Обзор и тест AMD Radeon RX 7800 XT. Сравнение с AMD Radeon RX 6800 XT, NVIDIA GeForce RTX 4070 и AMD Radeon RX 6700 XT
У крупных компаний есть своё видение, недоступное к пониманию простых пользователей. Сначала AMD выпустила флагманские RX 7900 XT и XTX. Затем, спустя полгода, миновав все промежуточные варианты, вышла RX 7600. И вот еще спустя ещё квартал, Лиза Су заполнила огромный пробел двумя новинками RX 7800 XT и 7700 XT, попутно выпустив в свет две технологии, анонсированные ещё в начале года - HYPR-RX и FSR3. Похоже, нам есть что обсудить. Не так ли? Сегодня поговорим о Radeon RX 7800 XT, а в следующий раз о 7700 XT.
Спецификации Radeon RX 7800 XT
Если сравнивать 7800 XT с тёзкой прошлого поколения, то новинка на её фоне не блещет характеристиками: меньше ядер и блоков, похудал L3-кэш, а объём памяти и ширина шины остались прежними. Однако если обратить внимание на начальную цену, то всё сразу встаёт на свои места. AMD продаёт более бюджетную видеокарту под видом той, что раньше была предфлагманской.
Вообще, ценообразование и модельный ряд новых Radeon’ов сильно пугает. Флагманы равны по цене, а всё что ниже сильно перемешано. Ранее упомянутая RX 7600 на $60 дешевле 6600, а 7700 и 7800 XT максимально близки к 6700 XT. Даже обычная 6800 стартовала с куда большей стоимостью, нежели 7800 XT.
И если сравнивать 6700 XT с 7800 XT, то прогресс на лицо. Мало того, что сама микроархитектура претерпела десятки улучшений, так и ядер с блоками стало в 1.5 раза больше. Разве что Infinity Cache уменьшили, но учитывая его скорость и улучшенную систему предсказаний, ухудшения, возможно, и не произошло.
Что касаемо предфлагмана 7900 XT, при стоимости на 80% выше прибавка в ядрах составляет всего 40%, а объём кэша и памяти увеличен на 25%. Но почти за год 7900 XT успела подешеветь, поэтому разница в цене уже не так велика.
Тестовый стенд
Исходя из ценообразования, прирост за поколение мы будем оценивать, отталкиваясь от 6700 XT, она у нас в исполнении Challenger D OC от ASRock, а 7800 XT уже в топовом Phantom Gaming OC. 6800 XT от PowerColor линейки Red Devil мы всё равно достали, так как они сейчас продаются частенько по близкой стоимости. Из зелёного лагеря при той же рекомендованной цене в $500 конкурентом является RTX 4070. Она у нас в исполнении INNO3D X3 OC. Остальные комплектующие перед вами. SAM и ReBar включены.
- Видеокарта #1: ASRock Radeon RX 6700 XT Challenger D OC
- Видеокарта #2: PowerColor Radeon RX 6800 XT Red Devil
- Видеокарта #3: ASRock Radeon RX 7800 XT Phantom Gaming OC
- Видеокарта #4: INNO3D Geforce RTX 4070 X3 OC
- Процессор: AMD Ryzen 7 7800X3D
- Материнская плата: Gigabyte B650M DS3H
- Оперативная память DDR5: G.SKILL Trident Z5 [F5-7600J3646G16GX2-TZ5RK] 2x16 ГБ
- Система охлаждения: ARCTIC Cooling Liquid Freezer II-360
- Накопитель: Crucial MX500 2 TB
- Блок питания: MSI MPG A1000G PCIE5
- Корпус: BC1 Open Benchtable
- Операционная система: Windows 11
Синтетические тесты
В тестах 3DMark расклад следующий: в Fire Strike 7800 XT на 43% лучше 6700 XT, либо же та хуже на 30% - помним про относительность. Близкая по названию 6800 XT на 3% быстрее новинки, а 4070 от неё отстаёт на 11%. В Time Spy позиции 6000 линейки просели, а в Port Royal, завязанном на трассировке лучей, ожидаемо, Nvidia впереди, но всего с 4% преимуществом.
В рабочем софте, таком как Blender, 4070 быстрее новинки более чем в 2.5 раза, а прирост за поколение составил внушительные 64%.
