Тест ASRock Arc A580 Challenger D OC. Сравнение RTX 3050, RX 6600 и Arc A750

Требует огранки?

Что должна уметь игровая видеокарта? “Хорошо тянуть игры!” - ответило бы подавляющее большинство лет эдак пять назад. Однако технологии не стоят на месте, и сейчас графический ускоритель выполняет целый ворох задач, в каждой из которых тоже хочется получить удобоваримый, как минимум, результат. Сможет ли новинка от intel - Arc A580 справиться с конкуренцией или она опять станет выбором меньшинства? Сегодня и узнаем. Вы на i2hard, и мы начинаем.

Технические характеристики

Что из себя представляет Arc A580? Она построена на том же чипе, что и A750, но при этом имеет на 14.3% меньше ядер и блоков, в 2 раза меньше L2-кэш, а вот объём, частота и битность памяти идентичны. Ценник на А580 стартует с $179, что на 38% дешевле старшей модели.

Не стоит забывать, что А750 уже не раз дешевела, и на эталонном Newegg можно найти предложения в $210, что на 17% дороже.

В то же время за эти деньги можно рассмотреть RTX 3050 на 6 ГБ, а от AMD прямого конкурента нет. 6500 XT сильно дешевле, а RX 6600 по цене на уровне A750.

В России А580 продаётся пока только на OZON Global у китайских продавцов без отзывов за 19 тыс. рублей, причём половина предложений - это RX 580.

С таким же риском за эти деньги можно купить RX 6600.

Тестовый стенд

6 ГБ версии RTX 3050 у нас нет, поэтому для сравнения возьмем версию на 8 Гб в исполнении INNO3D TWIN X2 OC. Лагерь красных будет представлен белоснежной ASRock RX 6600 Challenger White, а Arc A580 и A750 будут в исполнении ASRock Challenger D OC.

Остальные комплектующие перед вами. Resizable BAR включен.

  • Видеокарта #1: ASRock Intel Arc A580 Challenger D OC
  • Видеокарта #2: Nvidia GeForce RTX 3050 8GB INNO3D TWIN X2 OC
  • Видеокарта #3: ASRock Radeon RX 6600 Challenger White
  • Процессор: AMD Ryzen 7 7800X3D
  • Материнская плата: Gigabyte B650M DS3H
  • Оперативная память DDR5: G.SKILL Trident Z5 [F5-7600J3646G16GX2-TZ5RK] 2x16 ГБ
  • Система охлаждения: ARCTIC Cooling Liquid Freezer II-360
  • Накопитель: Crucial MX500 2 TB
  • Блок питания: MSI MPG A1000G PCIE5
  • Корпус: BC1 Open Benchtable
  • Операционная система: Windows 11

Тестирование

Синтетические тесты

В тестах 3DMark А580 демонстрирует колоссальное преимущество над RTX 3050, даже RX 6600 пахнет слабостью на фоне Arc'а, особенно в подтесте Time Spy. A750 быстрее новинки на 10-13%, что не так уж и много, но ожидаемо.

В релизной версии Blender рендер с помощью аппаратного ускорения трассировки лучей intel Embree больше не вылетает по завершении, за счёт чего результат A580 улучшился на 78% и она обогнала 3050 с её Optix. RX 6600 со своим HIP RT сильно позади.

В Stable Diffusion 3050 навёрстывает упущенное. Благодаря множеству улучшений Nvidia и оптимизаций в популярных конфигах, генерация изображений занимает у неё более чем в 10 раз меньше времени по сравнению с A580. Даже 6600-й для той же задачи требуется на 41% меньше времени.

В Davinci Resolve Arc'и наиболее универсальны. Они не побеждают в каждом кодеке с большим отрывом, но и не проигрывают. В H.264 рыкса слаба, в H.265, наоборот, 3050 лишняя, а аппаратное кодирование AV1 есть только на intel'ах.

Adobe Premiere Pro иначе использует мощности GPU, что вновь сыграло на руку видеокартам от синих, имеющим под капотом внушительную мощь. Причём рендер можно ускорить, если у вас процессор от intel со встроенной графикой.

