Тест Intel Core i5-12600K c DDR4 и DDR5

Сравнение с R5 5600X и i5-11600K в стоке и разгоне на Windows 10 и Windows 11

Всем доброго времени суток, на связи i2hard. Уверенно и постепенно мы исследуем новое поколение процессоров Intel. На очереди i5-12600K. 

Процессор обещает быть очень интересным, ведь по сравнению с прошлым поколением мы получили новую микроархитектуру с возросшим IPC, увеличенный объём кэша второго и третьего уровня, поддержку DDR5, а также 4 спорных энергоэффективных ядра. И всё это приправлено новым 10-нанометровым техпроцессом.

Тестовый стенд

Так не будем же тянуть кота за хвост и приступим к исследованию. Информации много, но она интересная, так что не перелистывайте.

Всё познаётся в сравнении, поэтому без соперников не обойтись. Представителем прошлого поколения серии i5 выступает 11600К, а со стороны AMD - шестиядерный Ryzen 5 5600X. Комплект памяти типа DDR4 суммарным объёмом 32 Гбайта построен на двуранговых чипах Samsung B-die, а вот DDR5 пока что приходится обходиться, какой есть. Комплект Adata XPG Lancer содержит в себе два 16-гигабайтных модуля с одноранговой компоновкой чипов производства Micron. Раз у нас 2 типа памяти, то и материнских плат для 12600К тоже две. Слоты DDR5 имеет ASUS ROG Maximus Z690 Hero, а DDR4 ASUS TUF Gaming Z690-PLUS WIFI D4.

О первой мы уже рассказывали, уделим немного времени TUF’у. Невооружённым глазом можно заметить внешние особенности. Крепления для системы охлаждения совместимы с прошлыми. Главное учитывать, что процессор расположен ниже и крепление сокета прикручивается четырьмя винтами, а не тремя.

По сравнению с тёзкой на Z590 чипсете увеличилось количество M.2 разъёмов до четырёх штук, а сата-портов, наоборот, теперь четыре, а не шесть.

Задняя панель потеряла PS/2, но приобрела дополнительный Type-C разъём.

VRM тоже получил апгрейд. Теперь за питание процессорных ядер отвечает 14 80-амперных DrMOS сборок SiC659, и это не смотря на то, что новые процессоры менее прожорливы.

Полная конфигурация:

  • Видеокарта #1: Palit GeForce RTX 3080 Ti GameRock OC
  • Видеокарта #2: MSI GeForce GTX 1050 2G OC
  • Процессор #1: Intel Core i5-11600K
  • Процессор #2: Intel Core i5-12600K
  • Процессор #3: AMD Ryzen 5 5600X
  • Материнская плата #1: ASUS ROG Maximus XIII Hero
  • Материкая плата #2: ASUS TUF Gaming Z690-plus WIFI D4
  • Материнская плата #3: ASUS ROG Maximus Z690 Hero
  • Материнская плата #4: ASRock B550 Taichi Razer Edition
  • Оперативная память DDR4: G.SKILL Trident Z F4-3200C14D-32GTZ 2x16 ГБ
  • Оперативная память DDR5: A-Data XPG LANCER AX5U5200C3816G-DCLABK 2x16 ГБ
  • Система охлаждения #1: GamerStorm Castle 360RGB v2
  • Система охлаждения #2: DeepCool AK620
  • Накопитель: Crucial MX500 2 TB
  • Блок питания: Deepcool DQ850-M-V2L
  • Корпус: Open Stand

Тесты в стоке

Синтетические тесты

Начинаем с синтетики. Аида сообщает нам о сильно возросшей латентности памяти при использовании DDR4 относительно прошлого поколения, она почти такая же, как у райзена. Пропускная способность DDR5 радует, но за двухканальный режим памяти внутри одного модуля пришлось заплатить ещё более высокой задержкой. Также в глаза бросаются низкие скорости кэшей первого и второго уровня, но это особенность подсчёта самой Аиды, которая смешивает скорости кэшей больших и маленьких ядер. Частота кольцевой шины тоже не радует, хоть она и динамическая, но явно ниже, чем у i5 прошлого поколения.

Однако в бенчмарках и задачах, не зависящих от скорости памяти, новый i5 демонстрирует колоссальный отрыв. Производительность больших ядер относительно прошлого поколения выросла на 21% в CPU-Z, а при использовании всех мощностей 12600К в полтора раза опережает шестиядерных соперников.

В Cinebench R23 имеем схожий прирост, даже чуть больше в тесте многопотока.

