшим процессором.

PUBG, очень низкий пресет, FoV 103. 7800X3D и так доминировал в этой королевской битве, имея 26% отрыв от 14900KF по среднему FPS, а теперь встречайте 9800X3D с полуторакратным преимуществом над i9. Жаль, статистика редких и очень редких событий не так разнится. PUBG статтерит на любом железе, но у Intel есть некое преимущество в этом плане, благодаря чему 9800X3D и 14900 равны по меньшему 0.1%.

Counter Strike 2, низкий пресет с повышенным качеством теней. Вот смотрим мы на это сравнение и думаем. Да, 3D'шки тащат, но неужели кто-то способен заметить разницу между 400 и 500 FPS? Вот честно. И не надо нам тут про 500 Гц мониторы заливать.

Escape From Tarkov, кастомный пресет. На удивление, не в StarCraft’е или эмуляторе, а в обычной игре мы наблюдаем 23% прирост за поколение. Хотя можно ли Тарков называть обычной игрой? Наконец вышел процессор способный не проседать здесь ниже 144 FPS. Теперь можно поиграть. Наверно. Возможно. По крайней мере, без ботов.

В среднем по девяти играм 9800X3D на 19% быстрее своего предшественника. Это хороший прирост, особенно, если учитывать, какой мы видели у других 9000 Ryzen'ов. 9700X на 26% слабее новинки, а в обратном пересчёте 9800X3D на 35% впереди. i9-14900KF на 7% слабее предыдущей 3D'шки и равен ей по меньшему 0.1%, но с новинкой ему не потягаться.

Разгон

Тем не менее, мы знаем, что разгон даёт небольшой прирост процессорам с увеличенным кэшем. Изменится ли баланс сил после комплексной настройки?

9800X3D взял 5450 МГц по ядрам и 2166 МГц по Infinity Fabric. Разгон памяти на всех Ryzen'ах идентичный: 7600 МГц с таймингами 34-45.

Мы хотели ещё столбиком добавить результаты разгона по шине + Curve Optimizer + Curve Shaper, но, несмотря на повышенный частотный предел в 5800 МГц, по факту частота в играх у нашего образца вышла на уровне фиксированного разгона, что ещё раз доказывает нецелесообразность доплаты за материнскую плату с внешним тактовым генератором.

Фабрика 7800X3D взяла 2133 МГц, выше уже идёт падение производительности. Ядра настроены через Curve Optimizer.

9700X взял 2200 МГц по фабрике, а ядра тоже разогнаны по курве.

Для i9-14900KF в этот раз мы настроили частоты P-ядер через Turbo Boost с автоматическими напряжениями, смещёнными на -100 мВ при LLC 6. Мелкие ядра зафиксированы на отметке 4.5 ГГц. Память взяла 8266 МГц с таймингами 38-49. Жаль, такая частота кроме красивых циферок в Аиде ничего не даст.

Синтетические тесты

О чём и говорилось. Скорость чтения и копирования i9 почти в два раза выше, чем у Ryzen'ов, а по записи на 30%. 9800X3D теперь не только по скорости копирования памяти уступает 7800X3D, но и по записи.

В Cinebench 9000 Ryzen'ы немного сократили разницу между собой в многоядерном тесте. Благодаря бусту до 6100 МГц i9 теперь не уступает 9700X в одноядерном тесте, да и в многоядерном увеличил преимущество за счёт отсутствия троттлинга.

В Geekbench 14900 снова получил один из лучших приростов, больше только у 9700X. Он теперь равен собрату 3D'шке и на 5% впереди в тесте одного ядра.

В Davinci Resolve 9800X3D снова теряет позиции, несмотря на фиксированный разгон ядер. Остальные участники получили на пару-тройку процентов лучше приросты.

В Premiere Pro разница между 3D'шками выросла, наверняка благодаря разгону памяти и высокой нагрузке на ядра. 9700X почти сравнялся с новинкой, а пропасть между Ryzen'ами и камнем от синих только выросла.

В Topaz, наоборот, преимущество i9 улетучилось. В стоке он экономил 30% времени в сравнении с 9800X3D, а теперь только 17%. В то же время прирост за поколение вырос с 23 до 28%.

