DDR4 vs DDR5. — Тест TEAMGROUP FF3D532G6200HC38ADC01, G.SKILL S5 F5-5200U4040A16GX2-RS5W, G.SKILL F4-3600C14D-32GTESA и Kingston KF436C16RB1AK2/32

Сравнение DDR4 и DDR5 на Intel Core i9-12900K в XMP и разгоне.

Сегодня поговорим о зависимости производительности Alder Lake от памяти разных типов в разгоне и с заводскими xmp.

Успех новых процессоров Intel на ниве игровой производительности, рекордов во всевозможных бенчмарках и привлекательности во многих профессиональных задачах уже не вызывает сомнений. Однако, пограничная ситуация на стыке четвертого и пятого поколений DDR оставляет некоторые вопросы, которые требуют конкретных ответов.

Содержание:

Тестовый стенд

Для подробных тестов разной памяти нам понадобятся комплекты разной степени удачности и признания энтузиастов, ограничимся четырьмя. Постоянные наши зрители знают, что нам удалось приобрести DDR5 память на чипах Hynix, за что отдельная благодарность Онлайнтрейду - это одноранговый комплект памяти от TeamGroup с xmp 6200 МГц CL 38. Добавим к ним тоже одноранговый комплект DDR5 от Gskill c xmp 5200МГц CL40 и чипами Micron. DDR4 будет представлять незаменимый двуранговый TridentZ Royal с xmp 3600 МГЦ CL14 на отборных микросхемах Samsung. Гораздо более скромный набор из двух планок по 16ГБ от Kingston на чипах Hynix DJR завершит набор участников.

Для подробных тестов разной памяти нам понадобятся комплекты разной степени удачности и признания энтузиастов, ограничимся четырьмя. Постоянные наши зрители знают, что нам удалось приобрести DDR5 память на чипах Hynix, за что отдельная благодарность Онлайнтрейду - это одноранговый комплект памяти от TeamGroup с xmp 6200 МГц CL 38. Добавим к ним тоже одноранговый комплект DDR5 от Gskill c xmp 5200МГц CL40 и чипами Micron. DDR4 будет представлять незаменимый двуранговый TridentZ Royal с xmp 3600 МГЦ CL14 на отборных микросхемах Samsung. Гораздо более скромный набор из двух планок по 16ГБ от Kingston на чипах Hynix DJR завершит набор участников.

Тестовый стенд дополнит Флагманский Core i9-12900K и две материнские платы, по одной для каждого типа DDR. Видеокарта - ROG STRIX RTX 3090 от ASUS. Операционная система - Windows 11.

  • Процессор: Intel Core i9-12900K
  • Материнская плата #1: ASUS ROG Maximus Z690 HERO
  • Материнская плата #2: ASUS ROG STRIX Z690-A GAMING WIFI D4
  • Память DDR4 #1: G.SKILL F4-3600C14D-32GTESA 2x16 ГБ
  • Память DDR4 #2: Kingston FURY Renegade RGB KF436C16RB1AK2/32
  • Память DDR5 #1: G.Skill Ripjaws S5 F5-5200U4040A16GX2-RS5W 2x16 ГБ
  • Память DDR5 #2: TEAMGROUP T-FORCE DELTA RGB Black FF3D532G6200HC38ADC01 2x16 ГБ
  • Видеокарта: ASUS GeForce RTX 3090 ROG STRIX
  • Система охлаждения: кастом
  • Корпус: открытый стенд

Частоты процессора зафиксируем на 5,2 ГГц для P-ядер и 4100 МГц для E-ядер, кольцевая шина 4400 МГц.

В этих условиях равных частот для каждого этапа тестов можно будет оценить прирост производительности только от настройки памяти.

DDR4 vs DDR5 в XMP

Тесты в бенчмарках

Числа задержек в Aida benchmark сами по себе мало что говорят о производительности, но интересно сравнить и их, для xmp DDR5 значения отличаются значительно, впрочем ПСП тоже.