Geekbench 5 имеет зависимость от памяти, поэтому в нём высокочастотная DDR5 позволяет набрать 12600К на 10% больше баллов в тесте многопотока, чем в сочетании с DDR4.

Рендер силами процессора в Premiere Pro тоже очень хорошо реагирует на высокую пропускную способность памяти, причём куда лучше, чем на увеличение ядер и их производительность. С DDR5 рендер происходит на 25% быстрее, чем с DDR4.

Потребление и температуры

И раз новый i5 так хорош в синтетике, нужно поговорить об охлаждении.

Прошлое поколение Intel оказалось серьёзным испытанием для систем охлаждения с малой площадью рассеивания, так как тепло отводилось от большого кристалла легко, но его было очень много.

Новые процессоры перешли на более тонкий техпроцесс, что тоже вызывает некую опаску, ведь все мы помним, насколько горячим вышли райзены 3000 линейки из-за перехода на 7 нм техпроцесс. Ведь с меньшей площади кристалла сложнее отвести тепло. Плюсуйте к этому возросшие лимиты мощности, за которые теперь в ответе производители материнских плат. И они ориентируются на систему питания процессора, а не вашу систему охлаждения.

Но попутно с уменьшением кристалла увеличилась площадь крышки процессора, а также уменьшилась толщина кремния и припоя.

В итоге новые процессоры выделяют меньше тепла, но его всё же сложнее отвести. Учитывайте, что в зависимости от образца будут меняться и эти показатели, так что они очень вариативны. В то же время райзен с его лимитом PBO в 75 ватт греется почти также. В любом случае невысокий TDP 12600К позволит спокойно использовать в стоке обычные башенные кулеры с четырьмя теплотрубками.

Тесты в играх

Поигрались с синтетикой, теперь и в игры пора.

Call of Duty: Warzone, настройки графики - киберспорт, DLSS - производительность. И.. что-то не впечатляет новый i5. Ядер больше, кэша больше, IPC выше, а прирост относительно прошлого поколения почти никакой. Даже с DDR5 он не впечатляет - на 8% средний FPS выше. Онлайн матч, конечно, не является вершиной точности, здесь погрешность не мала, но пока что результат не впечатляет. 

Киберпанк, пресет графики - трассировка лучей ультра, DLSS - ультра производительность, плотность толпы на максимум.
i5-ые с DDR4 равны. Почти никакой разницы. Причём эта игра параллелится даже лучше, чем Варзон, если судить по графику загрузки ядер. В то же время DDR5 в своём зачаточном состоянии даёт 17% прирост в этой игре по сравнению со скромным XMP DDR4. Райзены никогда не были хороши в киберпанке, поэтому 5600X отстаёт даже от 11600К. 

Far Cry 6, ультра пресет графики, трассировка включена, FSR: производительность. В этой игре поговорим не совсем об FPS, а о поведении 12-го поколения на 10-ой винде. Как видите, куча статтеров присутствует у 12600К. Если вы следите за нашим каналом, то из теста i7-12700К знаете, что после обновления игры статтеры прекратились. Те тесты делал Виталий. Эти Дмитряга. Все драйверы у Дмитряги установлены, обновления тоже. От статтеров ему помогло избавиться переход на Windows 11 или же отключение мелких ядер. При этом он переустанавливал начисто windows, игру, даже разворачивал образ Виталиной системы - статтеры всё равно есть. И это описывает всю ситуацию. Вы не можете знать, когда и где это случится, но такая подстава произойдёт, поэтому будьте готовы к переходу на новую версию Windows с более новой версией программной поддержки thread director. Того самого встроенного в процессор модуля, что отвечает за распределение нагрузки по ядрам.

Тень Лары. Наивысший пресет графики, DLSS - производительность. Интересно наблюдать за тем, как последовательно проклёвывается использование гиперпоточности ядер у 12600К по мере увеличения нагрузки с появлением рынка на экране. В теории это даже верно, что сначала падает загрузка на мелкие ядра, ведь они всё же производительней, чем виртуальный поток, да и кэш у них свой. Но в очередной раз напрягает почти идентичный FPS на i5-ых разных поколениях. Естественно, результаты перепроверены, никакой Gear 2 сам по себе не включался и на 11 винде результаты особо не отличаются, за исключением Far Cry. Расследование привело к странной особенности процессоров 12-го поколения. Они испытывают дикий голод памяти. Имитация XMP 3600 МГц CL16 вместо наших 3200 CL14 дало 10% прирост в играх на ровном месте. Это очень много. Да, конечно, больше ядер и большая их производительность приводит к этому, но i7-11700К не был же медленней, чем 11600К, поэтому и 12600К не должен быть таким ограниченным памятью, а он есть. Предвкушаем разгон.

