Тест QTJ2 ES 0000 vs Xeon E5-2666 v3 vs Ryzen 7 1700 vs Core i3-10100 vs Core i3-12100

Битва за малый бюджет и низкий сегмент

Пока к нам едет 5800X3D, претендующий на роль топового игрового камня, мы решили проверить процессоры по низу рынка. Причём акцент будет сделан на мутантах и Xeon’ах. Разберемся, стоят ли они внимания, или же i3-10100F не оставит им и шанса? А ведь еще есть и ryzen 1700, у которого будет в 2 раза больше ядер. А может, и вовсе доплатить за i3-12100? Вот об этом и порассуждаем, сравним и определимся для кого это всё.

Содержание:

Тестовый стенд

Итак, что за Xeon? Наш выбор пал на E5-2666 v3. Это серверный процессор на сокете 2011-3 и микроархитектуре Haswell, почти как у 4 поколения intel. Имеет он 10 ядер с гиперпоточностью и частотой до 3.5 ГГц. Отличительной особенностью является поддержка как DDR3, так и DDR4 в четырёхканальном режиме. У него есть соперники в виде 2673 и 78v3, но они при большем количестве ядер имеют частоту ниже. То бишь плюс-минус одно и тоже, но 2666 дешевле. Комплект с ним, материнской платой и памятью стоит какие-то жалкие $120. Мы доплатили $30 за вариант с 32 ГБайтами ОЗУ ради более высокой ликвидности. То есть это процессор с кучей ядер, большим кэшем и четырёхканальной памятью, комплект с которым стоит дешевле подавляющего большинства процессоров в нашей рознице.

Хорошо, а что за мутант? Оптимальным нам показался образец с наименованием QTJ2. Это инженерный образец мобильного процессора, который умелые китайцы припаяли к десктопной подложке, а в последних версиях даже наделили крышкой. Мы уже делали ролик про мутанты, и тогда кулер приходилось устанавливать на голый кристалл. Теперь одной проблемой меньше и одной больше, но об этом позже. Для простоты понимания: QTJ2 является аналогом i5-10400. Имеет те же 6 ядер, 12 потоков с идентичной частотой турбобуста и микроархитектурой. Даже встроенная графика есть. Что же в нём привлекательного? Естественно, цена. В то время как на том же AliExpress новый 10400 стоит $155, а F версия - $125, цена мутанта составляет всего $90.

К тому же он устанавливается в материнские платы не 400 и 500 серии чипсетов, а 100, 200 и некоторых из 300 (H310C, B365, Z370). Мутант может быть отличным вариантом апгрейда, да и к тому же, в отличии от Xeon’a, чья материнка создана из б/у комплектующих, новые платы для мутанта всё ещё продаются. Наш выбор пал на ASUS Tuf B365-Plus Gaming. Тут и радиаторы повсюду, да и интересно было глянуть на её возможности.

Первым представителем обычных процессоров выступит i3-10100F, зарекомендовавший себя как оптимальный бюджетный процессор. Раз мы рассматриваем Xeon’ы и мутанты с AliExpreess, то логично будет брать цены обычных процессоров оттуда же, и тут рукой машет 1700 ryzen, стоимость которого невысока.

8 ядер, 16 потоков, 3.2 ГГц по всем ядрам. Напоминает Xeon, у которого тоже куча слабых ядер. Также добавим в сравнение вариант из серии “а если доплатить?”. Изначально планировался i5-10400F, но пораскинув мозгами, можно прийти к мнению, что его вытеснил i3-12100F. Они уже сравнивались нами, и i3 показал себя лучше по игровой производительности, да и в синтетике не уступает.

А цена комплектов по сути одинаковая. i3 чуть дешевле, но материнская плата дороже. Да, на H610 чипсете выше 3200 МГц не разогнать память, но учитывая ограниченное на SA напряжение, не дающее разгуляться, B660 чипсет даст очень мало в плане разгона памяти. При этом на i3 выше версия PCI Express: 4.0 против 3.0. 5-ая версия, напомним, работает только на Z690 чипсете. Плюс с i3 можно будет сделать апгрейд на i5-12400, в свою очередь с 10400 и материнкой без радиаторов не разгуляешься.

