Обзор и тест AMD Ryzen 5 7600X

Сравнение с Ryzen 5 5600X, Core i5-12600K и Ryzen 7 5800X3D

30 августа Лиза Су представила новую 7000 линейку процессоров Ryzen с кодовым наименованием Raphael. Изменений много, как и количества пятёрок в их названиях. Сокет новый - AM5, никакой DDR4, только DDR5. Вместе с ней пришёл PCIe 5.0 как для видеокарт, так и для накопителей. В микроархитектуре процессора тоже произошло множество изменений. Ядра перешли на техпроцесс TSMC N5, что позволило нарастить количество транзисторов при меньшем размера чипа. 

Содержание:

Микроархитектуру буквально допилили, улучшив “узкие места”. Тут вам и AVX 512, и удвоение L2 кэша на ядро, и улучшение множества блоков, что в конечном итоге должно повысить IPC в среднем на 13%.

Ну и самое главное - повышенная частота ядер. Например, у 7600X - героя сегодняшнего обзора, максимальная частота с PBO достигает 5450 МГц, что на 800 МГц выше, чем у предшественника 5600X.

Чиплет IOD тоже претерпел изменение. Он построен на техпроцессе TSMC N6, поддерживает упомянутые ранее DDR5 и PCIe 5.0, а также содержит графическое ядро. Причём не на старой микроархитектуре GCN, а на RDNA2. Однако иллюзий не питайте, тут всего 2 Compute Units, поэтому конкуренцию прошлым APU составить ей будет сложно, но забавно, что есть RT-ядра.

Теория, конечно, хорошо, но давайте перейдём к практике.

Тестовый стенд

  • Видеокарта: ASUS GeForce RTX 3090 ROG STRIX
  • Процессор #1: AMD Ryzen 5 5600X
  • Процессор #2: AMD Ryzen 5 7600X
  • Процессор #3: AMD Ryzen 7 5800X3D
  • Процессор #4: Intel Core i5-12600K
  • Материнская плата #1: ASRock B550 Taichi Razer Edition
  • Материнская плата #2: ASRock X670E PG Lightning
  • Материнская плата #3: ASUS ROG Maximus Z690 Hero
  • Оперативная память #1: G.Skill Trident Z [F4-3200C14D-32GTZ] 2x16 ГБ
  • Оперативная память #2: A-Data XPG Caster RGB[AX5U6400C4016G-DCCARGY] 2x16 ГБ
  • Оперативная память #3: G.Skill Trident Z5 [F5-6000U3636E16GX2-TZ5K] 2x16 ГБ
  • Система охлаждения #1: ID-Cooling SE-224-XT BLACK V2
  • Система охлаждения #2: ARCTIC Cooling Liquid Freezer II-360
  • Накопитель: Crucial MX500 2 TB
  • Блок питания: High Power Astro GD-II 1200W
  • Корпус: BC1 Open Benchtable
  • Операционная система: Windows 11

Windows 10 vs Windows 11

Много было просьб проверить производительность Ryzen’ов на 10 и 11-й винде, а таккже провести сравнение на наиболее подходящей платформе для каждого процессора. Мы сделали лучше. Как выяснилось, отключение виртуализации и изоляции ядра на Windows 11 возвращает FPS в играх у Ryzen’ов до уровня Windows 10. В основном падение производительности касалось игр, в синтетике разницы никакой и не было.

AMD EXPO. Сравнение c XMP

Далее поговорим о памяти. Новый стандарт EXPO по сути является тем же XMP, но по заявлениям AMD он заточен под Ryzen’ы. По факту наш кит памяти от G.Skill с EXPO 6000 МГц CL36 выставляет ровно те же группы таймингов и напряжений, что и кит с XMP. Единственное различие - XMP не затрагивает сопротивление Proc ODT.

Режим 1:1 - заслуга не EXPO, а частоты. AMD не просто так рекомендует 6000 МГц. При её повышении делитель автоматом переключается на 1:2, да и не каждая плата с процессором на данный момент способны работать с частотами выше 6000 МГц. Тем не менее, давайте сравним EXPO с нашим XMP, а также добавим сравнение XMP в режиме 1:1 и ещё рассмотрим режим таймингов Aggressive - фишку материнок ASRock.