Watch Dogs Legion, ультра пресет графики, DLSS - производительность. Аналогично всем предыдущим играм i5-12600К с начальным (в плане частоты) XMP DDR4-ой памяти практически неотличим от 11600К. В то же время аналогично начальная (в плане частоты) DDR5 даёт ему дополнительные 14% FPS. 5600X держится наравне с i5-ыми на DDR4.

StarCraft II, все настройки на максимум. Что Старкрафт любит? 2 быстрых ядра и быстрый доступ к данным. Высокая пропускная способность и 10 ядер ему ни к чему. У 12600К есть первое - высокий IPC. Латентность, как вы помните, у него заметно выше, чем у 11600K, особенно с DDR5, поэтому здесь немного иная ситуация. В сочетании с ней FPS такой же, как на 11600К, а вот с DDR4 процессор подготавливает на 10% больше кадров.

Троя. Пресет графики - ультра, трава и размер отрядов - экстрим, разрешение занижено модификатором. Вот бы везде так. Все потоки загружены под завязку. Колоссальный отрыв от предыдущего поколения, как и от Райзена. На треть выше FPS у свежего i5. Высокая ПСП DDR5 только сыграла на руку во всю нагруженным ядрам. Она даёт ещё 16% прирост, что приводит к полуторакратному доминированию над соперниками. Прям как в синтетических тестах, только это игра.

Итоги по тестам в стоке

В среднем по палате выходит, что новый i5 по сравнению с прошлым в рамках DDR4 памяти даёт на 7% больше FPS.

Но знаете что? Троя - это, конечно, хорошо, однако если не будем её учитывать, то вот что на самом деле выходит. Всего на 3% в среднем 12600К быстрее прошлого i5. Катастрофически маленькая разница с такими архитектурными изменениями.

Но если вы не перематывали и читали внимательно, то помните, что всему виной аномальный голод памяти. Из чего делаем вывод: если вам новый процессор нужен только для игр и вы не собираетесь его разгонять, то поищите модули памяти с более высокочастотным XMP. С частотой 3600 МГц и Gear 1 проблем возникнуть не должно, пределы сместились, поэтому не душите процессор медленной памятью. Эта фраза всегда была актуальной, но сейчас как никогда.

Разгон

Наконец-то переходим к разгону.

Настройка i5-12600K и конкурентов

5600X по ядрам взял 4700 МГц с напряжением около 1.325 В под нагрузкой, память стандартно встретила свой лимит на 3800 МГц с первым таймингом 14. 12600К благодаря высокой площади кристалла позволяет поставить напряжение повыше, но даже так всего 4900 МГц с напряжением 1.43В под нагрузкой. Память погналась до 3733 МГц с первым таймингом 14 в режиме Gear 1. 12600К, сразу скажем, не самый удачный, но всё равно большие ядра покорили 5 ГГц с напряжением 1.325 В под нагрузкой. Энергоэффективные ядра взяли всего 3.9 ГГц, а кольцевая шина - 4.1 ГГц. Контроллер памяти тоже не самый лучший. Для 3900 МГц в режиме Gear 1 он уже требовал высокие напряжения на SA. DDR5 от micron, как вы знаете, сейчас первая с конца среди доступных сейчас вариантов от трёх производителей. И гонится, зачастую, не выше 5600 Мгц, а чаще на 200 МГц меньше. Вот и у нас вышло 5400 МГц с первым таймингом 34. Итак, разгон памяти на 12600K явно пошёл на пользу. В обоих случаях латентность упала на 10 нс, что позволило немного сократить отставание от 11600К. Пропускная способность тоже радует, постепенно возвращаем некогда утерянное.

Так как новый i5 теперь имеет частоту на 100 МГц не ниже, а выше, чем старый, то отрыв в синтетике, не зависящей от скорости памяти, закономерно чуть вырос. 

Синтетические тесты в разгоне

Что в CPU-Z, что Cinebench, почти 20000 баллов в многопотоке, что даже больше, чем у i9-10900К. Кстати, вам интересно было бы увидеть их отдельное сравнение?

В Geekbench позиции DDR5 просели, но она по-прежнему в лидерах. И это не смотря на отключенные из-за энергоэффективных ядер AVX-512 инструкции, которые так любит этот бенчмарк.

