Есть ли место киберспорту в Олимпийских играх?

Может ли киберспорт попасть в список Олимпийских игр? Портал Polygon поговорил с экспертами, которые считают, что однажды это может стать возможным.

В 1984 Пьер де Кубертен стоял перед международным собранием спортивных должностных лиц и предлагал изменить этот мир. Здесь стоит добавить, что Кубертен, рожденный во французской аристократической семье, получил высококлассное образование, но вместо того, чтобы сделать военную или политическую карьеру, он посвятил свою жизнь изучению преимуществ занятий спортом.

Итак, 1894 год, Франция, Кубертен стоял и предлагал миру вновь начать проводить Олимпийские игры древних греков. Кубертен был убежден, что физическое воспитание и спортивные занятия в школе могут сделать людей лучше, и рассказывал участникам встречи по обсуждению создания Олимпийских игр, что «нет двух частей человека – тела и души, есть три – тело, душа и характер». Он даже связывал силу Британской империи с ранним спортивным воспитанием.

С тех пор мир начал меняться благодаря Олимпийским играм Основные события, вошедшие в современную историю, произошли во время Олимпийских торжеств, будь то протест за гражданские права Томми Смита и Джона Карлоса в 1968 году или террористическая атака 1972 года в Мюнхене. Олимпийские игры или выступали в качестве катализатора социальных изменений или возвещали их.

Со временем, хоть Кубертен и хотел сосредоточиться на древних видах спорта, Олимпиада разрослась, чтобы вместить все виды спортивных и умственных состязаний, которые не практиковались греками. С того времени многие виды спорта прошли через Олимпиаду как через некий узаконивающий орган, дорогу к признанию и достойному отношению. Это касается и таких маргинальных (в свое время) видов спорта как софтбол, настольный теннис и прыжки на батуте.

Теперь, через сто с лишним лет после начала движения Кубертена, киберспортивные группы надеются по-настоящему перевести Олимпиаду в век электроники. Несмотря на то, что юристы признают огромный объем предстоящей работы, они же утверждают, что за профессиональную историю в почти 20 лет, киберспорт уже заслужил свое место в Олимпийской «семье».

«Киберспорт – это незадействованная аудитория для Олимпийских игр»- Джей Пурьер, директор по развитию бренда и киберспорта в Treyarch.

Киберспорт зажигает Олимпийский огонь

В феврале международная федерация киберспорта (IESF) запросила у Международного олимпийского комитета, главного руководящего органа Олимпиады, информацию о правилах подачи заявки на включение в список олимпийских видов спорта. Ответ пришел только в апреле, а процесс подачи заявок начнется в декабре.

В 2014 году глава ESPN, Джон Скиппер, сказал, что кибеспорт – это «соревнования», но не спорт. Один из комментаторов ESPN, Колин Каухерд, даже пообещал уйти, если ESPN когда-либо займется освещением киберспортивных событий. Кроме того, в 2014 году Тим Варвуд, бывший чемпион-сноубордист, ставший впоследствии комментатором, заявил на BBC, что киберспорт должен держаться подальше от Десятых Зимних игр.

Генеральный секретарь IESF, Алекс Лис, сообщил, что организация борется против такого отношения. «С расширением киберспортивной индустрии и культуры, IESF, как международный союз 44 стран-членов национальных федераций, чувствует свою ответственность за создание киберспортивного наследия, способного принести пользу всем, особенно ключевой заинтересованной стороне – игрокам».

По словам доктора Марка Дюресона, профессора кинезиологии в Университете Штата Пенсильвания, узкое толкование термина «спорт» не стоит воспринимать как аргумент против видеоигр. В частности, профессор ссылается на первые попытки Кубертена возобновить Игры древних греков.

Что отличает спорт от любой другой игры? Насколько осязаемым он должен быть для признания? Шахматы долго считались спортом и даже Sports Illustrated использовали их для обложки вплоть до 70-х годов. Дюресон считает, что все споры о включении киберспорта в список олимпийских дисциплин стоит рассматривать в контексте того, что изначально Кубертен хотел, чтобы в Олимпийских играх участвовали спортсмены-любители, т.е. люди, которым не платят огромные суммы за соперничество.

По утверждению профессора, Олимпиада изначально работала с идеей того, что ряд видов спорта соответствует критериям олимпийских дисциплин без какой-либо связи с древними греками. Да, существовало понятие классических видов спорта, распространенных среди «высшего класса» и тех, кто претендует на социальное лидерство, в которых должны были участвовать амбициозные люди, причем только мужчины. Все это значит – никакого футбола, бейсбола и крикета, которые к концу 19-го века уже устоялись как сильные профессиональные ассоциации.

Тем не менее, уже тогда Олимпиада включала виды спорта, которые никоим образом не относились к древним грекам. Дюресон утверждает, что то же десятиборье – полная выдумка, предназначенной эмулировать опыт тренировки военного офицера.

«Одно из наиболее интересных состязаний - марафон. Классические греки не были заинтересованы в беге на длинные дистанции – это делали или крестьяне, или гонцы».

Скомпрометированный конкурс

По мере разрастания Олимпиады, в нее вошли и другие виды спорта, в которых необязательно был значимый атлетический компонент, вроде стрельбы из лука и конного спорта.

«Стрелковые виды спорта являются наименее физически обременительными… и я знаю, что люди, которые занимаются стрельбой из лука будут злиться на меня за эти слова».