Помимо него также есть промежуточный режим Competitive, отличие которого состоит в делителе контроллера памяти. Большинство таймингов по нашим оценкам с запасом, кроме RDWR. Он впритык.

И если для EXPO режим aggressive не приводит к нестабильности системы, то с XMP наоборот. И опять же, заслуга в этом не в стандарте EXPO, а в банальной частоте. Не может наша плата и процессор работать в режиме 1:1 при 6400 МГц без повышения напряжений. Увеличение SoC Voltage на 50 мВ исправило проблему.

Сразу видно, что AIDA64 ещё не готова к новым Ryzen’ам. Многие жаловались, что скорость записи у одночиплетных Ryzen’ов 3000 и 5000 серии была в 2 раза ниже чтения и копирования. Возрадуйтесь! Теперь она на треть выше! Переключение делителя в режим 1:1 сокращает латентность на 4 нс. Из-за меньшей частоты EXPO проигрывает XMP по скорости записи, но слегка выигрывает по латентности. Агрессивный набор таймингов лидирует по всем показателям.

В Geekbench 5 разница настолько мала, что не выходит за рамки погрешности.

Adobe Premiere Pro отдаёт предпочтение высокой ПСП, нежели её латентности. На изменение делителя контроллера он практически не отреагировал. А вот ужатые тайминги оказали влияние, хоть и едва заметное.

Киберпанк, пресет трассировка лучей: ультра, DLSS - ультра производительность, плотность толпы высокая, включен SMT-патч. Аналогично синтетическим тестам в играх эффекта как от переключения делителя, так и от агрессивного режима таймингов, мало. То бишь, в отличие от прошлого поколения, асинхронный режим памяти с её контроллером и infinity fabric оказывают минимальный штраф. Частота фабрики во всех случаях равна 2000 МГц.

Far Cry 6, ультра пресет, трассировка включена, HD-текстуры отключены, FSR - производительность. Здесь режим 1:1 для XMP дал меньший прирост по сравнению с Киберпанком, а по сравнению с EXPO такой вариант памяти хуже. Нельзя исключать возможность, что погрешность в игре могла спутать карты, ведь мы сравниваем чересчур близкие значения. Так что стандарт EXPO нельзя назвать чем-то новым и совершенным, просто он работает без проблем. XMP с той же частотой и таймингами, весьма вероятно, был бы от него неотличим. Так что в дальнейших тестах мы будем использовать XMP 6400 МГц в режиме 1:1.

Сток

Синтетические тесты

Перейдём же к основному сравнению. Начинаем, как всегда, со стока, а после будет разгон.

В Aida64 у нас и так все сравнения были как вилами по воде, а сейчас, когда одночиплетные Ryzen’ы 7000 серии выдают заниженные результаты, толку от неё ещё меньше.

В CPU-Z новинка выдаёт на 17% большую производительность по сравнению с предшественником, что на самом деле соответствует разнице в частоте максимального буста. 12600K опережает 7600X в обеих дисциплинах, особенно в тесте многопотока.

В Cinebench R23 7600X вырывается в лидеры по однопотоку и догнал восьмиядерника в многопотоке. Похоже, множество улучшений, нарастивших IPC, в CPU-Z не пригождались.

В GeekBench отрыв в одноядерном зачёте от соперников стал ещё больше, но в многоядерном у 12600K преимущество в процентах тоже выросло.

Рендер несложного проекта в Premiere Pro производится на новинке немного быстрее, чем на восьмиядерном 5800X3D. DDR5 даёт о себе знать, но на 12600K это всё равно занимает на 17% меньше времени.

Энергопотребление и тепловыделение

Не менее важным вопросом является энергопотребление и температуры нового поколения. На презентации сладкими речами нас убеждали, что AMD стремится дать нам высокопроизводительные решения с низким энергопотреблением. И в то же время они сняли лимиты. Да, теперь вы будете ограничены не неким количеством ватт, а температурным лимитом в 95 °С. К такой ситуации нас морально подготовил 5800X3D, который аналогично 7600X не достигает своих мощностных лимитов и упирается в 90 °С ограничение. В то же время 5600X ограничен лимитом мощности и греется на 30 °С меньше новинки. 12600K так и вовсе не понимает, что за сыр-бор, он работает на своей максимальной частоте турбобуста на все ядра, ничем не ограничен и греется также как и 5600X, причём энергопотребление у него почти такое же, как у 7600X и 5800X3D.