Список комплектующих

  • Видеокарта: Palit GeForce RTX 3080 Ti GameRock OC
  • Процессор #1:AMD Ryzen 7 1700
  • Процессор #2: Intel Core i3-10100
  • Процессор #3: Intel Xeon E5-2666 v3
  • Процессор #4: QTJ2 ES 0000
  • Процессор #5: Intel Core i3-12100
  • Материнская плата #1: MSI B450M Bazooka MAX WIFI
  • Материнская плата #2: ASUS ROG Maximus Z690 Hero
  • Материнская плата #3: Machinist X99 G7
  • Материнская плата #4: ASUS TUF B365M-PLUS GAMING
  • Материнская плата #5: ASUS TUF Gaming Z690-plus WIFI D4
  • Оперативная память DDR3: SAMSUNG ECC REG 4x8 ГБ
  • Оперативная память DDR4: Crucial Ballistix Sport LT [BLS8G4D30AESCK] 3000 MHz CL15 2x8 ГБ
  • Система охлаждения: ID-Cooling SE-224-XT Black V2
  • Накопитель: Crucial MX500 2 TB
  • Блок питания: Deepcool DQ850-M-V2L
  • Корпус: Open Stand
  • Операционная система: Windows 10

Особенности, установка и настройка Мутанта

Перед началом тестов поговорим о сборке. Комплект с xeon’ом приезжает сразу в собранном виде, поэтому обязательно снимите распаковку на видео, расположите стенд на коробке и проверьте работоспособность всего, чтобы в случае чего открыть спор. Обычных процессоров это также касается. Мы уже упоминали, что заказали Ryzen 5 5600, а приехал 3600. После проверки можно спокойно собирать всё в корпусе, но не в случае с мутантом.

Для мутанта нужен особый BIOS, без которого он не запустится. Создать его достаточно просто. Скачиваем оригинальный BIOS и программу от энтузиаста Svarmod - Coffee Time. В последней открываем файл с BIOS и совершаем несложные действия. Необходимость применения всех пунктов с фиксами не проверялась, поэтому для каких-то материнок что-то из этого делать, возможно, не стоит. Например, на некоторых MSI 6 - 9 шаги могут не работать, а во вкладке Extra для плат этого производителя отключите предупреждение о ненормальном ME.

Предпоследним этапом является замена микрокодов. Большинство современных материнских плат сможет вместить их все, но если у вас не такая, то вот небольшой список, что нам удалось нагуглить:

  • QL2X, QL3X — 506E8
  • QNCT, SRCX2 — 906EA стабильная ревизия AA
  • QQLT, QQLS — 906EC стабильная ревизия BE
  • QTJ1, QTJ2 — 906ED стабильная ревизия BE

«Стабильная» — это рекомендация от автора CoffeeTime — Svarmod

Что касаемо версий микрокодов, то разницы между ними мы не заметили. В конце остаётся сохранить BIOS с удобным для вас наименованием.

Завершающим этапом является прошивка BIOS. Если у вас MSI или Gigabyte - ликуйте. Это можно будет сделать программным методом. Но только, если уже есть обычный процессор для них, в остальных случаях используется программатор. Если на вашей плате микросхема BIOS съёмная - снова ликуйте. Её можно аккуратно вынуть и спокойно прошить за другим компьютером. А в остальных случаях нужно либо цепляться прищепкой к микросхеме и не дышать, чтоб не слетела, либо выпаивать.

Сам процесс прошивки несложный. Мы использовали софт Neo Programmer. В нём просим автоматически определить микросхему, а затем выбираем нужную из списка, основываясь на заранее сделанной фотографии. Далее нужно прочитать флешку, стереть, открыть файл отредактированного BIOS и записать его с проверкой.

“После этого можно собирать систему и пользоваться”, - хотелось бы сказать, но не тут-то было. Сборка тоже необычна. Кастомная китайская крышка выше стандартной, поэтому нужно снять рамку сокета, подложить шайбы и установить её обратно.

По той же причине не каждый кулер будет с ним совместим без модификаций. В нашем случае пришлось ослабить винты крепления кулера, чтобы иметь возможность зацепиться и закрепить его.

