Тест Palit GeForce RTX 4080 SUPER JetStream OC.

Магия чисел

Скидки любят все. Именно с такой логикой Nvidia создавала RTX 4080 Super, ведь по сравнению с неSuper’ской версией новинка на целых $200 дешевле, при этом ещё и должна быть производительней. Но всё ли так здорово на самом деле, сегодня и узнаем.

Спецификации и цены

4080 Super действительно имеет больше мощи под капотом по сравнению с обычной 4080, но разница в количестве различных ядер и блоков составляет всего 5%, а всё, что касается памяти, не претерпело изменений. Объём L2-кэша, видеопамяти и ширина её шины остались без изменений. То есть до 4090 ещё как до Китая. У неё на 60% больше ядер и блоков по сравнению с Super'ом, на 12.5% объёмней L2, а вместимость и битность памяти в 1.5 раза выше.

“Но зато цена новинки почти на 17% ниже старой восьмидесятки!” - хотелось бы сказать, но наша розница - это не эталонный NewEgg, и на данный момент 4080 Super повсеместно дороже обычной 4080.

Тестовый стенд

Мы покажем производительность новинки в исполнении JetStream OC от Palit в сравнении с обычной RTX 4080 и 4090 GameRock OC. Из красного лагеря выступит RX 7900 XTX в исполнении Gigabyte Gaming OC. Напрямую с 4080 на нашем канале она не сталкивалась.

За процессорную часть отвечает Ryzen 7 7800X3D, расположенный в ASUS ROG Crosshair X670E Hero, и о ней поподробней.

  • Видеокарта #1 Palit GeForce RTX 4080 GameRock OC
  • Видеокарта #2: Palit GeForce RTX 4080 Super JetStream OC
  • Видеокарта #3: Palit GeForce RTX 4090 GameRock OC
  • Видеокарта #4: Gigabyte Radeon RX 7900 XTX Gaming OC
  • Процессор: AMD Ryzen 7 7800X3D
  • Материнская плата: ASUS ROG Crosshair X670E Hero
  • Оперативная память DDR5: G.SKILL Trident Z5 [F5-7600J3646G16GX2-TZ5RK] 2x16 ГБ
  • Система охлаждения: ARCTIC Cooling Liquid Freezer II-360
  • Накопитель: Kingston KC3000 2 ТБ
  • Блок питания: MSI MPG A1000G PCIE5
  • Корпус: BC1 Open Benchtable
  • Операционная система: Windows 11

Тестирование

Синтетические тесты

В тестах 3DMark Super-версия 4080 уступает обычной, несмотря на преимущество в количестве ядер, что удивительно, но у нас есть объяснение (о нём позже). Отрыв RTX 4090 тоже не соответствует разнице в оснащённости чипа, а результат 7900 XTX колеблется в зависимости от теста.

В Blender восьмидесятки равны, 4090 рендерит на 30% быстрее, или же затрачиваемое время меньше на 23%. В то же время рыкса отстаёт с приличным отрывом, причём использование Zluda лишь замедляет рендер.

В бенчмарке V-Ray снова обычная 4080 обходит Super-версию, в то же время преимущество 4090 доходит до полуторакратного. Благодаря Zluda на radeon'е удалось запустить бенчмарк, однако из-за вылетов он ни разу не смог достичь завершения.

В Davinci Resolve на первом месте стоит производительность кодировщика, остальные элементы видеокарты используются по-минимуму и результаты это подтверждают. Причём по минимальному времени побеждают GeForce’ы, но невозможно проигнорировать их отставание в H.265 кодеке.

В Adobe Premiere Pro очень большое влияние оказывает битность шины. В обзоре 4070 Super мы видели, как все семидесятки были практически равны, и в этот раз тоже наблюдаем, что 7900 XTX с шиной памяти как у 4090, только ей и уступает.

Пройдёмся по нейронкам. В Stable Diffusion преимущество 4090 сильно сокращено из-за перерывов между генерацией изображений. Особенно сильно это проявляется на рыксе в сборке с наименованием Shark. Первые 10 изображений были готовы через 24.7 секунды, а на 100 уходит в 42 раза больше времени. Так что если генерировать помаленьку, то отставание 7900 будет гораздо меньше.

Замена лицевой анимации под озвучку на другом языке в VideoTranslator работает только на Nvidia в той сборке, что нам удалось получить. И разница между участниками едва заметна. Если у вас есть версия этой и следующих программ, работающих на AMD, то просим вас поделиться ими. Тегните Дмитрягу в дискорде, и к в следующему обзору про 4070 Ti Super мы добавим результат XTX.

