Тест Intel Core i9-12900K с DDR4 и DDR5

Сравнение с Ryzen 9 5950X, Core i9-10900K и Core i9-11900K в стоке и разгоне.

Продолжим тесты новых процессоров Intel 12-го поколения. На этот раз флагман - i9-12900K. 

Его основное отличие от i7-12700k - это 4 дополнительных энергоэффективных ядра (соответственно больше кеша третьего уровня). Получается комбинация из 8 производительных ядер с гипертрейдингом и 8 эффективных с единственным потоком на ядро. Естественно, прилагаются чуть более высокие частоты буста и закономерное увеличение максимума Turbo Power, для 12900K его значение достигает 241W. 

Задержка в выходе материала определённо пошла на пользу - удалось дождаться новых биосов с увеличенным потенциалом для разгона DDR4, а для DDR5 нашлось время для настройки и тестов.

Потребление

Итак, вооружаемся кастомной системой жидкостного охлаждения и приступаем к тестам. Причем i9 можно охладить воздушным кулером или AIO, но в таком случае надо сужать круг задач для процессора или ограничивать лимит мощности. Проверим и попробуем эти способы в ближайшем будущем.

Из коробки в многопоточном тесте cinebench r23 12900K потребляет до 220Вт, P-ядра работают на частоте 4900 МГц, эффективные E-ядра - на 3700. В однопотоке можно увидеть заветные 5200 МГц. Всё как и должно быть.

Любопытно, что на нашем экземпляре для кривой напряжений/частот есть пары и для 5300МГц. Судя по всему, это особенность первых партий процессоров.

Не хотелось бы затягивать вступление, поэтому давайте сразу перейдём к делу. Для тестирования с DDR4 используем материнскую плату ASUS ROG STRIX Z690-A Gaming D4 и лучший комплект двуранговой памяти у нас на руках c xmp 3600 CL14 от Gskill. Для DDR5 - ROG Maximus Z690 Hero и комплект 2 по 16 одноранговой памяти. К сожалению, он построен на чипах Micron, поэтому частот выше 6000 ждать не стоит, зато есть свежий внешний вид и xmp 5200 МГц CL40.

Естественным выбором конкурентов для 12900K будут такие же флагманские процессоры: 16-ядерный 5950X от AMD и два представителя линейки i9 прошлых поколений - 11900K и 10900K. Всем соревнующимся обеспечим равные условия: соответствующая классу материнская плата, кастомное жидкостное охлаждение и в случае DDR4 - одинаковый комплект памяти. Видеокарта - RTX 3090 В исполнении STRIX от ASUS. Все тесты проведены в Windows 10 с последними обновлениями. 

Тестовый стенд

  • Процессор #1: Intel Core i9-12900K
  • Процессор #2: Intel Core i9-11900K
  • Процессор #2: Intel Core i9-10900K
  • Процессор #3: AMD Ryzen 9 5950X
  • Материнская плата #1: ASUS ROG Maximus Z690 HERO
  • Материнская плата #2: ASUS ROG STRIX Z690-A GAMING WIFI D4
  • Материнская плата #3: ASUS ROG Maximus XIII Hero
  • Материнская плата #4: ASUS ROG Crosshair VIII Formula
  • Память DDR4: G.SKILL F4-3600C14D-32GTESA 2x16 ГБ
  • Память DDR5: G.Skill Ripjaws S5 F5-5200U4040A16GX2-RS5W 2x16 ГБ
  • Видеокарта: ASUS GeForce RTX 3090 ROG STRIX
  • Система охлаждения: кастом
  • Корпус: открытый стенд

Тесты в стоке

Синтетические тесты

Начнём сравнение в синтетике. В бенчмарке Blender аппетит 12900K меньше, чем в cinebench. Стоит заметить, что если кроме включении xmp не менять настройки BIOS, то лимиты потребления на используемых материнских платах отключены для всех процессоров Intel по умолчанию, а для 5950X действует ограничение 142 Вт. В таком не совсем честном сравнении 12900K становится абсолютным лидером и обходит 5950X в обеих сценах, преимущество над старыми i9 и вовсе неприличное. 

