Обзор и тест AMD Ryzen 7 5700X3D

3D-КЭШ — НЕДОРОГО?

В свое время Ryzen 7 5800X3D произвёл настоящий фурор. На момент выхода он в играх на равных боролся с топовым i9, при этом полноценно работал на бюджетных материнских платах и не был зависим от быстрой ОЗУ. Падение цены со временем играло только в его пользу, и некоторое время его продажи превосходили всю 7000 линейку вместе взятую.

И вот, почти спустя два года вышел Ryzen 7 5700X3D - те же восемь ядер с 3D-кэшем, только цена сильно ниже. Смог ли он произвести тот же фурор, или время упущено? Сегодня и узнаем. 

Технические характеристики

По характеристикам единственным отличием 5700X3D от 5800X3D является частота. У новинки она на 400 МГц ниже, то бишь на 9% меньше. Нужно учитывать, что эта частота влияет не только на сами ядра, но и на скорость кэша, который делает эти процессоры столь производительными в играх.

Тестовый стенд

Поэтому сравним 3D-шки, а также добавим ещё пару участников - Ryzen 5 7500F и i5-12600KF. Последний сильно упал в цене с началом лета на маркетплейсах, да и в местных магазинах поставил крест на 13- и 14400F.

3D-шки расположились в материнской плате: ASRock B550 Taichi Razer Edition, 7500F в Gigabyte B650M Aorus Elite, а i5 в MSI MPG Z790i EDGE WIFI. Для 5000 Ryzen'ов используется DDR4 в лице двух модулей Crucial Ballistix по 16 ГБ на чипах Micron Rev.B. Они будут иметь имитированный XMP 3600 МГц CL18. В остальных случаях пригодится пара DDR5 модулей G.Skill с тем же объёмом на чипах Hynix Rev.A с имитируемым XMP 6000 МГц CL30 для 7500F и 6400 МГц CL32 для 12600KF. Остальные комплектующие перед вами, операционная система Windows 11.

  • Видеокарта: Palit GeForce RTX 4080 GameRock OC
  • Процессор #1: AMD Ryzen 7 5700X3D
  • Процессор #2: AMD Ryzen 7 5800X3D
  • Процессор #3: AMD Ryzen 5 7500F
  • Процессор #4: Intel Сore i5-12600KF
  • Материнская плата #1: ASRock B550 Taichi Razer Edition
  • Материнская плата #2: Gigabyte B650M Aoruse Elite
  • Материнская плата #3: MSI MPG Z790i EDGE WIFI
  • Оперативная память DDR4: Crucial Ballistix White [BL16G32C16U4W] 2x16 ГБ
  • Оперативная память DDR5: G.SKILL Trident Z5 [F5-7600J3646G16GX2-TZ5RK] 2x16 ГБ
  • Система охлаждения: Arctic Cooling Liquid Freezer II-360
  • Накопитель: Kingston KC3000 2 ТБ
  • Блок питания: MSI MPG A1000G PCIE5
  • Корпус: BC1 Open Benchtable
  • Операционная система: Windows 11 23H2

Сток

Синтетические тесты

В Aida64 3D-шки имеют около 10% разницы в пропускной способности кэшей, а также латентности. 7500F очень близок по показателем L1 и L2, а L3 у него даже быстрее. И это при том, что пропускная способность суммируется по всем ядрам. 12600KF не может похвастаться скоростным L3-кэшем, как и его объёмом, но по скорости DDR5 ему нет равных.

В Cinebench 2024 7500F равен в тесте многопотока 5800X3D и на 5% быстрее новинки, а в одноядерном тесте доминирует с 28%-м преимуществом. Однако лидером в обоих зачётах является i5.

В Geekbench 6 7500F занимает первое место в Single-Core тесте, да и в мультипотоке имеет серьёзный отрыв от восьмиядерных Ryzen'ов.

В Davinci Resolve рендер силами процессора выполняется дольше всего на 5000 Ryzen'ах. Преимущество в количестве ядер не спасает, как и 3D-кэш.