Вот вам и последствия уменьшения площади кристалла процессора, которым бахвалится AMD.

Также во вред охлаждению они решили сделать толстенную крышку процессора, чтобы сохранить совместимость со старыми системами охлаждения для сокета АМ4. Сомнительное решение, ведь часть кулеров и СЖО с собственными бэкплейтами отсеялась. Подходят только те, что вкручиваются в родной.

В BIOS’e ASRock самым первым пунктом можно выбрать температурный лимит и андервольт для процессора. И если андервольт нужно проверять на стабильность и потерю производительности, то температурный лимит человек может указать, пока включает XMP или EXPO, без всяких последствий.

Помимо этого мы проверили поведение 7600X на обычном четырёхтрубочном кулере. С ним средняя температура выросла всего на 6 °С, а частота уменьшилась едва-едва. Снижение температурного лимита на 20 °С тоже слабо повлияло на частоту процессора. Даже по минимальным значениям разница меньше 100 МГц.

Однако это было бы неполной оценкой, если бы мы не добавили подогрев от видеокарты, ведь в отличии от жидкостной системы охлаждения, часть горячего воздуха от ГПУ попадает прямо в кулер. В такой ситуации средние температуры отличаются уже не на 6 °С, а на 11, по максимальной так и вовсе на 16 °С. По частоте разница достигает в среднем 130 МГц, что по-прежнему мало. Также обратите внимание на энергопотребление. Оно практически одинаковое в обоих случаях, но с водянкой и частоты выше, и напряжение.

Тесты в играх

По FPS новинке не удалось переплюнуть 5800X3D в Киберпанке, хотя по статистике очень редких событий они наравне. 3D’шка делит первенство с 12600K. У одного средний FPS выше, у другого фреймтайм ровнее. У самих AMD 7600X оказался наравне с 12900K, видимо, с упором в ГП тестили. По сравнению с 5600X прирост у Рафаеля снова приличный, 28% на дороге не валяются, отчасти это заслуга DDR5, Киберпанк на её сильные стороны хорошо реагирует. Интересно, как будет дальше.

В Far Cry 5800X3D вновь демонстрирует лидерство. 2 дополнительных ядра ему тут не помогают, а вот дополнительные 64 МБ L3-кэша ещё как. На втором месте с 13%-м отставанием идёт 7600X, отрыв от предшественника уже не так велик, 20% по среднему FPS, но этого оказалось достаточно, чтобы обойти 12600K.

Shadow of the Tomb Raider, наивысший пресет, 600p с модификатором 20%. В Ларе доминирование 5800X3D неумолимо. Новая микроархитектура с более высокими частотами и DDR5 не могут дать бой почти полному отсутствию промахов в кэш, ну и восьми ядрам, конечно же. Разница поколений в производительности составляет 17% в этот раз, что позволило обойти 12600K. По сравнению с 5800X3D 7600X не так уж и сильно греется, но 5600X, не ограниченный в этой игре лимитом мощности, всё равно потребляет на 20 Вт меньше, и почти на 10°С холоднее. 12600K так и вовсе меньше всех греется.

StarCraft II, максимальные настройки, 1080p. И снова 5800X3D обосновался на первом месте, обходя 7600X на 7%. Последний опережает предшественника на 28%. И если в Киберпанке с высокой вероятностью такой большой прирост был отчасти заслугой DDR5, то StarCraft, наверняка, остро отреагировал на увеличение частоты. Предвкушаем Контру.