А что насчёт игр?

Тесты в играх, 1080p

Киберпанк, высокий пресет, нативное Full HD разрешение. Все, кроме RTX 3050, имеют средний FPS выше 60. A580 и 6600, можно сказать, наравне, а доплата за A750 даст около 10% дополнительных кадров. Энергопотребление у intel'ов самое высокое. A750 имеет лимит в 150 Вт, а старший Arc - в 180 Вт. Следом идёт RTX 3050 со 130 Вт лимитом и самой экономной выходит RX 6600 с ограничением в 100 Вт. Однако это только для видеочипа. С учётом VRM и видеопамяти фактическое энергопотребление у 6000-й линейки выше, как правило, на 15%.

Starfield, низкий пресет, FSR выключен. Вечерняя прогулка по крупному городу уверенно даётся только рыксе, остальные видеокарты рисуют около 45 FPS. И что примечательно, RTX 3050 при куда более слабом чипе опережает A580 на 12%. В помещениях и пустых планетах 60 FPS будут не редкостью, но в самых сложных для видеокарт замесах не подведёт только одна из участниц.

Hogwarts Legacy, ультра пресет. Arc'и снова воспряли. Обогнать RX 6600 вопреки результатам 3DMark у A580 не вышло, но преимущество над 3050 более чем ощутимое. В то же время A750 снова демонстрирует на 10% более высокие показатели FPS.

Remnant II, картофельный пресет. И снова RTX 3050 не уступает видеокартам от intel. RX 6600, как ей и положено, на 27% впереди GeForce, а куда подевалась мощь Arc'ов? Они должны 80 FPS и выше отрисовывать, а имеем ниже 60 в среднем. Драйвер виноват? Микроархитектура? Или оба?

Alan Wake 2. Низкий пресет.Неиграбельно - первое слово, что приходит на ум. Причём дело даже не в среднем FPS, а во фреймтайме. Вон, RX 6600 в лидерах по количеству кадров в секунду, но статистика редких и очень редких событий просто ужасна. Что самое смешное, RTX 3050, находящаяся на последнем месте по среднему FPS имеет самый ровный фреймтайм.

Robocop, низкий пресет, технология lumen отключена. Очередная игра на “современном” движке. Нравятся вам квадратные тени размером в кулак на лице персонажа? Зато FPS высо.. а нет, не высокий. Снова борьба за 60 кадров в секунду была проиграна всеми участницами.

Ведьмак 3, ультра пресет, DirectX 12. Вот! Именно таким должен быть баланс во всех играх. 3050 на последнем месте, RX 6600 выше неё, а в лидерах с огромным отрывом Arc'и. Когда только патч с новой графикой на ведьмак вышел, появилась надежда, что именно новые игры раскроют потенциал вычислительной мощности intel'овских видеокарт. Но как мы смогли убедиться, ничего подобного не произошло. Даже наоборот вышло.

Что насчёт онлайн шутеров? Call of Duty: Warzone 2.0, низкий пресет FoV для транспорта: широкий. С прошлого раза ничего не изменилось. Arc'и издавна плохо себя проявляют в Warzone, а рыксы очень хорошо, и очередной новый драйвер на это никак не повлиял.

Counter Strike 2, низкий пресет, качество теней очень высокое, MSAA 4X. И снова немощная 3050 демонстрирует больший FPS по сравнению даже с A750. Что толку от этих баллов в 3DMark, если на деле видеокарта простаивает? Вот рыкса стабильно опережает 3050, как и должна. А у Arc'ов какое оправдание?

Hunt: Showdown, низкий пресет, FoV 100. В этой игре Arc'и вообще разленились. Их загрузка не достигает и 80%. Причём мало того, что FPS на intel'ах самый низкий, так ещё и статтеры будут сопровождать вас на каждой новой локации. В нашем тесте этого не видно, т.к. мы ходим тут по многу раз, однако выйди мы из игры и зайди обратно - статтеры вернутся на несколько кругов.