Для уравнивания шансов увеличим пределы энергопотребления для 5950X. Для этого необходимо соответствующим образом настроить PBO, этот вариант райзена будет отдельным конкурсантом. Сразу заметим его большое энергопотребление - более 280 Вт. Другие процессоры из сравнения без ограничения лимита остановились на отметке 220 Вт.

Теперь картина выглядит логичнее, 8 производительных и 8 эффективных ядер 12900K всё же уступают 16-ти ядрам 5950X в этом рендере, зато в условиях равного энергопотребления просто уничтожают флагманов 10-го и 11-го поколений.

В cinebench r23 соотношения схожи, но нужно отметить феноменальный прирост однопоточной производительности для процессоров Intel с каждым новым поколением, начиная с одиннадцатого. 11900 выступает примерно на уровне 5950X, а 12900K улучшил результат предшественника почти на 20% и прямо из коробки преодолел отметку 2000 баллов. 

В многопотоке ситуация схожа с блендером, в условиях отсутствия ограничений мощности 12900K немного уступает 5950X. С лимитом в 142Вт 5950X оказывается позади стокового 12900K.

В Geekbench 5 помимо возросшей однопоточной производительности можно отметить улучшение многопоточного результата при использовании DDR5 памяти. С новым поколением ОЗУ этот тест начисляет 12900K баллов - даже больше, чем 5950X с увеличенными лимитами.

Тесты в играх

Первой игрой будет Shadow of the Tomb Raider. 1080p, максимальный пресет, сглаживание выключено, масштабирование 50%. С первых кадров понятно, что 12900K настроен серьёзно. Начало третьего отрезка система с DDR4 проводит на равных с одарённым большим кешем 5950X. Недалеко ушедший от Jedec XMP комплекта DDR5 немного отстаёт, но по мере усложнения сцены и он обходит Ryzen 9, а вариант с DDR4 выходит в лидеры всего сравнения. Обратите внимание на новый элемент в мониторинге - графическое обозначение загруженности потоков. E-ядра выделены дополнительно. 11900 держится молодцом, но меньшее количество ядер ограничивает его результат в этой игре. Итоговые 219 фпс в среднем для 12900K и комплекта DDR4 - выдающийся результат для стока, впрочем по остальным параметрам он тоже лидер.

В StarCraft2 улучшение однопоточной производительности тоже должно принести свои плоды. И приносит, но в процентном выражении преимущество над 5950X меньше, чем в ларе, маленькое количество используемых потоков и большой кеш решают. Благосклонность игры к DDR4 памяти с низким Cl понятно, но и DDR5 не остаёт, даже с CL40 прошлые i9 остаются позади. Можно отметить наименьшее энергопотребление у 12900K среди тестируемых процессоров. Расширения лимитов процессору в такого типа играх не помогут, но раз результат для 5950X есть. то его тоже включим в сравнение.

Следующая игра - Total War Saga: Troy, 1080p максимальный пресет, размер отрядов и качество травы - экстремальные. Помним результат DDR5 в тесте 12700K и ждём хорошего фпс и для 12900K. Но полученные данные превосходят все ожидания - с увеличением загрузки потоков новый тип памяти проявляет себя всё лучше. Показательный результат, им можно остудить пыл скептиков, утверждающих, что DDR5 в играх совсем слаба, будущие игры могут изменить расстановку сил радикально. С DDR4 12900K демонстрирует наименьшее энергопотребление и наивысший фпс среди процессоров с этим типом памяти в тесте. Любопытно, что увеличение лимитов не помогло 5950X улучшить результат.

В Watch Dogs: Legion используем увеличенное поле зрения, ультра пресет, высокий уровень RTX и DLSS в режиме производительность. Ну вот, далеко ходить не надо - ещё одна игра, в которой DDR5 отлично себя чувствует и уверенно обходит DDR4. Вопросы вызывает только отсутствие возможности запуска с установленным полным комплектом драйверов Intel. Кроме того, редкие статтеры на процессорах Intel 12-го поколения победить можно только обновлением операционной системы на 11 версию. 11900K сопоставим по ФПС с 5950X, 10900K немного отстал.