RVC-Project способен моделировать чужой голос. RTX 4090 не позволяет сильно сократить время тренировки голосовой модели, но если подгонять batch size для каждого GPU отдельно, то разрыв слегка увеличится.

Topaz Video AI сильно загружает как процессор, так и видеокарту. И даже разогнанный 14700KF, на котором специально был проведён этот тест, не позволяет выяснить разницу между топами от Nvidia. Вот вам небольшой спойлер: даже на 4070 Ti рендер займет всего на 3.5% больше времени, но на рыксе он длится на немалые 24% дольше.

Тесты в играх (RTX OFF)

Перейдём же к играм.

Киберпанк, высокий пресет. Настройки выбирались так, чтобы был запас для 4К, который будет следом за Quad HD, и трассировки, что будет ближе к концу. Для тех, кто ещё не догадался, секрет успеха обычной 4080 раскрыт. Её частота на 105 МГц выше, чем у Super'а, и да, этого 4% преимущества оказалось достаточно, чтобы с запасом перекрыть 5% отставание по количеству ядер, а также на 3% меньшую частоту памяти. Причём дело даже не в более дорогом исполнении 4080, а скорее в везении, так как мы видели тесты одинаковых версий, и там тоже 4080 Super имела частоту ниже, а бывало и равенство. Рандом, одним словом.

В 4К FPS восьмидесяток упал на 49%, а на 4090 и 7900 XTX только на 43-44%, из-за чего их преимущество выросло, правда не до тех величин, как хотелось бы. Хотя 36% преимущество Radeon'а над Super'ом по меньшему 0.1% нельзя проигнорировать. С одной стороны фреймтайм рыксы и правда ровнее, с другой же, у GeForce’ов статистику очень редких событий портят сочетания длинный-короткий кадр, являющиеся не статтерами, а особенностями мониторинга, но мы продолжим следить за фреймтаймом в следующих играх.

Starfield, высокий пресет без апскейлеров по умолчанию.

Отрыв лидирующей 4090 явно не соответствует её ценнику. Она только на 30% обходит восьмидесяток и всего на 14% опережает 7900. Причем по очень редким событиям все равны, так как статтеры происходят в одних и тех же местах и их сила не зависит от видеокарты.

Переход в 4К лишает нас 30% FPS, на 4090 чуть меньше. Несмотря на возросшую нагрузку, графические ускорители Nvidia работают на максимально доступных частотах, так как по-прежнему не достигают своих лимитов мощности, в то же время Radeon ограничен 361 Вт, из-за чего неслабо сбрасывает частоты.

Remnant II, ультра пресет, DLSS и FSR: качество. Грех не использовать в этой игре DLSS, так как даже в режиме “качество” с ним FPS на максималках получается выше, чем без него на минималках, и лишаться высокого FPS при высокочастотном Quad HD мониторе явно не стоит. Дмитряга так и играет на 4090, несмотря на периодический упор в процессор.

В 4K 7900 XTX вырывается на второе место с небольшим отрывом от 4080 и 19% отставанием от 4090. Причём по статистике редких событий она снова лидирует, но не спешите радоваться - не всё так однозначно. Дело в том, что первые два круга на рыксе изобиловали статтерами, и непонятно, достаточно ли будет “пролагаться” в начале, чтобы потом всё было отлично? Или статтеры будут преследовать рыксу с каждой новой локацией? К сожалению, у нас нет возможности проверять все игры таким образом.

Robocop, высокий пресет с Lumen-Отражениями, DLSS и FSR: качество. В этой игре апскейлеры дают не такой громадный прирост, как в Remant II, но он всё же немалый. Триумф рыксы продолжается. За ту же, а то и меньшую стоимость она уже в который раз предлагает больший FPS, а 4090 вновь демонстрирует наихудшее соотношение FPS/рубль.

В 4К все видеокарты начинают потреблять больше энергии, но так как Radeon ограничен лимитом мощности, то вместо повышенного “жора” мы имеем меньшие частоты по сравнению с 1440р. Отчасти из-за этого 7900 потеряла наибольший процент FPS и теперь идёт наравне с 4080. Отрыв 4090, наоборот, увеличился, и теперь она на 40% быстрее предтопа Nvidia.

