Обзор и тест Intel Core i7-14700KF

По накатанной...

Вот уже несколько лет подряд intel радует нас прогрессирующей линейкой процессоров. В 11-м поколении мы встретили новую микроархитектуру, наконец повысившую IPC процессоров. В 12-м она стала ещё лучше. Помимо этого впервые были добавлены энергоэффективные ядра, пришла поддержка DDR5 и мы распрощались с 14 нм техпроцессом. В 13-й линейке intel сбавила обороты, но всё равно нарастила частоту процессоров, количество ядер и их L2 кэш.

И вот пришло 14 поколение с тем же кодовым названием и припиской refresh. Сможет ли оно порадовать пользователей, успевших привыкнуть к набранным оборотам в прогрессе процессоров intel?

Технические характеристики

Традиционно первыми процессорами в 14-й линейке оказались старшие модели с индексом K и KF. Самый интересный из них - i7. Он единственный, кто помимо увеличения частот получил дополнительные ядра относительно предшественника. Ему этот обзор и будет посвящён.

К счастью, слухи о выросшей цене оказались ложными. Всё те же $409 за версию с графическим ядром и $384 за KF-версию. Микроархитектура та же, процессор получил на 4 энергоэффективных ядра больше с частотой буста на 100 МГц выше. Производительных ядер по-прежнему восемь, их частота стала выше на 200 МГц. Кэши 2-го и 3-го уровня в соответствии с количеством ядер выросли, а вот встроенное видеоядро даже частоту не изменило.

Тестовый стенд

  • Видеокарта: Palit GeForce RTX 4090 GameRock
  • Процессор #1: intel Сore i7-13700K
  • Процессор #2: intel Сore i7-14700KF
  • Процессор #3: AMD Ryzen 9 7900X
  • Процессор #4: AMD Ryzen 7 7800X3D
  • Материнская плата #1: MSI MPG Z790i EDGE WIFI
  • Материнская плата #2: Gigabyte B650M DS3H
  • Оперативная память DDR5: G.SKILL Trident Z5 [F5-7600J3646G16GX2-TZ5RK] 2x16 ГБ
  • Система охлаждения: ARCTIC Cooling Liquid Freezer II-360
  • Накопитель: Kingston KC3000 2 ТБ
  • Блок питания: MSI MPG A1000G PCIE5
  • Корпус: BC1 Open Benchtable
  • Операционная система: Windows 11

Сток

Синтетические тесты

В AIDA64 при равной пропускной способности память имеет большую задержку на новом i7, что ожидаемо для процессора с бо́льшим количеством ядер, как и повышенная скорость кэшей, ведь она в аиде суммируется, к тому же частота самих ядер выше. У двухчиплетных ryzen'ов не ограничена скорость чтения и копирования, поэтому на 7900X пропускная способность по этим показателям куда выше, чем на 7800X3D.

В Cinebench R23 7900Х конкурирует с i7-13700K, уступая ему 6% в многопотоке, но новый i7 уже на четверть быстрее. 7800X3D так и вовсе в 2 раза медленней новинки в многопотоке и на 17% в одноядерном тесте.

В 2024-м синебенче расстановка сил не изменилась. Разве что отставание 7800X3D в многопотоке сократилось на пару процентов.

Geekbench 6 уже не так ценит большое количество ядер. Прирост за поколение находится в районе 5%, что недалеко от 4% разницы в частоте между i7-ми.

В бесплатном Davinci Resolve доступен только нативный кодировщик. То бишь процессор работает на 100%, а видеокарта практически не участвует в рендере. И в таком режиме 14700K на 13% быстрее предшественника, на 26% опережает 7900X и на целых 80% доминирует над 7800X3D.

В Adobe Premiere Pro отставание 7900X увеличилось, так как подсистема памяти здесь очень важна. 7800X3D, наоборот, рендерит не на 80% дольше, а только на 40.

Температуры и потребление

В Aida FPU 13700K со снятыми лимитами и отключенными AVX-оффсетами упирается в 100 °С температурный лимит. В то же время 14700К работает при куда меньшем напряжении, что позволяет ему находится на грани троттлинга, хотя аида всё равно засекла его на мгновенье. 7900X тоже достиг лимита в 95 °С, а вот 7800X3D явно осторожничает. Температуры и потребление невысоки, при этом он сбросил почти 800 МГц от максимальной частоты ядер.