В Stable Diffusion зелёные и так доминировали, а с недавно вышедшем расширением TensorRT, сократившим время генерации с 20 до 14 с, так и вовсе красные остались далеко позади.
Однако в Davinci Resolve radeon'ы отыгрываются за счёт H.265 кодека. Даже если сравнивать лучшие результаты на 4070 и 7800 XT среди всех кодеков, то разница всё равно почти двукратная. Конечно, у AMD нельзя настроить двухпроходное кодирование, но и на Nvidia мы выбрали не полное разрешение, а одну четвёртую.
В Adobe Premiere Pro результаты близки. Учитывая, что итоговое качество у зелёных немногим выше, что подробно мы разбирали в сравнении RTX 4060 с RX 7600, то оно того стоит. Однако почему 6800 XT проиграла в H.265 6700 XT, мы не знаем. Результат лишь подтвердился после перепроверки.
Тесты в играх (RTX OFF)
Киберпанк, ультра пресет, каждую игру мы будем начинать с нативного Full HD разрешения, а следом Quad HD. Трассировку рассмотрим отдельно. На удивление, здесь прослеживаются совпадения с 3DMark Time Spy. Прирост за поколение составил впечатляющие 59%, даже 6800 XT на 12% слабее, на уровне которой и находится RTX 4070. Она новинке не соперник, особенно по очень редким событиям.
Переход в 1440р меньше всего сказался на 7800 XT, потерявшей треть FPS, а 4070, наоборот, пострадала сильнее всех, растеряв почти половину кадров. Эта тенденция прослеживается уже не первый обзор, поэтому вы уже должны понимать, где рыкса себя лучше проявит на фоне конкурента. Ведь сейчас она не на 11% быстрее 4070, а почти на 40%!
Hogwarts Legacy, ультра пресет. 6- и 7800 XT борются на равных, а 6700 XT отстаёт на приличные 30%. Разница с 4070 не превышает 10% по среднему FPS, что можно было бы назвать неким паритетом, если бы не статтеры. Да, те пики, что вы наблюдаете на фреймтайме не являются типичными сочетаниями длинный-короткий кадр, это именно статтеры. Правда, почувствовать их даже при желании проблематично на 120 Гц мониторе, но на записи можно отследить каждый из них.
В Quad HD 4070 мало того, что просела сильнее всех, из-за чего отставание от 7800 XT выросло до 16%, так и количество микростаттеров не уменьшилось. Интересно, что будет дальше.
Remnant II, ультра пресет. В сравнении близких по производительности RTX 4060 и RX 7600 последняя прилично вырывалась вперёд в этой игре, из-за чего можно было приписать эту игру к любительнице красных, однако текущее сравнение видеокарт не выделяет склонностей Remnant II ни в чью сторону. Всё также 7800 XT лидирует, 4070 с 12% отставанием занимает третье место, чуть выше которого 6800 XT.
В, можно сказать, целевом разрешении для этих видеокарт 4070 снова в проигрыше. Конкурент опережает её на 20%, что ещё не позволяет достичь средней разницы между 4070 Ti и 4070, но делает рыксу куда ближе к первой.
Starfield, средний пресет. Единственная игра из нашего списка, где нам пришлось снизить графический пресет, чтобы уложиться в 60 FPS на 4070 в Quad HD. В Full HD, что занимательно, с 7800 XT мы получаем частичный упор в процессор. Опять же, это единственная игра, где 7800X3D проигрывает даже i5-13600К из-за плохого распределения нагрузки по потокам. Будто SMT-патч напрашивается.
Потеря FPS от перехода в 1440р вышла незначительной. Что снова выделяет Starfield на фоне остальных игр. Как и тот факт, что она лучше работает на новых radeon'ах. Это вы можете наблюдать по FPS. 7800 XT аж на 31% быстрее 4070 и на 63% опережает 6700 XT.
Star Wars Jedi: Survivor, эпический пресет. Одна из самых неоптимизированных игр 2023 года по стабильности фреймтайма. Статтеры по вине процессора проскакивают со всеми видеокартами, причём с зелёными в большей степени. Это мы тоже выяснили, когда изучали влияние драйвера на процессор.