В Premiere Pro разница между 3D'шками сократилась до 2% из-за сильного ограничения со стороны медленной DDR4.

В Topaz Video AI наблюдаем похожую ситуацию, тут процессоры с DDR5 ещё сильнее вырвались вперёд.

Температуры и потребление

В Aida FPU 5700X3D имеет в среднем на 67 мВ большее напряжение в сравнении с 5800X3D, но благодаря меньшему току энергопотребление ниже на 25 Вт. Температура, соответственно, тоже на 11 °С ниже, при этом частота на старшей 3D'шке выше всего лишь на 160 МГц. Стал ли техпроцесс более отточенным, или 5700X3D нам попался более удачный - сложно сказать. 7500F имеет то же энергопотребление по датчику, что и новинка, но из розетки потребление меньше на 20 Вт. Температура при этом ниже на 16 °С, и это при меньшем количестве ядер, что вновь напоминает о сложности отвода тепла от ядер процессоров с 3D-кэшем. 12600KF при самом высоком энергопотреблении греется до приемлемых 70 °С не прибегая к троттлингу.

Нужна ли жидкостная система охлаждения 5700X3D? Сравним её с двухсекционной башней и четырёхтрубочным кулером.

В том же стресс тесте СЖО снижает температуру всего на 1.5 °С в сравнении с двухсекционным кулером от Thermalright, помимо этого частота ядер выше на скромные 30 МГц. Четырёхтрубочная башенка приводит к более серьёзным потерям - частота упала ещё на 80 МГц, при этом напряжение и энергопотребление выросли, а температура увеличилась на 5.5 °С.

В играх преимущество СЖО выше, так как в нашем случае она не захватывает горячий воздух от видеокарты. С двухсекционным кулером температура выше на 7.5 °С, а с односекционным ещё на 6 °С. Это, можно сказать, один из худших сценариев, так как игра хорошо параллелится, видеокарта потребляет 240 Вт, а температура в комнате Дмитряги достигла 33 °С.

Тесты в играх

Киберпанк, Ray Tracing: Ultra пресет. 3D-кэш в этой игре даёт не так уж и много, но параллелится киберпанк хорошо. Из-за шести ядер 7500F на последнем месте, в то время как 12600KF с 5800X3D делят первое. Между собой 3D’шки отличаются несильно, всего на 4% по среднему FPS.


Starfield, ультра-пресет. 5700X3D занял последнее место, 5800X3D впереди на 7%, а 7500F между ними. 12600KF лидирует, особенно по статистике очень редких событий.

Hogwarts Legacy, ультра пресет графики и трассировки лучей. В малопоточном хогвартсе преимущество в количестве ядер 3D'шек ничего не даёт, но по всей видимости, кэш позволяет им быть наравне с 7500F и 12600KF. По среднему FPS разница в целом мизерная, но по меньшим 1 и 0.1% R5 и i5 в лидерах.

Star Wars Jedi: Survivor, эпический пресет с трассировкой лучей. Мы не раз подмечали, что разгон памяти даёт в джедаях один из сильнейших приростов по FPS. Из-за этого L3-кэш оказался не столь эффективным, и 3D'шки заняли последние места. 7500 и 12600 на первых местах не без помощи DDR5. А по стабильности фреймтайма R5 так и вовсе лучший.

Атомное Сердце, атомный пресет с бета-лучами в режиме качество. Эта трассировка лучей не столько снизила FPS видеокарт, сколько уничтожила процессоры. Без DXR 5800X3D подготавливал около 160 FPS в среднем, а теперь меньше на сотню. Ещё и статтеров куча прибавилась. Остальные участники даже 60 FPS не достигли по среднему показателю.

Remnant II, ультра пресет, DLSS: качество. Преимущество 5800X3D над младшим собратом достигло 11% по среднему FPS, что явно выходит за рамки 10%-го преимущество по частоте, однако погрешность никто не отменял. Ryzen 5 7500F и 12600KF расположились между 3D'шками, а по очень редким событиям i5 так и вовсе на последнем месте.