Alan Wake 2, высокий пресет, DLSS и FSR: качество. Несмотря на хороший средний FPS, 7900 XTX имеет наихудший фреймтайм. Раз за разом на ней проскакивают статтеры. Благо, они не так сильны, меньший 0.1% равен 52, что всё ещё выше, чем в Starfield, но хотелось бы вообще без статтеров.

В 4K статтеры не прекратились, при этом рыкса ещё и потеряла больше всех FPS, из-за чего её 15% отрыв от 4080 Super сократился до неощутимых 6%.

Hogwarts Legacy, ультра пресет.

Наблюдаем обратную ситуацию. У 7900 XTX отличный фреймтайм, в то время как на всех GeForce’ах статтеры. Причём на младших картах они менее заметны и зачастую прячутся среди сочетаний длинный-короткий кадр, а тут прям частые, пусть и несильные, но явные статтеры. При этом 7900 XTX ещё и по среднему FPS находится посередине между 4080 и 4090.

В Ultra HD кадровая частота уменьшилась почти в 2 раза, и теперь восьмидесятки недалеко ушли от 60 FPS в среднем, статтеры стали менее ощутимыми, но преимущество Radeon’а увеличилось до 20%.

Resident Evil 4 Remake, максимальный пресет без трассировки лучей. Самая нетребовательная игра из нашего списка одиночных игр. FPS зашкаливает. При этом отставание 4080 от видеоускорителя AMD по среднему FPS не заметить без мониторинга, как и статтеры. Теперь они преследуют рыксу, но в этот раз совсем небольшие. По крайней мере в этой локации.

В 4K фреймтайм на radeon'е стал получше, теперь даже принцессы на горошине ничего не заметят. Сейчас мы наблюдаем один из немногих сценариев, где обе 4080 и 4090 достигают лимита мощности, правда сброс частот всё равно минимален. Что интересно, потребление по датчику в среднем на 15 Вт меньше этого лимита, будто что-то не учитывается. Причём подсветка отключена.

Helldivers II, ультра пресет. Внезапно рыкса отстаёт, причём прилично, 4080 Super на 20% впереди. При этом 4090 опережает её с отрывом меньше обычного - всего 25% по среднему FPS, а по очень редким событиям показывает тот же результат. Возможно, уже процессора не хватает.

В 4K отставание 7900 XTX увеличилось и её FPS не достигает 60 единиц по среднему показателю в обделённом экшеном обучении. Благо, настройки есть куда снижать.

Call of Duty Warzone 2.0, низкий пресет, широкий FoV для техники. Этот и следующие 2 шутера рассмотрим с точки зрения поведения процессора в сочетании с нашими видеокартами. Мы уже не раз упоминали в тестах процессоров, что статтеры в сочетании с зелёными ГПУ абсолютно случайны, и нам было интересно, будут ли отличия по фреймтайму в сочетании с 7900 XTX. Как видите, восьмидесяткам выпал удачный билет. У них превосходные показатели статистики редких и очень редких событий, в то время как на 4090 постоянно проскакивают статтеры. В то же время с рыксой не сказать, что всё однозначно. По меньшим 1 и 0.1% она близка к 4090, но при этом ни одного заметного статтера на ней не было за всё время тестов.

Counter Strike 2, низкий пресет, тени на максимум, сглаживание 2X MSAA. В контре, аналогично Warzone, статтеры случайны. И с radeon'ом они тоже есть, но нельзя не отметить, что по очень редким событиям она лидирует, и среди пяти замеров не было ни одного, где меньший 0.1% был ниже 200, в то время как с Nvidia было и ниже 100.

Hunt Showdown, низкий пресет, FoV 110. В этой игре мы наблюдаем иную проблему. Фреймтайм в испытаниях отличный, с онлайном не коррелируется, однако FPS с упором в процессор ниже в сочетании с 7900 XTX. И на 7800X3D вы, может, и не заметите эту 20% просадку, но на процессорах без 3D-кэша FPS заметно ниже, и делать его ещё ниже явно не хочется.

В среднем по восьми играм без учёта трёх последних шутеров 4080 Super в нашем случае уступила 1% обычной 4080. Да, более удачного чипа и исполнения подороже оказалось достаточно, чтобы перекрыть все те аппаратные преимущества, что имеет Super. При этом доплата за 4090 в среднем даст вам 29% прирост, а выбор в пользу RX 7900 XTX дарит 5% дополнительных кадров в среднем. Да, местами её превосходство доходит до 16% по среднему FPS, но и обратную ситуацию мы тоже наблюдали, так что баланс сильно варьируется от выбора игр. 