Total War Troy, ультра пресет, детализация травы и размеры отрядов - экстрим, модификатор разрешения - 50%. Троя - игра на тысячу. Игру, которая так хорошо параллелится днём с огнём не сыщешь. На нашей памяти только Mount & Blade II имеет схожее поведение. Однако количество потоков - не единственный источник высокого FPS в этой игре. Оперативная память с высокой пропускной способностью тоже даёт отличный прирост, поэтому отставание 7600X от 5800X3D невелико, а по сравнению с 5600X оно достигает 26%. Удивительно, что энергопотребление шестиядерного 7600X и восьмиядерного 3D практически равно. А у последнего, между прочим, техпроцесс толще, как и у 12600K - лидера в этом бенчмарке.

CS:GO, минимальные настройки, максимальное сглаживание. Как и ожидалось, наращивание частот дало хороший прирост в Контре. По среднему FPS не так много, как в StarCraft’е, но статистика редких и очень редких событий стала на треть лучше. Неожиданно было увидеть меньший FPS на 5600X по сравнению с 3D. Раньше игра полностью помещалась в L3 кэш на обоих, и R5 выигрывал за счёт большей частоты. Возможно, что-то подкрутили в лончере, или 11 винда всё же оказала влияние.

Escape From Tarkov. Кастомный пресет, офлайн режим с минимальным количеством ботов. По нашим замерам этот вариант наиболее близок по FPS с игрой в онлайне за дикого. Много просьб было добавить эту игру в тесты, решили попробовать; авось Контру заменит, а то 400 и 500 FPS уже не интересно сравнивать. 5800X3D снова лидирует за счёт кэша. Как видно по загрузке ядер, используются они едва ли. 7600X отстаёт от него несильно, всего на 9%, и превосходит 5600X на немалые 24%. 12600K занимает третье место. Не везёт ему в малопоточных играх.

Microsoft Flight Simulator, ультра пресет, DirectX 12. По нашим наблюдениям аэропорты по какой-то причине являются куда более сложной сценой для процессора, чем город с множеством строений. Теперь мы понимаем, почему эту игру тоже периодически просят добавить в тесты. Только 5800X3D может выдать в среднем больше 60 кадров в секунду, но даже он просаживается ниже этого показателя. Остальные процессоры находятся в районе 45 FPS. Как минимум, один статтер за наш тестовый отрезок проскакивает на всех процессорах в случайный момент. В этом симуляторе самая маленькая разница между R5-ми. Всего 14% по среднему FPS и в 2 раза меньше по 0.1%.

Ремастер человека-паука. Очень высокий пресет, трассировка на том же уровне, DLSS - ультра производительность. С включенными лучами игра гоняет огромное количество данных через ОЗУ, поэтому DDR5 в ней даёт приличный прирост. Неудивительно, что 7600X и 12600K делят первое место и на 12% опережают 5800X3D. А разница поколений в этой игре достигла рекордных 36% по среднему FPS.

Итоги по тестам

В среднем по 9 играм 7600X почти на четверть опережает предшественника и даже превзошёл i5, но 5800X3D всё же на 10% быстрее. Цены на новинку, в свою очередь, совсем не радуют.

На Aliexpress даже во время распродажи 7600X упал в цене всего до 17500 рублей (10.11.2022). 12600K на 3000 дешевле, а 5800X3D почти на 6000 рублей дороже.

Однако это цены без учёта остального комплекта. Материнские платы на данный момент для 7000 ryzen’ов стартуют от 15000 рублей, а вот для 3D’шки сгодится и самая дешёвая с радиаторами.

Разгон

Если учесть более дешёвую DDR4, то выйдет, что сборка на 5800X3D и дешевле, и производительней в играх. С 12600K также, он и сам дешевле, и материнки тоже, при желании можно вообще на DDR4 собрать. То бишь с точки зрения цена/производительность новинка выходит самой невыгодной. Однако на её стороне есть иные преимущества. Самая высокая производительность на ядро даст лучший отклик в рабочем софте, где интерфейс привязан к одному ядру, а новая платформа - это новые интерфейсы и потенциальный апгрейд, в отличии от AM4, для которого 3D’шка является тупиком. i5-12600K вполне себе конкурент. У него и апгрейд есть, производительность не сильно хуже, а местами и лучше. Он заметно холоднее и немного дешевле. Речь была, естественно, о стоке. Насколько всё изменится после разгона?