Horizon Forbidden West, очень высокий пресет, DLSS: ультра производительность. Упереться в процессор в этой игре - непростая задача. Даже с 4080 и максимально шакальным DLSS загрузка GPU на 3D'шках находится в районе 90%. Странно, что с 12600KF при близком к 5700X3D FPS загрузка 4080 заметно ниже, как и на 7500F.

Starcraft II, все настройки на максимум. Пара производительных ядер и большой кэш - два самых важных качества в процессорах для этой стратегии. Благодаря высокой частоте и большему IPC 7500F и 12600KF отстают несильно, но формально занимают последние места.

Counter Strike 2, низкий пресет с динамическими тенями. i5 слился. Он на 20% слабее новинки и 7500F по среднему FPS. По статистике очень редких событий 12600KF между ними, но в контре высока погрешность. 5800X3D снова продемонстрировал 11%-е преимущество над 5700X3D. Здесь он отрабатывает каждый мегагерц.

Escape From Tarkov, кастомный пресет. Нашли локацию посложнее, чтобы по FPS быть ближе к онлайну. С последними патчами использование только физических ядер вернуло свой смысл, однако на i5 эта настройка не работает. Возможно, поэтому он и занимает последнее место.

В среднем по десяти играм 5700X3D равен 7500F и 12600KF по среднему FPS, но уступает по стабильности фреймтайма. 5800X3D быстрее новинки на 8%, что не так уж и много, экономия полностью оправдана.

Разгон

Однако, разгон несёт в себе мало пользы процессорам с 3D-кэшем. Как после него изменится баланс сил?

Разгон 5700- и 5800X3D идентичен. Память взяла 3733 МГц с таймингами 14-18, а ядра были настроены через Curve Optimizer на минимальные -30 единиц.

Ядра 7500F были зафиксированы на отметке 5350 МГц, а память взяла 7800 МГц с таймингами 36-46. Напомним, что такой разгон имеет микроскопическое преимущество над разгоном до 6200 МГц при равном делителе.

Производительные ядра 12600KF встретили предел на 5 ГГц, а энергоэффективные на 4 ГГц. Память взяла 7000 МГц с таймингами 32-41. Корпеть над напряжениями ради лишних 200-400 МГц для Intel тоже бесполезно, мы это разбирали и не раз.

Синтетические тесты

Aida в очередной раз напоминает о странных решениях в микроархитектуре Ryzen'ов. В 3000 и 5000 серии низкую скорость записи памяти на процессорах с одним CCD оправдывали низкой востребованностью записи, а в 7000 линейке сделали наоборот - чтение и копирование ограничены. В то же время на i5 все показатели перевалили за 100 ГБ/с. Посмотрим, как это поможет Intel'у.

В многопоточном зачёте Cinebench позиции участников сохранились и даже укрепились. Благодаря разгону по курве 5800X3D стал куда ближе к своим максимальным частотам, 7500F так и вовсе повысил свой рубеж на 300 МГц, а частота 12600KF выросла на 500 МГц. В то же время в однопоточной нагрузке он получил всего +100 МГц, из-за чего уступил 7500F.

В Geekbench 6 произошли минимальные изменения. 3D'шки компенсировали слабый разгон ядер большим приростом от настройки памяти.

Davinci Resolve отреагировал на разгон тем же образом, что и мультипоточный тест Cinebench.

В Premiere Pro наименьший прирост получил 7500F. Видимо, ограничения по пропускной способности памяти дали о себе знать.

В Topaz Video AI, наоборот, 7500F получил наибольшее ускорение. Порой даже забывается, что у него шесть ядер против восьми на 3D'шках.

Температуры и потребление

Настройка Curve Optimizer послужила андервольтом для 3D'шек, в то время как фиксированный разгон только увеличил “жор” 7500F и i5.