Quad HD разрешение в равной степени отняло FPS у всех участниц, поэтому баланс сил не изменился, так что уделим внимание энергопотреблению. Как раз в этой игре все видеокарты упираются в свой лимит мощности. Учитывая, что 6000 рыксы указывают неполное значение потребления, смело прибавляйте к их показателям 15%. Это мы подтвердили с помощью Furmark, ваттметра и уже нормального датчика на 7800 XT. RTX 4070 самая экономная среди участниц. Это не столь важно в местах с дешёвым электричеством, но может быть решающим фактором в компактных сборках. Причину двухградусной разницы температуры чипа и HotSpot на 6800 XT, когда она должна быть под 20 °С, мы не смогли выяснить. Возможно, первый датчик врёт.
Ведьмак 3, ультра пресет. Внезапно 7800 XT воссияла. Почти на 20% она опережает 6800 XT, на внушительные 72% - 6700 XT и на приличные 22% - RTX 4070. Похоже, ведьмак действительно позволяет раскрыть сильные стороны видеокарт. Напомним, что Arc’и от intel здесь тоже очень хорошо себя проявляют.
Повышенное разрешение слегка подумерило пыл новинки. Она потеряла даже больше FPS, чем 4070, но всё равно лидирует с хорошим отрывом.
Call of Duty: Warzone 2.0, настройки как у Recrent’а. Как и ожидалось, даже самый производительный процессор для этой игры не способен подготавливать кадры с такой же скоростью, с какой могут их отрисовать видеокарты, не считая 6700 XT. Даже на 6800 XT проскакивает упор в процессор, что, к сожалению, плохо отображается датчиком загрузки видеокарт AMD. Казалось бы, подходящий момент, чтобы использовать новомодный датчик GPU Busy, но он ещё хуже работает, поверьте.
В 1440p у 7800 XT всё равно встречается упор в процессор, отсюда и крохотное снижение FPS, но это не мешает ей с отрывом опережать других участниц.
CS2, низкий пресет, тени на максимум, четырёхкратное сглаживание. К сожалению, часы, потраченные на выявление способа стабильного запуска реплеев были умножены на 0 патчем, приводящем теперь к новой ошибке. Поэтому пока перекантуемся в одиночной разминке без взрывов, стрельбы и дымов. И даже так на выбранной нами карте есть участки, где FPS проседает в 1.5 раза по сравнению со средним значением, что и запечатлела статистика редких событий. И по обоим показателям между 4070 и 7800 XT паритет.
От повышения разрешения FPS упал почти в равной степени, что практически не изменило расстановку сил. К слову, ни антилаг, ни рефлекс не использовались, но ради интереса проверили влияние последнего, и на 4070 в Full HD средний показатель упал на 10%.
Hunt: Showdown, низкий пресет, качество текстур и объектов высокое, FoV 100. Многие моменты мы рассмотрели в ранее упомянутом сравнении 4060, 7600 и А770, оттуда и берутся выводы. В Hunt’е, как и некоторых других играх на DX11, влияние драйвера рыкс на процессор существенней, чем у зелёных. Поэтому при потенциально большей производительности 6- и 7800 XT демонстрируют меньший FPS по сравнению с 4070. Да, на пустой локации разница в возможности процессора подготовить 300 к/с с AMD или 400 с Nvidia выглядит несущественной, но в онлайне это число порой можно делить на 2.
В Quad HD преимущество radeon'ов очевидно, но, опять же, FPS здесь такой, что производительность определяться будет процессором, а с красными он работает хуже в этой игре. Ждём новый движок, который перевернёт всё с ног на голову.
Escape from Тarkov, кастомный пресет. Снова ловим упор в процессор, но в этот раз влияние драйвера AMD и Nvidia примерно одинаковое, чего нельзя было сказать про 4060 и RX 7600, в сочетании с последней было очень много статтеров. Сложно судить по разным процессорам, но будем надеяться, что улучшение достигнуто работой над драйверами. Раньше добраться до нашего тестового отрезка, отделавшись парой-тройкой статтеров было невозможно, их было куда больше.
В 1440р видеокарты полностью загружены, что, возможно, тоже актульно только для оффлайна. И ни для кого не секрет, что Тарков отдаёт приоритет зелёным карточкам. Несмотря на всю свою производительность, 7800 XT проигрывает 4070 11%. Даже 6800 XT пободрее новинки будет.