Если убрать в аиде галочку с AVX-512, то частота 7900X вырастает в среднем на 100 МГц, а 7800X3D - на 230 МГц.

Если AVX-инструкции выключить вовсе, то intel'ы сбросят порядка 10 °С, 7900X так и вовсе остынет на 15 °С, повысив при этом частоту и напряжение, а 7800X3D останется в том же районе 85 °С, но с большей частотой. Иронично наблюдать, как 14700K при потреблении в 3.5 раза выше имеет почти ту же температуру.

В Cinebench R23 свежий i7 греется примерно также. В нашем случае температуры терпимые, но что делать, если с вашим образцом или материнской платой напряжение будет выше? Как можно снизить температуру? Кто угодно вам скажет: “Андервольт”. С материнской платой MSI вы можете снизить режим Lite Load. В нашем случае минимально стабильным для прохождения 10 минут Cinebench является пятый режим вместо девятого по умолчанию. Примерно то же самое выйдет, если снизить напряжение процессора оффсетом на 50 мВ.

Однако с кулером AK620 из-за бо́льших температур процессор не позволяет сохранять стабильность даже с оффсетом 50 мВ, 30 - максимум.

Поэтому самым простым способом является ограничение максимальной температуры процессора. Разумеется, частота упадёт в зависимости от нагрузки, но зато вы будете уверены, что ваш моральный температурный порог превышен не будет, а процессор стабилен. При этом падение производительности не идёт ни в какое сравнение с уменьшением энергопотребления.

В играх всё будет сильно зависеть от корпуса, мощности видеокарты и потребления процессора. Мы взяли самый запущенный случай - starfield, в котором наш i7 потребляет под 200 Вт с AK620, а 4090, выделяющая 260 Вт, подкидывает ещё тепла. И в таких условиях башенный кулер вполне справляется. Даже четырёхтрубочный ID-Cooling SE-224-XTS в среднем держит 85 °С, главное, на пиковую температуру не смотреть. Причём никто не мешает также ограничить температуру 80 °С. От потери 200 МГц в парочке городов ничего не случится.

Почему старый драйвер NVIDIA?

Перед тестами в играх небольшое пояснение, почему используется июньский видеодрайвер Nvidia. Причина проста. Все последующие драйверы оказывают гораздо более негативное влияние на процессор, особенно сильно это проявляется в Jedi Survivor. Причём не важно, какая винда, включен ли rebar и что за процессор: i7 или R7.

Тестирование в играх

Киберпанк, пресет: трассировка лучей ультра, FSR производительность. Несмотря на равномерное распределение нагрузки по потокам, 4 дополнительных ядра никак не помогают 14700K. Разницу в 1 FPS обеспечивает скорей большая частота этих самых ядер. 7800X3D отстаёт по среднему FPS, но несильно, однако меньшие 1 и 0.1% ниже более чем на 10%. 7900X так и вовсе в аутсайдерах.

Starfield, ультра пресет. Последние патчи пошли на пользу оптимизации. Несмотря на худшее с виду распределение нагрузки по потокам, 14700К уже не на процент быстрее 13700К, а на 6. Ryzen'ы между собой тоже отличаются на 12% по среднему FPS, а не на 28%, как это было в киберпанке.

Shadow of the Tomb Raider, наивысший пресет, 1080p c заниженным модификатором разрешения. Чуда не произошло. Даже у Лары есть предел скалирования, так что 4 мелких ядра не способствуют улучшению даже минимального FPS на 14700К.

В то время как у него этот показатель составляет 220 FPS, 13700К почти не отстаёт, проседая до 218. В то же время 7800X3D, несмотря на меньшее количество ядер и их производительность за счёт лишь одного только кэша, почти на 20% обходит новинку по среднему показателю. Статистика редких и очень редких событий в Ларе, напомним, невалидна в нашем случае.

Star Wars: Jedi Survivor, эпический пресет со включенной трассировкой. По среднему FPS 7800X3D, можно сказать, равен i7-м, в то же время 7900X на 16-17% хуже. По очень редким событиям все равны, а по статистике редких событий синие на 20% лучше. Это говорит о том, что микростаттеры у всех ± одинаковые, но на intel'ах их поменьше будет.

Hogwarts Legacy, ультра пресет графики и трассировки лучей. Это худшая игра по FPS в нашем списке. 7900X порой проседает до 60 FPS, в то время как 7800X3D и intel'ы подготавливают не ниже 75. По меньшему 0.1% 3д-шка чуть проигрывает, но по 1% на первом месте. Так что 3 из 4 участников, можно сказать, равны.

