Обзор и тест AMD Ryzen 9 9900X
Серия обзоров про новые Ryzen'ы продолжается и сегодня на очереди Ryzen 9 9900X. Это всё те же 12 ядер, разделённые на два чиплета, как и в предшествующем 7900X. Но их максимальная частота стала ниже, особенно на втором CCD. Помимо этого лимит мощности стал ниже, но ещё не достиг уровня 7900 без X.
Нет, это не значит, что нам предлагают какую-то отбраковку за чуть меньшие деньги. Сама микроархитектура процессора претерпела множество улучшений, которые не отображаются в простых характеристиках.
И насколько заметны они в 12-ядерном решении, сегодня и узнаем.
Тестовый стенд
Сравнение Ryzen 9 9900X проведём как с предшественником в лице 7900X, так и с игровым решением 7800X3D. Из синего лагеря противником выступит i7-14700KF. Материнская плата для Ryzen'ов - ASUS ROG Crosshair X670E Hero и MSI MPG Z790i Edge WIFI - для i7. Оперативная память набрана двумя модулями по 24 ГБ от TeamGroup T-Force Xtreem с имитируемым XMP 6000 МГц CL30 для AMD и 6400 МГц CL32 для Intel. Остальные комплектующие перед вами, операционная система Windows 11 24H2 с последними обновлениями и учётной записью администратора.
- Видеокарта: Palit GeForce RTX 4080 GameRock OC
- Процессор #1: AMD Ryzen 9 7900X
- Процессор #2: AMD Ryzen 9 9900X
- Процессор #3: AMD Ryzen 7 7800X3D
- Процессор #4: Intel Сore i7-14700KF
- Материнская плата #1: ASUS ROG Crosshair X670E HERO
- Материнская плата #2: MSI MPG Z790i EDGE WIFI
- Оперативная память DDR5: TeamGroup T-Force Xtreem [FFXD548G7200HC34ADC01] 2x24 ГБ
- Система охлаждения: Arctic Cooling Liquid Freezer II-360
- Накопитель: Kingston KC3000 2 ТБ
- Блок питания: DeepCool PX1300P
- Корпус: BC1 Open Benchtable
- Операционная система: Windows 11 24H2
Сток
Синтетические тесты
Начинаем по традиции с AIDA64. В ней мы наблюдаем двукратное ускорение кэша первого уровня и полуторакратное второго всего за одно поколение. Замер L3 в этом бенчмарке сильно ограничен лимитом мощности, и если его снять, улучшения наблюдаются по записи и копированию, впрочем 7900X тоже может быть ограничен. Также стоит отметить, что двухчиплетные Ryzen'ы не блещут пропускной способностью памяти, особенно чтением в сравнении с 14700KF. И меньшая частота XMP минимально повлияла на этот факт.
В Cinebench 2024 9900X лидирует в однопотоке, но в мультипотоке побеждает i7. Снятие лимита мощности с 14700KF и R9 улучшает их баллы на 5%, что позволяет последнему увеличить прирост за поколение до 13%, что не так уж и много.
В Geekbench 6 7900X сравнялся с Intel'ом в одноядерном результате, а в многопотоке новинка уже борется с i7 на равных.
В Davinci погрешность в скорости рендера привела к заблуждению, будто снятие лимита с 14700KF ухудшает результат. На 9900X стоковые ограничения тоже едва заметны, при этом отрыв от предшественника достиг внушительных 22%.
В Adobe Premiere Pro сказывается низкая пропускная способность памяти у Ryzen'ов, из-за чего разрыв между 12-ядерниками сократился до 5%, а рендер на i7 занимает на 16% меньше времени.
В Topaz Video AI прирост за поколение вырастает до 14%, а преимущество intel, наоборот, сокращается.
Температуры и потребление
Во время стресс-теста 9900X ограничен 162 Вт лимитом мощности, 7900X тоже упирается в свои 230 Вт, однако новинка находится в 30 °С от своего температурного лимита, но и, справедливости ради, уступает предшественнику в частоте. 14700KF аналогично ограничен лимитом мощности, из-за чего не может достичь максимальных частот, зато температура приемлемая.
Если же снять лимиты с i7 и новинки, то потребление нашего экземпляра 14700 возрастает на 30 Вт, а температура - на 8 °С. В то же время 9900X стал “кушать” в среднем на 53 Вт больше, но в отличие от 7900X, стабильно работающего на максимальной температуре, 9900 постоянно мельтешит по своей кривой частот/напряжений, из-за чего его частота, напряжение, потребление и температуры скачат туда-сюда, будто он постоянно обжигается и руку одёргивает.
Стоит ли переплачивать за систему жидкостного охлаждения? Подробно разберёмся на примере пары башенных кулеров, а также СЖО от одного производителя Ocypus.