“Ну вот и всё, осталось включить XMP и пользоваться”, - мечтали мы. XMP работает наполовину. Тайминги прописываются, а вот частота по умолчанию - 2666 МГц.

Поэтому заходим в Advanced Mode, AI Tweaker и выбираем частоту самостоятельно. Мы хотели использовать для всех систем на DDR4 классический XMP 3200 МГц CL16, но так как QTJ2 - это инженерный образец мобильного процессора, припаянного к десктопной подложке, частотный предел памяти здесь гораздо ниже, чем у того же 10400F. В нашем случае выше 3066 МГц запуска нет.

Хорошо, пусть будет эта частота. Применяем, запускаемся, идём играть и видим, что вместо 4000 МГц частота процессора скачет в районе 3400 МГц.

Запускаем стресс-тест и HWiNFO, чтобы понять в чём дело. А, всё ясно. Раз это мобильный процессор, то и TDP у него скромный - всего 45 Ватт.

Снова идём в BIOS. Будь у нас обычный процессор, достаточно было бы выбрать Performance Mode в соответствующем пункте, но не в нашем случае. Из-за этой настройки перестаёт работать Turbo Boost на малое количество ядер, поэтому выставляем лимиты ручками. 

Загружаемся в систему, запускаем в стресс-тест и наблюдаем неприятную картину. Температуры явно велики для такого процессора.

Ах да! Провозились с BIOS'ами и креплениями, но забыли про наклейку на крышке процессора.

Пересобираем систему, снова запускаем стресс-тест. Температура упала на 11-12 °C, но всё равно велика. Оно и неудивительно: напряжение на процессор подаётся немалое, оттого и энергопотребление подскочило.

Тут нам мешает ещё одна особенность работы плат ASUS со всякими модификациями BIOS и инженерными процессорами. Заходим снова в BIOS (туда же, где поднимали лимиты) и в пунктах IA AC/DC Load Line выставляем минимальные значения.

И вот теперь всё в порядке.

А сейчас представьте, если ваш друг спрашивает у вас, какую систему купить подешевле, и вы предлагаете ему такой вариант и показываете эту часть нашего обзора. Что он вам скажет? Так что мутант больше подходит для тех, кто привык ковыряться с железом.

Что касаемо других материнских плат, есть альтернативная плата за те же деньги - ASRock B365M PRO4, но там часть мосфетов не прикрыта радиатором, и нам неизвестно, какие у неё могут быть свои проблемы.

Зато мы знакомы с платами от Gigabyte и MSI. У нас на руках уже были эти материнки на H310C и B365 чипсете, и мы проверили их в деле. Gigabyte тоже завышает напряжение, поэтому нужно выставить соответствующие пункты в BIOS.

А вот снять лимит по энергопотреблению удалось только программно в Intel XTU.

Также есть проблема с частотой ОЗУ. Gigabyte живёт своей жизнью и выставляет частоту как ей заблагорассудится.

На MSI всё куда лучше. Лимит изначально выставился достаточно высокий, напряжение в норме, единственным минусом можно отметить ограниченную частоту ОЗУ - больше 2933 МГц не поставить, хотя на B250 от той же MSI всё в порядке.

С VRM на платах с H310C чипсетом не всё так радужно. Обе платы троттлят в стресс-тесте из-за перегрева мосфетов.

Можно выставить лимит в 65 Ватт, который будет для них терпимым. Энергопотребление в играх невысокое, поэтому их можно рассматривать для этого процессора.

MSI B365M MORTAR тоже ограничена множителем памяти, поэтому выбор в её пользу даст вам разве что низкие температуры на VRM.

На самом деле многих проблем можно избежать, если пойти путём наименьшего сопротивления. Создать BIOS попросите продавца или другого человека. Плата от MSI имеет меньше всего заморочек: ковыряний в BIOS'е минимум, прошить можно программно, а если нет процессора, то можно заплатить специально обученному человеку с программатором.

Тесты в стоке

Тесты в бенчмарках

Теперь, когда всё настроено, переходим к бенчмаркам.

