Обзор и тест AMD Ryzen 9 7900X3D. Сравнение с Intel Core i9-12900K, Ryzen 7 5800X3D и Ryzen 9 7900X.
Однажды добившись успеха, пройти той же тропой для его повторения будет разумным решением. Ryzen 7 5800X3D, безусловно, оказался той самой золотой тропинкой для AMD в прошлом году. Лучшая игровая производительность среди всех ryzen'ов на AM4 сокете, приемлемая цена, низкие требования к материнским платам и поддержка любыми чипсетами не могли не сделать его столь привлекательным. Поэтому никто не был удивлён официально представленным новинкам. Сразу три процессора 7000 линейки получили версии с 3D-кэшем.
Однако являются ли они столь же успешными, как предшественник?
Отличия Ryzen 9 7900X3D от Ryzen 9 7900X
В наших руках Ryzen 9 7900X3D. Чем же он отличается от тёзки без 3D? На первый взгляд может показаться, что кэшем и теплопакетом. Первого стало больше в 2 раза, а заявленный TDP на 50 Вт меньше. Частоты одни и те же, в то же время цена отличается всего на $50.
Однако всё немного иначе. Начнём со стоимости. С начала продаж 7900X прошло уже полгода и за это время цены успели заметно упасть, например, на NewEgg разница в стоимости составляет не 50, а $160!
Далее кэш. Если у 7900X он поделён поровну по 32 МБ на каждый чиплет с шестью ядрами, то дополнительные 64 МБ 3D-кэша в 7900X3D достались только первому чиплету, из чего следует пониженная частота ядер в этом CCD.
Вместо 5700 МГц на всех ядрах с включенным PBO мы получаем максимальные 5650 МГц на ядрах во втором CCD и 5150 на первом. Это приличная разница. Заявленный теплопакет хоть и ниже, как и порог максимальных температур, но нагрев.. Но не будем забегать вперёд. В остальном всё идентично: ядра, интерфейсы, работа с памятью и даже встройка осталась.
Отличия 7900X3D от братьев просты. У 7950X3D больше ядер, а вот 7800X3D имеет только 1 чиплет, поэтому весь кэш там и никаких сложностей, о которых позже.
Тестовый стенд
Разумеется, в сравнении будет присутствовать 5800X3D, как и обычный 7900X, от синих взяли взяли i9-13900KF. Материнская плата под рафаели - это ASUS ROG Crosshair X670E Gene, для i9 - ASUS Rog Maximus Z690 Hero, а 5800X3D расположился в ASRock B550 Taichi Razer Edition. Оперативная память типа DDR5 - G.SKILL Trident Z5 двумя модулями по 16 ГБ на чипах Hynix “A-Die” с имитируемым XMP 6000 МГц CL32, а за DDR4 отвечает аналогичный по объёму комплект G.Skill на чипах Samsung B-Die с имитируемым XMP 3600 МГц CL16. Система охлаждения для основного теста - Arctic Liquid Freezer II-360, но и башенный кулер затронем, как и бюджетную плату. Остальные комплектующие перед вами, операционная система - Windows 11 с отключенной изоляцией ядра.
- Видеокарта: Palit GeForce RTX 4090 GameRock
- Процессор #1: AMD Ryzen 7 5800X3D
- Процессор #2: AMD Ryzen 9 7900X
- Процессор #3: AMD Ryzen 9 7900X3D
- Процессор #4: intel core i9-13900KF
- Материнская плата #1: ASRock B550 Taichi Razer Edition
- Материнская плата #2: ASUS ROG Crosshair X670E GENE
- Материнская плата #3: ASUS ROG Maximus Z690 Hero
- Оперативная память: G.SKILL Trident Z5 [F5-7600J3646G16GX2-TZ5RK] 2x16 ГБ
- Система охлаждения: ARCTIC Cooling Liquid Freezer II-360
- Накопитель: Crucial MX500 2 TB
- Блок питания: High Power Astro GD-II 1200W
- Корпус: BC1 Open Benchtable
- Операционная система: Windows 11
Сток
Синтетические тесты
В AIDA64 двухчиплетные ryzen'ы показывают нормальную скорость чтения и копирования DDR5 в отличии от одночиплетных, но они всё равно не дотягивают до уровня intel, разве что запись. Латентность почти та же. На 7900X даже ниже, а вот на 3D, наоборот, выше.