StarCraft II, максимальные настройки, 1080p. Нестареющая классика, наиболее зависящая от производительности ядер и объёма кэша. Видимо, поэтому 7900X всего на 10% отстаёт от 14700K, а 7800X3D, наоборот, на 25% быстрее. Обидно, что буст на малое количество ядер у i7 и так небольшой, всего +100 МГц, так он ещё и в малопоточном StarCraft не работает.

Call of duty Warzone 2.0, настройки как у Recrent’а. Владельцам 240 Гц мониторов стоит смотреть только на 7800X3D, а если у вас 180 Гц и ниже, то любой из участников подойдёт. Причём 7900X, несмотря на меньший FPS по сравнению с i7-ми, имеет такой же показатель 0.1%.

Counter Strike 2, низкий пресет, качество теней на максимум. Впервые 7900X обошёл intel'ы. Его средний FPS равен оному у 14700K, но микростаттеров на i7-х больше. 3Д-шка снова король контры, до поры до времени, пока intel'ы снова не нарастят кэш.

Escape From Tarkov, кастомный пресет, тренировка без ботов. Учитывая, насколько FPS просядет в онлайне, стабильные 144 FPS можно ожидать только от 7800X3D. Intel'ы почти наравне с 7900X, разница едва уловима, как и прирост за поколение. В очередной раз без мониторинга его не ощутить.

В среднем по 9 играм 14700K обошёл предшественника всего на 3%, что было вполне ожидаемо. 7800X3D на 10% лучше, но стоит учитывать, как легко этим показателем манипулировать. Добавь мы побольше игр по типу контры, где 3д-шка на треть быстрее, отрыв был бы ещё больше.

Но как изменится баланс после разгона?

Разгон

Оба i7 с натяжкой взяли 7600 МГц с таймингами 34-44. Разумеется, по одному экземпляру сложно судить, но хвалёных од контроллеру новых intel'ов ещё никто не воспевал, поэтому можно ожидать примерно те же результаты. О ядрах так не скажешь. При 1.25 В оба i7 не позволили взять частоту P-ядер выше стоковой. По мелким ядрам 13700K взял на 200 МГц больше, а 14700KF на 100 МГц.

На ryzen'ах разгон памяти ограничен платой на 7200 МГц с таймингами 34-42. Если вы пропустили посвящённые этой теме гайды, напомним, что такой разгон имеет минимальное преимущество в синтетике над 6400 МГц с делителем 1:1, а в играх паритет. 8000 МГц в своё время тоже проверяли, результаты не отличимы от полученных на 7200.

Ядра 7900X и 7800X3D были разогнаны с помощью Curve Optimizer, а оптимальная частота infinity Fabric равна 2133 МГц.

Синтетические тесты

В AIDA64 пропускная способность памяти на intel'ах находится в районе 120 ГБ/с, в то время как на ryzen'ах преодолеть 100 ГБ/с - сложная задача. Задержка памяти тоже лучше у i7-х, и этот отрыв только увеличился по сравнению со стоком.

В Cinebench R23 7900X сократил отставание за счёт хорошего разгона ядер во втором CCD, почти догнав 13700К, а 7800X3D, наоборот, теперь более чем в 2 раза хуже нового i7.

В Cinebench 2024 почти ничего не изменилось. Числа выросли, но на один и тот же процент. Стоит отметить, что в этой версии бенчмарка уже оказывает влияние скорость памяти, пусть и крохотное.

В Geekbench 6 7900X вырвал первенство у 14700К в однопоточном зачёте. В многопоточном же он по-прежнему уступает прошлогоднему i7.

В Davinci Resolve наибольший прирост от разгона получил 7900X, но 13700K всё равно на 3% лучше, не говоря уж о 14700К, который ещё на 15% быстрее.

В Premiere Pro разгон дал меньше всего 7800X3D. Теперь мы видим, насколько память в XMP и стоковая частота Infinity Fabric ограничивали 7900X. Разгон ускорил его аж на 21%.