В Киберпанке для разнообразия откажемся от трассировки, пресет впечатляюще, угол обзора - 100, DLSS ультрапроизводительность. Райзены в этой игре традиционно немного сдают, поэтому обратим внимание на 11900K. Можно отметить, что он почти не отстаёт от более оснащённой ядрами новинки с DDR4, но использование DDR5 выводит 12900K в единоличные лидеры. Намечается тенденция: в хорошо параллелящихся играх DDR5 чувствует себя уверенно, даже в самом начале своего жизненного цикла. Теперь обратимся к игре, не так трепетно относящейся к количеству потоков у процессора

Far Cry 6, 1080p, ультра пресет, обе настройки трассировки включены, масштаб поля зрения максимальный, масштаб разрешения минимальный, HD текстуры выключены.

Встроенный тест ещё содержит намёки на статтеры для 12-го поколения процессоров Intel, но это несравнимо с тем, что было до патча. Что касается ФПС, то для 12900K оба типа памяти демонстрируют схожую производительность, DDR4 немного впереди, но оба варианта заметно опережают любого другого участника сравнения.

Теперь необходимо посмотреть на результаты в онлайн-шутере Call of Duty: Warzone, 1080p, настройки киберспортивные. Тут DDR4 показывает некоторое преимущество, но даже с ней 12900K до значений среднего фпс у 5950X не дотягивает. Стоит помнить, что это запись онлайн матча и 100% повторяемости добиться нет возможности. Снова отметим низкое энергопотребление в стоке у нового i9, впрочем это характерно почти для всех игр из этого сравнения.

Настройка DDR5

Обязательная часть программы завершена, теперь самое интересное - разгон и настройка.

В первую очередь уделим внимание DDR5. По напряжениям и максимальной частоте ничего нового по сравнению с прошлым обзором не обнаружилось, зато тайминги удалось покрутить вдоволь. Окончательного понимания зависимостей ещё не достигнуто, многие значения добыты опытным путём; причём для третичных таймингов, судя по информации в сети, присутствует зависимость и от типа чипов памяти. Для наших микронов опытные значения вышли такими:

Ещё один интересный момент: значения RTP, WR, RRD и FAW запросто задаются аналогичными тем, что привычны для DDR4, но это прямо противоречит документации micron для своих изделий. Очевидны два варианта: либо документация слишком осторожна, либо материнские платы просто игнорируют такие установки и используют какие-то свои значения, проследить которые нет возможности.

Что ж, отличный повод протестировать и сравнить. Слева вариант с рекомендуемыми RRD не ниже 8 и RTP c WR выставленными по документации. Справа - полученные опытным путём значения, аналогичные лучшим комплектам DDR4.

В синтетике вроде тестов AIDA64 разница минимальна, но по пиковым значениям “неправильные” тайминги лучше. С другой стороны, пока не будет глобального обновления программы - числам из Aida стоит доверять с крайней осторожностью.

В LinX можно отметить аналогичное поведение: пиковые значения в гигафлопсах справа выше. Но гораздо интереснее проверить игры.

Запускаем Лару, третий отрезок встроенного теста, разницы практически нет, разве что по 0,1% вариант справа чаще оказывается впереди.

В Трое, хорошо откликающейся на производительность памяти, ситуация схожая, только выявить разницу сложнее из-за слишком высокой производительности процессора. Нашей 3090 уже местами не хватает. Что ж, можно предположить, что даже если такие низкие значения таймингов не используются на самом деле, то итоговая производительность не падает, а иногда и оказывается немногим выше. Значит будем использовать именно эту схему с “неправильно” низкими RRD, RTP и WR.

Разгон Core i9-12900K и конкурентов

По ядрам всё гораздо проще. 5200 МГц по производительным ядрам покорились довольно уверенно, с повышением напряжения можно было бы замахнуться и повыше, но это уже вопрос, который можно обсудить на стримах. Эффективные ядра и кольцевая шина тоже оказались удачнее, чем на инженерном 12700К: 4100Мгц и 4500Мгц, соответственно. Традиционно проверкой стабильности была выбрана сцена из бенчмарка блендер, но, например, Cinebench r23 нагружает ядра даже сильнее. В любом случае такого теста должно быть достаточно для обеспечения стабильности в играх. Для более тяжёлых задач можно выбрать другое напряжение или частоту.