Заниженная частота ядер приводит к потере 6% баллов в многопоточном тесте Cinebench R23, но это всё равно почти двукратный открыв от предыдущей 3D-шки. 13900К лидирует. Он и в однопотоке на 13% быстрее, и в многопотоке его столбик в 1.5 раза выше.
Активное взаимодействие с памятью в тестах GeekBench 5 уменьшило разницу между процессорами. Увеличенный кэш не позволил превзойти обычного 7900X, в обеих дисциплинах он быстрее на 4%
В GeekBench 6 лидерство 13900К ещё менее выражено. Судя по всему, его система оценок ещё меньше берёт в расчёт многопоточную производительность, ведь баллы в многопотоке почти те же, что в 5-м Geekbench, либо ниже, а в однопотоке почти в 1.5 раза выросли.
В Adobe Premiere Pro кэш тоже не помогает рендерить быстрее обычного 7900X. Без него, вероятно, отрыв был бы больше, но несущественно.
Температура и потребление
Теперь обсудим температуры. Начнём с 13900К. По мнению ASUS именно так он должен работать. 2 минуты при 1.4 В и 100 градусах, и только потом срабатывает лимит в 253 Вт. Наш Dmitryaga упорствует и не хочет ставить кастомную воду, зато вы видите реальность с готовыми решениями систем охлаждений. Если что, бенчмарки мы проходили с небольшим андервольтом.
А что у Ryzen? 5800X3D упирается в 90 °С лимит, 7900X делает тоже самое, но в 95 °С, а 7900X3D при почти вдвое меньшем потреблении своих 89 °С не достигает, и частоты далеки от максимальных. Да они как у 5800X3D! Причём они потребляют одинаково при разной площади кристалла.
В то же время в Cinebench у 7900X3D температура немного ниже по сравнению с аидой, а энергопотребление выше, как и частоты. Видимо, очень остро процессор реагирует на использование некоторых инструкций. Если ограничить температуру 70 °С, то мы теряем около 150 МГц по средней частоте - это 3%; по баллам выходит такое же падение. Невелика цена.
Если же, наоборот, вы стремитесь сэкономить на охлаждении, то четырёхтрубочная башня за 1500 рублей приводит к возрастанию температуры на 6 °С, а частота падает на 1.5%, как и баллы в синебенче.
В играх из-за мощной видеокарты под боком башенный кулер проявляет себя хуже. У нас вышла разница в 8 °С, но даже так 70 °С - немного.
Первичные настройки перед запуском 7900X3D
И прежде чем перейти к играм 7900X3D нужно настроить. AMD даже опубликовала руководство по подготовке ПК к использованию двухчиплетных 3D-шек.
Первый пункт гласит о подходящей версии операционной системы и отключении виртуализации. Второй рекомендует обновить BIOS до последней версии. Третий шаг - установка последнего чипсетного драйвера. А последний - включение игрового режима в Windows.
Для чего всё это нужно? Дело в том, что если игра будет использовать все ядра процессора, то половине из них иногда нужно будет обращаться в соседний чиплет к 3D кэшу, а это долго. И учитывая слабую способность игр к распараллеливанию нагрузки, зачастую эффективней выйдет взаимодействие только с первым чиплетом.
Вот вам пример. Hunt Showdown. Несмотря на выполнение всех пунктов, мы видим, что всё равно задействуются все ядра.
Причины две. Первая: почему-то Xbox game Bar, отвечающий за идентификацию игр, не посчитал Hunt таковой. Поэтому ему нужно на это указать, благо такая возможность есть. Открываете оверлей с помощью сочетания клавиш Win + G и устанавливаете флажок на соответствующий пункт в настройках.
Причина номер два - режим питания в Windows. Так называемая парковка ядер невозможна в производительном режиме, поэтому переключите его на сбалансированный.
Теперь сразу видно, что половина ядер бездельничает, а FPS вырос на треть.
И да, как вы могли догадаться, по сути это гетерогенный процессор. Одни ядра высокочастотные с небольшим L3-кэшем, другие, наоборот, низкочастотные с 3D-кэшем.
Тесты в играх
Возможно, вы задаётесь вопросом, почему на 7900X3D используются все ядра, а не первые 6. Дело в том, что при достижении определённого уровня нагрузки начинает использоваться второй чиплет с ядрами. Более наглядный пример вы увидите позже. В данный момент мы наблюдаем, что Ryzen между собой очень близки, а intel без всяких кэшей опережает быстрейшего из них.