В Аиде четырёхканальный режим DDR3 не помог xeon'у, у него самая низкая пропускная способность и самая высокая латентность памяти. Свой вклад в задержки вносит и регистровость памяти. Ryzen недалеко ушёл по задержкам, но по скорости чтения и записи он в лидерах. А QTJ2, несмотря на чуть меньшую частоту памяти, показывает почти те же результаты, что и i3-10100.

В CPU-Z 1700-й равен в тесте однопотока с 2666 v3. 10100 и QTJ2 быстрее почти на 30%, а 12100 вне конкуренции. В многопотоке всё иначе. 10 медленных ядер с гиперпоточностью никому не уступили.

В Cinebench R23 xeon дал слабину, уступив ryzen'у в Single Core тесте, а четырёхядерный 12100 оказался наравне и даже чуть лучше, чем шестиядерный QTJ2 и восьмиядерный 1700 по Multi Core.

В GeekBench Xeon снова набрал обороты, сравнявшись с ryzen'ом в однопоточных тестах и на 19% обойдя в мультипоточных.

QTJ2 в этом бенчмарке не котируется, так как является по сути инженерным процессором и результат для него не выдаётся бенчмарком.

Рендер проекта силами процессора в Adobe Premiere Pro занимает почти одно и то же время на всех процессорах, кроме i3-10100. Но помним про производительность на ядро, которая также важна во время монтажа.

Температуры и потребление

Температура процессора за 10 минут-стресс теста во всех случаях находится на адекватном уровне. Однако тут есть, что обсудить. И на этот раз много придирок будет к xeon'у. Как вы можете видеть, датчик энергопотребления показывает чушь. 25 Ватт - даже не близкое значение. Учитывая, что из розетки система потребляет 240 Ватт, на процессор приходится около 140. А такая нагрузка является уже серьёзным испытанием для китайской материнской платы.

Радиатор на ней выглядит эффектно, но не эффективно.

Тем не менее, в основании он греется примерно до 80 °C без какого либо обдува, не считая кулера. Компоненты вокруг мосфетов горячее, их температура достигает 100 °C.

Однако большее беспокойство вызывает серверная DDR3. В премьер про температура одного из чипов достигает приличных 90 °C. В корпусе с вентилятором на выдув температура будет лучше, но всё равно это много.

К слову, наша плата от ASUS сильно не греется с QTJ2, так что тут есть запас и для мутантов с разблокированным множителем.

Тесты в играх

Киберпанк, пресет графики - трассировка лучей ультра, RT-отражения выключены, DLSS - ультра производительность, плотность толпы высокая.

Такие настройки явно тяжелы для ryzen 7 1700, который не является любимчиком этой игры. 20 потоков xeon'а равномерно загружены, но этого всё равно недостаточно, чтобы достичь уровня QTJ2, который дышит в спину i3-12100. В свою очередь 10100 находится между 2666 v3 и 1700-м ryzen'ом

Far Cry 6, ультра пресет, трассировка включена, HD-текстуры отключены, FSR - производительность. Эта игра очень слабо параллелится, поэтому i3-12100 с самой высокой производительностью на ядро никому не уступит первое место. Ryzen и xeon выдают близкий FPS, но 1700-й всё же быстрее. В отличие от киберпанка, все процессоры демонстрируют достаточную производительность. Ryzen и xeon просаживаются ниже 60 кадров в секунду, но несильно. Однако 10100 ощутимо их опережает

Тень лары, наивысший пресет, модификатор разрешения 20%. Все процессоры выстроились в соответствии со своим средним FPS. То бишь снова ryzen 1700 проиграл уже не свежему процессору с вдвое меньшим количеством ядер. Показатель энергопотребления QTJ2, как и в киберпанке, не превышает 50 Ватт. То есть, если выбрать ранее упомянутую материнскую плату на H310C чипсете от MSI или Gigabyte, с ними будет всё впорядке, и с лимитом в 65 Ватт троттлинга в играх не будет, если тепло видеокарты своевременно отводится за пределы корпуса.