Escape from Tarkov, кастомный пресет. RTX 3050 почти догнала RX 6600 по среднему FPS, причём по статистике редких и очень редких событий даже обошла. Игра испытывает симпатию к зелёным карточкам, но на RX 6600 она идёт крайне плохо. Лишь после 4 круга на рыксе прекратились сильные статтеры, и не факт, что она после одного вечерочка пролагается и дальше будет работать нормально. Помимо этого нас застало врасплох внезапное преимущество Arc'ов. Оно куда меньше оного в ведьмаке, но даже так видеть 124 FPS вместо 94 очень даже приятно.

В среднем по 11 играм мы видим ожидаемый итог. Несмотря на весь свой потенциал, новинка всего на 5% обошла RTX 3050 по среднему FPS. Не добавь мы Ведьмака, всё было бы ещё хуже. Её производительность слишком непредсказуема. В то же время RX 6600 всегда была быстрее 3050 и обходит в среднем A750.

При этом о трассировке лучей не приходится заикаться. Вы видели где-нибудь запас для этого? Ультра пресет нам позволил включить только Ведьмак и Хогвартс, в которых и то не все участницы смогли 60 FPS выдать, а в Starfield, Remnant II, Alan Wake 2 и Робокопе в некоторых случаях придётся включать апскейлеры, чтобы на “картофельных” пресетах поиграть с комфортом. И это в Full HD.

Тесты в играх, 1440p

Но предположим, вы стали заложником Quad HD монитора. Всё ли так плохо? Тем более мы знаем, что Arc'и ввиду особенностей своей микроархитектуры меньше теряют FPS после повышения разрешения по сравнению с конкурентами.

В Киберпанке переход в 1440p с одновременным включением апскейлеров в режиме качество всё равно привёл к небольшой потере FPS. Нужно либо снижать пресет графики, либо переключать качество апскейлеров на баланс.

В Хогвартсе вышло наоборот. FPS подрос на всех участницах кроме рыксы, на ней средний показатель не изменился, а 1 и 0.1% даже подупали.

В Ведьмаке на 6600 все показатели FPS повторяют результаты в Full HD, RTX 3050 на пару процентов просела, а Arc'и, наоборот, ускорились. Преимущество A580 над GeForce выросло до безумных 68%! А более близкая по цене к 3050 А750 доминирует на 86%. Однако, что там с качеством изображения фирменных апскейлеров - другой вопрос, который мы рассматривали в сравнении RTX 4060, RX 7600 и A770. Советуем посмотреть, там и качество кодировщиков сравнили, и много чего ещё.

В онлайн шутерах откажемся от апскейлеров и проверим падение FPS от перехода в Quad HD. В Warzone, как и ожидалось, intel'ы просели меньше всего, что просто позволило им сравняться с 3050. RX 6600 по-прежнему в полтора раза быстрее. Безумное преимущество.

В Контре снова вместо 30% падения FPS на Arc'ах теряется 21-22%, но это вновь лишь приравнивает их средний FPS к результату 3050. Однако стоит отметить, что как и в Warzone, фреймтайм у них ровнее.

В Ханте A750, видимо, совсем прохлаждалась в Full HD, раз после повышения разрешения потеряла всего 11% FPS. Причём что на ней, что на A580 загрузка GPU по-прежнему находится в районе 80%, и, вспоминая про статтеры с каждой новой игрой, делаем вывод, что Arc'и - худший выбор для Ханта, несмотря на неплохой с виду FPS.

В Таркове вышло наоборот. Именно видеокарты от синих просели сильнее всех. Однако это не помешало им сохранить лидерство в этой игре. Причём на 3050 и 6600 нужно снижать настройки, чтобы уложиться в 60 кадров.

Выходит, благодаря апскейлерам в режиме качество, FPS в 1440p выходит ± такой же, как в нативном Full HD, а без них intel'ы проседают слабее, как правило. Но это всё равно не выделяет A580 на фоне более предсказуемой RX 6600.

Может, разгон всё изменит?