Far Cry 6, ультра пресет, трассировка включена, HD-текстуры отключены. FSR производительность. В этой игре парковка ядер работает как надо. Половина из них неактивна, и 7900X3D, несмотря на меньшую частоту, быстрее собрата на 19%. 3D-шка прошлого поколения тоже не лыком шита, она опережает 7900X по среднему FPS и по редким событиям. Разве что по 0.1% уступила.
Shadow of the Tomb Raider, наивысший пресет, 1080p. Следим за 7900X3D. В начале сцены, пока нагрузка в игре низкая, используется первый чиплет. Однако по мере приближения к рынку на графике начинают проклёвываться ядра из второго чиплета, и когда это случается, 5800X3D вырывается вперёд, что удивительно. Один цельный чиплет с 8-ю ядрами оказался лучше. Причём даже лучше, чем 24 ядерный 13900K. И в итоге прошлогодняя 3D-шка занимает первое место по среднему FPS, оторвавшись от второго на целый 1 кадр в секунду.
StarCraft II, все настройки на максимум. Много ядер тут не надо, а вот кэш.. Он 3D-шкам как раз. С разницей в полгигагерца не в пользу 7900X3D он на треть превосходит своего тёзку обделённого кэшем. Это снова привело 7900X к потере третьего места, теперь уступленного 5800X3D.
Total War Saga: Troy, ультра пресет, детализация травы и размеры отрядов - экстрим, модификатор разрешения - 50%. Близкая к синтетической нагрузка на процессоры заставляет использовать все ядра 7900X3D. Даже 13900К пашет на полную, потребляя 240 Вт. На удивление, новинка самая холодная. Да, энергопотребление у неё тоже низкое, но в предыдущих играх это не мешало ей греться сильнее всех.
Hogwarts Legacy, ультра пресет графики и трассировки лучей. Очередная игра с неэффективным использованием процессора позволяет 7900X3D ограничиться одним чиплетом, что дало 16% преимущество над обычным 7900X. 13900К почти на равных борется с лидером по среднему FPS, но по редким и очень редким событиям он впереди.
Atomic Heart. Пресет графики атомный, FSR - ультра производительность. Здесь тоже приличный прирост от дополнительного кэша, даже можно сказать, что он с избытком. Пусть 13900К и находится по среднему FPS на уровне обычного 7900X, но меньшему 0.1% он в приличном отрыве от всех. И это ощущается: проходя мимо пары NPC, мы каждый раз вызываем игровое событие, что в свою очередь приводит к статтерам, и на i9 они не такие сильные.
Escape From Tarkov. Кастомный пресет, режим практики. И снова кэш зарешал. 5800X3D обошёл 7900X и дышит в спину 13900К. 7900X3D быстрее ещё на 20% по среднему показателю, что даёт хороший запас для онлайна владельцам мониторов с высокой частотой обновления.
Call of Duty Warzone 2.0, низкий пресет графики, текстуры высокие, FoV 120, DLSS: баланс. 5800X3D продолжает наседать на 7900X. Занятно, что более дорогой процессор с новейшей микроархитектурой и DDR5 не могут дать больше, чем просто память в процессоре. Она же дала 7900X3D 21% отрыв от собрата. И это, напомним, с разницей в частоте около 600 МГц. Однако при куда меньшем энергопотреблении и напряжении новинка всё равно горячее обычного 7900X.
Hunt Showdown, низкий пресет, качество объектов и текстур высокое, FoV 110. Стоило подсказать Game Bar’у, что Hunt является игрой, так мы сразу получили огромный прирост, уступающий разве что оному в старкрафте. Но невольно задаёшься вопросом: “Почему такой слабый отрыв от 5800X3D?” У нас только два предположения. 6 ядер, а не 8 и большая задержка DDR5 по сравнению с DDR4.
CS:GO, настройки на минимум, максимальное сглаживание. Не могли не взять контру как представительницу редких игр, которым хватает 32 МБ L3 кэша. Именно по этой причине 7900X3D впервые проиграл обычному 7900X, у которого частота ядер выше. Интересно, почему i9 со своей производительностью ядер недалеко ушёл? Неужто его кэши медленнее, чем у Ryzen?
В среднем по 11 играм 7900X3D лидирует по среднему FPS, однако i9 всего на 2% медленней, но по редким и очень редким событиям впереди. 7900X на 13% отстаёт от другого 12-ядерника и на 3% впереди прошлогодней 3D-шки. Стоит учитывать, что не будь в нашем тесте Трои, в которую никто не играет на наших настройках и контры, доживающей последний сезон, 7900X был бы последним. Интересно, как изменится баланс сил после разгона?