Память на 5600X взяла стандартные 3800 МГц с первым таймингом 14 в режиме делителя контроллера памяти 1:1. Ядра были разогнаны с помощью Curve Optimizer с повышением максимальной частоты на 200 МГц.

5800X3D был разогнан аналогичным образом. Память 3800 МГц не взяла, только 3733 со схожими таймингами. Curve Optimizer для ядер был применён с помощью утилиты PBO2 Tuner.

12600K взял 5 ГГц по большим ядрам и 4 по маленьким. DDR5 более высокую частоту брать отказалась, поэтому пришлось довольствоваться ужатием таймингов. К слову, даже XMP пришлось стабилизировать с помощью повышения напряжений.

7600X по памяти тоже выше XMP’шной частоты не поехал. Тайминги были ужаты схожим образом, наибольший прирост дали tRC и tRFC1. Infinity fabric взяла 2133 МГц. Ядра в процессоре удачными сложно назвать. С нашей системой охлаждения вышло максимум 5350 МГц по всем ядрам, поэтому снова воспользовались услугой Curve Optimizer.

Синтетические тесты

В Аиде показатели ПСП магическим образом не исправились, но выросли более чем на 10% для 7600X.

В CPU-Z 5800X3D просел, так как на нём частоту не поднимали, а вот 12600K в многопотоке набрал ещё большее преимущество благодаря дополнительным 500 МГцам.

В Cinebench картина та же, как и в предыдущем бенчмарке. Разгон ядер нынче даёт гомеопатический прирост, разве что 12600K из-за относительно невысокой частоты в стоке позволяет заметить изменения.

В Geekbench ситуация обратная. i5 получил самый низкий прирост от разгона в многопоточном тесте.

В Premiere Pro 5600X получил самый высокий прирост и немного сократил отрыв от других участников. Отставание 7600X от 12600K выросло с 17 до 20%.

Также из любопытства прогнали первые два бенчмарка на R5-ых с равной частотой и получили практически равный результат в однопотоке CPU-Z, и 6% разницу в многопотоке.

А в Cinebench уже видно заявленный 13% прирост по IPC в Multi core тесте.

Остальное сравнивать нет смысла, потому что вмешивается DDR5, и производительность самого процессора уже не оценить.

Температуры и потребление

Что изменилось в плане температур и энергопотребления? Для 7600X почти ничего, но частота выросла почти на 200 МГц. 5600X со снятыми лимитами теперь потребляет около 100 Вт, что очень близко к восьмиядерному 5800X3D, для которого настройка курвы оказала самый сильный эффект. Он и 10 °С сбросил, и частоту нарастил. Энергопотребление 12600K после разгона выросло на 60 Вт, и на столько же оно больше, по сравнению с 7600X. При этом средние температуры практически равны, а максимальная у i5 даже ниже.

Тесты в играх

В Киберпанке расстановка сил прежняя, но 5800X3D получил мизерный прирост от разгона, за счёт чего отрыв от 7600X сократился до минимума. По статистике очень редких событий он так и вовсе уступил новинке.

В Far Cry 6 борьба между 7600X и 3D снова ведётся на равных. Один опережает по среднему FPS, другой по меньшему 0.1%. Отставание 12600K тоже сократилось, а по очень редким событиям он оказался на первом месте.

В Ларе 3D’шка по-прежнемул лидирует, но от разгона она получила 1.5% прирост, а вот соперники 13-16% по среднему FPS. При этом по температурам 7600X находится на первом месте, опережая остальных на несколько градусов. Однако, если сравнивать с 5600X, то разница в более чем 15 Вт говорит нам о том, что отводится тепло с той же сложностью.

В StarCraft II отсутствие прироста от разгона у 5800X3D привело к потере первенства. Теперь лидирует Рафаель, получивший от настройки 11%-й прирост. 12600K получил ещё больше - 19%, но это не позволило ему покинуть третье место по среднему FPS. 5600X ускорился на 13%.