StarCraft II, максимальные настройки графики. Снова малопоточная игра и снова ryzen с xeon'ом идут наравне. i3-10100 и QTJ2 на той же микроархитектуре выдают более чем в 1.5 раза больше кадров в секунду. Даже 25 МБ L3 кэша не спасают 2666 v3. А четырёхядерный 12100 снова на коне. Пока не было ни одной игры, в которой бы он уступил. Но ничто не вечно.

Total War Saga: Troy, ультра пресет графики, детализация травы и размеры отрядов - экстрим, сглаживание и модификатор разрешения на минимум. Вот она! Идеально параллелящаяся игра! Никто не может превзойти десятиядерника, который на четверть быстрее, чем другие четыре процессора в сравнении. И да, выходит, что даже в такой игре ryzen не смог превзойти остальных. У 12100 ниже статистика редких и очень редких событий, однако половину прогонов на 1700 пришлось отсеять, так как в них были статтеры. i3-10100 ничем не может похвастаться в этой игре. У него и ядер мало, и сами ядра в 1.5 раза медленней, чем у современных процессоров intel.

CS:GO, минимальные настройки, кроме разрешения текстур и сглаживания. В контре xeon удивил. Он на четверть быстрее ryzen'а и при этом несильно отстаёт от QTJ2. С большой вероятностью тут дал о себе знать 25 МБ L3 кэш, но позже вы узнаете ещё об одной неожиданности. Разумеется, FPS более чем достаточен на любой из систем.


Итоги по тестам в стоке

В среднем по палате выходит, что Ryzen не выдерживает конкуренции. 10100 не хуже в играх, xeon тоже, последний ещё и в синтетике превосходит.

Вы могли заметить, что половина игр из нашего списка плохо параллелятся. Но это не наша вина, такова реальность. Многие проекты, особенно соревновательные имеют эту отличительную черту. Взять ту же доту, апекс, фортнайт. И к тому моменту, когда восемь потоков начнут захлёбываться во многих играх, вы просто сделаете апгрейд, либо снова купите что-то дешёвое. Сборка на QTJ2 выходит немного дешевле, чем на 10100F, при этом у вас больше ядер, а также есть встроенная графика.

К слову, Resizable Bar тоже на нём работает. Наличие зависит от материнской платы, но по факту он есть. Так что если готовы столкнуться со всеми упомянутыми сложностями, вы будете в выигрыше. Заплатили меньше - получили больше. 12100 в нашем сравнении оверпрайсом не выглядит. Он был хорош как в синтетике, так и в играх. Есть возможность небольшого апгрейда на 12400 в будущем, PCI Express 4 версии, никаких заморочек. Что касаемо xeon'а, то он берёт лишь ценой. Брать его для работы - такое себе. Да, много ядер, но однопоток очень слаб, а это ощущается везде, не только в играх. Надежность материнской платы на низком уровне, поэтому только цена комплектующих - его плюс. Может, разгон всё изменит?

Разгон

В этот раз выделяется xeon. Если для остальных достаточно разогнать всё в BIOS, то в его случае этот BIOS нужно заменить, чтобы получить такую возможность. Благо, делается это очень просто. Сам BIOS можно легко найти на просторах интернета с уже зашитым анлоком турбобуста одновременно с андервольтом.

“Что за анлок?”, - спросите вы. Это когда частота буста на одно ядро становится доступной при нагрузке на все ядра, если лимита мощности достаточно, датчика для контроля которого у нас нет. Для E5-2666 V3 это - 3.5 ГГц. Андервольт при этом ни в BIOS'е, ни программно осуществить не удалось. Также разблокированный BIOS даёт нам возможность менять частоту памяти и тайминги. 2133 МГц на этой материнской плате недоступны, поэтому 1866 МГц с первым таймингом 9. MemTweakIt способен регулировать тайминги из-под винды, но иногда это приводит к зависаниям. Будьте осторожны. А когда мы пережали tRFC, один из модулей памяти перестал работать, и у нас стало 24 ГБайта ОЗУ вместо 32. Благо планка ожила после увеличения тайминга. Плюс регистровая ECC память при возникновении ошибок может их исправлять, из-за чего будет падать производительность, а ошибки в тесте памяти вы не увидите. Также мы рассмотрим необходимость отключения гиперпоточности.