В Premiere Pro также DDR4 сократила разрыв с DDR5, последняя позволяет отрендерить проект уже не на 25, а на 12% быстрее. Ух, сюда бы память на чипах от Hynix.

Энергопотребление и температуры

Повторно сравним энергопотребление и температуру процессоров. Для начала на равном напряжении. На удивление в таких условиях энергопотребление i5-ых сравнялось. Из розетки тоже обе системы кушали около 273 ватт. Но помним, что у 11600К немного ниже частота, а у 12600К ещё 4 мелких ядра работают наполную. В то же время, имея на 20% более низкое энергопотребление, Райзен вышел самым горячим.

Учитываем, что многие при разгоне процессоров Intel ориентируются не на напряжение процессора, а на его температуру. После повышения Vcore на 100 МВт, процессор взял на 200 МГц больше по ядрам и кольцевой шине, правда попутно мы ещё подхватили дополнительные 40 Ватт тепловыделения, которые отводятся системой жидкостного охлаждения примерно с той же эффективностью, что и 160 Ватт от 12600К.

Но это всё тестировалось на хоть и не кастомной, но водянке. Что будет, если у человека воздушный кулер? Проверяем. В качестве примера возьмём башню DeepCool AK620. Две секции, 120 мм вентиляторы, G.Ckill’ы не перекрывает и ростом всего 160 мм.

Интересная ситуация выходит. На Райзене максимальная температура выросла на 5°С, а средняя - на 3.5°С. Для 11600K - на 4 и 3°С соответственно. А для 12600K всего на 1 и 2°С. Проверили несколько раз. На нём и правда разница мала.

Однако учитывайте, что это замеры на открытом стенде. В корпусе СВО усилит внутренние потоки, плюс горячий воздух от мощной видеокарты не будет поступать прямо в лопасти кулера.

Тесты игр в разгоне

Самое интересное. Игры с разгоном.

В Варзоне теперь 12600К явно впереди. Разгон ядер, кэша и DDR4 памяти увеличил FPS на 50! Это почти 30%. Очень приличный прирост. Для сравнения с DDR5 комплексный разгон дал 21% дополнительных кадров. 11600K ускорился на 19%, а 5600X - всего на 9.5%.

Киберпанк тоже не обделён приростом от разгона. Здесь 12600K в сочетании с DDR4 стал быстрее на 31%. Но даже это не помогло обогнать вариант с DDR5. Приятно наблюдать, что даже с наислабейшим её представителем хоть где-то наблюдается преимущество. Остальные процессоры тоже получили прирост от разгона выше, чем в Варзоне, поэтому i5-ые на DDR4 отличаются на 10% вместо 12. Не сказать, что много.

Дабы ещё разок напомнить, что на Windows 10 есть проблемы с новыми процессорами, мы не стали добавлять футажи тестов на Windows 11. Эти моменты и правда встречаются в повседневной жизни: то TestMem5 повиснет только на энергоэффективных ядрах после прохождения первого цикла, то Premiere. Cinebench R15, кстати, тоже крутится только на них. Банальное архивирование 7 Zip может вызвать аналогичную проблему. Мы не отговариваем вас, но предупреждаем. Не всё гладко, как хотелось бы.

В Ларе от разгона средний FPS подлетел почти на 60 единиц, то бишь на треть. Совершенно разный уровень производительности, согласитесь. Но средний показатель в Ларе не очень демонстративен. В начале сцены процессоры с большим кэшем набивают полные карманы среднего FPS, но когда дело доходит до рынка, ситуация меняется. Райзен в эти моменты отстаёт от 12600К на 30 FPS, как и 11600K. DDR5, хоть и немного, но тоже оказывается впереди в противоположность среднему FPS.

В Собаках аналогично производительность выросла на 30%, в то время как на DDR5 и других процессорах прирост составил около 15%. Понимаете, да, насколько он был задушен с XMP 3200 МГц? Тем не менее, снова DDR5 на капельку впереди. И чем более ресурсоёмкая игра или задача, тем больше будет преимущества у высокочастотной памяти. Это мы выяснили ещё при сравнении разных режимов делителя контроллера памяти.

В Старкрафте снова обратная ситуация. После разгона 12600K растерял своё преимущество и его отрыв сократился с 9 до 5%. Тем не менее, с DDR4 он на первом месте, а вот с DDR5 на последнем.