В 4K изменился только средний результат 4090. Лишившись частичного упора в процессор в ряде игр, её отрыв от 4080 Super вырос до 37% и на 31% она теперь быстрее, чем XTX.

Но это без трассировки лучей. Что будет, если их активировать?

Тесты в играх (RTX ON)

В киберпанке включение всех видов трассировок, за исключением трассировки пути, роняет FPS в 2 раза на GeForce’ах и в 3 раза на 7900 XTX, и это в Quad HD. Причём о генерации кадров, доступной в драйвере AMD, не приходится говорить, т.к. при 45 FPS её лучше не включать.

В Alan Wake 2 трассировка пути приводит к той же двукратной потере FPS на RTX видеокартах, что и более простая трассировка в киберпанке, возможно, причина тому включенный DLSS. Однако работающий FSR не спасает RX, её FPS упал более чем в 5 раз до кинематографичного уровня.

В Hogwarts’е ультра пресет трассировок чуть менее требователен к Nvidia по сравнению с двумя предыдущими играми, но на рыксе FPS снова критично падает. В этот раз более чем в 4 раза, местами опускаясь ниже 20. И обратите внимание на частоту видеоядра. Она упала на полгигагерца. Понимаете, насколько лимит мощности душит её?

В Resident Evil 4 лучи отнимают смешной процент FPS, 3-4% на зелёных карточках и 11% на красной. Возможно, это не очень подходящая локация, но даже в такой ситуации рыкса отличилась троекратно большим падением FPS.

Средний результат на основе четырёх игр мало информативен, но можно отметить, что разница между 4090 и 4080 Super вышла такой же, как в 4K.

Под конец остаётся рассмотреть разгон. Раз у нашего образца из коробки частоты невысоки, может, потенциал велик? И отчасти это так. Чип позволил разогнать себя на 210 МГц, а и без того разогнанная память взяла ещё +3400 МГц по эффективной частоте. Жаль, что лимит мощности на Palit JetStream не поднять, но даже в Резиденте падение частот из-за его достижения минимально. И раз видеокарта потребляет те же ватты, то и температуры остались теми же, даже память толком не разогрелась. При этом FPS вырос на 7%. В то же время андервольт без потери производительности позволил сократить потребление на 65 Вт, скорость вентиляторов на 250 об/мин, температуру чипа на 6 °С, разогнанная память остыла на 2 °С, а самая горячая точка - на 8-9 °С.

Отсутствие упора в лимит мощности у 4080 Super, как в Remnant II, встречается чаще в играх, поэтому эффективность андервольта упала, но FPS в среднем на пару процентов больше, чем в стоке. Прирост от разгона, однако, стал меньше - 6%, а температуры и потребление слегка выросли. Так что в очередной раз разгон не даёт ощутимой прибавки.

Итоги

Даже в идеальных условиях, где обе 4080 имели бы равные частоты, мы не сможем получить прирост производительности больше 5% от выбора в пользу Super-версии. Это было понятно с самого начала. Вся её прелесть в цене, которая, как на зло, не ниже обычной 4080. Так что смотрите по ситуации, рынок склонен к волнениям. Доплата за 4090 тоже выгодой не блещет, но покупатели найдутся, так как это самая производительная видеокарта на данный момент. Остаётся решить, стоит ли выбирать 7900 XTX вместо любой из 4080. И тут опять решает цена. При равной стоимости 7900 XTX не выглядит хорошим конкурентом. Среднее преимущество по FPS в районе 5%, в рабочем софте зачастую уступает. Чтобы поиграться с нейронками, нужно прям заморочиться, и то не все доступны, а если вы любитель трассировки лучей, то и здесь рыкса не может похвастаться производительностью. Качество генерации кадров, апскейла, шумоподавления и кодировщика уступает оным у Nvidia, видеопамяти, разве что, больше, но и 16 ГБ в большинстве случаев за глаза. Так что брать её стоит при заметно меньшей цене, на наш взгляд, либо если она ощутимо быстрее в ваших задачах, например, любимой игре. Просто по сравнению с 7700- и 7800 XT, которые в среднем были куда быстрее своих конкурентов из зелёного лагеря, пусть и в растеризации, флагман AMD не вызывает восторга.

31 мая 2019
Что может предложить любителям оверклокинга 6-ядерный Intel Core i5-9600k, и до какой частоты можно разогнать этот процессор на материнской плате среднего уровня? Ответы на эти и другие вопросы в материале редакции I2HARD.ru.