Разгон
Оба 7900 не смогли преодолеть отметку в 6200 МГц по частоте памяти. Чипы Hynix “A-Die” показали себя лучше “M-Die”. С ними и первички ниже, как и tRFC_1. Ручной разгон на 3D-шке недоступен, оба процессора настроили через Curve Optimizer. Увеличение максимальной частоты на 200 МГц доступно только для 2-го чиплета без 3D кэша, поэтому делать этого не стали, так как ryzen'ы выше 5500 МГц буститься не любят, а вот нестабильности это добавляет.
5800X3D взял 3733 МГц по памяти с первым таймингом 14, настройки курвы на ASRock нет, поэтому сделали это через софтину PBO2 Tuner.
Учитывая горячий нрав 13900K, пришлось снизить частоту его производительных ядер до 5.4 ГГц, а энергоэффективные, наоборот, разогнали на 100 МГц. По памяти вышло 7000 МГц с первым таймингом 32. Возможно, вы хотели бы увидеть 7800 МГц или больше на двухслотовой плате, но на эту тему мы готовим отдельный тест.
Синтетические тесты
С разгоном 7900X3D догнал предшественника по латентности, теперь они равны в этом плане, но пропускная способность существенно выше.
В Cinebench R23 +100 МГц на мелкие ядра i9 и -100 МГц на большие дало 100 дополнительных баллов в многопотоке, однако в однопоточном тесте баллы мы потеряли. 7000 ryzen'ы прибавили по 1000 баллов в многопотоке за счёт настройки Curve Optimizer.
В Geekbench 5 и Geekbench 6 баланс сил практически не изменился, буквально на считанные проценты. Больший разгон памяти 13900К с лихвой компенсирует слабый разгон ядер.
В премьере i9 ускорился больше всех. В аутсайдерах 5800X3D. Он и так рендерил на 37% дольше 7000-й 3D-шки, а теперь так и вовсе ему нужно в 1.5 раза больше времени.
Температуры и потребление
Что изменилось по температурам? 13900К потребляет теперь не 300 с лишним Ватт, а 260, имея при этом терпимую температуру. Оба 7900X остались при тех же градусах, но частоты выросли. Первый CCD 7900X бустится выше на 130 МГц, а второй на 270 МГц. Для 7900X3D это +230 и + 200 МГц соответственно. 5800X3D прибавил 125 МГц, при этом стал холоднее на 10 °С. Не понятно, что мешает ему бустится выше с таким температурным запасом, как и не ясно, почему 7000 ryzen'ы имеют идентичные частоты ядер внутри каждого чиплета, несмотря на совершенно разные настройки курвы.
Тесты в играх
Это удивительно, но самый большой прирост от разгона в киберпанке у 7900X3D. Почему удивительно? Потому что большой кэш должен сокращать количество промахов в себя, а соответственно и ожиданий данных из ОЗУ, но не в этот раз. 5800X3D, как и должно, получил самый низкий прирост.
В Far Cry 6 более ожидаемые приросты. 7000-я 3D-шка ускорилась сильнее 5000-й, потому что разгон ядер дал больше. 5800X3D даже в стоке упирался в лимит по частоте, поэтому настройка курвы просто сделала её холоднее.
В Ларе 5800 буквально прибавил 1% по среднему показателю за счёт более уверенных частот. 7900X3D получил в 5 раз больше, но это всё ещё смешные 5%, хоть и позволившие вырвать первое место. Обычный 7900X и 13900К тоже не хватают звёзд с неба, заметить где-либо 11-12% прирост довольно-таки сложно. В плане температур 7900X3D тоже первый, но это не есть хорошо. При потреблении на 50 Вт меньше обычного 7900X он на 13 °С горячее. Любопытно, насколько нам не повезло с припоем под крышкой.
В StarCraft’e 3D’шки получили околонулевой прирост, в то время как 7900X и i9 - в районе 10%. Догнать 7900X3D им это не позволило, но вырваться с последнего места 7900X всё же смог.
Троя гоняет больше данных, чем киберпанк, но разгон 3D-шек здесь дал заметно меньше. 5800X3D ускорился ещё слабее, что неудивительно, ведь меньшее количество ядер не так сильно нуждаются в быстрой памяти, да и разгон её несильно ускорил.
