Обзор Byrobot Petrone: неоднозначный дрон-трансформер со строптивым характером
В 2015 году на российском рынке появился мини-квадрокоптер Byrobot Drone Fighter – маленький дрон с функцией воздушных боев. Это был первый дрон, выпущенный компанией Byrobot для массового рынка, но, к сожалению, у него был ряд ярко выраженных слабых сторон, свойственных небольшим квадрокоптерам того времени, к примеру, малое время работы аккумулятора и неудобство в управлении в ветреную погоду.
На выставке CES 2016, которая прошла в Лас-Вегасе в январе, компания Byrobot представила второй квадрокоптер линейки Drone Fighter – Petrone. Спустя почти год, осенью, новинка наконец добралась и до стран СНГ.
Мы потратили больше недели на тестирование боевого дрона от Byrobot и в этом материале мы подробно расскажем, чего стоит ждать владельцам нового Drone Fighter, поговорим о том, удалось ли Byrobot довести идею воздушных боев до идеала, а также распишем сильные и слабые стороны малыша Petrone.
Концепция
Byrobot Petrone относится к классу дронов-трансформеров. Под этим следует понимать, что к Petrone вместо винтов можно прикрутить колеса (которые предлагают приобрести за дополнительную плату) и в результате получить управляемую машинку.
Эта идея – далеко не новая, достаточно вспомнить модель знаменитой французской компании Parrot –Rolling Spider образца 2014 года и множество китайских моделей, к примеру – Syma X9. Причем, стоит заметить, что и Parrot, и «китайцы» могут использовать колеса и винты одновременно, без трансформаций и докупки деталей, что действительно круто.
Просто посмотрите это видео:
Впрочем, у Byrobot Petrone просто иная концепция, не предполагающая одновременного использования колес и винтов. И она имеет полное право на существование.
Внешний вид
Byrobot Petrone относится к классу квадрокоптеров, то есть винтов здесь четыре. Габариты модели примерно такие же, как у предшественника, Byrobot Drone Fighter, т.е. по диаметру новинка сравнима с компакт-диском и весит около 30 грамм. Материал корпуса – обычный недорогой пластик черного цвета.
Материал корпуса довольно гибкий, но защита лопастей легко трескается и ломается, поэтому сильных столкновений придется избегать. Сломанную защиту можно заменить, но легкость поломки однозначно неприятна – первая трещина в защите появилась всего спустя час после распаковки дрона.
Есть и другие претензии к качеству Petrone, ведь современные любители дронов давно успели отвыкнуть от пластика с заусенцами и неидеально отработанными гранями, а в модели от Byrobot, к сожалению, используется материал именно такого качества.
Даже среди более дешевых «китайцев» редко можно встретить такое качество материала. Разумеется, что на скорость это не влияет, но все равно неприятно, поскольку от дрона, изготовленного в Корее, ждешь не китайского качества.
Byrobot Petrone можно легко (и без использования каких-либо инструментов) разобрать на части в домашних условиях, что позволяет без проблем заменить отдельные детали, которые Byrobot предлагает приобрести за дополнительные деньги.
Защиту лопастей можно снять, и как показывает практика, это стоит сделать. Без пластиковых «дуг» Byrobot Petrone становится чуть более маневренным и лучше слушается пилота. Однако для полетов в помещении этого лучше не делать, чтобы не повредить лопастями портьеры или другие ценные и хрупкие вещи. У Petrone, в отличие от некоторых «китайцев», лопасти очень острые, что должно позитивно сказываться на летных характеристиках, но может быть опасным.
Забегая вперед, можно сказать, что Byrobot Petrone, как и большинство небольших квадрокоптеров, не очень хорошо летает. Погрешность в 15-30 см для дрона в пределах нормы, поэтому стоит учитывать возможность «раскачивания» в управлении, чтобы избежать травм и поломок. Кроме того, на улице дрон моментально сдувает из-за небольшого веса.
Примечательно, что на корпусе Byrobot Petrone есть светодиоды. Более того, разработчики явно постарались сделать дрон похожим то ли на монстра, то ли на робота, то ли на летучую мышь - у Petrone есть глаза.
Однако, если сравнивать с первым Drone Fighter, наблюдается некоторое упрощение – из 40 светодиодов у Petrone осталось всего 6, поэтому светится он гораздо слабее своего предшественника. Цвет подсветки можно изменить при помощи приложения, речь о котором пойдет ниже.