Температуры и потребление

Разгон ядер практически не повлиял на энергопотребление процессоров. Только “жор” 9800X3D вырос на 15 Вт по датчику, из-за чего он теперь на 10 °С горячее предшественника, при этом частота выше более чем на 800 МГц. Но это в стресс тесте.

Тесты в играх

В Киберпанке 7800X3D почти не проседает и большую часть времени придерживается максимальной частоты хотя бы на одном ядре. Разница в МГцах между 9000 Ryzen'ами сократилась, но большее количество промахов в кэш у 9700X учащают обращения к памяти, в связи с чем её разгон дал больший прирост, но это не позволило сместить даже 7800X3D со второго места.

В Starfield 7800X3D и 9700X очень близки, их показатели отличаются чуть ли не в рамках погрешности. 14900KF получил в два раза больший прирост в сравнении с новинкой, и теперь отстаёт на 4% по среднему FPS, лидируя с той же разницей по очень редким событиям.

В Хогвартсе старая 3D'шка продолжает превосходить новую по приросту от разгона, что неожиданно, ведь в первом случае максимальная частота не изменилась, ядра просто стали чаще её достигать, а во втором случае частота выросла, как минимум, на 225 МГц.

В Вахе, наоборот, прирост за поколение вырос и теперь достиг 12%. i9 обогнал 7800X3D по среднему FPS, но отстаёт от новинки на 8%. 9700X на последнем месте, но без мониторинга сложно будет заметить разницу с 7800X3D или Intel'ом.

В StarCraft II разгон памяти ничего не дал 3D'шкам, но увеличение максимальной частоты получило небольшой отклик на 9800X3D в виде 4% увеличения среднего FPS. Настройка 9700X и i9 оказалась куда более результативной, и теперь они наравне с 7800X3D. Ну хоть в одной игре настройка Turbo Boost на Intel'е дала свои плоды! 14900 достигает аж 6 ГГц.

В Uncharted все, кроме 9700X получили 5% прирост от разгона. Даже интересно, что такое выделяется в его настройке. К слову 9700X здесь самый горячий. Несмотря на самое высокое потребление, 14900KF греется по большим ядрам как 3D'шки. И кого теперь печкой обзывать?

В PUBG 9700X и Intel'у разгон дал очень хорошую прибавку в кадровой частоте, но доминирование 3D'шек настолько велико, что их лидерство неоспоримо.

В CS2 i9 спустился на последнее место, теперь его опережает даже 9700X, почти сравнявшийся с 7800X3D.

В Таркове результативность настройки 3D'шек достигла 10%, что несильно ниже их соперников, так что ни 9700X, ни 14900KF не догнали 7800X3D, что уж говорить о новинке. Пока мы движемся от края карты в центр, нагрузка на процессор высока, и i9 придерживается буста на 8 ядер, но в обратном направлении, когда мы бежим к началу тестового отрезка, от центра карты к её границе, срабатывает буст на семь и даже шесть ядер. Это мы к тому, что даже в рамках одной игры достаточно развернуться, чтобы кардинально изменить нагрузку на процессор.

В среднем по играм прирост от разгона 3D'шек едва отличим.

Но не дайте себя запутать, разблокированный множитель на новинке не бесполезен, ведь 7800X3D не всегда достигал своих максимальных частот, в то время как 9800X3D от них не отлипал, поэтому разгон по курве без изменения предела частот оказался бы для последнего простым андервольтом без увеличения производительности в играх.

Так что даже с разгоном прирост за поколение с учётом округлений не изменился, и составляет всё те же 19% по среднему FPS. Разница между вторым, третьим и четвёртым местом настолько невелика, что их можно назвать равными, меньшие 0.1% так и вовсе идентичны.

Итоги

Какой вывод из этого можно сделать? Теперь мы без преувеличений можем назвать Ryzen 9800X3D лучшим игровым процессором на данный момент как в стоке, так и в разгоне.

Разница в играх с предшественником превысила наши ожидания, в рабочих задачах производительность новинки тоже хороша, пусть и не достигает уровня Intel'ов прошлого поколения, но всё же удивительно, что в половине случаев даже 9700X с большей частотой проигрывает. Остаётся последний вопрос: а стоит ли доплачивать? И ответить на него вам придётся самим, ведь упор в видеокарту и прочие лимиты FPS в большинстве игр ещё долгое время не дадут отработать переплаченным деньгам за новинку.