В Hogwarts Legacy наличие прироста от разгона у 5800X3D говорит о недостаточности его объёма L3-кэша, нужно больше, чтобы окончательно избавиться от промахов. Несмотря на низкую загрузку ядер, разгон памяти дал второй по величине прирост среди всех игр i9-му, за счёт чего он вырвал лидерство теперь по всем показателям.
В Атомике, наоборот, i9 получил скромный прирост по сравнению с 7900X, поэтому теперь они равны по среднему FPS и редким событиям, но по очень редким 13900К доминирует. Также держите в уме, что в этой игре высокая погрешность, что тоже могло повлиять на результат.
В Таркове обычный 7900X благодаря большему приросту от разгона сравнялся с 5800X3D по первым двум показателям, а по меньшему 0.1% он даже получше будет.
В Варзоне результативность разгона у 5800X3D впервые оказалась выше, чем у 7900X3D, что скорее является последствием высокой погрешности измерений в онлайн шутере.
Тем не менее, 7900X передаёт эстафету отстающего 5800X3D.
Идеально подходящий по объёму кэш в 3D-шках не позволяет 7900X вырваться с последнего места, но 13900К, можно сказать, делит первенство с 7900X3D за счёт статистики очень редких событий. Однако периодические волны статтеров в этой игре происходят на любом железе.
В контре произошла забавная ситуация. Разгон 13900K дал отрицательный прирост. Из-за объёмного кэша разгон памяти безрезультатен, а меньшая частота больших ядер привела к потере FPS. Настройка буста на малое количество ядер могла бы исправить это, но нам до сих пор непонятно, как проверять на стабильность промежуточные значения буста на 3, 4 или 5 ядер.
В среднем по палате после разгона 13900К сравнялся по среднему FPS с 7900X3D, при этом превосходя его по стабильности. Отставание обычного 7900X сократилось с 13 до 10%, но держим в уме, насколько это варьируется от игры к игре.
Средний прирост от разгона у 7900X3D выше, чем у прошлогодней 3D-шки, но даже у 7900X он не выглядит привлекательно. Возможно, будущие игры увеличат результативность разгона памяти, но более удачные XMP в этом самом будущем могут это дело компенсировать.
Тест с 1 отключенным чиплетом.
Перед финальными выводами нам нужно изучить ещё пару моментов. Благодаря Hunt Showdown мы знаем, насколько может быть критично использование двух чиплетов у 7900X3D, но что если в киберпанке, Трое и Ларе это тоже было нежелательно? На самом деле у ASUS в топовых материнках можно изменить режим переключения алгоритмов, но у нас получалось сделать только хуже.
Поэтому решили просто через MSConfig заблокировать винде доступ ко второму чиплету.
В киберпанке средний FPS почти не изменился, однако по редким и очень редким событиям мы потеряли около 10%.
В Ларе, наоборот, использование одного чиплета с 3D-кэшем положительно сказалось на всём тестовом отрезке. Особенно сильно вырос минимальный FPS. С двумя активными чиплетами он падал до 237 FPS, в то время как с одним только до 277. А это между прочим 17% разница.
В Трое 3D-кэш лишь спасает от ровно двукратной потери FPS из-за использования одного CCD. Выбирая между 6-ю ядрами с быстрым кэшем и 12-ю, но с большими задержками, в этой игре однозначно нужно выбирать второе. Ей-богу, синтетика, а не игра.
Работа Ryzen 9 7900X3D с бюджетной материнской платой
В целом можно сказать, что автоматика отрабатывает неплохо, но хотелось бы, чтобы порог для активации второго чиплета был выше. Следующим важным аспектом покупки 7900X3D является материнская плата. Для этого мы купили самую дешёвую на тот момент Gigabyte B650M DS3H. По меркам AM4 ценник всё ещё завышен, но на вид плата неплоха. Чего стоят одни только радиаторы внушительных размеров и покрывающие обе зоны VRM.
Ну вот давайте первым делом их эффективность и проверим, но перед этим позвольте нам поведать об испытанном кайфе. После каждой оттестированной игры мы перезагружаемся, и как же долго это делает ASUS. В то время как на других системах мы уже видим рабочий стол, ASUS Gene ещё не включилась и лишь спустя 27 секунд мы можем лицезреть рабочий стол. Особенно это бесит, когда ты потихоньку снижаешь тайминги и каждый раз нужно ждать этого долгого включения.