При снятых с процессора лимитах мощности и токов во всех случаях мы видим упор в температурный лимит. Разница лишь в том, что водянка позволяет отвести на 20 Вт больше в сравнении с четырёхтрубочным кулером, благодаря чему частота процессора выше всего на 90 МГц.
Если стоковый лимит не трогать, то частоты ядер практически не отличаются, а температура разнится на 10 °С между СЖО и двухбашенным кулером. Однобашенный добавляет 3.5 °С, но даже с ним процессор не греется выше 80 °С.
Однако это на максимальных оборотах, которые тихими не назовёшь никак, в почти бесшумном режиме пропасть между L36 и A62 вырастает до 14 °С, а между башнями остаётся в районе 3 °С. При этом температура по-прежнему приемлемая. То есть в стоке 9900X горячим сложно назвать.
В играх разница между этими кулерами в тихом режиме вырастает. Особенно выделяется водянка, на 19 °С превосходящая двухбашенный кулер, т.к. в неё тёплый воздух из видеокарты в нашем случае не поступает. Тем не менее, стоит снова отметить, что нагрев процессора под простенькой башней невелик. Частота ядер при этом несильно ниже, чтобы это как-то ощутить.
Даже в Starfield потребление 9900X не достигает своих предельных 162 Вт, значит, снятие лимитов ему не требуется, чего не скажешь о 14700KF. Позвольте рассказать вам, как нынче обстоят дела у intel на примере нашей MSI. По умолчанию в BIOS выбран режим Intel Default Settings, который полностью совпадает по поведению со следующим в списке MSI Performance Settings.
На первый взгляд они отличаются от последнего режима MSI Unlimited Settings лишь лимитом мощности, но есть куда более важное и странное отличие. На MSI оно зовётся CPU Lite Load. Простыми словами это управление напряжением, чем больше значение, тем выше напряжение, и в режиме intel Default его накрутили прям от души.
Вернёмся в тот же Starfield. В дефолтном режиме напряжение на процессор выше на 100 мВ. Ощущение, будто intel пытается вернуть стабильность уже деградировавшим процессорам, при этом в обоих случаях мы наблюдаем троттлинг. То есть даже в играх лимит мощности не достигается, но автоматика “осторожничает” и сбрасывает частоты, напряжение и токи.
В Cinebench тоже Intel Default выглядит сомнительно. Напряжение, потребление и температура выше, а частоты, наоборот, ниже.
Чтобы полностью снять эти лимиты с процессора и избавиться от повышенного напряжения, нужно выбрать MSI Unlimited Settings, прописать максимально возможные пределы по потреблению и току, а также отключить опцию TVB Voltage Optimization.
Довольно-таки много действий не так ли? Это вам не XMP включить. А учитывая, что мы не наблюдали огромных приростов от отключения лимита и при этом, вроде как, возвращаем стоковый процессор на опасную дорожку, вероятно, приводящую к выходу из строя, то дальнейшие игровые тесты мы будем проводить просто в режиме MSI Unlimited, для активации которого нужно одно действие. На материнских платах других брендов есть аналогичные переключатели режимов, вынесенные на видное место.
Тесты в играх
Киберпанк, Ray Tracing: Ultra пресет, DLSS: Ультра-производительность. Начало хорошее, 9900X на 13% быстрее своего предшественника по среднему FPS. На младших Ryzen'ах увидеть двузначный прирост было редкостью. Тем не менее, i7 ещё на 12% быстрее, а 7800X3D почти на 20, при этом потребляет всего 80 Вт.
Starfield, ультра пресет с 50% масштабированием. Прирост за поколение упал ниже 10%, при этом отрыв i7 от новинки вырос до 18%, да и 7800X3D лидирует среди Ryzen'ов. Судя по загрузке потоков, Starfield посредственно параллелится на старших процессорах AMD.
Hogwarts Legacy, ультра пресет графики и трассировки лучей. Уже третью игру подряд 7900X ограничен частотой в 5.5 ГГц. На бумаге ему доступно на 200 МГц больше, но ещё на старте 7000 линейки с новыми BIOS ввели ограничение, из-за которого в большинстве игр выше 5.5 ГГц не увидеть. В то же время 9900X более гибко меняет частоту, но тоже не достигает максимальных значений, да и в целом не шибко лучше предшественника. А до лидирующей 3D'шки и i7 ему ещё 12-13% по среднему FPS.
Warhammer 40,000: Space Marine II, ультра пресет, DLSS: качество. Разрыв между участниками сократился. 9900X нагнал 3D'шку, а преимущество 14700KF не превышает 5%. Прирост за поколение тоже невелик, 7900X отстаёт от преемника на 7%.