В среднем по 10 играм в Full HD разрешении 7800 XT на 47% быстрее своей ценовой предшественницы и на 10% быстрее конкурента в виде RTX 4070. Несмотря на сложившееся впечатление о её доминировании, столь небольшая разница обусловлена частым упором в процессор и парочкой онлайн-шутеров, где 4070 хорошо себя показала.
В Quad HD разрешении отрыв увеличивается до 15%. При этом можно отметить, что по редким и очень редким событиям отрыв ещё больше.
Зачастую это происходит из-за сочетаний длинный-короткий кадр на видеокартах Nvidia, что никак не влияет на игровой процесс, но в Hogwarts Legacy, Киберпанке и Звёздных Войнах у 4070 фреймтайм был явно хуже, тут уже настоящие медленные кадры. Поэтому, если рассматривать классическую растеризацию, RTX 4070 в явных аутсайдерах перед 7800 XT. Но окончательный вывод на этом не построишь, поэтому давайте включим трассировку.
Тесты в играх (RTX ON)
В Киберпанке с пресетом трассировка лучей ультра 4070 сохраняет средний FPS на уровне 60 без помощи генерации кадров или апскейлеров. Правда, только в Full HD. В то же время рыксы 60% FPS не сохранили, а потеряли, тяжёлая трассировка явно не их стихия.
В Хогвартсе ультра пресет трассировок ещё более губителен для radeon'ов. Четырёхкратная потеря FPS явно того не стоит, в то время как 4070 лишилась менее половины кадров.
В Выжившем джедае лучи не столь требовательные, поэтому той небольшой разницы в потере FPS недостаточно, чтобы 4070 догнала 7800 XT. В то же время фреймтайм на Nvidia скатился в пропасть с кольями. Причём с каждым драйвером всё хуже и хуже. Без шуток. Начисто установленный последний драйвер Nvidia на двух разных системах приводил к статтерам во всех играх, и если в большинстве из них это было в незначительной степени, то Джедаи, особенно с трассировкой, едва ли можно было назвать играбельными. Поэтому пришлось откатиться, посмотрим, как быстро поправят.
В Ведьмаке влияние трассировки на FPS тоже не так сильно разнится между красными и зелёными. Меньшая просадка всё же позволила сравняться 4070 с 7800 XT по среднему FPS, а статистику очень редких событий портят упомянутые ранее сочетания длинный-короткий кадр, являющиеся особенностью мониторинга.
Что такое HYPR RX?
Далее разберём HYPR-RX. По сути это название пресета, включающего сразу 4 улучшайзера:
- Radeon Super Resolution - апскейлер, работающий в любой игре.
- AMD Fluid Motion Frames - генератор кадров, тоже работающий в любой игре на DX11 или 12.
- Radeon Antilag и Antilag+ - сокращают инпут лаг в играх.
- Radeon Boost - снижает разрешение при резких движениях.
В теории звучит замечательно. На практике есть нюансы.
Идём по порядку. Как работает RSR? Вы снижаете разрешение в полноэкранном режиме и RSR автоматически апскейлит его до разрешения вашего рабочего стола.
Минуса два. Первый - это отсутствие в некоторых играх полноэкранного режима. Например, Starfield. Если бы в нём не было FSR, то и RSR не включить.
Другой, пример, Киберпанк. Здесь RSR работает, но, как видите, качество едва отличается от нативного 900р и не идёт ни в какое сравнение с нативным Quad HD.
С FSR 2 тоже соперничать не выходит. RSR больше похоже на 900p с повышенной резкостью. Вообще, эта технология уже давным давно существует в отдельной утилите lossless scaling, созданной энтузиастом. Поразительно похожее качество, не находите? Причём работает она на любой видеокарте и не только в играх. А ещё ей нужен не полноэкранный режим, а оконный. То бишь в том же Starfield заработает.
Далее AFMF - внешний генератор. Ну что можно про него сказать? Если многие не замечают артефактов генератора DLSS 3, то работу AFMF даже слепые заметят. Картинка очень сильно двоится и это прям давит на глаза. То есть мало того, что у вас весь интерфейс будет артефачить, появятся проблемы с синхронизацией кадров, так ещё и сами артефакты ну уж слишком видны.
А при резком движении AFMF выключается, из-за чего у вас будет вечно плавать FPS, что должно быть компенсировано с помощью Radeon Boost, но он не работает в Forspoken. Киберпанк находится в белом списке, но FPS ни на каплю не растёт, а изображение шакалится. Очень хорошо работает.