Для DDR4 разница в нс гораздо меньше, ПСП и вовсе почти одинакова, так как в данном случае частота памяти идентична.

Для разогрева сравним производительность в некоторых бенчмарках.

Corona Benchmark очень чувствителен к настройкам памяти и по его результатам высокочастотная DDR5 оказывается в лидерах, оба комплекта DDR4 отстают совсем немного. DDR5 на чипах Micron замыкает рейтинг, но его результат хуже другим совсем незначительно.

В Geekbench5 результаты чуть интереснее, c DDR4 12900K демонстрирует более высокий однопоточный результат, а с DDR5 - общий многопоточный балл.

3D Mark CPU Profile внезапно, почти не зависит от используемого комплекта памяти, можно отметить небольшое преимущество DDR4 в целом - порядка 1%.

В бенчмарке Blender сцена koro отрисовывается с абсолютно одинаковой эффективностью на любом из использованных комплектов.

Cinebench R23 тоже привычно игнорирует влияние памяти на скорость выполнения своей задачи.

Чтобы как-то разнообразить синтетическую скуку - вот результат бенчмарка архиватора 7-Zip, вот это веселее, архиватор с радостью использует преимущества DDR5, и за скорость сжатия на DDR4 становится даже как-то неудобно, такое отставание неминуемо отражается и на общем результате.

Тесты в играх, 1080p

После разминки, самое время приступить к игровым тестам, надо же выяснить кто сегодня король.

FarCry 6, 1080p, ультра пресет, HD текстуры выключены, обе настройки трассировки включены, масштаб разрешения 0,5. Запись геймплея велась вторым комьютером через карту захвата без влияния на производительность.

Эта игра благоволит новому поколения DDR, и даже чипы micron не являются помехой, оба варианта DDR4 немного отстают, причём разница между ними минимальная и больше похожа на погрешность измерений. Высокочастотный XMP 6200 МГц позволяет процессору показывать уже заметно более высокую производительность.

Cyberpunk 2077, 1080p, пресет трассировка лучей ультра, угол обзора 85, DLSS ультрапроизводительность, один пункт трассировки, а именно - освещение. выключен, чтобы хоть как-то вписать сравнение в рамки зависимости от производительности процессора, а не видеокарты.

Можно снова отметить крайне малое отличие между разными XMP DDR4 на одной частоте, сами по себе первичные тайминги дают минимум прибавки в игровой производительности.

DDR5 комплекты между собой различаются гораздо сильнее, и в целом преимущество нового типа памяти в киберпанке очень заметно.

Обратимся к классике. Мерилом малопоточной игровой производительности выступит Starcraft2, 1080p, максимальные настройки.

DDR4 чувствует себя в этой стратегии гораздо лучше и обходит DDR5 даже увереннее, чем это делала память нового типа в киберпанке. Интересно, что относительная разница между комплектами DDR5 сохранилась, а для DDR4 наконец-то наметился зазор производительности между комплектами из совсем разных ценовых категорий.

Начнём постепенное возвращение к более современным проектам и обратимся к незаменимой ларе крофт. 1080p, максимальный пресет качества графики, масштабирование 20%.

После холодного душа старкрафта, DDR5 начинает восстанавливать позиции, XMP 5200 МГц уже немного опережает оба варианта xmp 3600МГц памяти прошлого поколения, причём в сложных моментах преимущество растёт, Комплект DDR5 с чипами Hynix уверенно опережает всех, общая картина напоминает расстановку сил в FarCry6, хотя загрузка процессорных мощностей в гендерно прекрасной исследовательнице гробниц значительно выше.

Следующий пункт программы Total War Saga: Troy, максимальный пресет, размер отрядов и качество травы экстремальные, модификатор разрешения 50%, сглаживание отключено.

В этой игре помимо ожидаемого огромного преимущества DDR5, снова можно отметить практически полную равнодушность 12900К к первичным таймингам на DDR4 и привычное доминирование высокочастотного XMP 6200 МГц около 7%. Причём эта разница почти идентична и в полуторапоточном Старкрафт, и Троё, с её более 200 Вт энергопотребления на разогнанном i9.