На удивление доминирование DDR5 в Трое не так велико, как ожидалось - всего 4%. И если 12600K с DDR4 был на треть быстрее, чем 11600K в стоке, то сейчас этот отрыв увеличился до 48%. Прирост в полтора раза. Представьте, если бы это было везде. Крышесносно!

Итоги по тестам в разгоне

Итак. В среднем по палате имеем уже куда более благоприятную ситуацию. Новый i5 на 17% быстрее прошлого в среднем.

Но давайте ещё раз исключим Трою из списка.

И вот уже 12%. Не так уж и много, если вспомнить Райзены, которые последние два поколения получали 20% прирост в играх, а то и больше.

Разумеется, платформа свежая, не всё идеально, но слепо верить в программные оптимизации thread director или что-то подобное не стоит. Вдруг не сбудется? Разве что более производительная DDR5 даст больший отрыв.

Тесты встроенной графики

Увеличение процессорной производительности - это, конечно, хорошо. Но вы знали, что встроенная графика тоже претерпела изменения?

По названию и не скажешь, что она сильно отличается. Была UHD 750, стала UHD 770. Количество блоков и ядер такое же, флопсов на 11% больше, но это соответствует возросшей частоте.

Так что же изменилось? Микроархитектура. UHD 750 была поколения 12.1, эта - 12.2. Тоже звучит не очень, да? Но проверить стоит.

CS:GO, настройки на минимум, 1080p. Удивительно, но по сравнению с прошлым тестом трёхмесячной давности, у UHD 750 умудрилась упасть статистика редких и очень событий. Зато у UHD 770 прогресс налицо. Что? Тот же FPS? Вы не туда смотрите. Яркость! Она нормальная! На предыдущих поколениях встроенной графики она всегда была сильно занижена, на некоторых картах хоть глаза выколи, а теперь она работает как и должна. Это ли не прогресс?

Но до GTX 1050 или GT 1030 ещё до как до Луны, сами понимаете.

Resident Evil Village, минимальные настройки графики, 1080p, FSR - производительность. И здесь уже впечатляющая разница. Новая графика на треть быстрее. Непонятно из-за чего. То ли драйверы получше, то ли новая микроархитектура лучше взаимодействует с directx 12.

Напомним, что при FPS ниже 30 игра замедляется, поэтому футажи не синхронизированы, а у GTX 1050 низкий FPS из-за нехватки видеопамяти. На удивление преимущество DDR5 при использовании встроенной графики невелико.

Разгон тоже интересен на новой встройке. Смотрите, UHD 750 в 11600K погналась с 1300 до 1600 МГц. +300 Мгц - это на 23% более высокая частота. Угадайте, насколько погналась 770-ая? 
На максимум! Самый высокий множитель - 42. То бишь с частотой шины 50 МГц имеем 2100 МГц. С подкруткой BCLK предел встретился на 2200 МГц, но заморачиваться с этим не стали. Вы понимаете, какой тут потенциал? Почти в 1.5 раза частота выше. Идём проверять прирост.

В Aida GPGPU Benchmark флопсы выросли также, как и частота. На 23 и 44% соответственно. По непонятным причинам скорость чтения и записи с DDR5 ниже.

В Контре разгон встроенной графики и памяти дал 33% прирост для UHD 750, 44% - для 770-ой на DDR4 и 41% с DDR5. 1050 от разгона ускорилась на 11%. Немного не то, что мы ожидали, но всё равно очень хороший результат. Вот бы ещё фреймтайм поровнее и было бы самое то.

Озвучиваем прирост от разгона встроек в Резиденте слева направо. 38, 48 и 44%. У 1050 не особо изменился FPS, так как она много времени проводит в общении с оперативной памятью через шину PCI Express, из-за чего её обскакала UHD 770.

На удивление новая встройка получила хороший прирост. По двум играм оценивать, конечно, не очень корректно, но тем не менее. Если хотите отдельного теста-сравнения, пишите. Вам не кажется, что при выходе 11 поколения процессоров Intel вокруг их встроек было куда больше шумихи, чем в этот раз? Ведь с текущей графикой с горем пополам уже можно поиграть во что-то более увесистое, чем Дота, Контра или Танки. С недавнего времени благодаря народным умельцам всем стал доступен FSR, работающий почти во всех играх. С ним чёткость картинки будет куда ближе к нативному Full HD, а FPS почти как с 720p. Модификаторы разрешения и рядом не стояли. До уровня Веги процессоров ryzen не дотягивает, но прирост два поколения подряд не может не радовать.

И на этом всё. Не болейте. И до новых встреч!