В Трое снова 5600X и 5800X3D выделяют одинаковое количество тепла, однако большая площадь кристалла восьмиядерника должна была привести к меньшим температурам, но слой 3D кэша усложнил задачу отвода тепла. 7600X, в свою очередь, на 20 Вт прожорливей и на 10 °С горячее. А теперь давайте на секунду представим 7950X3D. Что-то пугает даже…

В Контре 12600K догнал восьмиядерника, а 5600X даже обогнал. Рафаель по-прежнему лидирует, но уже с меньшим отрывом. Если 5600X наполную воспользовался увеличением своей максимальной частоты на 200 МГц, то на 7600X застать частоту выше 5500 МГц даже на рабочем столе проблематично. Пока непонятно: это из-за неудачного нашего образца или в целом на 7000 серии курва не так эффективна.

В Таркове ситуация очень близка к Старкравтовской. 7600X вырвал первенство благодаря наивысшему приросту от разгона среди всех игр, а 12600K борется за второе место. Конечно, в этой игре высока погрешность, но тем не менее она сыграла на руку новинке, а не кому-то ещё.

14% прирост от разгона получили R5-ые в Microsoft Flight Simulator, 12600K побольше - 16%, и даже 5800X3D ускорился на 5%. Отметку в 60 FPS, к сожалению, никто преодолеть не смог, так что 3D’шка по-прежнему наиболее предпочтительный камень для этого симулятора.

Человек-паук сложно поддаётся анализу. Если 5800X3D имеет малый отрыв от 5600X из-за того, что в этой игре нет большой разницы, 32 МБайта L3-кэша у тебя или 96 - промахов всё равно очень много, то тогда непонятно, почему от разгона памяти 5600X получил 14% прирост, а "тридешка" -  всего 5%. И теперь между ними уже 11%-й отрыв. Интересно будет увидеть разницу между 5700X и 5800X3D - в одном из следующих обзоров они столкнутся с 7700X.

Итоги по тестам в разгоне

В среднем все, кроме 5600X, находятся наравне. Некогда лидирующий 5800X3D теперь расположен на третьем месте по статистике редких и очень редких событий.

С одной стороны, здорово, что не нужно заморачиваться с разгоном, ведь без него ты почти ничего не теряешь, а с другой - получить никакущий выхлоп от стольких усилий даже немного обидно. Ну хоть настройка курвы даёт –10 °С, всяко полезно.

Тест встроенной графики

Под конец оставили встройки. Кодовое название у radeon Graphics в 7600X GFX 1036. Ожидать от неё многого не нужно, микроархитектура RDNA 2 не спасёт от жалких двух Compute Units. Даже по гигафлопсам она уступает интеловской UHD 770. Тем не менее, пользы от неё побольше.

В премьере переключение на Hardware Encoding только вредит рендеру на 12600K, а на 7600X встройка, наоборот, помогает.

В Davinci Resolve то же самое. В нативе i5 справляется быстрее, чем с помощью QuickSync.

В играх от Radeon Graphics тоже побольше пользы будет. Даже в Контре у UHD 770 статтеры и, несмотря на более высокий FPS на Радеоне, геймплей приятней.

В Forza Horizon 5 у интеловского видеоядра снова какие-то проблемы. Сильные фризы не дадут нормально поиграть, в то время как у Радеона и FPS куда выше, и фреймтайм ровнее, хоть и тоже с пиками.

Медиа блок GFX 1036 соответствует своей микроархитектуре. Кодирование возможно вплоть до H265, а декодирование до AV1. Правда, производительность ниже. В 4K с 50% ускорением уже присутствуют пропуски кадров. Также встройка поддерживает amd noise suppression.

Заключение

Ryzeb 5 7600X - хороший процессор? Хороший. AMD в очередной раз радуют нас приличным приростом от перехода к новому поколению, проблем с DDR5 минимум, даже новый стандарт ввели - EXPO, чтобы точно работало. Глобально минусов два: высокая цена и температуры. 95 °С не каждый захочет увидеть, как и слушать вопящий кулер в системе. Альтернативы есть, причём в лице несвежего 12600K, 13-е поколение intel вышло, между прочим, с множеством улучшений, так что лучшим 7600X не назовёшь - на любителя, так сказать. В любом случае выбор остается за вами.