Тест Palit GeForce RTX 3050 Dual, Sapphire Radeon RX 6500XT Pulse и Sapphire Radeon RX 6600 Pulse
Давненько у нас не было тестов видеокарт, не правда ли? Пора прервать наше молчание, ведь появилось целых два повода! Вышли младшие видеокарты от AMD и Nvidia - RX 6500 XT и RTX 3050. В чём они уступают более старшим видеокартам в линейке и насколько превзошли предыдущее поколение? Давайте разбираться.
Характеристики RX 6500XT и RTX 3050
6500 XT получила новую микроархитектуру RDNA 2-го поколения, однако видно, что по количеству различных блоков она уступает RX 5500 XT. Особенно печалит ширина шины, объём памяти и, конечно же, урезанный до четырёх линий PCI Express. Естественно, новая микроархитектура компенсирует всё это своей производительностью, наличием infinity cache (он же L3), да и банально частота новинки примерно на треть выше.
RX 6600 в свою очередь имеет на целых 75 % больше ядер, а всё, что касается памяти, больше в 2 раза. Какой-то огромный разрыв.
Это не всё. Изменения коснулись также и медиаблока новинки. И они совсем непозитивные. 6500 XT лишили не только возможности декодировать видео с кодеком AV1, которых становится всё больше на том же YouTube, но и кодирование видео было полностью убрано. То есть, вы не сможете записать происходящее на экране с помощью кодека видеокарты, только силами процессора. Даже RX 550 это могла.
Количество портов для вывода изображения тоже сократилось до двух, видимо, из-за использования более старого DisplayPort версии 1.4a. “Ну а волку - кожура”, как говорится.
Теперь о RTX 3050. Если сравнить её с лучшим представителем 50 линейки десктопных видеокарт прошлого поколения, а именно 1650 Super, то при том же количестве блоков она имеет в 2 раза больше CUDA-ядер. Благодаря новой микроархитектуре, объём памяти удвоился, а шина PCI Express претерпела, скорее, неприятное изменение, так как далеко не все перешли на системы с версией 4.0, но в остальном лишь апгрейд. RTX 3060, в свою очередь, обходит её не на 100% и не на 75, а на 40%. Разве что объём памяти и ширина шины больше в полтора раза, а PCI Express не ограничен восемью линиями. По медиаблоку без изменений - поддерживается всё, что умеет 3060.
Тестовый стенд
Соперниками новинкам будут выступать их старшие собраться RX 6600 и RTX 3060. К слову, их сравнения у нас не было, так что заодно и здесь наверстаем упущенное. За старое поколение видеокарт в ответе GTX 1650 Super. Процессорная часть - Ryzen 9 5900X в разгоне и, конечно же, с настроенной памятью.
- Видеокарта #1: INNO3D GeForce GTX 1650 Super Compact
- Видеокарта #2: Sapphire Radeon RX 6500XT PULSE
- Видеокарта #3: Palit GeForce RTX 3050 Dual
- Видеокарта #4: Sapphire Radeon RX 6600 PULSE
- Процессор: AMD Ryzen 9 5900X, 4.7/4.6 GHz
- Материнская плата: ASUS ROG Crosshair VIII Extreme
- Оперативная память DDR4: G.SKILL Trident Z RGBF4-3600C16D-16GTZR 2x8 ГБ
- Система охлаждения: Кастом СВО
- Корпус: Streacom BC1 Open Benchtable
- Операционная система: Windows 10
Тесты в бенчмарках
В 3DMark Fire Strike RDNA 2 неплохо себя показывает: 6500 XT почти сравнялась с 3050, а 6600 с 3060. Новинки на четверть обходят 1650 Super, а их старшие собратья впереди примерно в полтора раза.
В подтесте Time Spy результаты AMD просели, а отрыв 3050 от 1650 Super стал больше.
В бенчмарке блендера использовался OpenCL для красных видеокарт и Optix для зелёных. От сцены к сцене результаты разнятся. В целом преимущество за Nvidia, но интересно, что вышло бы, если в бенчмарк был добавлен конвертер из CUDA для видеокарт AMD, называемый HIP.