Starcraft II, все настройки на максимум. Эта стратегия приучила нас к хорошим результатам 9000 серии, но в этот раз 14% прирост не удивляет. Для сравнения: 9700X быстрее 7700X на 18%. 14700KF впервые проиграл, но всего на 6%, а 3D'шка по-прежнему оправдывает свою игровую направленность.
Uncharted 3, запущенная через эмулятор RPCS3, рекомендуемые настройки из Wiki, 300% масштабирование. Разрыв между участниками минимален, i7 занял последнее место из-за отсутствия AVX-512 инструкций, но держится бодрячком. 3D'шка лидирует по среднему FPS, при этом по редким и очень редким событиям проигрывает 12-ядерным собратьям.
PUBG, очень низкий пресет, FoV 103. 7800X3D доминирует. Даже смешно как-то озвучивать 10% разницу между 7- и 9900X, а также паритет последнего с i7, когда 3D'шка на 40% их превосходит.
Counter Strike 2, низкий пресет с повышенным качеством теней. Здесь тоже разница между обделёнными кэшем участниками невелика. Причём у 12-ядерников из-за разделения 64 МБ L3-кэша пополам между двумя чиплетами данные наверняка дублируются, так что их FPS получается как у восьмиядерных собратьев с 32 МБ.
Escape From Tarkov, кастомный пресет. В этот раз i7 проиграл новинке по всем показателям, расположившись между девятисотками. 3D-шка в очередной раз лидирует, а разница поколений не превышает 10%.
Разгон
Многое ли изменит разгон?
9900X вместе с остальными Ryzen'ами взял 7600 МГц по памяти с таймингами 34-45. Infinity Fabric при этом взяла 2200 МГц. Всё же она гонится лучше на 9000 серии. Один раз — случайность, два — совпадение, три — уже закономерность. Ядра были разогнаны через Curve Optimizer, и так как первый CCD выбивался в основном в одноядерных стресс-тестах, а половина ядер второго взяли максимальное смещение в -50, то мы, наконец, воспользовались Curve Shaper, понизив кривую ещё на -10 для высокой частоты, которая встречается в многопоточных нагрузках.
К слову, мы быстренько глянули, сильно ли хуже разгон памяти до 6400 МГц при равном делителе в наиболее зависимых от памяти Premiere Pro и Topaz’e. Однозначно 7600 МГц для 9900X в этих программах лучше, но в играх разницы нет.
Раз 7900X постоянно упирается в лимит 5500 МГц, то это ограничение мы сместили с помощью разгона по шине, а ядра настроили по курве.
7800X3D тоже можно погнать по шине, но толку от этого мало для нашего образца, да и фишка его в беспроблемной работе на дешёвых материнках. Мы про это целый обзор сделали. Так что просто Curve Optimizer.
На i7-14700KF мы решили поэкспериментировать с разгоном PBO. Таким образом при использовании четырёх и более P-ядер их частота будет равна 5.6 ГГц, а по мере снижения количества нагруженных ядер из-за LLC 7 напряжение будет расти, а частота повышаться вплоть до 6 ГГц. Энергоэффективные ядра просто зафиксировали на 4.5 ГГц, а память взяла 7800 МГц с таймингами 36-45.
Синтетические тесты
7900X с настроенной памятью увеличил пропускную способность до 100 ГБ/с по чтению и записи, превосходя по первому показателю преемника и уступая ему по записи. Копирование у обоих около 91 ГБ/с. 14700KF с минимальной разницей в частоте имеет куда большие значения по всем показателям, а одночиплетный 7800X3D ограничен по чтению и копированию скоростью infinity fabric.
Благодаря настройке кривых частот/напряжений для ядер, 9900X почти догнал 14700KF в многопоточном зачёте, а тот, в свою очередь, сократил отставание в однопотоке за счёт настройки Turbo Boost.
В Geekbench 6 разгон тоже сблизил 9900X и i7, при этом отставание 7000 Ryzen'ов увеличилось.
В Davinci Resolve 7900X, наоборот, сократил отставание от преемника после разгона, а между 9900X и 14700KF по-прежнему несущественная разница.
В Premiere Pro всё ещё в лидерах Intel, а разница между R9-ми выросла в два раза. Отрыв новинки от 7800X3D увеличился ещё сильнее: с 12 до 28%.
В Topaz’е тоже наибольший прирост от разгона получил 9900X. Преимущество i7 сократилась в два раза, а прирост за поколение подскочил до 24%.
Потребление и температуры
За счёт совместной настройки Curve Optimizer и Shaper разница в частоте между R9-ми прилично увеличилась во время стресс-теста. Оба ограничены температурным лимитом, при этом не сказать, что есть отличия в эффективности отвода тепла, энергопотребление у них очень близкое, но колебания у 9900X никуда не исчезли. Запомните напряжение у i7-14700KF. 1.265 В получаются в ходе сильной просадки за счёт LLC 7 и по той же причине датчик энергопотребления завышает значения.