Разгон и андервольт Arc A580

И сразу нюанс. В фирменном ПО Arc Control разгон A580 недоступен, даже лимит мощности не поднять.

Благо существует сторонний софт - ARC OC. Разгон памяти в нём отсутствует, но чип настроить можно. Обратите внимание на частоту чипа A580. В данный момент она очень сильно пляшет (должна быть 2400 МГц). Причина - игра на фоне в оконном режиме. С этим мы тоже будем бороться с помощью разгона.

На выбор есть два типа настройки. Первый - смещение частоты и напряжения, как в Arc Control. И, как видите, это не помогает справиться с нестабильной частотой.

Второй способ - фиксация частоты и напряжения. Это не только позволяет решить вопрос нестабильных частоты, но и открывает возможность андервольта. Повышенного потребления на рабочем столе можете не бояться, оно остаётся прежним. Однако будьте внимательны, реальное напряжение видеокарты выше прописанного в утилите.

Но есть две проблемы. Лимит мощности ограничен 180 Вт, что не даёт разгуляться с разгоном, а после перезагрузки разгон так и вовсе сбросится. Как решить вторую проблему, нам неизвестно, а вот установить любой лимит мощности поможет утилита Acer Predator Bifrost. После установки и запуска в ней нужно создать свой профиль и закрыть программу.

Далее открываем файл с профилем с помощью текстового редактора по пути, что видите на экране, находим строку с лимитом мощности и изменяем значение на нужное нам. Теперь при запуске Predator Bifrost наш лимит мощности будет равен прописанному.

Сравним два типа разгона со стоком и андервольтом. Исполнение ASRock Challenger D OC для A580 вышло удачным. Чип и память холодные, вентиляторы тихие, разве что небольшое потрескивание дросселей слышно. A750 в том же исполнении вышла погромче. В Remnant II Андервольт на 43 мВ позволил снизить температуры на 4 °С при чуть меньшей скорости вентиляторов. Разгон с сохранением стокового напряжения дал 4% прирост по FPS и на пару градусов увеличил температуру, а максимальный разгон так и не добил средний FPS до 60, зато температуры выросли на 8 °С по сравнению со стоком.

В Alan Wake 2 температурные результаты похожие, но прибавка по 2 FPS от каждого вида разгона даёт теперь больше в процентном соотношении. С максимальным разгоном мы теперь имеем тот же FPS, что и на стоковой A750.

В Ведьмаке A580 ограничена лимитом мощности, из-за чего частота падает с 2400 МГц порой до 2150. Андервольт с этой проблемой не помогает, видеокарта всё равно упирается в лимит мощности и переходит в автоматический режим управления частот и напряжений. Лимита мощности в 180 Вт едва хватает для удержания лёгкого разгона, а с максимальным разгоном A750 потребляет целых 215 Вт, система охлаждения работает на грани троттлинга, при этом прирост по FPS, на удивление, почти отсутствует, если сравнивать с более щадящим разгоном, а температура при этом выше на 12 °С. Так что разгон одного лишь чипа и правда может дать почти 10% прирост, но в целом это не так уж и много.

Про Adaptive-Sync

Что важно во время игры помимо FPS? Отзывчивость управления и плавность картинки. Видеокарты intel поддерживают адаптивную синхронизацию монитора, однако в нашем случае есть проблема. При включении адаптивной синхронизации на мониторе, его частота на рабочем столе начинает скакать между 72 и 144 Гц. По ощущениям преимущество за 72 Гц. То есть вам каждый раз нужно включать и выключать эту опцию в мониторе, когда заходите в игру.

Замеры Input Lag

А что насчёт инпут лага? У Nvidia есть Reflex, всё чаще встречающийся в играх, у RX 6600 в драйвере есть Antilag. А что у intel? Ничего.

Заходим в Киберпанк и видим, что несмотря на самый высокий FPS на Arc'ах, у них же самая высокая задержка ввода как раз из-за наличия упомянутых технологий у конкурентов. Тут нужно уточнить, что 144 Гц монитор даёт большую погрешность вплоть до 7 мс, что всё равно влияет на средний результат, но общую тенденцию всё же можно заметить.