Обновление биоса на материнской плате с DDR4 принесло приятный сюрприз - стали доступны более высокие частоты в синхронном режиме работы контроллера памяти. Загрузка была на 4200 МГц и даже чуть выше, но о какой-то стабильности можно говорить только на 4133 МГЦ. Однако и этого должно быть достаточно для высоких результатов в играх. Удачный комплект памяти позволил использовать тайминги 15-15-15-34,

Значения пропускной способности памяти в Aida, конечно, красивые, но слишком сильно выбиваются за рамки возможных. К Latency тоже стоит относится с осторожностью.

Остальных участников сравнения тоже не обделили, настроили соответствующе. 10900K, например, оказался очень удачным и смог бы в играх работать и на 5,4, но для теста воспользуемся частотой 5,3 ГГц на все ядра.

Тесты в разгоне

Синтетические тесты

Сравним теперь производительность разогнанных систем в синтетике.

Cinebench нового ничего не показывает: выше частоты - выше результат. 12900K безусловно хорош, но до 5950X в этих условиях не дотягивает. i9 прошлых поколений обделены ядрами и выглядят бледно, зато в однопотоке 11900K выступает с 5950X на равных.

В бенчмарке Блендер расстановка сохраняется, но стоит отметить, что критерием разгона была сцена bmw27, однако все участники сравнения (кроме 5950X) с тем же успехом справились и с koro. Для наглядности оставим результат 5950X с увеличенными лимитами PBO без дополнительных настроек.

Geekbench5 тоже имеет свои нюансы. Ближе к концу теста проскакивает тяжёлая задача, с которой второй чиплет 5950х справляется только при снижении частоты. В любом случае 12900K в этом тесте доминирует по однопоточному результату и не уступает 5950X в многопотоке.

Тесты в играх

Впереди самое интересное - игры. Начинаем с незаменимой Лары Крофт, замеряем только третью сцену. И с самого начала теста поразительный результат. Мало того, что с DDR4 12900K показывает сумасшедшие значения выше 400 кадров в секунду, так и с настроенной DDR5 он в начале не хуже 5950, а с усложнением сцены заметно выходит вперёд. Причём на рынке фпс у DDR разных поколений схожий, в лучших прогонах не опускается ниже 210, но тут уже можно обвинить слишком слабую видеокарту, упор в неё временами присутствует. Придётся менять настройки или даже отказаться от этой игры в тестах. Десятое и 11-ое поколение Intel - хорошие процессоры, но 12900K в Ларе лучший по всем показателям, в том числе по приросту ФПС от разгона - около 30% по среднему. Надо серьёзно поразмышлять над возвращением тестов в 720p.

Воодушевляемся результатом и отправляемся в Starcraft выяснять, чьи полтора потока сильнее. Любопытно, что 11900K, 5950X и 12900K с DDR5 показывают очень близкий ФПС, но с быстрой DDR4 12900K устанавливает, прямо скажем, новые ориентиры. И в Старкрафте тоже. Любопытно, что видеокарта забирается в высокие P-state только с 11900 и 12900. Весомое преимущество нового i9 сохраняется до завершения замера - более 10% отрыва от ближайшего преследователя.

Сможет ли DDR4 догнать DDR5 в Трое? Нет, не сможет. Результаты 12900K в этой игре какие-то аномально высокие, причём даже упор в видеокарту не мешает DDR5 показывать ФПС выше. Интересно, что в прошлых тестах 5950Х демонстрировал результат чуть выше, но даже так до 12900K в Трое ему далеко. Еще одним примечательным моментом является самое большое энергопотребление 11900K при самом низком итоговом фпс. Можно отметить 30% рост ФПС от разгона на 12900K с DDR4, что выше, чем прирост у Ryzen 9. Система с DDR5, наоборот, показала самую маленькую прибавку - всего 10%. Чувствуем большой потенциал при появлении более удачных комплектов.

В Watch Dogs: Legion можно было бы посетовать на нехватку производительности видеокарты для всех процессоров, но упор упору рознь. 5950Х немного обходит прошлые поколения Intel. А 12900K просто не может развернуться на всю мощность, временами кажется, что с DDR5 вроде получше, но в среднем результат абсолютно одинаковый с быстрой DDR4 - то, что может успеть отрисовать 3090. Статтеры никуда не делись, тут без обновления операционной системы или игры не обойтись.

