На что обновить AMD Ryzen 5 1400? Тест и сравнение с Ryzen 5 5600X vs Ryzen 7 5800X3D

Время апгрейда!

Порой, разбирая шкафы или полки, можно найти интересные вещи. Так мы обнаружили завалявшийся на дне коробки с процессорами Ryzen 5 1400. И сразу же при виде него пришла мысль: “На подходе новый сокет, самое время оценить силу апгрейда, несомненно, долгоиграющего AM4”. А дальше идеи сами полились. На что сейчас может обновиться человек с таким процессором? Ryzen 7 5800X3D - лучшее игровое решение от красных на AM4, его мы точно возьмём для сравнения, чтобы рассчитать кратность прироста. Но что, если человек не хочет брать дорогой процессор, являющийся тупиковым для этого сокета? Тогда добавим в сравнение ещё 5600X! Отличное соотношение цена/производительность не заставит пожалеть о покупке, а чтобы было ещё интересней, проведём сравнение в несколько этапов с упором в видеокарту и без. А бонусом у нас будет 5800X3D в полном фарше. Владелец R5 1400 вряд ли купил в своё время водянку, топовую материнскую плату и память, поэтому он может задуматься, а не слишком ли слабые у него комплектующие для такого мощного железа.

Содержание:

Тестовый стенд

  • Видеокарта #1: INNO3D GeForce RTX 3050 TWIN X2 OC
  • Видеокарта #2: Palit GeForce RTX 3080 Ti GameRock OC
  • Процессор #1: AMD Ryzen 5 1400
  • Процессор #2: AMD Ryzen 5 5600X
  • Процессор #3: AMD Ryzen 7 5800X3D
  • Материнская плата #1: MSI B450M Bazooka MAX WIFI
  • Материнская плата #2: ASRock B550 Taichi Razer Edition
  • Оперативная память #1: Crucial Ballistix Sport LT [BLS8G4D30AESCK] 2x8 ГБ
  • Оперативная память #2: G.SKILL Trident Z F4-3200C14D-32GTZ 2x16 ГБ
  • Система охлаждения #1: ID-Cooling SE-224-XT BLACK V2
  • Система охлаждения #2: ARCTIC Cooling Liquid Freezer II-360
  • Накопитель: Crucial MX500 2 TB
  • Блок питания: Deepcool PQ850M ATX 850W Gold
  • Корпус: BC1 Open Benchtable
  • Операционная система: Windows 10

Получается, в тестовом стенде у нас будут вышеупомянутые процессоры, установленные в материнскую плату MSI B450M Bazooka MAX и охлаждаемые обычным кульком ID-Cooling SE-224-XT. Помимо этого в комплекте два 8-Гбайтных модуля Crucial Ballistix на чипах micron rev.E (рев.И).

Максимально снаряжённый вариант 3D будет окружён СЖО Arctic Liquid Freezer II-360, двумя 16-ГБайтными модулями на чипах Samsung B-Die и материнской платой ASRock B550 Taichi Razer Edition.

Видеокарты две. RTX 3050 и 3080 Ti.

Тесты в стоке

Синтетические тесты

Итак, первый этап. Купив к своему ryzen 5 1400 упавшую в цене RTX 3050, 2060 или что-то на уровне, наш воображаемый пользователь понял, что процессор слабоват будет. Стоит ли ему раскошелиться на новый, и на какой?

В AIDA64 скорость кэша 5800X3D с разными комплектами мать/охлаждение/память практически неотличима, но более высокочастотный XMP с таймингами получше даёт около 10% дополнительной пропускной способности и почти на 6% сокращает латентность.

Если пользователь часто пользуется рабочим софтом, использующим преимущественно процессор, прирост будет неслабым. 5600X в одном только однопотоке на 81% быстрее, а в 1.5 большее количество ядер приводят к 2.5-кратному приросту в многопотоке. 5800X3D не является лучшим выбором для такого рода задач за свои деньги, но 8 ядер всё равно дают о себе знать. Высокопроизводительная система охлаждения и материнская плата позволяют ему удерживать более высокие частоты, за счёт чего вы получите дополнительно 1% в однопоточной производительности и 3% в многопоточной.

В Cinebench R23 отрыв новых райзенов от 1400 увеличился. 5800X3D в более бюджетной плате набрал даже чуть больше баллов в однопотоке, чем с более дорогими комплектующими. Похоже, у MSI буст агрессивней. Тем не менее, 5600X опережает его за счёт более высокой частоты.