Тесты в играх
7900X получил самый высокий прирост от разгона в киберпанке. Разгон по шине сместил частотный лимит с 5.5 ГГц до 5775 МГц, однако он не торопится достигать новых пределов. Самое высокочастотное ядро колеблется в районе 5.6 ГГц, что явно не восхваляет наличие внешнего тактового генератора у материнской платы.
В Starfield 7900X снова ускорился сильнее всех, теперь он подготавливает всего на 4% меньше к/с в сравнении с новинкой. Преимущество 7800X3D слегка сократилось, а 14700KF по-прежнему доминирует в этом проекте. Причём Starfield сильнее всех нагружает процессоры среди наших игр, но со стресс-тестом не сравнится, из-за чего i7 потребляет на 50 мВ больше при тех же частотах.
В Хогвартсе R9-е получили равный прирост от разгона, превышающий оный у 7800X3D в два раза. 3D'шка теперь на втором месте, а первое забрал 14700KF, получивший от разгона в среднем 17% FPS. Thread Director распределяет нагрузку в первую очередь по физическим ядрам, что не позволяет i7 задействовать малопоточный буст, при этом из-за низкой нагрузки в Хогвартсе напряжение выросло до 1.37 В. Так что проще гнать по старинке, фиксируя частоту на одном значении с использования “более ровного” LLC, чтобы везде было одинаково низкое напряжение.
В Вахе 9900X прибавил аж четверть FPS по среднему показателю, вырвавшись на первое место. Естественно, оно условно, ведь 3D'шка и i7 отстают всего на 3-4% по среднему FPS, хотя Intel не радует стабильностью фреймтайма. Уж не еретик ли он?
В StarCraft’е турбобуст, наконец, проявил себя, повысив частоту 14700KF аж на 100 МГц. И на что мы рассчитывали?.. 5.8 ГГц доступны только при трёх активных ядрах, а тут нагрузка раскидана по четырём. Так что разгон настройкой турбобуста годится разве что для получения максимальных попугаев в однопоточных бенчмарках.
В эмуляторе Playstation 3 разгон даёт немного, на 7800X3D так и вовсе 3% вышло. Тем не менее, он превосходит i7 по среднему FPS, но проигрывает по меньшим 1 и 0.1%.
Несмотря на скромный прирост от разгона, 7800X3D продолжает доминировать в PUBG. Самую большую прибавку по FPS в этот раз получил 14700KF, но и R9-е ускорились на хорошие 18-20%.
В CS2 9900X и i7 почти догнали 3D'шку, сохранив между собой паритет. Отставание 7900X выросло, несмотря на невысокую нагрузку в сравнении с киберпанком, достигать предельных частот он не торопится. Да и 9900X своих 5850 МГц только под чиллером способен достичь.
В Таркове самый результативный разгон вышел у новинки. Теперь её отделяет от 3D'шки всего 4% FPS, а прирост за поколение вырос до 14%. Отставание Intel'а выросло до 6%, но по редким и очень редким событиям он приблизился к 9900X.
Итоги
Какие же выводы?
В среднем по девяти играм Ryzen 9 9900X обошёл своего предшественника на 9% по среднему FPS, что, очевидно, не позволило ему догнать 7800X3D, да и 14700KF получше вышел. В тяжёлых одиночных играх i7 имеет небольшое преимущество, а в онлайн-проектах они плюс-минус равны.
От разгона R9 9900X получил 18% дополнительных кадров, что на 1% больше предшественника. Это минимально повлияло на их баланс сил. i7 ускорился чуть слабее, на 16% процентов, и лишь 7800X3D выделяется скромным 9% приростом. Поэтому в среднем разогнанный 9900X почти равен настроенному 14700KF.
Поэтому в среднем разогнанный 9900X почти равен настроенному 14700KF. Качели их противостояния смещались то туда, то сюда, но хоть сколько-то заметное преимущество было только у i7 в Premiere Pro и первых трёх играх. Отрыв 7800X3D от новинки сократился до 6%, а прирост за поколение дошёл до двузначного числа.
Отключение SMT на 9900X в играх не вредит, но и пользу только в PUBG можно заметить.
Несмотря на сниженную до $500 рекомендуемую стоимость, ценник на старте у 9900X слишком высокий. Сборка на 14700KF выходит сильно дешевле, при этом i7 лучше в том же Premiere Pro и тяжёлых ААА играх. А если вас не интересуют рабочие задачи, то 7800X3D, несмотря на подскочившие цены, доминирует в играх, особенно если заниматься разгоном вы не планируете, при этом он не требует дорогой материнской платы. Так что 9900X покупать можно, но только когда стоимость упадёт ниже конкурентов. А случится ли это - отдельный вопрос.