Обзор и тест AMD Ryzen 7 5800X3D. Сравнение Core i9-12900K, Ryzen 7 5800X и Ryzen 9 5900X

Мог быть лучшим.

Настал момент, которого мы все так ждали - приехал Ryzen 7 5800X3D V-Cache!

Достоин ли он называться лучшим игровым процессором или это всё-таки обычный ажиотаж? Настало время узнать. Сравним его с не менее топовыми Ryzen 9 5900X и i9-12900K, а также посмотрим, насколько далеко он ушёл от Ryzen 7 5800X.

Содержание:

Об AMD Ryzen 7 5800X3D

“Что же в 5800X3D особенного? "Что за приставка “3D”?”- могут спросить некоторые из вас. Всё очень просто: по сути это 5800X, которому добавили 64 МБ L3 кэша к уже имеющимся 32 МБ. На словах всё просто, но на деле это было нелёгкое инженерное решение. К имеющемуся CCD добавили слой этого кэша и дополнительный слой кремния для защиты.

Ввиду опасности работы с высокими напряжениями, процессор ограничили, сократив максимальную частоту буста по сравнению с обычным 5800X, а также заблокировали возможность разгона. В то же время 5900X имеет промежуточное значение L3 кэша, но он разделён на разные CCD, что нельзя приравнивать к цельному 64 МБ кэшу.

Почему же L3 кэш так важен? Давайте попробуем объяснить. Тут необходимо отметить, что это - наше личное представление, и рассказ будет в очень упрощённой форме. За примером далеко ходить не нужно. Большинство из вас знает, чем чревата нехватка оперативной памяти. Когда она забивается полностью, приходится ждать данные из куда более медленного накопителя - SSD, а то и HDD. Если в какой-то задаче достаточно 16 ГБ, то выбор в пользу 32 ГБ будет пустой тратой денег, также и наоборот. Если 8 Гбайт жутко не хватает, а с 16 всё становится прекрасно, то это отличная покупка. То есть у нас есть представление о необходимом объёме и на данный момент эталонным значением является 16 ГБ. Этого хватает в подавляющем большинстве игр, но может не хватать для какого-либо софта.

Также и с кэшем. Просто сдвинем иерархию на 1 уровень и получим всё то же самое. В каких-то задачах 32 МБ будет достаточно, в каких-то и 320 МБ не хватило бы, и когда процессор ошибается, не предсказав и не подгрузив нужные данные в свой кэш, вместо обработки данных ему приходится ждать их поступления из ОЗУ, скорость которой на порядок ниже. Поэтому производительность в таком случае будет хуже. Это принято называть промахом в кэш.

Отсюда можно извлечь 3 возможные ситуации: после увеличения кэша его как не хватало, так и не хватает, но промахов стало меньше. Его не хватало, а стало достаточно - в таком случае мы получим максимальный прирост. И третий вариант, когда у нас его стало с избытком. В таком случае прирост снова будет не таким большим.

Исходя из этих вариантов уже можно понять, что разница в производительности между обычным 5800X и 3D-версией будет сильно варьироваться. Тем не менее, давайте посмотрим на несколько примеров.

Тестовый стенд

Соперников мы уже обозначили: 5800X, 5900X, а также 12900K с обоими видами памяти. Два одноранговых модуля DDR5 построены на чипах Hynix c XMP 6200 МГц CL38 и общим объёмом 32 ГБ. DDR4 двухранговая, на чипах Samsung B-Die с тем же объёмом. Но вместо родного XMP, мы будем имитировать более дорогой комплект на 3600 МГц с 16-ми таймингами. Система охлаждения - Arctic Cooling Liquid Freezer II-360, список материнских плат и других комплектующих перед вами. Операционная система - Windows 11. Ну а если вы хотите тест в лабораторных условиях с максимальными возможностями, то обязательно дайте нам знать - чиллер наготове. 