Для ryzen'а ядра зафиксированы на отметке 3800 МГц, что является почти 20% увеличением частоты. Контроллер памяти звёзд с неба не хватает - всего 3466 МГц с первым таймингом 14.

i3-10100 имеет заблокированный множитель, поэтому разгоняем только память. Так как подразумевается использование его в паре с материнской платой на B560 чипсете, никаких разгонов по шине не будет, а по памяти вышло 4266 МГц с первым таймингом 17.

QTJ2 выше 3066 МГц не взял, как бы мы не старались. Виной тому с большой вероятностью является отсутствие регулировки напряжения IO. Даже открыв этот пункт путём редактирования BIOS'а, реакции на изменение никакой. Так что остаётся только ужать тайминги. Также мы проверили, зависит ли частота памяти от чипов, и ответ положительный. Два двуранговых модуля на чипах Samsung B-Die не запускались выше 2533 МГц.

Для 12100 ужатие таймингов также является единственным вариантом, так как мы выбрали имитацию H610 чипсета. Напомним, что причины было две. На B660 чипсете материнские платы заметно дороже, а второй причиной является заблокированное напряжение на SA, не позволяющее поднять частоту памяти на некоторых процессорах с заблокированным множителем выше 3466 МГц.

Тесты в бенчмарках

В AIDA64 xeon обошёл ryzen'а по всем показателям скорости памяти. И пропускная способность у него выше, и латентность ниже, по скорости чтения он даже лидер. Все скорости на QTJ2 и 12100 после настройки одних лишь таймингов выросли на 4 ГБ/сек, но в любом случае сравнивать эти показатели между разными платформами - дело неблагодарное.

В CPU-Z ryzen догнал 2666 v3 в тесте многопотока и обошёл в однопотоке. QTJ2, 12100 и xeon без мультипоточности находятся на одном уровне в многопотоке. В этом бенчмарке виртуальные потоки дали E5 целых 37% дополнительных баллов, а вот в Cinebench - только 24%. В остальном картина совпадает с предыдущим бенчмарком.

В Geekbench i3-10100 чувствует себя чуть получше благодаря самой высокой частоте памяти. Мультипоточность xeon'а дала в среднем около 12%, а QTJ2 инженерным образцом после разгона памяти быть не перестал.

Если в премьере до разгона был паритет между всеми, кроме 10100, то после настройки ryzen и xeon получили наивысший прирост. Hyper-Threading дал в этот раз всего 14%.

Температура и потребление

После разгона ryzen и xeon стали горячее, а оба i3 и QTJ2 без изменений. Энергопотребление стенда с xeon'ом из розетки выросло с 240 Вт до 266. Без гиперпоточности, наоборот, значение стало ниже, чем в стоке.

Температура VRM изменилась соответствующим образом, поэтому наличие дополнительного вентилятора над сокетом очень желательно в корпусе.

Но куда больше проблем вызывает серверная память. С новым BIOS'ом нам стал доступен датчик её энергопотребления, но он также показывает значения с потолка. Тем не менее, проблема с её температурой стала ещё острее. При достижении 100 °C она начинает троттлить. Это видно по датчику энергопотребления при равномерной нагрузке, хоть и значения явно бредовые.

Из розетки с четырьмя модулями потреблялось 200 Ватт, а с одним - 166. Учитывая, что и потребление процессора падает при уменьшении количества поступающих данных, то на один модуль приходится менее 10 Ватт. Тем не менее, первый модуль памяти является самым горячим. Dmitryaga пару лет назад уже столкнулся с этим в играх и троттлинг там ощутимый.

Так что если у вас плохо продуваемый корпус, придётся создавать принудительный обдув. Например, небольшой кусочек дефицитной бумаги направит часть воздушных потоков на память, отчего ей явно станет легче.

Тесты в играх

Возвращаемся к играм. 

В киберпанке ryzen получил наибольший прирост от разгона, но всё равно остался на последнем месте, не обойдя даже 10100. Баланс между xeon’ом, QTJ2 и 12100 почти не изменился. Отключение гиперпоточности у 2666 v3 приводит к потере производительности.