Watch Dogs: Legion, 1080p, поле зрения 90, ультра пресет, DXR Ультра, масштаб разрешения 25%.

Ещё одна игра, показывающая схожесть результатов DDR4 на частоте 3600 МГц независимо от первичных таймингов. DDR5 даже с начальным xmp 5200 МГц позволяет получить до 15% больше кадров в среднем, хотя в абсолютных значениях это и составляет всего около 10 ФПС. Более высокая частота добавляет стандартные 7% по среднему значению кадров в секунду и чуть меньше по редким событиям.

Переходим к реально используемым графическим настройкам, киберспортивным в случае шутеров. Warzone, 1080p.

Реальный онлайн матч не предполагает строгой повторяемости и содержит слишком много случайностей, кроме того, между записями разных поколений DDR вышел небольшой патч с удалением новогоднего контента, тем не менее на ФПС в поездке на грузовичке он практически не повлиял, в отличие от актуального обновления с Vangard элементами, оставим пока его в стороне. Итак в симуляторе высокорискового дальнобойщика можно отметить очень близкие результаты всех четырёх комплектов памяти, высокочастотная DDR5 всё же чуть впереди, за ней оба варианта DDR4 и замыкает список лидеров комплект новой памяти на чипах micron.

Counter-Strike: Global Offensive, настройки не менее киберспортивные, хотя и в разрешении 1080p, ниже читаемость мониторинга падает катастрофически. Измеряем ФПС в записи матча профессионалов.

Можно заметить небольшое различие производительности в зависимости от типа используемой памяти и совсем незначительные между конкретными представителями DDR разных поколений.

Всё же можно утверждать, что DDR4 немного быстрее в этой игре, даже с учётом различия всех соревнующихся комплектов около уровня погрешности измерений.

Тесты в играх, 1440p

Реально используемые настройки продолжим исследовать в FarCry6, 1440p, ультра пресет, включены HD текстуры, обе настройки трассировки включены, полный масштаб разрешения.

Особенности игры, в лице не полного использованию мощности видеокарты по мониторингу, позволяют даже в таких условиях найти микроскопические различия, каким-то образом высокочастотная DDR5 смогла дать чуть больше ФПС в условиях высокой нагрузки на видеокарту.

Что любопытно, Assassin’s Creed Вальгалла, который тоже испытывает некоторые затруднения с полным использованием видеокарт NVIDIA не выявляет устойчивого преимущества какого-либо комплекта памяти, и это на самом высоком пресете графики и 1440p разрешении.

Естественно, что подобное поведение, гораздо более вероятно в реальном игровом применении, а именно - отсутствие различий в играх с упором ФПС в возможности видеокарты из-за более высокого разрешения экрана или же меньшей производительности самой видеокарты.

Разгон

Теперь разберём эффект от разгона памяти - повышения частоты и настройки таймингов. Любопытнее всего было исследовать возможности комплекта DDR5 с чипами Hynix, ожидания были радужными, хотелось получить высокие частоты, но реальность оказалась чуть суровее, чем хотелось - устойчивые старты и возможность загрузиться в операционную систему сохраняются и на частоте 6666МГц, но стабилизировать память на напряжениях ниже 1,5В не удавалось, более того, полная стабильность даже на 6600МГц постоянно ускользала, хотя и замечены ошибки были только в длительных стресс-тестах, виновата ли в этом материнская плата, слишком осторожные напряжения, либо какие-то тайминги ещё предстоит выяснить, остановимся на 6400 МГц CL30.

Для комплекта на чипах Micron частоты и тайминги с прошлого его появления не изменились - это 5400 МГц CL 36, В терминах Аиды, оба варианта улучшили задержку доступа примерно на 10нс, естественно подросла и ПСП.