Дюресон также говорит о том, что киберспорту сложнее получить звание «спорта», хотя его признание в общественной культуре и продолжает расти. Киберспортсменов официально классифицируют как спортсменов в США, а Министерство Спорта России официально признает киберспорт спортивной дисциплиной. Норвежские школы теперь предлагают уроки киберспорта в рамках школьного спортивного учебного плана. Международные соревнования выплачивают участникам миллионы призовых, а индустрия даже начала разработку антидопинговых правил, как одного из требований Международного олимпийского комитета.

Социокультурный подход определяет спорт просто как систематизированную «игру». Материалистический подход, по словам Лима, дает определение спорта как систематизированной деятельности, которая «использует и олицетворяет требуемый жизненный навык общества». Физические виды спорта породили сельскохозяйственные общества, которые делали акцент на физической активности. Но теперь, как говорит Лим, реальность совершенно иная.

Олимпийская хартия дает довольно расплывчатое понятие о том, чем есть и чем не является спорт. Международный Олимпийский Комитет (МОК) хоть и воздержался от полноценного интервью, но в своем заявлении сообщает, что спорт должен быть «признан» для включения в список. К слову, это происходит, если международная федерация этого вида спорта соответствует Олимпийской хартии и выполняет Всемирный антидопинговый кодекс.

Джей Пурьер говорит, что киберспорт не просто должен стать частью Олимпиады, нужно чтобы общество признало, что он, помимо умственных усилий, требует точного контроля моторных навыков, чего нет ни в бридже, ни шахматах, которые тоже продолжают бороться за право включения в список олимпийских видов спорта.

Если взглянуть на вопрос с точки зрения спортсмена, то средний игрок Call of Duty World League тратит часы на оттачивание своих навыков, чтобы убедиться, что он может оказаться в нужное время, в нужном месте на карте и способен принять решение в доли секунды. Время, которое тратится на подготовку для того, чтобы реально соревноваться на высоких уровнях – это жертва всех лучших спортсменов, независимо от вида спорта. Стоит заметить, что командные виды спорта, помимо этого, включают в себя роли и стратегии, анализ записей и внутриигровую коммуникацию.

Тем не менее, возникает еще один вопрос. Почему физически тяжелые виды спорта, к примеру, футбол, так и не вошли в список после лоббирования на протяжении нескольких лет. МОК отклонил ходатайство НФЛ еще в 2012 году, а вице президент НФЛ, Крис Парсонс, рассказал FOX Sports в 2012 году, что признание МОК «значительно помогло бы» им вырасти.

Впрочем, Крис Клюве, бывший футболист НФЛ, рассказал, что ряд вопросов и проблем, которые препятствовали включению НФЛ, не мешают киберспорту.

«Вы только посмотрите, что требуется от кибертспортсменов в Лиге Легенд… Нужна хорошая реакция и высокая физическая ловкость, чтобы выполнить соответствующее количество действий в секунду».

Проблемой с НФЛ в Олимпиаде, по словам Клюве, стало то, что американский футбол достаточно труднодоступен. Для него нужна система тренировок, несколько тренеров и целый штат, с помощью все это будет работать, в то время как компьютеры настолько вездесущи, что любой человек может просто взять и начать играть.

Мало того, что таким образом реализовывается идея того, что Олимпиада должна предназначаться для спортсменов-любителей, но также и одна из первоначальных надежд Кубертена – игры будут крайне интересны молодым людям.

По словам Дюресона, в список Олимпийских уже попадали игры, не связанные с древним миром, вроде волейбола, и с точки зрения рейтингов – это было замечательно. К тому же, видеоигры уже появились как часть молодежной культуры в других спортивных событиях, вроде X Games.

Кроме того, получение олимпийского признания может изменить негативный стереотип, который выставлял игры как банальное хобби, что сильно влияло на индустрию на протяжении многих лет.

«Киберспорт можно сравнить с настольным теннисом, который раньше считали отдыхом. После того, как получено одобрение МОК - трудно обвинить Вас в маргинальности» - Дюресон

Окончательное решение

Так все же, должен ли киберспорт стать частью Олимпийских игр?

«Олимпийское движение не статично. Оно меняется с течением времени, но всегда было важно проводить соревнования, в которых представители среднего и высшего класса учились бы быть лидерами».

Согласно Дюресону, киберспорт уже отвечает критериям атлетизма, принятым МОК и применяемым к другим видам спорта, но ответить на этот вопрос может только сам Олимпийский Комитет.

Лим по собственному опыту утверждает, что все развивается позитивно:

«Партнерство между IESF и IAAF, крупнейшей и старейшей международной федерацией традиционных видов спорта, вполне отражает мнение международных спортивных сообществ».

Хоть Скиппер из ESPN и давал пренебрежительные комментарии в 2014, киберспорт все больше захватывает общество. ESPN представила на своем веб-сайте специализированный раздел киберспорта, а миллионы просмотров профессиональных киберспортивных матчей можно расценивать как доказательство его успешности.

Кроме того, Дюресон приводит еще один ключевой аргумент: учитывая постоянную потребность Олимпиады в популярности, росте рейтингов и обсуждениях, включение киберспорта в число дисциплин может иметь большое значение и способно вдохнуть в Олимпийские игры новую жизнь. Миллионы людей во всем мире уже смотрят и соревнуются в кибеспортивных играх, а внедрение их в структуру Олимпиады может вызвать сильный рост рейтингов.

Таким образом, хоть киберспорт может не быть традиционным спортом как легкая атлетика или плаванье, но Дюресон считает, что древние греков точно бы за него взялись, если бы у них были компьютеры.

«Если нам предназначено знакомить людей с миром компьютеров, разве есть другой механизм помимо игр?»