  • Видеокарта: Palit GeForce RTX 3080 Ti GameRock OC
  • Процессор #1: AMD Ryzen 7 5800X
  • Процессор #2: AMD Ryzen 7 5800X3D
  • Процессор #3: AMD Ryzen 9 5900X
  • Процессор #4: Intel Core i9-12900K
  • Материнская плата #1: ASRock B550 Taichi Razer Edition
  • Материнская плата #2: ASUS TUF Gaming Z690-plus WIFI D4
  • Материнская плата #3: ASUS ROG Maximus Z690 HERO
  • Оперативная память DDR4: G.SKILL Trident Z F4-3200C14D-32GTZ 2x16 ГБ
  • Оперативная память DDR5: T-FORCE DELTA RGB FF3D532G6200HC38ADC01 2x16 ГБ
  • Система охлаждения: ARCTIC Cooling Liquid Freezer II-360
  • Накопитель: Crucial MX500 2 TB
  • Блок питания: Deepcool DQ850-M-V2L
  • Корпус: Open Stand
  • Операционная система: Windows 11

Тесты в стоке

Синтетические тесты

При равной частоте DDR4 5900X демонстрирует самую высокую пропускную способность памяти среди ryzen'ов, но по латентности на первом месте 5800X. 12900K имеет впечатляющие показатели с DDR5, но сравнивать их между разными платформами в Аиде лучше не стоит.

В CPU-Z расстановка между ryzen'ами полностью соответствует их частоте и количеству ядер. L3 кэш не оказал никакого влияния.

В Cinebench R23 аналогично. 12900K не уступает ни по одному показателю благодаря количеству ядер и их производительности.

В Geekbench 5 L3 кэш дал о себе знать, позволив 3D-шке обойти обычный 5800X, правда всего на 3%, и то, только в многопотоке. DDR5 в этом бенчмарке даёт ощутимый прирост i9-му.

В Premiere Pro она не менее важна. Рендер силами процессора на i9 с DDR5 ощутимо быстрее, чем на любом из ryzen'ов. На удивление, 12-ядерный 5900X недалеко ушёл от 8-ядерников. Похоже, он сильно ограничен подсистемой памяти и infiniti fabric.

Температуры и потребление

Также острым вопросом является температура новинки. Дополнительный слой кэша и кремния не мог не сказаться, и 5800X3D при куда более низком напряжении имеет не сильно-то и меньше энергопотребление, а температуры при этом выше. Тут, конечно, сильно влияет силиконовая лотерея, ведь даже при равных напряжениях процессоры могут потреблять разное количество ватт, да и качество крышки и внутреннего термоинтерфейса тоже разнится. Тем не менее, даже у людей с кастомной СЖО температуры не малы.

В то же время и 12900К холодным не является. Он потребляет в 2 раза больше, чем 5800x3D, да и греется посильнее.

Однако, если быть позитивным, то раз под любой системой охлаждения 3D-шка будет горячей, то значит и под обычным кулером будет не особо-то и хуже? В теории так оно и есть. Даже с галочкой на FPU процессор подбивает свою частоту и напряжение под 90 градусов. То бишь кулер отводит всего на 10 Вт меньше тепла от новинки. При этом теряется всего 120 МГц частоты ядер.

В Cinebench разница ещё меньше - 45 МГц, соответственно, результат едва ли разнится.

Но это чистая нагрузка на процессор. Если добавить в уравнение видеокарту, ситуация становится иной. Даже на нашем открытом стенде часть горячего воздуха засасывается лопастями кулера, в отличие от СЖО, которая, наоборот, немного греет видеокарту. В такой ситуации процессор становится на 10 градусов горячее. И хоть 85 градусов являются рабочей температурой, осознание этого, да и молотящий на 100% кулер, не является чем-то приятным. Горячий процессор - этого у него не отнять. Возможно, его судьбу можно сравнить с видеокартами, которые после года майнинга придерживаются уже меньших частот, чем раньше, но так ли будет с ним - покажет только время.

Тесты в играх

Что ж, к играм перешли, пора и FPS сравнить.

Киберпанк, пресет графики: трассировка лучей ультра, RT отражения отключены, DLSS - ультра производительность, плотность толпы высокая. Также мы подключили сторонний патч, позволяющий задействовать SMT ryzen'ов. Особенно это актуально для восьмиядерников. За наводку спасибо пользователю с ником Mirage. Ядер много - толку мало. Это можно сказать про 5900X. 4 дополнительных ядра ничего не дали ему в этой игре, а вот дополнительный 3D-кэш обеспечил хороший прирост, благодаря которому 5800X3D обошёл 12900K с DDR4.

