Clique – игра о борьбе с предрассудками
В детстве Даниэль Уилкинс мало выходил на улицу. Он много времени провел за видеоиграми, сидя в помещении.
Для подающего надежды разработчика игр – это довольно обычная история. Истории о молодых энтузиастах, самостоятельно изолировавших себя от солнечного света и спорта, чтобы сражаться с пришельцами и сильнейшими чудовищами – не редкость в мире видеоигр.
Но у Уилкинса были иные причины оставаться взаперти.
Уилкинс рос в кварталах Детройта, которые он описывает как место, где процветали нищета, преступность и отсутствие возможностей. Теперь он, вместе со своим творческим партнером и другом Нейлом Джонсом, создает игру о том, что он сам пережил.
Уилкинс жил в самой глубине Детройта, в Хайленд-Парке, около 10 лет. Это крайне опасный район, поэтому Даниэль старался держаться подальше от бандитизма, который там процветал. Это было сложно и, по словам самого Уилкинса, во много повлияло на то, каким он видит мир сейчас.
Игра примечательна тем, что она не просто рассказывает о том, каково это, расти в опасном районе. В ней разработчики стремятся показать особенности афроамериканской культуры, которая их все время окружала.
Разработчики игр (белые, в большинстве случаев) часто изображают афроамериканцев крайне стереотипно, к примеру – в роли больших мускулистых подельников, преступников или персонажей, внедренных для комического контраста. Но в «Clique» – подход абсолютно другой. Это игра о жизни в современной Америке и о том, каково это - быть черным.
Гангстер – это стереотип
У Уилкинса – бакалаврская степень в области разработки игр. Сейчас он работает менеджером в GameStop. У Джонса тоже степень бакалавра в области игрового дизайна. Сейчас он работает в ресторане.
Оба друга пытались заполучить рабочие места в игровых студиях, но безуспешно. Поэтому они запустили собственную студию разработки под названием Dead Art Games и уже работают над своей первой игрой, «Clique».
Кампания на Kickstarter уже запущена, цель - собрать 35000 долларов, для найма вспомогательных специалистов, чтобы игра вышла скорее. Но «Clique» будет развиваться независимо от того будет ли достигнута эта цель.
Сама игра разбита на две части. Первая – это фентезийный мир, который можно исследовать, в котором черный персонаж-инопланетянин взаимодействует с другими инопланетными персонажами, других цветов. Остальные персонажи относятся к главному герою с подозрением. Фактически, игрок должен склонить не-черных персонажей на свою сторону, чтобы победить.
Уилкинсу кажется, что афроамериканцы часто изолированы от разнообразных возможностей исключительно на основе их цвета кожи. В частности, из-за стереотипного образа гангстера – того типа человека, который постоянно чинит насилие и выпендривается.
По этой причине друзья стараются создать персонажа, которого отвергали бы все окружающие группы. Он стремится доказать людям, что он – не соответствует стереотипному образу в их голове.
В НПЦ заложено изначально негативное восприятие героя еще до их первой встречи. Упор делается на центрального персонажа – он должен изменить предрассудки и ошибки других.
Происходят события, которые выставляют персонажа в плохом свете, но в которых он лично не участвовал. Именно поэтому у всех групп уже есть свое восприятие персонажа. Когда игрок попадает в их мирки – ему придется попытаться доказать другим, что он – иной.
Здесь работают обычные ролевые механики – выполнение квестов, головоломки, мини-игры и подземелья. Но добиться прогресса герой может только путем изменения представлений НПЦ.
Таким образом, команда Dead Art Games хотела показать, как афроамеринцам приходится ежедневно бороться в современном мире. Когда их судят по цвету кожу – они тратят лишние усилия просто для того, чтобы доказать, что они такие же как и другие люди.
Бегство в игры
Фантастическая часть игры направлена на работу с идеей расизма и предрассудками в общих чертах, одновременно отображая несправедливость постоянного негативного восприятия. Но, в игре есть и не-фантастическая часть от первого лица, которая и передает личный опыт взросления разработчиков.
Ключевой персонаж этой части игры – молодая женщина, которая находится в поиске способа убежать за грани своей жизни, застряв в опасном районе. Эта часть игры проходит в режиме истории с разветвленными диалогами.
Девушка получила эту игру в подарок на день рождения от своего брата. Она пытается игнорировать существующие в окружении проблемы (вроде неблагополучного района) и просто хочет оставаться в своей комнате и играть в игру. Девушка живет в районе, который аналогичен Детройту, в котором прошло детство разработчиков. Так они хотят показать людям то, что видели сами, через глаза игрового персонажа.
Уилкинс и сам пытался держаться подальше от внешнего мира, сбегая в видеоигры, погружаясь в них и игнорируя все остальное. Игра отображает это более театрализовано.
У девушки в игре нет сил и особых талантов, но играя в игру - она чувствует себя сильной. У нее такое же грубое и одинокое детство, как у многих черных детей Детройта, а тот факт, что она убегает от реальности в игру и игнорирует проблемы – очень им близок.
Статистика и представления
К сожалению, сейчас существует очень мало игр, которые обращаются к личному опыту и историям отдельных афроамериканцев или где афроамериканцы играют ключевую роль. Это – отражение крошечного процента чернокожих сотрудников игровой сферы. Расовое расслоение в игровой индустрии таково, что по данным Международной ассоциации разработчиков игр белых подавляющее большинство (76%), а втором место занимает Восточная Азия (9%).
По данным за 2015 год всего 3% людей, вовлеченных в разработку игр в США, являются афроамериканцами, при том, что они составляют 13% от населения страны. 10 лет назад их было 2,5%, т.е. ситуация почти не изменилась.
Разработчиков «Clique» не радует то, что у большинства игр, в которые им довелось сыграть в детстве (Уилкинс играет с 4 лет) на обложке был стереотипный кавказский парень с гигантской пушкой или огромным мечом.
Вариантов того, как афроамериканцев представляют в играх – не особо много. Чаще всего – это сплошные стереотипы. Достаточно взглянуть на «Dead Island», где чернокожий персонаж – репер или на игры серии «Grand Theft Auto».
Есть, конечно, и пара попыток сделать афроамериканца главным героем. Это «The Walking Dead» от Ли Эверетта, где игра начинается с того, что персонаж сидит в наручниках на заднем сидении полицейской машины. В «Mafia 3», которая еще не вышла, есть персонаж Линкольн Клей, который управляет жестокой криминальной империей.
Конечно, существуют и более свежие, позитивные представления афроамериканцев в играх – Мишонн из недавней мини-серии «The Walking Dead» и Ангела, которая появилась в «Sunset» от Tale of Tales. Но таких персонажей крайне мало.
Уилкинс хочет изменить это и продемонстрировать афроамериканцев в лучшем свете, используя разные жанры игр, чтобы люди увидели, что их и их культуру можно показать абсолютно иначе.
Именно поэтому очень важно то, что в «Clique» показаны элементы культуры афроамериканцев (особенно в «реальной» части, но и в «фантастической» они тоже есть).
Это именно то, что разработчики хотят показать миру. Музыку в стиле хип-хоп, особенности повествования, стиля одежды, искусства и даже диалекты.
Но тем не менее в игру заложено много больше, чем простые отсылки к культуре афроамериканцев. Джонс и Уилкинс хотели не просто поделиться своей культурой, они устали от недостатка разнообразия в играх. Разработчики обещают создать новый вид персонажей, к которым игроки еще не привыкли, ведь все будет пропитано ритмом и стилем настоящей культуры афроамериканцев.