Температуры и потребление

Андервольт i7-х дал небольшой температурный запас на лето. При равном напряжении 14700К потребляет на 26 Вт больше предшественника, а температура выше всего на 3 °С. Однако помним, что эти показатели сильно зависят от экземпляра. 7900X по-прежнему упирается в температурный лимит, но частота ядер в первом чиплете выросла на 200 МГц, а во втором на целых 350 МГц. Теперь понятно, почему в бенчмарках он получил самый высокий прирост. 7800X3D по-прежнему греется всего до 65 °С со включенным AVX-512, но частота по сравнению со стоком выше на 150 МГц.\

Тесты в играх

В Киберпанке разгон увеличил средний FPS 7800X3D на 9%, в то время как остальные участники улучшили свой результат на 12-13%. Для 13- и 14700К почти весь прирост является заслугой разгона памяти. И даже с двухслотовой платой он не смог достичь субъективного порога в 15%. Если бы мы отталкивались от более высокочастотного XMP, прирост был бы ещё ниже.

В Starfield разгон дал и того меньше: всего 7-8% для процессоров без 3D-кэша, а 7800 ускорился всего на 2%, из-за чего его преимущество по среднему FPS над 7900X сократилось до 6%, но по очень редким событиям он впереди на 21%.

В Ларе 3% прирост у 7800X3D - заслуга настройки по курве, т.к. промахов в кэш на нём так мало, что разгон памяти ничего не даёт. При этом ядра прогрелись до 80 °С, в то время как 14700K при двукратно большем потреблении на 20 °С холоднее.

В Джедаях разгон i7-х и 7900X дал самый высокий прирост среди всех игр. Да, это всего 14% - таковы реалии, где современные процессоры нуждаются скорей в андервольте, нежели разгоне. К слову, в этой игре 7800X3D по температурам находится на уровне intel'ов, а самым холодным вышел 7900X.

В хогвартсе разогнанные 13- и 14700К теперь лидируют, но между собой отличаются по-прежнему на жалкие 3%. Всё-таки количество ядер в процессорах растёт куда быстрее способности игр их полноценно задействовать.

В StarCraft II, несмотря на еле уловимый прирост в 2%, 7800X3D не утратил лидерство и по-прежнему находится в ощутимом 18% отрыве от 14700К. Интересно, догонят ли его intel'ы в 15-м поколении?

В Warzone 7800X3D имел самое низкое преимущество в стоке среди трёх шутеров из списка сегодняшних игр, и после разгона первенство утеряно не было.

14700К имеет больше ядер по сравнению с 7800X3D, помимо этого производительные ядра быстрее, память тоже шустрее, но всё перечёркивается одним словосочетанием: 3D-кэш. Это отлично показывает, насколько сильно ограничен процессор оперативной памятью, а в случае 7800 уже задумываешься насколько сильное ограничение даёт сам кэш.

В таркове 3д-шка подготавливает в среднем всего на 8% больше кадров в секунду по сравнению с 14700К. Сложно оценить, насколько это число изменится в онлайне, ведь если 96 МБ L3 кэша по-прежнему будет хватать, а вот промахов в кэш у i7-х прибавится, то преимущество 7800X3D только вырастет.

В среднем по палате разогнанный 7800X3D не утратил лидерства, но в целом картина ясна. В тяжёлых ААА играх он немного уступает intel'ам, в то время как в онлайн шутерах и в нетребовательных играх его кэш даёт неоспоримое преимущество. На самом деле во всём этом сравнении жалко 7900X. Он во всём слабее i7-х, не считая контры, а стоит не сильно-то и дешевле.

Средняя результативность разгона печалит. Или, наоборот, должна радовать? Ведь можно не париться насчёт разгона DDR5, т.к. без разницы, 10% прирост вы получите в среднем на хорошей двухслотовой материнке или 8% в случае разгона до 6800 МГц на самой простенькой плате.

Итоги

Так ли хорош в итоге i7-14700К? По сути своей он является универсальной лошадкой. И в софте лучший среди участников, и в играх "могёт". Вот только 3% прирост по сравнению с предшественником в играх даже не подходит под старый стереотип о 5% за поколение. Но при виде конкурентов понимаешь, почему intel может себе это позволить. Так что если его цена снизится до уровня 13700K, можно смело брать. А если вам важна многопоточная производительность, то ещё меньшая разница по сравнению с i9 делает его только выгодней.

31 мая 2019
Что может предложить любителям оверклокинга 6-ядерный Intel Core i5-9600k, и до какой частоты можно разогнать этот процессор на материнской плате среднего уровня? Ответы на эти и другие вопросы в материале редакции I2HARD.ru.