В киберпанке DDR5 выступает тоже хорошо и можно было бы считать результат успехом, если бы рядом не было DDR4. Всё же не все игры умеют извлечь выгоду из нового поколения памяти прямо сейчас. Или скорее имеющиеся в наличии комплекты памяти не могут пока рассказать об истинном потенциале DDR5. Из интересного можно заметить, что 11900K даже в этой игре сумел перешагнуть за 200 Вт потребления.

В Far Cry 6 преимущество DDR4 можно было бы прогнозировать, но интересно другое: настройка памяти не позволила 11900 и 5950 подобраться к результатам DDR5. 11900 уверенно лидирует по энергопотреблению. По измеряемым ФПС 12900K с любой памятью впереди по среднему и 1% меньших, результат в очень редких событиях портят периодические незначительные статтеры.

Последний игровой тест, но не по важности - онлайн шутер Call of Duty: Warzone. Стоит сразу отметить улучшение ФПС в редких и очень редких моментах для Райзена, но эти показатели всё равно заметно ниже, чем у новинки Intel. Для комплекта DDR4 показатели даже слишком хорошие, только 1% кадров медленнее 180 ФПС. При этом и среднее значение, и 0,1% тоже лучшие в сравнении. Страшно представить значения ФПС с видеокартами AMD. В целом по играм новое двенадцатое поколение выступает очень уверенно, некоторые результаты и вовсе поразительные.

Эксперимент с производительностью ядер

Хотелось бы оценить прибавку в производительности ядер как-то более явно. Для этого проведём небольшой эксперимент. Для всех процессоров Intel установим частоту ядер 4 ГГц, кольцевую шину тоже зафиксируем на этой же частоте. Для 12900K отключим энергоэффективные ядра - так можно получить интересные сравнения с 11900K в почти равных условиях. 5950Х тоже зафиксируем на 4 ГГц, Infinity fabric - 1800 МГц. Память везде одна и та же - DDR4 с заводским xmp.

Начнём с Сinebench. В первую очередь интересует однопоток. Хорошо заметен большой шаг вперёд по IPC между 10 и 11 поколениями и примерно такое же улучшение с появлением двенадцатого. В однопотоке улучшения не закончились, прочие новшества, включая кеши разных уровней, позволяют в многопотоке получить даже бОльший прирост баллов, если сравнивать 12900K и 11900K.

Geekbench 5 в однопотоке 12900K превосходит 11900K не так впечатляюще, зато 11900K почти на треть быстрее 10900K.

Уравнивать количество ядер для игр было бы не совсем правильно, но есть один вариант - используем нестареющую классику. Starcraft, полтора потока есть у всех, тут правда вопрос по кешам оставим открытым, всё же это не научный труд, а любопытный эксперимент. Итак, имеем привычное равенство в малопотоке между 11900K и 5950х, но снова сместившуюся разницу между поколениями Intel. В этот раз 12900K быстрее 11900K более, чем на 20%, в то время как 11900 обходит своего предшественника только на 13%.

Заключение

Наши выводы в этой статье будут не окончательными. И дело не только в том, что память DDR5 только в начале своего жизненного цикла и мы ещё увидим комплекты на 7 (семь), 8 (восемь) и даже 10 ГГц, но и в том, что даже сейчас есть комплекты, способные работать на частотах выше 6 ГГц и с таймингами заметно лучше используемых нами в этом обзоре для 5400 МГц.

Но и без этой ремарки 12900K выглядит сильно в играх с любой памятью. Лебединая песня DDR4 выдалась очень впечатляющей: контроллер памяти вернул нас во времена, когда меньше 4 ГГц было результатом "так себе". 

8 производительных ядер отлично чувствуют себя в современных играх, дополнительные 8 эффективных ядер выручают при решении задач, которые притормозили бы основные потоки. 

Для профессиональных задач компоновка новинок не должна стать проблемой, хорошая производительность на ядро ценится везде. Понятное дело, что для тяжелейших рендеров есть монстры с десятками ядер, но не все занимаются такими рендерами или сложными вычислениями. Тем не менее, вопрос применения в рабочих приложениях или даже стримминге пока остаётся открытым, также как и окончательный ответ о необходимости именно 11 версии Windows. Если вам это интересно, то дайте знать, а мы постараемся найти время, чтобы ответить на эти вопросы в видеоформате.