В Far Cry 6 разгон ядер и памяти 1700-го позволил ему чуть сильнее оторваться от xeon’а, но если тому отключить мультипоточность, они снова станут равны. И хоть их отставание от других участников сократилось, даже i3-10100 является более предпочтительным в этой игре.

В Ларе снова все процессоры выстроились в порядке своего среднего FPS. Разница между крайними участниками не так велика по сравнению с другими играми - всего 35% по среднему показателю. Отключение технологии Hyper-Threading дало в этот раз 6% прирост.

В Старкрафте вышел удивительный результат. Xeon с гиперпоточностью и без, а также ryzen выдали равный FPS по всем трём показателям. i3-10100 и QTJ2 тоже очень близки, но второй всё же впереди. В 2 раза больший объём L3 кэша и более высокая частота турбобуста оказались полезней в этой игре, чем высокочастотный разгон памяти.

В Трое 1700-й существенно сократил отставание от E5-2666 v3. Если раньше xeon был быстрее на 25%, то теперь только на 9%. Да и количество прогонов со статтерами стало куда меньше у ryzen'а. i3-12100, хоть всего и на кадр, но впервые уступает QTJ2 по среднему FPS. Что касаемо мультипоточности, то отключать её в этой игре явно не стоит. Она даёт больше 30% дополнительных кадров в секунду.

В контре расстановка сил всё та же. Ryzen с меньшим отставанием, но на последнем месте. Xeon дышит в спину i3-10100, тот близок к QTJ2, а 12100 по-прежнему находится в значительном отрыве от всех. Подумать только, это - малопоточная игра на старом движке, в которой между 4 и 6 ядрами разницы нет, только больший кэш даёт прирост, но если отключить мультипоточность на десятиядернике, то вы потеряете 10% FPS.

Итоги по тестам в разгоне

В среднем выходит, что Xeon лучше Ryzen'а. Разгон того не спас. В некоторых играх они были близки, но контра, киберпанк и Троя позволили набрать xeon'у преимущество. В синтетике двоякая ситуация. С одной стороны, в мультипотоке 2666 v3 быстрее; с другой стороны, 1700 имеет выше производительность на ядро. Аналогами, как ни крути, их не назвать, но можно сказать, что xeon не хуже, но при этом куда дешевле. Отключение гиперпоточности иногда даёт прирост в играх, но совсем небольшой, а вот потери местами ощутимые. Однако ради меньшего энергопотребления сделать можно. Баланс между i3-10100, 12100 и QTJ2 практически не изменился.

Это можно наблюдать по приросту от разгона. Ryzen получил самый ощутимый прирост от настройки, но всё равно не стал привлекательнее к покупке сегодня, на наш взгляд.

Заключение

QTJ2 за свою цену демонстрирует хорошую производительность, есть встройка, но процесс сборки отметает львиную долю потенциальных пользователей. Xeon дешёвый, игры пока что тянет, но он единственный, кто имеет самую серьёзную уязвимость - материнскую плату. Даже для мутанта можно купить новую с гарантией, а с этим машинистом - как повезёт. Может и 10 лет прослужить, а может и через месяц помереть. Что тогда делать будете? Сборка на Xeon'е помимо цены имеет ряд преимуществ, которые трудно применимы в играх и популярных программах: большое количество ядер и объём оперативной памяти. Их можно использовать, например, в домашних экспериментах с виртуализацией. На просторах али есть и двухпроцессорные платы с кучей слотов под память. Теоретически это позволяет заиметь десятки слабых ядер и сотню другую ГБ памяти, но куда это применять, если для ответственных бизнес-задач китайские эксперименты с бу серверными чипсетами годятся вряд ли.

12100, повторимся, своих денег стоит. Экономия путём покупки его на али является наименее рискованной и наиболее выгодной.

А на этом всё. Здоровья вам и до новых встреч.

31 мая 2019
Что может предложить любителям оверклокинга 6-ядерный Intel Core i5-9600k, и до какой частоты можно разогнать этот процессор на материнской плате среднего уровня? Ответы на эти и другие вопросы в материале редакции I2HARD.ru.