В Remnant II Arc'и и так не блещут производительностью, так ещё и задержка чуть ли не в 2 раза выше, чем у конкурентов. И это не 10 мс, о которых ведётся речь при обсуждении минусов генерации кадров, а о 20-30 мс. Это хорошо чувствуется.

В Контре занимательно вышло с FPS. В реплее рыкса лидировала с большим отрывом, а intel'ы были на последних местах, однако в луже, где FPS в целом ниже 6600 села в неё, сравнявшись с 3050, а 750-й Arc вырвался вперёд. Здесь уже не такая большая разница в задержке, и, учитывая погрешность из-за монитора, можно лишь снова отметить, что на intel'ах отзывчивость игры самая низкая, но такую разницу будет сложнее заметить.


В Hunt: Showdown нет Reflex’а, поэтому 3050 находится на уровне Arc'ов и режим низкой задержки в панели управления Nvidia ей не помогает, как и антилаг RX 6600, но за счёт более высокого FPS она всё равно лидирует.

В Таркове FPS куда ниже, чем в Ханте и Контре, поэтому задержка выше, и вновь рыкса за счёт антилага в лидерах, несмотря на куда меньший FPS по сравнению с Arc'ами. К слову, удивительно, что на 3050, которой режим низкой задержки снова не помог, инпут лаг ниже, чем у Arc'ов при сильно меньшем FPS и находится на уровне 6600. Видимо, и правда под зелёных игра заточена.

Итоги

Что в итоге? Intel предложила самую мощную видеокарту в бюджете $180, но реализация её производительности вышла посредственной. В среднем по FPS она хуже RX 6600, адаптивная синхронизация работает с огрехами, задержка ввода выше; даже то преимущество в софте, что мы наблюдали, может быть омрачено вполне возможными багами, с которыми мы попросту не столкнулись. Родной софт посредственный. Ранее упомянутый Arc Control не оброс функциональностью с прошлого обзора, до сих пор не ввели банальные горячие клавиши для создания скриншота и записи экрана. К середине дня он перестал открываться, что решалось выключением процессов в диспетчере задач, но к концу дня и это перестало помогать, так как после перезапуска в нём ничего не нажималось. Что удивительно, настройка адаптивной синхронизации и пресловутые хоткеи есть в бета-версии intel Graphics Command Center.

Энергопотребление на рабочем столе по-прежнему на Arc'ах высокое. И проблема не в счетах за электричество, а в постоянно включающихся и выключающихся вентиляторах.

На 3050 и 6600 даже в 4К60 видео на ютубе с двукратным ускорением вентиляторы не включались.

Вернёмся к начальному вопросу. Что должна уметь игровая видеокарта? В текущие времена уже не будет достаточным требовать от неё хороший FPS. Сейчас графический ускоритель или его фирменное ПО фильтрует шум микрофона, сокращает задержку ввода, помогает монитору подбивать частоту под FPS, апскейлить изображение и многое другое. И во всех этих аспектах, включая даже банальный FPS, intel Arc A580 далеко не в лидерах. Даже негативное влияние от драйвера на процессор у неё самое высокое.

RX 6600 и правда выглядит куда перспективней на её фоне. В её ПО есть куча технологий, скоро ещё и генерацию кадров добавят (надеемся, качество будет лучше того, что мы видели в бета драйвере). Что может предложить A580 на её фоне? Сейчас ничего. Но это может измениться. Если она продолжит дешеветь и будет по цене близка не к 3050 на 8 ГБ и RX 6600, а к 3050 на 6 ГБ и RX 6500 XT, при этом драйверы продолжат улучшаться. Тогда будет другой разговор. А вы как думаете? Заинтересовала ли вас новинка от intel? Хотите ли вы увидеть прогрессию их драйвера?

31 мая 2019
Что может предложить любителям оверклокинга 6-ядерный Intel Core i5-9600k, и до какой частоты можно разогнать этот процессор на материнской плате среднего уровня? Ответы на эти и другие вопросы в материале редакции I2HARD.ru.