Рядом со светодиодными «глазами» в Petrone расположены две инфракрасные «пушки», которые и предназначены для «сбивания» противников во время воздушного боя.
Для фиксации на горизонтальной поверхности предусмотрены четыре ножки красного цвета, расположенные под моторами.
Батарея вставляется в специальный отсек на днище дрона. Любопытно, что в Petrone можно использовать аккумуляторы от Drone Fighter и наоборот. А вот лопасти и движки не взаимозаменяемы: если у вас есть запас запчастей от предыдущей модели - они не пригодится и в случае поломки придется покупать новые.
Рядом с батарейным отсеком находится оптический сенсор, которого не было в предыдущей модели. Он работает в паре с трехосным гироскопом, трехосным же акселерометром и барометром, которые в сумме образуют систему управления и стабилизации дрона. Однако об идеальной стабильности полетов говорить не приходится, но про это речь пойдет ниже.
Софт и управление
Начнем с главного минуса – в новом Petrone Byrobot отказалась от отдельного джойстика, как в Drone Fighter, и полностью перешла на управление со смартфона или планшета через специальное приложение.
Почему это минус? В случае с джойстиком, управление дроном осуществляется при помощи аналоговых стиков и кнопок, которые можно нащупать пальцами, а значит – привыкнуть к их расположению и управлять квадрокоптером в полете, следя за самим дроном. При управлении со смартфона, приходится нажимать на виртуальные стики, регулярно отводя взгляд от управляемого объекта, что непросто. Это усложняет воздушные бои, для которых дрон был разработан, поскольку о хорошей точности говорить не приходится. Впрочем, Byrobot обещает выпустить для Petrone специальный джойстик, но когда это произойдет – неизвестно.
Как итог, можно сказать, что в плане управления разработчики «пошли по наклонной», сделав его гораздо более сложным и непродуманным, чем в предыдущей модели. Однако, при определенной сноровке – управлять дроном вполне реально. К слову, аналогичную проблему лучше всего решили ребята из DJI, создавшие для своих дронов джойстики с креплением для смартфона или планшета. Подобное решение отлично бы подошло и для Petrone, но аналогового управления пока нет и приходится довольствоваться тем, что есть.
Те, кто успел купить Petron, могут возразить – ведь дроном можно управлять через повороты и наклоны смартфона, тогда квадрокоптер будет повторять движения телефона. В теории – это работает. На практике, дрон реагирует на движения смартфона с ощутимыми, до секунды, задержками и не всегда, поэтому джойстик с радиоканалом, как проверенный и отработанный годами вариант управления, все равно сработал бы лучше.
Тут крайне важно отметить, что Petrone и смартфон связываются по Bluetooth-протоколу, а дальность работы не превышает 10-15 метров на воздухе. Drone Fighter, к слову, мог отлетать на дальность до 40 метров и был укомплектован тем самым заветным радиоджойстиком. Стабильность подключения тоже вызывает вопросы, поскольку к Samsung Galaxy S7 дрону удалось подключиться со второй попытки, а с китайским Lenovo связь удалось установить только с пятой. Кроме того, иногда разрыв связи происходил прямо в воздухе, а дрон продолжал лететь, а не садился, как можно было бы ожидать. Хорошо, если дело не закончится утерей квадрокоптера.
Перед тем, как перейти к описанию мобильного приложения для управления Petrone, хочется поговорить о дизайне интерфейсов. Ключевая задача дизайнера интерфейсов – сделать взаимодействие с разрабатываемым устройством/программой интуитивно понятным, простым и максимально быстрым, чтобы нужный пункт меню находился за пару секунд. За все это специалисты получают значительные суммы.
Теперь вернемся к Byrobot и приложению для работы с Petrone. Как Вы увидите дальше – на дизайнере интерфейсов компания торжественно сэкономила. Типичный пример «интерфейсного безумия» - кнопки «1» и «2», которые отвечают за неизвестный параметр. Очевидно, что разработчики понадеялись на ум пользователя, который сам разберется, но системы подсказок в приложении однозначно не хватает.
Или, к примеру, меню опций. Можно поспорить, что по внешнему виду иконок Вы не всегда сможете угадать, за что отвечает та или иная иконка. Наш результат – около 50%. Итого, у приложения для Petrone – классический азиатский интерфейс, написанный азиатами и для азиатов. Вероятно, что им так удобнее, но европейцам, у которых несколько иной склад ума, довольно сложно интуитивно ориентироваться в этих кнопочках и пиктограммах.