Far Cry 6, ультра пресет, DXR тени и отражения включены, HD текстуры выключены, FSR - производительность. Эта игра параллелится мало того, что плохо, так ещё и странно. Если на i9, у которого игнорируется гиперпоточность, это выглядит ещё более-менее, то у ryzen'ов никакой логике не поддаётся. У восьмиядерников CMT используется, но при этом половина ядер игнорируется, у 5900X так и вовсе второй CCD будто невидим для Far Cry. Тем не менее, по среднему FPS 5800X3D идёт наравне с i9 и даже превосходит его по статистике редких и очень редких событий.

Тень Лары. Наивысший пресет, модификатор разрешения 20%, 600p. Здесь 3D-шка утёрла всем нос. Пришлось даже разрешение максимально снизить, чтобы это показать, не ограничившисть производительностью 3080 Ti. Трёхкратное увеличение кэша дало почти полуторакратный прирост по среднему FPS. 5900X наконец превзошёл 5800X, хоть и на 9%. Интересно, это благодаря 4 ядрам, большему кэшу, или и тому, и другому? Причём он является самым холодным процессором в этом сравнении. Температура соперников 5800X3D находится между 60 и 70 градусами, в то время как новинка прогрелась аж до 80 градусов! 

StarCraft II, все настройки на максимум. Тут, к сожалению, подвела windows 11. Если для i9 она является благом в этой стратегии, то для ryzen'ов худом. При стольких незадействованных ядрах зачем-то используется SMT. Их FPS на 10 винде был бы на 10% выше. Тем не менее, L3 кэш снова дал немалый прирост. На целых 30% 3D-шка превосходит свою тёзку без этой приставки и даже с учётом негативного влияния 11-й версии windows она наравне бодается с i9-м.

Total War Saga: Troy, ультра пресет, плотность толпы и детализация травы - экстрим, масштабирование разрешения и сглаживание - минимум. Тут уже сложно противопоставить кэш количеству ядер. Троя гоняет и заставляет обрабатывать куда больше данных, чем остальные игры в сравнении. Поэтому трёхкратное увеличение кэша не особо помогает, 4 ядра 5900X дали ему 17% дополнительных кадров, а DDR5 для i9 оказалась вторым дыханием, ускоряя его аж на треть!

CS:GO, минимальные настройки, максимальные текстуры и сглаживание. Мы уже не раз предполагали, что 32 Мбайта L3 кэша идеально подходят для контры, так как разгон памяти ничего не давал 5000-м ryzen'ам. 5800X3D лишь подтвердил наши догадки. Его FPS ниже, чем у собратьев из-за более низкой частоты. В то же время 30 МБ L3 кэша i9 оказались впритык, потому что после нескольких прогонов он забивается и его FPS резко просаживается. Опять же, это - наши предположения. Однако, пока всё выглядит логично.

Hunt Showdown, минимальный графический пресет, качество объектов и текстур высокое, FoV - 110. Под конец этого испытания спавнится много мобов, из-за чего FPS просаживается до уровня онлайна, в котором невозможно провести объективное сравнение. Игра построена на уже несвежей версии движка CryEngine. Параллелится средненько, 5900X едва ли быстрее, чем 5800X, но L3 кэш снова зарешал. Ровно на 50% он увеличил средний FPS 5800X3D, позволив обогнать i9 с DDR5 на 27%.

В среднем по семи играм 5800X3D оказался на четверть производительней своего собрата с меньшим кэшом. И это несмотря на меньшую частоту ядер. Как мы и говорили в начале, да и как вы могли заметить, этот прирост сильно варьируется от игры к игре. Если бы набрали побольше таких игр как Hunt Showdown и Лара, то можно было бы кричать, что i9 побеждён, если таких как CS:GO или Троя, то наоборот.

Учитывая, что процессор из-за своих температурных ограничений протребляет до 120 Ватт, выбор материнских плат для него огромен. Стоимость самого же процессора не так радует. На данный момент в продаже его нет, а когда был, стоил прилично. Его рекомендованная цена равна оной у 5800X и заметно ниже, чем у R9 и i9. Но на деле всё совсем иначе. 5800- и 5900X сильно подешевели с выходом новой линейки конкурента, а вот 5800X3D продаётся дороже рекомендованной цены.