Самая большая сцена “victor” стоит отдельного рассмотрения. Она отлично демонстрирует недостаточность 4 Гб видеопамяти. 6500 XT рендерила в 10 раз дольше, чем 3050, а 1650 Super так и вовсе зависала, пока мы не переключились на рендер с помощью Cuda.
В тесте AIDA GPGPU можно сравнить не только терафлопсы, но и пропускную способность памяти, чтение и запись которой полностью зависят от версии PCI Express.
Так как у 6500 XT нет кодировщика, для неё пришлось выбрать софтверный метод рендера ролика в Adobe Premiere Pro. Но это не значит, что она не помогала. В целом AMD никогда не отмечались хорошей оптимизацией в этой монтажной программе. RX 6600 уступает в скорости рендера даже 3050, находясь между ней и 1650 Super.
Тесты в играх
Разрешение во всех играх - Full HD, апскейлеры не использовались, Resizable Bar везде включен, а качество текстур на минимальном уровне. Их мы специально понизили, чтобы они не повлияли на производительность видеокарты с 4 Гб видеопамяти. Этой темы мы коснёмся сразу после основного теста, а затем рассмотрим эффективность разгона и андервольта.
Cyberpunk 2077, пресет графики средний. Угол обзора - 85 градусов. Игра всегда недолюбливала красных, и этот раз - не исключение. 6500 XT идёт близко с 1650 Super, немного отставая. 3050 опережает их более чем на 40%. При этом RX 6600 далеко впереди, как и RTX 3060, выступающая с ней почти на равных.
Doom Eternal, пресет графики - абсолютный кошмар, угол обзора - 90 градусов. Несмотря на минимальное разрешение текстур, 4 Гб видеопамяти оказалось впритык, а 6500 XT только вышла. Что же будет дальше? Снова она едва опережает 1650 Super и ощутимо позади 3050. RX 6600 вообще на целых 70% опережает новинку, что соответствует разнице в количестве блоков, хотя частота видеоядра 6600 заметно ниже. По энергоэффективности она тоже на высоте. Лимит мощности составляет всего 100 Ватт, что немного душит её по частоте. Причём у 6500 XT от того же вендора и той же линейки этот лимит всего на 10 ватт ниже (90 Ватт) и его хватает с запасом.
Far Cry 6, ультра пресет графики, FidelityFX CAS и VRS отключены. Игра находится под эгидой AMD, но не сказать, что это много дало. 1650 Super по-прежнему едва отстаёт от 6500 XT, 3050 всего на 20% впереди предка и на четверть позади 3060. RX 6600 снова имеет подавляющее превосходство над 6500 XT в 62%.
Forza Horizon 6, высокий пресет графики. Трассировка лучей по умолчанию работает только в гараже, так что не обращайте на неё внимание. Эта игра особенная. Во-первых, как и предыдущая часть, технология SAM даёт хороший прирост Радеонам. Во-вторых, несмотря на неплохую оптимизацию, видеокарты используются не на полную. Это видно по их TDP. 3050 ранее “поедала” свыше 100 Ватт, а то и все 130, но здесь всего 90. 6500 XT вместо 80 потребляет около 60 Ватт, а RX 6600 иногда даже не упирается в лимит мощности, что позволило расправить ей крылья. Частота видеоядра в этой игре у неё выше почти на 200 МГц, чем это было в Думе или Киберпанке, благодаря чему FPS с ней выше, чем у 6500 XT на 73%! А RTX 3060 нервно курит в сторонке.
Снова Horizon, но тот, что Zero Dawn. Максимальный пресет графики, угол обзора - 70. GTX 1650 Super и 6500 XT неплохо держатся, проседая не сильно ниже 60 FPS. Чуть подсбросить настройки и вполне можно с комфортом играть. Видеопамяти снова впритык. К сожалению, таким образом не понять, хватает ли её. Возможно, игра решила воспользоваться незанятым пространством. 3050 на 35% быстрее, чем 1650, а RX 6600, которая снова потеряла 200 МГц по чипу из-за упора в лимит мощности, на 61% опережает 6500 XT. 3060 ненамного впереди.