Для DDR4 ситуация немногим интереснее, в режиме Gear1 с синхронной частотой памяти и контроллера потолок разгона очень сильно меняется от экземпляра к экземпляру процессора. Этот может 4133Мгц и даже выше, но встречаются образцы для которых 3900МГц может оказаться пределом. Поэтому решено было использовать комплект на отборных чипах самсунг с частотой 4133 МГц и шикарными первичными таймингами 15-15, что даст представление о близкой к максимальной производительности 12900К с DDR4 в режиме Gear1. Hynix DJR выше 4000МГц разгонять не стали, и дело даже не в том, что не хотелось повышать RCD выше 21, этот вариант в сравнении будет символизировать среднюю удачность контроллера памяти и не самые отборные чипы памяти в комплекте.

AIda в случае DDR4 показывает уменьшение Latency чуть скромнее - около 7-8нс.

Тесты в бенчмарках

Теперь обратимся к бенчмаркам, Начнём с Corona benchmark результаты изменились, соотношение - практически нет, DDR4 в этом сравнении лучше, прирост частоты в относительном выражении у неё больше, теперь комплект на чипах Самсунг на первом месте, DDR5 на частоте 6400 МГц немного отстаёт.

Если же попробовать получить в этом бенчмарке лучший результат, то на 4200МГц DDR4 показывает себя отлично, но всё же уступает DDR5 на частоте 6930 МГц. Стоит заметить что это результат на зелёных планках Hynix.

В общем сравнении видно увеличение результата на 5-7% для каждого комплекта.

В Geekbench5 расстановка сохранилась, но сократились различия, DDR5 комплекты сильнее улучшили однопоток, а DDR4 - многопоточные баллы.

Переходим к менее зависимым от памяти дисциплинам,

Бенчмарк Blender почти не показал на сцене Koro какой либо зависимости от типа и частоты памяти, результаты идентичны, лишь большое количество повторений показало незначительное превосходство памяти прошлого поколения, но в реальных больших проектах всё может оказаться с совсем наоборот.

Ещё меньше отличие баллов в другом бенчмарке рендеринга - Cinebench R23, усреднения результатов показывают полное безразличие к типу и настройкам памяти.

3D Mark CPU Profile всё также обращает внимание только на тип памяти, а не на её настройку, DDR4 уничтожает DDR5 на 1% по всем результатам в сравнении.

В бенчмарке архиватора 7-Zip настройка памяти позволила DDR4 стремительно сократить отставание, почти двукратно снизив различия в скорости сжатия и, соответственно, по общему результату.

Тесты в играх, 1080p

А теперь вернёмся к играм, интересно будет посмотреть на прирост ФПС только от разгона памяти.

FarCry 6, лучший представитель DDR4 смог приблизиться к DDR5 с не самой высокой из возможных на сегодня частот. Впрочем Hynix DJR тоже смог продвинуться в рейтинге, он обошёл комплект DDR5 на чипах Micron. Сильнее всего выросло значение 1% меньших ФПС, причём как на DDR4, так и на DDR5. Средний фпс вырос примерно на 15% в случае DDR4 и около 10% составил рост на DDR5.

В Cyberpunk 2077 рост результатов DDR5 оказался примерно на том же уровне, что и в Фаркрай, а вот DDR4 улучшила свои показатели даже сильнее. Но в условиях не самого благополучного будущего, это не позволило памяти прошлого поколения обойти хотя бы изделия на чипах Микрон из пятого поколения DDR, тем не менее различия сократились, и между разными комплектами DDR5 тоже, преимущество чипов Hynix уменьшилось до примерно 5%.

Если сравнить прирост от разгона, то для DDR4 он превысил 15% по среднему ФПС и ещё больше по 1%, DDR5 повысила результат в среднем чуть менее, чем на 10%.

В противовес предыдущим, относительно свежим играм, ветеран Starcraft2 показывает, что настройка таймингов может оказаться полезнее для DDR5 в разгоне. Отставание памяти нового поколения немного сократилось, но даже лучший результат DDR5 всё ещё можно сравнить только с результатом DDR4 с xmp профилем.