Поддержки русского языка в приложении нет, зато есть английский.
В Google Play описание приложения выглядит следующим образом, «прекрасный» подход к русскоязычным пользователям налицо.
Оценка в 3,5 балла за приложение в каталоге Google Play тоже говорит о многом...
Если говорить коротко, то для Byrobot Petrone существует несколько режимов управления, а точнее два – абсолютный и нормальный. В первом у квадрокоптера постоянная система координат, центром которой выступает смартфон. Таким образом, при команде «вперед», дрон будет лететь от вас, а при команде «назад» - к вам, независимо от того, в какую сторону он направлен. В нормальном режиме система координат дрона изменяется с каждым поворотом, т.е. при команде «вперед» квадракоптер полетит именно туда, куда развернут, а не от вас. Кроме того в приложении, доступна тонкая настройка – можно изменить скорость и ряд других параметров.
Все это здорово, но летает Petrone не очень хорошо, как мы уже упоминали в начале обзора. Впрочем, это общая проблема всех небольших квадрокоптеров, которые скорее стоит воспринимать как качественную игрушку, чем серьезный воздушный аппарат, и Petrone – не исключение. Дрон плохо справляется с воздушными потоками, а задержки в передаче команд только усугубляют эту проблему. Со временем, конечно, пользователь может приноровиться и научиться безаварийно управлять Petrone, но на это уйдет время. Вывод – Petrone, к сожалению, относится к той категории дронов, которые сложно похвалить за летные качества, а значит и в воздушном бою будет сложно.
К слову, разработчики «поколдовали» с системой боев. Можно «купить», пока бесплатно, игровые предметы вроде торпед. Впрочем, из-за сложности в управлении и из-за отсутствия нормального джойстика воевать в воздухе будет действительно тяжело. Команда тестировщиков честно попыталась пострелять друг в друга около 15 минут, но никто так и не попал ни разу, поскольку Petrone крайне нестабилен в полете.
Из забавных и приятных бонусов – можно отправить Petrone в полет по маршруту, нарисованному на экране, т.е. пользователь наносит рисунок на экран, к примеру – квадрат или треугольник, а дрон пытается повторить аналогичную фигуру в воздухе. К слову, эта опция в большинстве случаев работала без проблем.
Голосовое управление, к сожалению, настроить так и не удалось. Сперва приложение просит произнести разные команды на английском языке (вероятно, чтобы запомнить и понимать команды в будущем), но требования к произношению делают эту функцию крайне неудобной для русскоязычных пользователей.
Также стоит отметить отличную работу функции Follow Me («Следуй за мной»), после активации которой Petrone начинает лететь рядом с пилотом.
Опция Turtle Turn («Черепаший разворот») предназначена для автоматического переворота дрона в том случае, если он упал вверх тормашками. Это удобно, поскольку Вам не придется постоянно подходить и переворачивать квадракоптер. Однако и тут не все гладко, если поверхность неоднородная, к примеру, если дрон упал на край толстого ковра, то Petrone не сможет самостоятельно перевернуться.
Кроме того, разработчики дополнительно внедрили симулятор полетов для смартфона, который сильно напоминает простую игру. Не факт, что с помощью этого симулятора можно научиться летать на уровне израильских военных летчиков, но, возможно, усердным пользователям он сможет здорово помочь в освоении управления Petrone.
О трансформации
Как мы говорили в самом начале, Byrobot Petrone можно превратить подобие машинки, заменив лопасти колесами и тем самым предоставив возможность игрушке ездить по земле. Колеса, к слову, придется докупить отдельно, за 3840 рублей, поэтому дрон для полетов и езды обойдется пользователю уже в 9730 рублей, если брать квадрокоптер и колеса отдельно, а комплектом – немного дешевле, в 8920. Для сравнения, Syma X9, на момент написания статья, можно было взять за 2500 рублей, а именитый французский Parrot Rolling Spider – примерно за 8000 рублей, что все равно дешевле набора Byrobot Petrone.
Итак, для трансформации придется снять моторы вместе с защитой и… обнаружить, что в наборе только два, а не четыре колеса. Не стоит пугаться, так и должно быть – вместо передних «квадрокоптерных» моторов ставятся два особых мотора для колес, а вместо задних – хитрую конструкцию с плоскими вертикальными кусочками пластика, напоминающими ласты. Затем в приложении нужно выбрать соответствующий режим работы.