Red Dead Redemption 2, ползунок уровня качества сдвинут на ⅔, остальные настройки для других видеокарт выставлялись по автоматическим для 6500 XT, так как на них тот же пресет имел немного другие параметры. В очередной раз младшая "Рыкса" обладает лишь немного большим FPS, чем 1650 Super. Почти во всех играх за RX 6600 наблюдается привычка буферизировать всё в свою видеопамять. При равном с 3050 максимальном объёме 8 Гб у неё занято почти в 2 раз больше. Фреймтайм везде ровный, и зачастую при упоре в видеокарту на статистику редких и очень редких событий влияет количество сочетаний длинный-короткий кадр, являющиеся особенностью мониторинга, а не реальной нестабильностью.
В среднем по палате выходит, что RX 6500 XT чутка быстрее, чем 1650 Super, при этом сильно ограничена по медиаблоку и PCI Express. RTX 3050 в среднем на 22% опережает "Рыксу", а до 3060 ей не хватает 37% производительности, что почти соответствует 40%-ой разнице в количестве блоков. RX 6600 держится наравне с 3060. Зачастую слегка проигрывала, но за счет Far Cry 6 и особенно шестой Форзы немного опередила по среднему показателю. В софте 3060 предпочтительней, конечно.
Опираться на цены вам лучше самим. Всё сильно зависит, в какой момент вы читаете этот обзор, откуда цены берёте: с первички или вторички, а может даже лотерейных продаж по РРЦ, и так далее. На данный момент некоторые предпочтут взять более производительную RTX 2060 с Computeruniverse, нежели 3050. Но это один из множества вариантов.
Сравнение версия PCIe 3.0 и PCIe 4.0
Теперь пора поговорить о грустном. О потерях производительности из-за PCI Express и будущем видеокарт, когда видеопамяти будет сильно не хватать.
В подтесте 3DMark, посвященном именно этой теме, наглядно видна двукратная просадка пропускной способности при переключении на старую версию. На графиках сравнивается первый столбец со вторым и третий с четвёртым .
В других подтестах Fire Strike и Time Spy разница между 1 и 2 %, поэтому их пропускаем.
В AIDA GPGPU скорости немного отличаются, но суть та же. PCIe 4.0 x4 у 6500 XT имеет почти те же скорости чтения и записи, что и 3.0 x8 у 3050. Причём скорость копирования зависит от другого. У 3050 ширина шины памяти в 2 раза больше, и если бы не меньшая частота GDDR6, разница в скорости копирования отличалась бы тоже в 2 раза.
В Premiere Pro 4-ая версия PCI сокращает время рендера для " Рыксы" на 27%, а для 3050 - на 10.
В первых четырёх сценах бенчмарка Blender разница минимальна: 1, 2% от силы.
Но когда дело касается массивного Виктора, дело принимает совершенно иной оборот. На третьей версии PCI "Рыкса" отрендерила сцену лишь с третьей или четвёртой попытки, и это заняло у неё более чем в 2.5 раза больше времени, чем с 4.0. Для 3050 эта шина оказалось тоже очень важной, для неё разница составила чуть меньше тех же 2.5 раз. То есть для софта это всё очень важно, как и для игр.
В левой части экрана мы сохраним те же настройки, что были в основном сравнении, а в правой повысим качество текстур. Дум не позволит поставить выше средних для видеокарт с 4 ГБ-ми, но даже этого хватило, чтобы FPS просел. Пока видеопамяти хватало, PCIe 4-й версии давал 5% прирост, а стоило её чуть подзабить, как отрыв увеличился до 11%.