В Geekbench 5 свою лепту вносит подсистема памяти, поэтому мы видим 9% преимущество у комплекта с более производительным XMP.

В Premiere Pro рендер простого проекта силами процессора позволит сэкономить половину времени при апгрейде на 5600X. Доплата за 5800X3D даст ещё 17% ускорение, а совокупность всех факторов в более дорогом комплекте приводит уже к 14% приросту. Тут и более быстрая память сильно помогает, и PCI Express 4.0 вместо 3.0 мог повлиять.

Температуры и потребление

Ну и температуры, куда же без них. С жидкостной системой охлаждения процессор грелся на 10-12 °С слабее. Четырёх- и шестиядерник на фоне выглядят холодными процессорами.

В более серьёзном стресс-тесте даже под водой 5800X3D упирается в температурный лимит 90 °С. С ней процессор воспользовался температурным запасом и за счёт этого работает при более высоком напряжении, а соответственно, и частотах. Стоят ли 170 МГц того - вопрос открытый, учитывая что это всего 4% на фоне общей частоты.

Не менее важным вопросом является температура VRM материнской платы. 8 ядер есть 8 ядер. Но 5800X3D потребляется меньше энергии по сравнению с обычной версией, поэтому диапазон подходящих материнских плат куда больше. При среднем потреблении в 115 Вт материнская плата греется в разумных пределах. В случае чего помним про простейший колхоз, состоящий из одного листочка бумаги, но способный неплохо помочь. Ну и про андервольт не забываем. О нём мы тоже поговорим.

Тесты в играх

Синтетика синтетикой, а 5800X3D больше рассчитан на игры, поэтому акцент будет на них.

Киберпанк, пресет графики средний, плотность толпы низкая, 1080p, включен SMT patch. Напоминаем, что сейчас у нас в системе установлена RTX 3050, неспособная отрисовать 60 FPS даже на средних настройках. А люди ещё спрашивают “Зачем нужен DLSS в Full HD?”. Понятное дело, что для 5600X и 5800X3D не составляет труда подготовить столько кадров для 3050, но вот 1400 захлёбывается, порой просаживаясь до 30 FPS. 8 ГБ видеопамяти с запасом хватает для наших настроек, поэтому PCIe 4.0 даёт едва заметное преимущество по сравнению с 3-й версией.

Far Cry 6, ультра пресет без трассировки, 1080p. В отличие от Киберпанка, здесь видеокарта чувствует себя куда лучше, позволяя побаловаться с трассировкой. Ryzen 1400 тоже подготавливает заметно больше кадров, и это при том, что он загружен лишь наполовину. Между шести- и восьмиядерником разницы снова нет, нас сильно ограничивает 3050. PCI Express 4.0 даёт аналогичный предыдущему прирост в 4%.

Тень Лары, наивысший пресет, 1080p. Ещё менее требовательная игра для видеокарты не позволяет нам увидеть разницу между старшими процессорами, ведь для них требования тоже снизились. Особенно хорошо это видно по райзену 1400, который только на рынке просаживается ниже 60 FPS, но статистика редких и очень редких событий испорчена сильными лагами во время попыток прогрузить гору. Не только PCI Express даёт о себе знать при упоре в видеокарту на более дорогой системе. Помимо него мы наблюдаем более высокий буст на 5800X3D с жидкостной системой охлаждения. Благодаря ей температура ниже, как минимум, на 10 °С.

CS:GO, минимальные настройки, максимальное сглаживание. Неожиданно было увидеть именно в этой игре наивысшее влияние пропускной способности PCI Express. 4-я версия дала нам 10% прирост. Однако ощутить его крайне проблематично, учитывая имеющийся FPS. Даже ryzen 1400 подготавливает свыше 150 кадров в секунду.

Краткий итог. Если RTX 3050 в системе останется у вас надолго, а компьютер нацелен на игры, то доплата за 5800X3D является нецелесообразной. Он стоит в 3 раза дороже, а FPS тот же. Для 5600X требования к системе охлаждения и материнской плате невысоки, поэтому о них можно не беспокоиться. Остаётся PCI Express. Да, мы видели прирост даже при достаточном объёме видеопамяти, но менять материнскую плату ради него не стоит, уж слишком он мал.