Тем не менее, если вам нужна топовая игровая производительность, то 5800X3D предоставляет её за куда меньшие деньги, чем 12900KF, и он является прекрасным вариантом апгрейда для владельцев процессоров Ryzen. Стоит ли того доплата по сравнению с 5800X, если учесть, что всё упрётся в производительность текущего поколения видеокарт - решать, естественно, вам. Для большинства игр топовые процессоры являются пустой переплатой и всегда были. Лишь в некоторых проектах, или же спустя годы, в более требовательных и с более производительной видеокартой они покажут себя. Ну, нам ли об этом говорить?

Разгон системы и компонентов

Что ж, это был сток. Давайте теперь взглянем, что изменится после разгона.

Для него мы изначально хотели использовать ASUS ROG Maximus VIII Extreme. В отличии от ASRock, BIOS которой сильно опустел после установки 3D, в нём буквально ничего нет, даже ReBar не включить, на экстриме можно осуществить разгон по шине, изменить напряжение и LLC. Но делать этого мы не стали. На то есть несколько причин.

Первая и основная: разгон по шине, в отличии от intel, на ryzen'ах работает иначе. Разделение опорных частот интерфейсов реализовано посредственно. Простыми словами - отваливаются SATA-накопители. Готовы ли вы полностью перейти на NVME ради 3%-го прироста частоты, особенно, если у вас есть объёмный винчестер в системе?

Второй причиной является несостоятельность андервольта на ryzen'ах. В тесте охлаждения для 5800X мы рассказывали, что можно зафиксировать частоту и напряжение, тем самым сбросив десятки градусов. На 5800X3D фиксировать частоту нельзя, Curve Optimizer тоже пока не реализован, а снижение напряжения офсетом не даёт значимых результатов. Даже снижение напряжения на 50 мВ даёт небольшое ухудшение результатов с незначительным улучшением температурных показателей, а более сильное снижение приводит к огромным потерям в производительности. В то же время на Taichi процессор бустится на капельку лучше без каких-либо настроек.

Третьей причиной не использовать Extreme стала возможностью оценки прироста чисто от разгона памяти. Мы это затронем в конце.

Что касаемо памяти, то для всех ryzen'ов настройка таймингов вышла одинаковой. 3800 МГц с первым таймингом 14 на 5800X и 5900X, а на 3D максимум только 3733 МГц с теми же таймингами. Ядра 5800X и 5900X были настроены с помощью Curve Optimizer.

12900K осилил 5 ГГц по большим ядрам и 4 ГГц по мелким. DDR4 взяла максимум 3900 МГц с первым таймингом 15. Тут уж как повезёт. Бывают образцы. которые на 300 МГц выше могут поехать, но к ryzen'ам это также относится.

Разгон DDR5 до сих пор до конца не освоен. С новыми версиями BIOS есть запуск вплоть до 6800 МГц, но максимальной стабильной частотой по-прежнему является 6200 МГц. То бишь, пришлось просто ужать тайминги.

Синтетические тесты

Одинаковая настройка дала одинаковые приросты. 5900X по-прежнему лидирует по пропускной способности среди ryzen'ов, и находится между 3D и обычной версией 5800X по латентности.

В CPU-Z и Cinebench 5800X3D просел относительно собратьев, так как его ядра не поддавались разгону, 12900K улучшил результат в многопотоке и ухудшил в однопотоке, так как турбобуст на одно ядро достигал 5200 МГц. Также мы добавили результат 5900X с отключенным SMT. Это нам понадобится в играх, но и в синтетике можно глянуть, насколько эта технология важна. В CPU-Z она дала 31%, а в cinebench 32% дополнительных баллов в многопоточном тесте.

В Geekbench обычный 5800X вернул синтетическое первенство над накачанной кэшем версией, SMT в этот раз дал 12-ядернику в 2 раза меньше - всего 15%, да и i9 с DDR5 уже в меньшей степени главенствует над DDR4.

В Premiere Pro 3D-шка снова уступила обычному 5800X. На самом деле это даже сложно объяснить. Либо кэш даёт хороший прирост, либо разгон памяти. Но 5800X3D слабо ускорился как от одного, так и от другого.

Температуры и потребление

Разгон процессоров, что иронично, стал для них андервольтом. 5800X сравнялся по энергопотреблению с 3D версией, являясь холоднее на немалые 10 градусов. 2 CCD с шестью ядрами всё же горячее, чем 8 ядер, сконцентрированных в одном CCD. Даже при меньшем напряжении 5900X горячее, чем 5800X. 12900К по-прежнему горяч. Как-то неприятно осознавать, что современные топовые процессоры невозможно остудить хорошей, но обычной системой жидкостного охлаждения. Нужно либо их андервольтить, либо позволять автоматике троттлить из-за достижения критических температур.