В итоге получается такой себе «трактор», да еще и с фарами.
Но есть и нюансы. Мы столкнулись со следующей проблемой: даже при небольших столкновениях с ножкой стола, порогом, плодом каштана (на дворе все же осень, а мы катались и на улице) один из моторов вместе с колесом постоянно отваливается и мгновенно приводит Petrone в нерабочее состояние. Крепление мотора к лучу нельзя назвать надежным: он просто насаживается на него и не фиксируется, нет ни болтов, ни защелок. В итоге получается вот так:
Примечательно, что бои между дронами-тракторами в «авторежиме» возможны. Опция «Следуй за мной» с подсоединенными колесами тоже доступна, как и голосовое управление (которое, напоминаем, странным образом стабильно глючит), а вот езда по заданному маршруту - к сожалению нет.
Бой в «авторежиме» запустить можно. Правда, для боя нужно иметь минимум два «Петрона»
Имеют ли смысл колёса? Скажем так, Byrobot Petrone ездит куда лучше, чем летает. Это факт. Но ездит он: недолго (время работы что при езде, что при полетах – не более 10 минут) и грешит отваливающимися колесами из-за непродуманной конструкции. В общем, если Вам нужна машинку на радиоуправлении, то лучше зайти вмагазин игрушек. Там Вы заневероятные, по нынешним временам, 600 рублей купите полноценную «тачку» с четырьмя неотваливающимися колесами, которая будет работать без подзарядки два часа, а не 10 минут. И ездить она будеткруче, чем Byrobot Petrone, за колеса для которого придется отдать 3840 рублей.
Заключение
Есть подозрение, что главная беда Byrobot Petrone не в плохой конструкции и не в полном неумении разработчиков. Главная беда Byrobot Petrone в том, что его создатели попытались объять необъятное и решили реализовать в своем втором детищемассу вроде бы прикольных функций, но, увы,не рассчитали свои силы. Компания-то маленькая, это вам не гиганты вроде Samsung и LG! И даже не крупные именитые производители дронов-коптеров вроде французской Parrot или китайской Syma… Поэтому продукт получился достаточно сырым, и, главным образом, именно в вопросах софта. На это, кстати, намекают заглушки с надписью Coming Soon (грубо говоря, «Вскоре добавим») в приложении – они нам встретились несколько раз:
С попытками обновить прошивку дрона тоже не все гладко. Сперва у нас была версия 23.ХХ (уж простите, не запомнили вторую группу цифр), но приложение сообщило, что уже доступна версия 30.18, а по итогу установилась 30.16. При этом приложение упорно твердит о существовании версии 30.18, но попытки установить ее ни к чему не приводят.
Есть в этом устройстве прикольные функции? Есть! Но работать они будут через раз. Или вообще не будут. Или, возможно, даже будут, но пользователь не сможет с ними разобраться из-за отсутствия нормального интуитивно понятного интерфейса. Такой вот замкнутый круг. Рекомендовали бы мы Byrobot Petrone к покупке? В его нынешнем состоянии – разве что фанатам телефонов Siemens, если таковые среди нас еще остались, которые тоже любили покупать сырые продукты и месяцами напролет ждать обновлений софта с исправленными багами, находя в этом своеобразное удовольствие.
Владельцы Byrobot Petrone, возможно, тоже чего-то дождутся: или исчезновения некоторых глюков, или повышения стабильности полетов, иди даже аппаратного джойстика, а может и всего этого сразу. Однако по датам ничего неизвестно и стоит ли сейчас вкладывать очень немалые, как для игрушки, деньги (5890 рублей без колес) в ожидание, а не в удовольствие - не ясно. К тому же, учитывая наличие альтернатив, того же Syma X9 за 2500 рублей с колесами в комплекте. При цене комплекта Byrobot Petrone + колеса в 8920 рублей, этот квадрокоптер превращается в нечто не соответствующее реалиям рынка.
Плюсы:
- стилизация дизайна под монстра/летучую мышь;
- возможность трансформации в машинку.
Минусы:
- низкое качество материалов и сборки;
- неудобный интерфейс приложения;
- неинтуитивноеуправление с сенсорного экрана смартфона;
- низкая стабильность в полете, часто случаются аварии;
- дефекты конструкции колес: они отпадают;
- высокая цена по сравнению с аналогами.