Форза не ограничивает вас в выборе настроек графики. И если при том же высоком пресете графики выбрать экстремальные текстуры, то с третьей версией PCIe FPS проседает почти в 2.5 раза, а с 4.0 - почти в 2.
В Фаркрае лучше не баловаться с текстурами. Даже на минимальном их уровне разница была в 8%, а с включенными HD текстурами, выкрученными на максимум, она уже трёхкратная. Но зато видеокарта вместо 80 Ватт потребляет всего 30-40. Выходит, даже если сейчас чип 6500 XT способен тянуть средние или высокие настройки графики, то вам всё равно придётся снизить одну из самых заметных глазу настроек - качество текстур.
С RTX 3050 ситуация куда лучше. Во-первых, попробуй-ка забей 8 Гб видеопамяти в Full HD разрешении, не включая трассировку лучей и что-нибудь на фоне. Во-вторых, у неё 8 линий, а не 4. Даже с использованием текстур уровня “абсолютный кошмар” в Думе, FPS останется прежним, а с более старой версией PCI вы потеряете всего 2%.
В Форзе, несмотря на свободное место в видеопамяти, FPS всё равно просел на 10%. И даже так прирост от 4-й версии PCI виден на фреймтайме. Если по среднему FPS он даст 7, 8% дополнительных кадров при минимальных и максимальных текстурах соответственно, то статистика редких и очень редких событий при использовании последних отличается сильнее.
Даже в Фаркрае, уничтожившем 6500 XT, 3050 чувствует себя как ни в чём не бывало. Особенностью игры является появление статтеров от включения HD текстур. Именно из-за этого мы отключили их в тестах процессоров, но как оказалось, даже с упором в видеокарту фремтайм неровный.
Разгон и андервольт
Остался последний этап. Разгон и андервольт новинок.
Андервольт подбирался по принципу “тот же FPS, что и в стоке”. То бишь память мы разогнали и, благодаря возросшей производительности, снизили не только напряжение на ядро, но и его частоту.
Разгон на "Рыксе" вышел достаточно забавный. Все ползунки максимально вправо. 6500 XT от Sapphire регулирует скорость вращения вентиляторов, опираясь в основном на энергопотребление, а не температуру, из-за чего выходит немного абсурдная ситуация, где разгон холоднее стока. Но если обратить внимание на скорость вращения вентиляторов, то всё встаёт на свои места. С андервольтом обороты почти те же, а TDP на 20 Ватт ниже, за счёт чего температура чипа снизилась на 8-9°C.
Для RTX 3050 нашли максимально стабильный оффсет частоты и разогнали память. Лимит TDP на Palit Dual увеличить нельзя, поэтому он останется прежним. Для быстрого андервольта использовался тот же оффсет частоты, а лимит TDP был просто понижен до минимальных 77 %.
Так как в разгоне потребление то же, что и в стоке, ни температура, ни скорость вращения вентиляторов выше не стали, а благодаря андервольту потребление упало на 30 ватт, температура - на 7-8°C и чуть замедлились вентиляторы.
Что касается производительности, то в Думе разгон 6500 XT дал целых 5% дополнительных кадров в секунду. Для 3050 прирост приятней - 9%, но это всё равно слабовато. С другой стороны, видеокарта почти также греется, почему бы и нет?
В Форзе прирост от разгона для "Рыксы" подрос. Теперь геймплей стал плавнее на 7%! 3050 ускорилась на те же 9%, что и в Думе. Надо оно вам или нет - решайте сами. Кто-то за каждый FPS борется, а кому-то важней минимизировать шум от системы.
Заключение
Что в итоге? А в итоге видеокарты вышли спорными. 6500 XT, несмотря на максимальную урезанность, будет покупаться, так как это - самая дешёвая из современных видеокарт. А 3050.. Зависит от цены. Местами RTX 2060 дешевле.
На момент написания обзора RTX 3050 в продаже нет. У вас есть ориентиры по производительности видеокарт, по их возможностям. Опирайтесь на эти данные, на ценник и выбирайте с умом.
А на этом всё, не болейте и до новых встреч.