Если в жизни будет много синтетики, то лучше присмотреться к 5700X, который куда дешевле, или к двенадцати- и шестнадцатиядернику, близкому по бюджету к 3D-шке.

Хорошо, а если планируется замена видеокарты на что-то уровня 3080 Ti? Есть ли тогда смысл в доплате или опять всё в карту упрётся? Идём проверять.

Настройки оставим те же, чтобы можно было сравнить результаты, но разрешение повысим до Quad HD, что более логично для владельца такой видеокарты.

В Киберпанке 5600X практически идеально дополняет 3080 Ti, немного не поспевая подготавливать для неё кадры, всего 4.5% не хватило, если судить по 3D. PCIe 4-й версии дал точно такой же 4% прирос, как и с 3050. Без мониторинга и не заметишь. А вот что точно не получится упустить, так это более чем двукратный прирост по сравнению с 1400.

В Far Cry 6 прогулка по городской улице заставляет процессор попотеть. Ну как, попотеть, 5600X и наполовину не загружен, ведь игра параллелится также, как и 5 частей назад. Тем не менее, внушительный L3-кэш даёт о себе знать, упор в 5800X3D можно увидеть только в конце бенчмарка, когда вид на всю улицу просаживает его до 125 кадров в секунду, в то время как 5600X выдаёт около 90.

В Ларе 5600X снова немного не поспевает за 3080Ti. На рынке серьёзно возрастает нагрузка на процессор и подсистему памяти, благодаря чему 3D-шка немного вырывается вперёд. Да, для этой игры FPS можно назвать избыточным, но мы рассматриваем ситуации в общем смысле, ведь существует не одна игра, которая имеет схожее поведение.

По сравнению с 3050 FPS вырос вдвое, соответственно, на плечи 5800X3D легла большая нагрузка. Это видно по температурам. Если с бюджетной системой охлаждения температура была в районе 60 °С, то теперь она выросла до 71 °С, тем более, что часть от 350 Вт, выделяемых видеокартой попадает в виде горячего воздуха в лопасти кулера. Жидкостная система охлаждения лишена этого недостатка, она, наоборот, подкидывает немного тепла видеокарте, однако отрыв от воздуха всё равно сократился с 11 до 9 °С.

В Контре упора в видеокарту нет, сравнивается только процессорная производительность. Почти в 3 раза быстрее процессоры 5000 серии по сравнению с 1400, причём 5600X лидирует по среднему FPS за счёт частоты, ведь его объёма L3-кэша достаточно для CS:GO, но 5800X3D всё же опережает по статистике редких и очень редких событий.

С 3080 Ti отставание Ryzen 5 1400 от 5600X стало более чем двукратным, однако 5800X3D уже не демонстрировал какого-то огромного преимущества. Почему так? Всему виной упор в видеокарту. В нашей небольшой подборке игр его не было только в Контре. Значит ли это, что если пользователь не будет приобретать более производительную видеокарту, то ему не нужно что-то большее, чем 5600X или 5700X? Нет, не значит. Потому что если взять недавно вышедшего Человека-паука, то можно увидеть ту же самую картину, что и в конце бенчмарка Far Cry. На наивысшем пресете графики в Quad HD разрешении 5600X подготавливает в районе 94 FPS, 5800X3D - около 124. И в этот раз не 5600X балансирует с 3080 Ti, а восьмиядерник.

Что такое 94 и 124 FPS? Это 32% разница. То есть в играх, где 5600X, подготовит 45 кадров, с 3D-шкой получится 60.

Поэтому следующим шагом снизим разрешение, чтобы полностью избавиться от упора в видеокарту, и пристальней рассмотрим разницу между этими двумя процессорами.

В Киберпанке с 5800X3D без упора в ГП FPS вырос более чем в 1.5 раза, и по сравнению с 5600X 3D-шка быстрее на внушительные 43%, а по сравнению с четырёхъядерником FPS вырос в 3.5 раза! Также начала давать о себе знать быстрая память и СЖО, благодаря которой процессор придерживается более высоких частот. Совокупность этих факторов дала ещё 8% FPS.

В Far Cry снова видно более 40% разницы между 5600 и 5800, но дорогая “обвязка” дала не так много. Всего 3%. Между крайними процессорами трёхкратная разница. И это мы ещё не сравнивали с 1200 райзеном или с атлоном!