Возвращаемся к VRM. По датчику 7900X3D потребляет чуть меньше, чем в ASUS, как и из розетки, при этом температура VRM смешная - 48 °С с обратной стороны (и это с водянкой, у которой мы отключили вентилятор, обдувающий VRM).
7900X потребляет уже за 200 Вт, и это тоже приемлемая нагрузка. 72 °С с обратной стороны материнской платы означают, что мосфеты ушли недалеко за 80 °С.
По производительности в Cinebench, можно считать, с ASUS паритет. Разница что с 7900X, что с 3D-шкой меньше 1%.
По памяти тоже разницу поискать нужно. В пользу ASUS идёт выключенный автоматом Power Down и чуть меньший tRDWR.
В Аиде скорость чтения и записи у ASUS на 3 ГБ/сек выше, задержка меньше. Возможно, ещё влияет то, что она двухслотовая.
Но по факту в Geekbench 5 разница на уровне погрешности, в Premiere Pro она не превышает 1%.
В играх аналогично. В киберпанке с Gigabyte на 1-2% выше средний FPS по непонятным причинам, но это почти в рамках погрешности.
В Ларе активация второго CCD происходит в одно и то же время. Можно притянуть за уши, что с Gigabyte был выше FPS в начале, а после включения ядер из второго чиплета уже с ASUS, но это тоже на уровне погрешности.
В процессе знакомства с Gigabyte мы нашли пару тройку интересных моментов. При включении XMP нужно вручную выставить равный делитель контроллера памяти, и помимо этого есть две настройки с идентичным описанием.
Первая, Low Latency Support - не ваш Бро.
Её включение не улучшает показатели в аиде, скорей наоборот, зато в играх FPS падает. Непонятно, вообще, зачем она нужна.
А вот вторая, XMP/EXPO High Bandwidth Support - ваш Бро.
Похожее мы видели на ASRock и ASUS. Если её включить, то изменятся тайминги в XMP. Причём в лучшую сторону. В нашем случае прилично сократился tRFC и вырос tREFI, а это два самых результативных тайминга для ryzen'ов. Ещё сократились другие вторички, tFAW зачем-то уменьшили, возможно, Gigabyte что-то знают. Первички оказались нетронутыми. Тайминги выбраны с запасом, поэтому сложно представить, на каких чипах они могут привести к нестабильности.
В аиде включение High Bandwidth Support дало приличное увеличение пропускной способности памяти и сокращение её латентности.
В Geekbench 5 прирост не такой впечатляющий, в среднем 4% в многопоточных тестах, а вот в премьере скорость рендера выросла на 10%.
В играх тоже эффект есть. Даже более аморфный к памяти 7900X3D получил 8% прирост по среднему FPS в киберпанке. Хорошая настройка, в общем.
Что касаемо разгона,то вышло почти то же самое, что и на ASUS, но не без ограничений. На нашей Gigabyte нельзя выключить Power Down и попытать счастья с Gear Down. Режимы LLC странные, будто ничего не меняется от их переключения, а напряжение на память ограничено 1.43 В. Для его повышения нужно использовать отдельную утилиту.
А ещё нас рассмешил разгон встроенной графики. Листать список с шагом в 1 МГц та ещё морока.
Помимо этого из минусов можно отметить отсутствие старта у платы, когда мы пробовали различные настройки. Точнее дело не в отсутствии запуска, а в безуспешных попытках повторно её включить. Даже после обновления BIOS приходилось полностью обесточивать плату на минуту и сбрасывать BIOS замыканием соответствующих контактов. В остальном ничего криминального не нашли. Хороший представитель бюджетного сегмента.
Итоги
И что же в итоге? 7900X3D при меньшей стоимости процессора и материнской платы способен быть наравне с 13900K, а порой и опережать его. При этом требования к системе охлаждения, блоку питания и в целом какой-либо настройке ниже. Всё это делает его весьма привлекательным. Неприятно, что нужно возиться с Xbox Game Bar и прочим, но это легкотня, которая делается быстро. Разве что винду обновлять долго.
13900К, разумеется, тоже имеет свои преимущества. Потенциал разгона ядер и памяти мы не раскрыли наполную. У него выше стабильность в играх, помимо этого в синтетике он куда быстрее, а его прямой конкурент, 7950X3D сгорает у людей ещё до загрузки Windows. Очень интересно посмотреть на младший 7800X3D.