Вот и выходит, что RSR едва отличается от того разрешения, из которого должен апскейлить изображение, не работает вместе с AFMF и в целом не нужен, когда во всех современных играх есть нормальные апскейлеры, а в старых у вас и так будет достаточно много FPS.
AFMF тоже непонятно где пригодится с его-то качеством. Где Radeon Boost нормально работает - тоже поискать нужно, а за антилаг+ вы получите бан. Ну и по задержкам в целом выходит, что обычный антилаг околобесполезен, а антилаг+ не работает в том же Forspoken. FSR 3 даёт небольшое увеличение задержки, а вот AFMF сразу 25 мс накинул.
И чем тогда является HYPR-RX? Хорошей задумкой с ужасной реализацией, иначе и не скажешь. Также мы не обнаружили задействование технологии Smart Access Video. Встроенная графика 7800X3D нигде не захотела кооперироваться с дискреткой.
К слову, обещали сравнить работу FSR 3 на зелёных и красных карточках. Вышло интересно. Артефакты с Nvidia куда менее выражены, а прирост от Frame Generation, наоборот, у 4070 не выше, а куда ниже.
Разгон и андервольт Radeon RX 7800 XT
Под конец рассмотрим разгон и андервольт 7800 XT. Чип позволил снизить напряжение на 150 мв, это немало. Удобно, что все настройки есть в родном ПО от AMD, и даже стресс-тест в наличии. Чип выбивает плохо, а вот память хорошо. Можно использовать для пристрелки.
В Starfield рыкса не хочет брать частоту выше стоковой, из-за чего вместо разгона выходит андервольт, который позволил сократить энергопотребление почти на 50 Вт, а дельту между температурой чипа и HotSpot - с 22 до 15 °С. В андервольте слева мы снизили лимит энергопотребления до 90% - ниже нельзя, и максимальную частоту ограничили на отметке 2450 МГц, чтобы вышел ± тот же FPS, что в стоке. И таким образом энергопотребление упало на немалые 70 Вт, а дельта - до 13 °С. Что касаемо памяти, несмотря на разгон, она тоже остыла.
В Ведьмаке разогнанная 7800 XT уже активней пользуется своим частотным потенциалом, прибавив около 350 МГц по чипу. Потребление выросло на 35 Вт, температура чипа увеличилась под конец отрезка на 3 °С, память стала горячее на 2, а хотспот разогрелся на 8 °С сильнее при той же скорости вентиляторов. FPS при этом вырос на приятные 10%. Андервольт же не столь эффективен, как в Starfield. Сэкономив 30 Вт, снизилась лишь температура HotSpot на 55 °С.
Если снизить максимальную частоту до 2200 МГц (по факту буст всё равно немного выше), сравняв FPS, то можно сэкономить ещё 23 Вт, но в таких играх как Starfield потеря FPS будет куда ощутимей. Непонятно, почему AMD так сильно ограничивает нижний порог лимита мощности для 7000 карт, это всё портит.
Итоги
Подведём итоги. Если вспомнить наше сравнение 7900 XT с 4070 Ti, то ощутимое преимущество первой выше субьективного порога можно было заметить лишь в нескольких играх, чего не скажешь про сегодняшнее сравнение. Возможно, немного иной список игр повлиял, но 7800 XT гораздо чаще наращивает отрыв от 4070 в целевом QHD разрешении.
Также можно выделить более стабильный фреймтайм в некоторых играх и больший объём видеопамяти. А если, следуя общей тенденции красных карточек, она будет дешеветь с большей скоростью, чем 4070, то со временем станет по цене на уровне 4060 Ti на 16 ГБ, где сами понимаете, кто предпочтительней. Однако у Nvidia по-прежнему есть немалый список своих преимуществ. Это и доминирование в большом количестве софта, и лучшее качество кодировщика, меньшее энергопотребление под нагрузкой. К слову, потребление на рабочем столе наконец починили.
Также владельцам зелёных видеокарт доступны обе технологии. Как DLSS, так и FSR с их генераторами, в то время как radeon'ам доступен только FSR. Не стоит забывать и про трассировку лучей. AMD порой теряет кратно больший процент FPS. Поэтому в сегодняшнем сравнении у вас действительно полноценные конкуренты, каждый из которых имеет не одно преимущество на своей стороне, и это замечательно.