В Ларе даже с максимально сниженным разрешением загрузка видеокарты порой выше 90%. Расширенный L3-кэш у 5800X3D раскрывается на полную, средний FPS без упора в ГП вырос со 182 до 289, рекордная 61% разница с 5600X действительно выглядит очень заманчиво, а с 1400 райзеном прирост более чем четырёхкратный! Температуры 3D-шки с обоими комплектами выросли ещё на 10 °С, сохранив тот же разрыв. Более высокая частота ядер и памяти дали 4% прирост.

Теперь 5800X3D не выглядит пустой переплатой. Не так ли? Для видеокарт существует спасение в виде апскейлеров, чего нет для процессоров, поэтому с будущими видеокартами таких ситуаций, где упор в процессор, будет всё больше. Остаётся последнее “но”. Как мы выяснили из посвященного ему ролика, 5800X3D получает очень слабый прирост от разгона памяти, потому что большой кэш предполагает меньшее количество обращений к ОЗУ. В то же время у 5600X прирост будет больше, соответственно, не выйдет ли так, что после разгона этот отрыв сильно сократится? И да, мы ещё андервольт обещали показать.

Тесты в разгоне

Андервольт, настройка процессоров и памяти

Ryzen 1400 получил приличный прирост по ядрам. Их частота теперь зафиксирована на отметке 3.8 ГГц, а память разогнана до 3600 МГц с первым таймингом 14.

Для 5800X3D не предусмотрена настройка PBO в BIOS. Вместо неё MSI предлагает использовать Kombo Strike. В максимальном третьем режиме он является тем же самым, что и настройка Curve optimizer’a на -30 по всем ядрам. Андервольт по напряжению и настройка LLC тоже в наличии, но даже небольшое их понижение приводит к снижению эффективной частоты и, соответственно, потере производительности. По памяти вышло 3733 МГц с первым таймингом 14.

В отличии от бюджетной MSI на B450 чипсете дорогущая ASRock Taichi имеет.. пустой биос. Кроме памяти тут ничего не настроить, даже Resizable Bar не включить. Вот так поддержка. Частотный потолок тот же - 3733 МГц, но B-Die позволили куда сильней ужать тайминги.

Что же делать, если в BIOS нет возможности настроить процессор? Тут нам на помощь приходит сторонний софт, а именно PBO2 Tuner. С помощью этой программы можно настроить курву для всех ядер, достаточно просто ввести нужное значение и нажать Apply. 3D-шки, как правило, имеют большой запас, поэтому многие работают на минимальных значениях -30.

Тем не менее, стабильность проверить нужно; в нашем случае использовался CoreCycler, тестирующий каждое ядро отдельно. Важно во время его работы максимально ослабить фоновую нагрузку. После чего остаётся добавить программу в автозапуск. Для этого достаточно создать ярлык на рабочем столе, в его свойствах прописать нужные аргументы, являющиеся теми же числами, что мы вводили в самом приложении, благодаря чему при запуске оно сразу применит наши значения и закроется, не мозоля глаза. Остаётся только переместить этот ярлык в папку автозагрузки по пути C:\Users\*UserName*\AppData\Roaming\Microsoft\Windows\Start Menu\Programs\Startup. Легче лёгкого.

Частота обоих комплектов памяти в разгоне одинакова, но тайминги и количество рангов разнятся. Если с XMP разница в пропускной способности была около 10%, то теперь по скорости записи полный паритет, чтение отличается едва ли, и только копирование быстрее на 6%. По латентности 6% преимущество сократилось до 4%.

Настройка алгоритмов PBO, конечно, помогает повысить частоту процессора, но по сравнению с ручным разгоном Ryzen 5 1400, прирост мал, ведь тот увеличил свою частоту на 19% для многопоточных задач. Особенно в однопотоке заметно, что некогда 75% преимущество сократилость до 52%. И да, теперь результат дорогого и дешёвого комплета с андервольтом один и тот же.

Синтетические тесты

В Cinebench есть небольшая разница, но едва заметная. 1400 повысил свой результат на 15% в однопотоке и на 18% в многопотоке. 5600X на 4 и 10% соответственно, а 5800X3D ускорился только в мультипоточной нагрузке на 3%.

В GeekBench разгон баллистиксов тоже помог серьёзно сократить 9% отставание от дорогого комплекта до 3%.

Только в Premiere Pro разница между Ryzen 1400, 5600X и 5800X3D в рамках одной материнки и прочего осталась прежней, преимущество дорогих комплектующих снова снизилось до едва заметного уровня.