Тесты в играх

В киберпанке комплексная настройка ускорила R5 и i5 на 20%. 5700- и 5800X3D тоже получили немалые 12 и 14% соответственно, что говорит о недостаточности их L3-кэша в этой игре. 7500F воспрял и находится между 3D'шками по среднему FPS, а 12600KF вырвался в лидеры.

Starfield хуже откликнулся на разгон. R5 и i5 обрели около 15% дополнительных кадров в секунду, в то время как 5800X3D получил в два раза меньший прирост. 5700X3D ускорился ещё хуже, всего на 4%. В связи с этим 3D'шки заняли последние места.

В Hogwarts’е разгон снова изменил баланс сил в сторону процессоров с малым L3-кэшем. 7500 и 12600 делят первое место, в то время как разрыв между 3D'шками вырос до 9%.

Ранее сказанное о Jedi: Survivor вновь подтвердилось. 3D'шки получили около 15% дополнительных кадров в секунду, что прям кричит о нехватке 3D-кэша. 7500F так и вовсе на 24% ускорился, снова сравнявшись с 12600KF.

В Атомном Сердце произошли забавные изменения. Раньше все кроме 5800X3D были равны по среднему FPS, но значение меньшего 0.1% вышло в порядке возрастания. Теперь же наоборот. По среднему FPS процессоры стоят в порядке возрастания, а меньший 0.1% отличается только на 5800X3D.

В Remnant II 3D'шки получили 1%-й прирост, что значит, промахов в кэш минимум. Идеальная игра для них, казалось бы, но 7500F на целых 27% впереди новинки, да и 12600KF быстрее на 20% по среднему показателю.

В Horizon некогда лидирующие 3D'шки снова заняли последние места. Опять же, формально. Преимущество 12600KF над 5800X3D в 1 FPS сложно назвать таковым.

В StarCraft II 5700X3D в очередной раз занял последнее место, а лидерство теперь за 7500F.

Даже в контре 7500F победил. 12600KF остался на последнем месте, но отставание от 5700X3D незначительное, всего 5% по среднему FPS, а по меньшему 0.1% Intel впереди на 13%.

В Таркове разгон i5 дал 35% FPS в среднем. Это рекорд и абсолютно неясно, откуда такой прирост, мы даже перепроверили. Возможно, это как-то связано с кривым распараллеливанием, но что самое смешное, 12600KF всё равно на предпоследнем месте. 7500F на первом, а на пятки ему наступает 5800X3D.

Нечасто встретишь такую перемену после разгона, да? Если раньше 5700X3D был в среднем наравне с R5 и i5, то теперь они обходят его на 14 и 11% соответственно. Причём сильных качель не наблюдалось. Только в контре 12600KF уступил 5700X3D, а 7500F так и вовсе ни разу.

Оно и неудивительно, когда твои соперники получают а среднем около 20% от разгона, а ты 6%.

Итоги

Какой же из этого следует вывод? Если вам чужд разгон, то 5700X3D предлагает в среднем близкую к 7500F и 12600KF производительность в играх, при этом в синтетике уступает. Сам 5700X3D по цене близок к соперникам на маркетплейсах, но материнская плата к нему и DDR4 позволяют сэкономить на комплекте, что и даёт ему право на жизнь.

С другой же стороны, это конечная. 8%-й прирост от апгрейда на 5800X3D не назвать ощутимым, а 5950X будет лучше только в многопоточных задачах. С разгоном так и вовсе 5700X3D выгодой не блещет. С каждым годом игры всё тяжелее и тяжелее, из-за чего даже 96 МБ L3 кэша становится мало.

Если выбирать между 7500F и 12600KF, то нужно определиться с предпочтениями. i5 силён в многопоточных AAA играх и синтетике. R5, в свою очередь, даёт больший потенциал на апгрейд и зачастую лучше в онлайн играх.

31 мая 2019
Что может предложить любителям оверклокинга 6-ядерный Intel Core i5-9600k, и до какой частоты можно разогнать этот процессор на материнской плате среднего уровня? Ответы на эти и другие вопросы в материале редакции I2HARD.ru.