В сравнении прироста от разгона оба комплекта DDR5 показывают завидную синхронность, у DDR4 подобной прибавкой может похвастаться только комплект с отборными чипами Самсунг, у него и прирост частоты самый большой в сравнении.

В Shadow of the Tomb Raider сравнение разбивается на две части, Любопытно наблюдать близкие результаты у DDR4 Hynix DJR и DDR5 Micron, в то же время другая пара соревнующихся - DDR4 Самсунг B-die и DDR5 Hynix тоже почти не различаются в выдаваемом количестве ФПС.

Разгон снова даёт DDR4 больший прирост, чем DDR5. в результате разница между всеми четырьмя участниками сравнения сокращается.

Максимально подчёркивает эту тенденцию Total War Saga: Troy: преимущество новой DDR велико и не подвергается сомнению, но и DDR4 уже не выглядит совсем уж жалко.

Однако если взглянуть на изменения от настройки памяти, то для DDR5 улучшение колеблется около 5%, а DDR4 получается до 30%, если смотреть пиковые значения.

Watch Dogs: Legion, Отборные планки на чипах самсунг настигают младшего представителя DDR5, высокочастотный комплект Teamgroup всё ещё впереди, но уже не с таким значимым преимуществом.

С Warzone всё чуть интереснее, в ней без разгона все сравниваемые варианты были близки, а разгон вопреки сложившейся тенденции добавил и DDR4, и DDR5 сравнимый процент производительности, чуть больше для отборных самсунгов, но стоит повторить, что и рост частоты у них самый высокий.

Итак, два более оверклокерских комплекта в лидерах, причём DDR5 немного впереди, а вот Микроны не смогли навязать равную борьбу DJR и откатились на последнее место.

Рост ФПС от настройки таймингов значительный и кибератлет с любым типом памяти будет доволен.

Более консервативные любители шутеров такого прироста не получат, в CS:GO можно отметить только небольшой рост ФПС в редких и очень редких событиях. причём небольшое отличие между применяемым типом памяти сохраняется, DDR4 тут предпочтительнее.

Тесты в играх, 1440p

Настройка таймингов совсем немного увеличило ФПС в редких событиях и подтянуло отстающих до уровня лидера, опять же, в других, более эффективно нагружающих видеокарту играх не будет даже такой гомеопатической разницы.

Как, например, в Assassin’s Creed Вальгалла, нюансы работы с картами Nvidia не помогли, всё везде одинаково, пожалуй это главный вывод, который надо усвоить приверженцам тестов в реальных условиях высокой нагрузки на видеокарту.

Заключение

Энтузиасты и любители более изысканных сравнений могут отметить, что DDR5 с более подходящими для разгона чипами, а на сегодняшний день это Hynix, показывают отличные результаты и как минимум не уступают в играх самым лучшим представителям DDR4, исключение - StarCraft и CS:GO, в этих дисциплинах консервативное влияние всё ещё велико.  

Но чем новее игра и активнее она использует процессорные мощности - тем лучше себя чувствует DDR5, и даже не особо разгоняющиеся планки на чипах micron обходят в таких проектах лучших представителей памяти прошлого поколения.

А с учётом того, что на правильных материнских платах даже с менее 1,5В на памяти получается достигнуть бОльшего по частоте DDR5, в итоге можно смело утверждать, что держаться за DDR4 память не остаётся никакой необходимости. Естественно, этот вывод сделан без учёта стоимости комплектующих, их редкости и подобного, интерес чисто академический и в абсолютных значениях.

Однако, тут же можно сделать оговорку, что если хорошая DDR4 память уже есть, то можно собрать комплект с новым процессором именно на ней, переплата за DDR5 стоит того только в глазах истинных энтузиастов.

Неосвещённым остался только вопрос работы DDR4 в Gear2 режиме, это теоретически может быть интересно, особенно если двуранги смогут с 12 генерацией Intel показать результаты выше, чем прошлые поколения. А что вы думаете об актуальности такого сравнения?

На этом всё, больших чисел вам в бенчмарках и крепкого здоровья, до новых встреч.