Температуры и потребление

По температурам вышла любопытная ситуация. 1400 стал горячее на 11-12 °С, 5600X без лимитов повысил свою температуру на 17 °С, а 5800X с бюджетным комплектом, наоборот, стал холоднее на 11 °С по средней температуре и на 4 по максимальной. С жидкостной системой охлаждения вышло иначе. Средняя температура упала несильно - на 3 °С, а максимальная - на 6 °С.

В стресс-тесте 5800X3D на воздухе по-прежнему упирается в температурный лимит 90 °С, но теперь у него частоты стали даже чуть выше, чем было с водянкой в стоке. Под водой частота выросла не так сильно, но зато температуры упали на 10 °С. Что забавно, младшие процессоры греются сильнее в Premiere Pro, а 3D-шка, наоборот, в аиде.


Тесты в играх

В Киберпанке геймплей на четырёхядернике стал куда лучше. Вместо 41 FPS в среднем мы получаем 55, что на треть выше. Новые райзены не могут похвастаться таким приростом. 5600X получил 22%, а 5800X3D - меньше 8%. С дорогим комплектом так и вовсе 4%. В связи с этим, преимущество 3D-шки над 5600X сократилось с 43 до 27%, что всё ещё прилично, но не так впечатляюще.

В Far Cry 6 Ryzen 1400 просаживается ниже 60 FPS только под конец бенчмарка, что очень хороший показатель. Разгон дал ему в этот раз немногим меньше, 29%, и это явно хорошая возможность продержаться этому процессору чуть дольше. 5600X получил в 2 раза меньший прирост - 15%, а восьмиядерник под башней и водянкой 4 и 3% соответственно. Разница между 5800 и 5600 стала равной 28% вместо 41.

В Ларе гора отрисовалась куда быстрее в этот раз на 1400. Его FPS подрос снова на 30%. 5600X ускорился на 17%, а 3D-шка на 3% и 1% с дешёвой и дорогой “обвязкой” соответственно. От 62% превосходства осталось по-прежнему внушительное 44% преимущество.

Малое количество промахов в кэш свело на нет прирост от разгона памяти. 3Д-шка получила символический 1% в обоих случаях. Даже меньше. 5600Х за счёт возросшей частоты получил 5% прирост, а 1400 со своим 8 МБ L3-кэшем себе не изменяет, он стал быстрее на 28%.

Заключение

Подведём итоги. На фоне современных процессоров Ryzen 1400 без сомнений слаб, это вы и без нас знали, 5600X в играх быстрее него до 2.5 раз, а 3D-шка в 3-4 раза. Но важно понять несколько моментов, которые мы выяснили. 5800X3D не требует топовых комплектующих вокруг себя и на разгон не так отзывчив. Да, они дают прирост, но не настолько большой, чтобы вас принуждали к чему-то. Из всего, что можно было заметить, выделилось 2 момента. Более хороший XMP ускорил рендер в премьере на 14%, но есть ли разница, будете ли вы ждать 7 или 8 минут, или даже различие достигнет часа в многочасовом рендере. Если это важно для вас, то стоило выбрать двенадцатиядерник. Вторым моментом были температуры. Под водой 3D-шка грелась зачастую на 10 °С меньше, да, но под воздухом он придерживался рабочих температур, просто они глазу неприятны. Андервольт скидывает те же 10 °С, и это бесплатно, а в совокупности с разгоном памяти сократилась разница между этими комплектами в играх и синтетике до ничтожно малой. PCI Express 4-й версии везде давал прирост, но пока видеопамяти хватает, что с 3050, что с 3080 Ti разница невелика. Если вы рассматриваете видеокарту с малым объёмом видеопамяти, возможно, тогда стоит задуматься. Если материнская плата с радиатором, то в большинстве случаев игры и кратковременная нагрузка не вызовут даже серьёзных температур, не говоря уже о троттлинге. Так что замена памяти, охлаждения и материнской платы опциональна, если они у вас не хуже, чем были в видео.

Тесты с упором в видеокарту в очередной раз показали свою нецелесообразность. Хоть вы и часто их просите, но в этот раз уж должны были понять, насколько это нестабильная штука. В одной игре процессор без упора в ГП выдаёт на 59% больше кадров, а в другой упора и нет. Чуть поменяешь настройки графики - другой баланс, разгонишь - третий.