Тесты в играх

В Киберпанке 5800X3D сохранил первенство среди ryzen'ов после разгона. Однако их отставание сократилось, да и 12900K с DDR4 нагнал и обогнал новинку. Отставание 5900X от 5800X тоже увеличилось, даже отключение SMT его не спасло.

В Far Cry вышло также. Все показатели FPS 5800X3D выросли всего на 2 единицы, в то время как остальные участники получили куда больший прирост. 12900K жадно вырвал первенство у новинки, обойдя её на 12% с обоими вариантами памяти. Да и отключение SMT почти помогло 5900X достигнуть уровня нассыщенного кэшем восьмиядерника.

В Ларе 48% преимущество по среднему FPS 5800X3D над обычной версией сократилось до 31%. Снова 3D-шка почти не изменила свой результат. Но запас её производительности был настолько велик, что лидерство не было упущено. Может, настало время пройти Лару в 300-то FPS?

После настройки 5800X и 5900X сравнялись в Старкрафте. Ранее 12-ядерник был слегка впереди. 3D свой FPS не изменил ни по одному из показателей. Монолит! А вот отключение SMT на 5900X позволяет получить по сути результат, выдаваемый на Windows 10.

В Трое после настройки памяти FPS на 5800X3D всё же подрос на 5%. В то же время на обычном 5800X прирост составил почти 8%, но мы и ядра разогнали. 5900X ускорился куда значительней. На целых 19%. То бишь помимо памяти здесь сильный упор в производительность самих ядер, потому и жирный кэш особо ничего не даёт. А вот SMT даёт целых 20% 12-ядернику.

В Контре вообще у всех почти те же результаты, что и в стоке. 12900K улучшил свой результат на целых 2% за счёт аналогичного разгона ядер, а вот настройка PBO через Curve Optimizer ryzen'ам почему-то ничего не дала в этой игре, как и отключение SMT. Даже хуже стало.

Вот казалось бы, Hunt как Лара. 64 дополнительных МБ кэша дали очень много, а значит, нам его стало как раз, но нет. Разгон памяти на 5800X3D дал 7% прирост. То бишь его всё ещё мало. На других ryzen'ах, конечно, больше. 15-16%, но первенство у 3D никто не отобрал. Отключение SMT в этот раз дало прирост, хоть и копеечный. Всего 5% по среднему FPS.

В среднем по палате 5800X3D уже не такой крутой. Он обходит обычную версию не на 25%, а всего на 18%. Хотелось бы сравнить их на равной частоте, но так как её нельзя регулировать на 3D, сделать это не получится. i9 с DDR4 его обскакал, да и 12-ядерный 5900X недалеко. Однако это всё ещё самый производительный в играх ryzen, способный периодически опережать все существующие процессоры, и при этом быть дешевле топовых решений, особенно если учитывать цену комплекта материнская плата, процессор, память.

Да, разгон памяти ему почти ничего не даёт, ведь сокращение промахов в кэш означает меньшее количество обращений к оперативной памяти. Мы от неё меньше зависим. В среднем вышел всего 3% прирост, но в то же время это является плюсом для тех, кто не хочет заниматься разгоном.

Однако это не значит, что на память можно совсем забить. Да, в контре FPS падает всего на 2%, даже если вместо двух модулей в разгоне использовать один в JEDEC, однако в Far Cry средний FPS снижается уже на 10%, а по фреймтайму или меньшим 1 и 0.1% можно заметить просадки, видимо, во время подгрузок.

В Киберпанке или Трое память по-прежнему очень важна. В них FPS падает не на 2 и не на 10%, а почти в 2 раза. Поэтому нужно знать меру. Память с хорошим XMP даст вам в около 95% производительности в играх с этим процессором, что очень удобно.

Заключение

Поэтому, подводя итог, что можно сказать о Ryzen 7 5800X3D V-Cache? Это - процессор, способный выдать FPS на уровне и даже выше флагманских камней за куда меньшую стоимость. Он менее притязателен к материнской плате и оперативной памяти по сравнению с обычной версией, но при этом очень горяч.